Новости раздела

«Курултай 1269 года поставил юридическую точку в процессе распада Монгольской империи»

Историк Ильнур Миргалеев о формировании международной политики Золотой Орды в период ее становления. Часть 3

«Курултай 1269 года поставил юридическую точку в процессе распада Монгольской империи» Фото: wikipedia.org

«Реальное время» продолжает публиковать авторские колонки историка Ильнура Миргалеева, посвященные формированию международной политики Золотой Орды в период ее становления. В заключительной статье цикла автор рассказывает о распаде Монгольской империи и таласском курултае.

«Практически за таласским курултаем стояли именно джучиды»

Курултай 1269 года является последним всемонгольским съездом и датой заключения мира между чингизидами из дома Джучи, Чагатая и Угедея, где были установлены границы их владений и признаны два новых улуса тулуйидов: Улус Хубилая и Улус Хулагу, возникновение которых не имело отношения к завещанию Чингиз-хана, и не было до этого урегулировано. И Хубилай, и Хулагу пока имели только статусы главнокомандующих войск, отправленных для новых завоеваний. Хотя Хубилай и победил Арык-бугу и объявил себя каганом Монгольской империи, никто кроме Хулагу его не признал и не собирался признавать в таком качестве.

Съезд 1269 года поставил юридическую точку в процессе распада Монгольской империи, попутно кардинально решив все противоречия касательно верховной власти в империи. Хотя, стоит отметить, что продолжительное время имела место попытка позиционировать наличие кагана в Ханбалыке (современный Пекин). Однако это обстоятельство носило все же только декларативный характер и ничего общего к реальным взаимоотношениям между чингизидами не имело.

По сведениям Рашид ад-дина, который, безусловно, является объективным источником по теме взаимоотношений в общем доме чингизидов, курултай прошел в Таласской долине. Современные исследователи П.Н. Петров и А.М. Камышев обосновывают, что курултай состоялся в местечке Йанги Тараз (территория современного Кыргызстана).

Безусловно, историю Улуса Джучи прежде всего и других чингизидских государств можно начать раньше. Сам Джучи активно укреплял свой удел, сумел создать сильную семью, правил в своих землях, имел воинский контингент и самостоятельно вел завоевание новых территорий прежде всего для расширения собственного улуса. Его сын Бату также правил улусом отца и, несколько позже возглавив войска Западного похода, расширил улус Джучидов до огромных размеров. Бату сумел разгромить две линии чингизидов — Чагатаидов и Угедеидов — и привести к власти потомка Тулуя — Мунке и самому стать соправителем Монгольской империи. Его брат Берке продолжил укреплять власть рода Джучи, воевал против других чингизидов и вел внешнюю политику, которая кардинально изменилась. Прежде всего, во главе угла ставились только интересы Улуса Джучи. Берке заключил союз с правителем мамлюкского Египта Бейбарсом против Хулагу. Не признал в качестве кагана Хубилая, открыто выступив против него и поддержав Арык-бугу. Будучи мусульманином сблизился с исламским миром, изменив соотношение сил в мировой геополитике того времени.

Хотя Хубилай и победил Арык-бугу и объявил себя каганом Монгольской империи, никто кроме Хулагу его не признал и не собирался признавать в таком качестве. Фото wikipedia.org

Берке прошел через многие испытания, но не отступился и вел абсолютно независимую политику. Его смерть никак не повлияла на развитие джучидского улуса по пути становления полностью независимым государством. Пришедший к власти в 1266 году Менгу Тимур первым делом начал чеканить монеты от своего имени. Хотя Берке к концу своего правления также чеканил монеты со своей тамгой.

Практически за таласским курултаем стояли именно джучиды. У них была цель юридически закрепить признание своей независимости со стороны других чингизидских правителей. Теперь, после урегулирования конфликтов и открытых военных столкновений в среднеазиатском регионе, они сосредоточили свое внимание в южном направлении, против хулагуидов, с которыми у них до конца так и не были урегулированы границы. Вначале джучиды попытались мирным путем решить вопрос с новыми правителями Ирана. Они признали их интронизацию и их правителя. Но не смогли добиться пересмотра границ на Кавказе, что привело к более тесному контакту с Египтом и к попыткам военным путем решить данную проблему.

«Царевичи собрались на берегу реки Талас и после недели празднований держали совет»

Договоренности прежде всего между домами Джучи и Тулуя практически закончились сразу же после смерти кагана Монгольской империи Мунке в 1259 году. В это время два его брата — Хубилай и Хулагу вели завоевания в Китае и на Ближнем Востоке и командовали имперскими войсками. Каганом стал еще один брат Мунке — Арык-буга, однако его не признали свои же братья, стоящие во главе двух крупных армий. Каганом себя объявил Хубилай, началось открытое военное противостояние, в которое постепенно втянулись и другие чингизидские правители, прежде всего джучиды. Именно их помощь позволила продержаться некоторое время Арык-буге. Хотя сторонники тулуйидов были и в Улусе Джучи, которые призвали Хулагу стать во главе их улуса. Джучиды могли потерять свою власть. Но они смогли не только покончить со сторонниками Хулагу у себя, но и победили его в сражении на Тереке. Это было большим достижением, так как Хулагу стоял во главе большой армии, собранных в свое время со всей империи для новых завоеваний и контролировал большие территории.

В 1263 году Берке заключает союз с Бейбарсом против Хулагу. В 1264 году, после того как Арык-буга потерпел поражение, Берке начинает чеканить монеты со своей тамгой, тем самым показывая, что после поражения Арык-буги он не признает Хубилая. Более того, Берке, а затем Менгу Тимур начинают активно «восстанавливать» дома Чагатая и Угедея в Средней Азии как буферную зону между землями Хубилая и Джучидов. Именно благодаря поддержке джучидов, Хайду, внук Угедея, смог восстановить улус своего деда. Правда, «восстановленный» «Улус Угедея» расположился на землях чагатаидов, которые также активно пытались выживать как отдельная полития.

Хан Мункэ на троне. Миниатюра из «Тарих-и-джехангуша» Джувейни. Фото wikipedia.org

Джучидам крайне важно было «разорвать» связь между землями Хубилая и Хулагу. Для этого им нужно было установить мир на своих среднеазиатских границах и реанимировать остальные чингизидские дома. Оказалось, что чагатайцы воспряли, и более того, они смогли победить союзника джучидов Хайду. Поэтому джучиды поменяли тактику и решили помириться с правителем чагатайцев Бараком. Барак был остановлен благодаря джучидам, которые отправили против него большой воинский контингент. Но джучиды не стали добивать Барака, в сложившейся ситуации он был крайне важен для противостояния против Хубилая и Хулагу. Поэтому они послали к нему родственника Хайду — Кипчака, который был дружен с Бараком и заключили мир. Они решили поставить точку во всех накопившихся проблемах. Было решено организовать курултай.

Курултай прошел на территории, подконтрольной Хайду. Этим участники давали понять своим соперникам из дома Тулуя, что они возвращают внутридинастийные споры к временам законного кагана Угедея, назначенного в свое время официальным преемником самого Чингиз-хана на семейном совете, где присутствовали все первые принцы. Тем самым обойдя вопрос интронизации потомков Тулуя, младшего сына Чингиз-хана. Комбинации внутри чингизидской династии кардинально изменились. На этот раз также за таласским курултаем стояли джучиды, как бы исправляя ситуацию, в свое время инициированную Батыем, когда были низвергнуты семьи Угедея и Чагатая и к власти при помощи курултая, организованного также джучидами, пришел дом Тулуя.

Как известно, после окончания западного похода Бату взялся за активное государственное строительство на новых территориях, вошел в конфликт с центральным правительством и открыто враждовал с каганом Гуюком. В 1251 году практически только джучиды и тулуйиды организовали курултай, где избрали каганом Мунке, так как Бату отказался, а стал соправителем империи, предпочтя укрепиться в своем улусе. Такая ситуация устраивала джучидов, но как только скончался Мунке, началась борьба за главный престол между его братьями. Поэтому джучиды вынуждены были ввязаться в политическую борьбу и достаточно умело участвовали в ней и смогли «вернуть» в борьбу низвергнутые ими же чингизидские рода. Безусловно, с 1259 по 1269 год золотоордынское правительство главным приоритетом во внешней политике видело в юридическом оформлении своей власти и официального признания своей независимости. Именно такое желание, прежде всего джучидов, и привело к организации последнего всемонгольского курултая.

Весною 667 г.х. (1269 год) царевичи Хайду, Барак, Беркечар (представитель Менгу Тимура) собрались на берегу реки Талас и после недели празднований, на восьмой день, держали совет. После всех договоренностей они поклялись в верности союзу и дали клятву друг другу. С этого периода Менгу Тимур принял титул хан (император). Также и другие чингизидские правители Хайду и Барак начали именоваться ханами.

Отказ Хубилаю в статусе кагана должен был лишить тулуйидов верховной власти. Фото wikipedia.org

«Решения таласского курултая устраивало на тот момент всех участников раздела монгольской империи»

В процессе распада Монгольской империи на карте мира официально появились следующие государства:

  1. Улус Джучи (в историографии известен как «Золотая Орда»), на территории от Алтая до Дуная.
  2. Улус Чагатая, на территории Средней Азии.
  3. Улус Угедея (в историографии также известен как «государство Хайду», на территории восточного Туркестана и Средней Азии).
  4. Улус Хубилая (в историографии часто на китайский манер употребляют «династия Юань» или «Юаньская империя») на территории Китая и Монголии.
  5. Улус Хулагу (в историографии также известен как «государство Ильханов»), на территории Ирана, Ирака, Азербайджана и Малой Азии.

Политии, воссозданные Барком и Хайду, в итоге через не большое время сошли на нет и разделились на кочевую часть — Моголистан и на оседлую часть — Мавераннахр. Но при этом их потомки еще какое-то время продолжали играть важную роль в этих владениях.

Участники Таласского курултая разделили империю Чингиз-хана и официально признали друг друга независимыми государствами, попутно объявив и о союзе между тремя чингизидскими державами. При этом они приняли решение о признании еще двух чингизидских политий, которые не были среди земель, выделенных в отдельный улус самим Чингиз-ханом, а возникли из новых завоеваний уже внуков Чингиз-хана — от главнокомандующих Монгольской империи, из детей Тулуя, младшего сына Чингиз-хана — хранителя коренного юрта. Поэтому их отсутствие на курултае — это еще и признание глав действующих армий в качестве правителей на новозавоеванных территориях. Также и отказ с их стороны Хубилаю в статусе кагана должен был лишить тулуйидов верховной власти.

Как видим, решение было достаточно обдуманным, неважно, что там не было представителей Хубилая и Хулагу, по статусу они все еще были главнокомандующими имперскими войсками. Тулуй не получил нового улуса, поэтому потомки Джучи, Чагатая и Угедея реанимировали «завещание Чингиз-хана» и признали границы своих владений, попутно «утвердив» и состоявшийся факт — образование двух тулуйидских улусов. В рамках чингизидской династии все было учтено и не вызывало нареканий. Надо признать, что решения таласского курултая устраивало на тот момент всех участников раздела монгольской империи, включая и Хубилая с Хулагу.

Ильнур Миргалеев
ОбществоИстория
комментарии 57

комментарии

  • Анонимно 28 апр
    Интересно - история повторяется.

    Таласский курултай 1269 года как две капли воды похож на Беловежское сборище 1991 года, где диктаторы-сепаратисты во главе с Ельциным, наплевав на волеизъявление народов о сохранение СССР, расчленили страну, созданную Лениным и Троцким.
    Ответить
    Анонимно 28 апр
    В начале 90-х Татарстан тоже хотел подписать это соглашение и войти в состав СНГ))))
    Ответить
    Анонимно 29 апр
    Интересно, а сам автор читал чего написал?
    Он голову свою, об это своё чтиво, не сломал?
    Сплошные же улусы, сараи и ханьё, и это всё сгинуло без следов.
    Ответить
  • Анонимно 28 апр
    "Съезд 1269 года поставил юридическую точку в процессе распада Монгольской империи...".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/136698-raspad-mongolskoy-imperii

    Затем в конце 14 века сепаратисты "развалили" и Золотую Орду - осколок Монгольской империи монгола Чингизхана.

    Образовавшиеся мелкие ханства - Крымское, Астраханское, Казанское и др. - беспрестанно воевали друг с другом и дробились на ещё мелкие улусы.

    Народ страдал и безмолвствовал...

    И только потомок татарина-монгола Мамая и Рюриковичей, молодой Московский царь Иван 1У Васильевич и многоопытный Казанский хан, потомок монгола Чингизхана монгол-чингизид Шах-Али начали в середине 16 века процесс восстановления территориальной целостности Золотой Орды и Монгольской империи.

    И народы поддержали этих двух великих государственных деятелей.
    Сепаратисты были разбиты и подавлены.

    Именно Ивану 1У и Шах-Али - вернувшимся к заветам великого монгола Чингизхана - народы современной Российской Федерации обязаны тем, что владеют самыми большими в Мире запасами полезных ископаемых.

    Настала пора задуматься об установке памятника наследникам Чингизхана Ивану 1У и Шах-Али.
    Ответить
  • Анонимно 28 апр
    Так быстро не распадалась ни одна империя.Чингисхан смог согнать в одну стаю стада кочевников но не подумал как этим стадом управлять.Вот и кончилась империя вместе со своим основателем.Ну а потом многовековая грызня да такая что монголы сами себя уничтожили и до сих пор живут в юртах а все народы которые они покорили ушли далеко вперёд.И не понятно ради чего поднято столько шума вокруг Чингисхана и что такого особо умного можно прочитать в тех самых ясах которые он якобы сочинил но которых никто никогда в глаза не видел.И что за чудные курултаи были в те времена если Батый с собой забрал на курултай все войска.А некоторые чтоб не стать завтраком для шакалов и не валяться в степи с переломанным позвоночником просто проигнорировали приглашение.
    Ответить
    Анонимно 28 апр
    Ну зачем же так категорично и безапеляционно?

    Каждый культурный человек обязательно читал Ясу Чингизхана и знает, что в ней написано.
    И Вам стоит её прочитать.
    Ответить
    Анонимно 28 апр
    Сейчас ещё все кому не лень будут для нас уровень культуры ясой измерять. А чего не Рухнаме то?
    Ответить
    Анонимно 28 апр
    "Уровень культуры" определяется знанием РАЗЛИЧНЫХ культур и цивилизаций, в том числе и знанием "Рухнама".

    И что плохого Вы видите в "Рухнаме".

    Из Википедии:

    "«Рухнама́» (туркм. Ruhnama, от Ruh — «дух» и nama — «книга»: «Книга души») — книга, написанная, согласно официальной туркменской версии, первым президентом Туркмении Сапармуратом Туркменбаши (Ниязовым) в период с 1997 года по 12 сентября 2001 года[1].
    ....
    9 правил домашнего воспитания:
    1. уважай старших,
    2. люби младших,
    3. почитай родителей,
    4. опрятно одевайся,
    5. храни дома только то, что заработано своим трудом,
    6. содержи жилище в чистоте,
    7. защищай близких,
    8. храни вдохновение,
    9. наряжай девушек".

    Ну что в этих правилах плохого?
    Только хорошее - такие же правила есть у всех народов.

    Надо знать даже человеконенавистнические "религии" - марксизм, нацизм и др. - чтобы избежать повторения ошибок Человечеству.
    Ответить
    Анонимно 28 апр
    Это не уровень культуры, а мракобесие
    Ответить
  • Анонимно 28 апр
    Герберштейн: «Если кто пожелает описать татар, тому придется описать множество племен, ибо это имя они носят ТОЛЬКО по их вере, сами же суть РАЗЛИЧНЫЕ племена, ДАЛЕКО отстоящие друг от друга принявшие все одно имя татар, так же как и имя “Руссия” объединило МНОЖЕСТВО земель)
    Ответить
  • Анонимно 28 апр
    Русские историки хотя ИХ (МОНГОЛ) ТАТАРАМИ именуют, но ОНИ САМИ (МОНГОЛЫ) оного НЕ УПОТРЕБЛЯЛИ , а именовались Монгу и МОНГАЛЫ , как в грамотах ханов их и князей указано.
    В.Н. Татищев. История Российская. Часть I. Глава 18.
    Ответить
    Анонимно 28 апр
    Почему Державины, Нарышкины, Карамзины, Аксаковы, Куприны пишут ПРО СЕБЯ И СВОЙ РОД что произошли от ТАТАР ЗОЛОТОЙ ОРДЫ, а не от монголов Золотой Орды? Потому что никаких монголов в Золотой Орде не были, они были только в империи Чингисхана, только в Монголии. В Поволжье и русские княжества монголы пришли очень мало. Поэтому у русских нет монгольских гаплогруп, очень много татарских гаплогруп. Хан был татарский, баскаки татарские, дань татарская. Так писали русские, так русские говорят везде своих исторических былинах.
    Ответить
    Анонимно 28 апр
    Нарышкины и Державины если и писали что произошли от татар, то только из-за того, что так было в те времена принято называть монгол, то есть татарами.
    Ответить
    Анонимно 28 апр
    Да и кстати упомянутый вами Карамзин помимо Истории государства Российского написал еще и исследование под названием «Завоевание Руси монголами».
    Ответить
    Анонимно 28 апр
    Да и кстати когда Русь завоевывали монголы, в то время Золотой Орды не было. Учите азы истории, а потом обсуждайте. А Карамзины и Нарышкины от татар свой род ведут.
    Ответить
    Анонимно 29 апр



    Главное -- нигде западнее Сибири НЕТ ДНК МОНГОЛОВ. А ВОТ ДНК ТАТАР ЕСТЬ от Татарского пролива до Румынии и Польши. У русских тоже есть днк татар, а днк монголов у русских нет.







    Ответить
    Анонимно 29 апр
    Вы сами себе и своим кумирам Исхакову и Измайлову противоречите.

    Ваши кумиры говорят и пишут, что современные казанские татары, которые говорят на тюркском языке и являются тюрками, это те самые монгольские племена, говорящие на монгольском языке, и которых ещё в 1202 году вырезал монгол Чингизхан за подлое убийство ими (татарами) его отца.

    Каким образом вырезанное монгольское племя "татар" чудесным образом по словам авторитетного ученого-монголоведа профессора Джона Сондерса "было перенесено через всю Азию" в Поволжье?

    Джон Сондерс считает, что поволжских тюркских мусульман "ошибочно" называют именем монгольского племени "татары".

    А что касается Державина, Карамзина и др. русских известных деятелей из монгольской и тюркской Золотоордынской элиты, то они действительно стали настоящими "русскими" и как все русские называют все монгольские и тюркские племена Золотой Орды "татарами".

    Об этом писали и давали ссылки на авторитетные исторические источники и научные труды многие сотни и тысячи раз.

    Это Ваши кумиры Исхаков и Измайлов должны опровергнуть общепринятую точку зрения на историю монгол, тюрок, Монгольской империи и её небольшого осколка - Золотой Орды.
    И доказать свою "фантазийную теорию", которая на сегодняшний день является маргинальной в научных кругах.

    Только и всего - таково развитие любой науки, включая и историческую науку.

    Что касается современного этнонима (самоназвания) поволжских тюркских мусульман, то они вправе выбрать любой этноним - они выбрали этноним "татары" - никто не против.

    Только не надо "фантазировать", что современные казанские татары-тюрки это монгольские племена "татар" 12 века.

    Народ имеет право знать истинную историю своего самоназвания, а не фальсифицированную.
    Ответить
    Анонимно 29 апр
    Ваши кумиры говорят и пишут, что современные казанские татары, которые говорят на тюркском языке и являются тюрками, это те самые монгольские племена, говорящие на монгольском языке, и которых ещё в 1202 году вырезал монгол Чингизхан за подлое убийство ими (татарами) его отца.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/136698-raspad-mongolskoy-imperii

    Только не надо "фантазировать", что современные казанские татары-тюрки это монгольские племена "татар" 12 века.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/136698-raspad-mongolskoy-imperii

    =================

    Вы кроме себя самого ещё что то читаете?! "Чукча не читатель, чукча писатель"? Где, в каком месте казанские историки писали, что современные казанские татары это племена татар 12 века???

    Вы специально вводите в заблуждение форумчан РВ. Казанские историки пишут, что ВСЕ современные татары сформировались в Золотой Орде из тюркского населения Золотой Орды, что этноним "татары" имеет историю с 6-8 веков. Вы хоть книги читали тех историков, кого называете? Ну да, зачем Вам чужие книги читать -- Вы же сам писатель! ))))))))))
    Ответить
    Анонимно 29 апр
    Понятно, что когда нет аргументов и фактов, то Вы сразу переходите на личность - обычная тактика провинциального "гомо-политикуса".

    Этноним (этноним - это САМОназвание народа, повторим на всякий случай научное определение) "татар" принадлежал монгольским племенам до 1202 года - затем племена "татар" были вырезаны монголом Чингизханом.

    С 1202 до начало 20 века НИ ОДНО племя (ни монгольское, ни тюркское, ни финно-угорское и др.) САМО себя "татарами" не называло - в том числе и в Золотой Орде.

    Только и всего.
    И поволжские тюркские мусульмане до начала 20 века САМИ себя "татарами" не называли - САМИ себя они называли "булгарами", "мусульманами", "казанцами" и др., но не "татарами".

    Поволжских тюрок мусульман и монгольскую элиту Золотой Орды - монгол-чингизидов - "татарами" называли русские летописи, западно-европейские хроники и чиновники Российской империи - почему смотри выше и ниже, например, знатока истории Монгольской империи и её "осколков" профессора Джона Сондерса.

    Название "татары" в качестве САМОназвания (этнонима) поволжские тюркские мусульмане приняли после создания в 1920 году международными марксистами-террористами Лениным и Троцким многочисленных национальных образований, в том числе и Татарскую АССР.

    Почему Ленин и Троцкий присвоили поволжским тюркским мусульманам название "татары" многократно писали на страницах уважаемого РВ Ваши оппоненты.

    Одна из причин - безграмотность Ленина и Троцкого в вопросах этнологии, ну а главная - их страх быть повешенными, если потеряют власть - поэтому и привлекали на свою сторону любыми способами и обещаниями как можно больше обманутого народа.

    Но свои обещания марксисты-диктаторы Ленин и Троцкий выполнять не собирались - подтверждение тому то, что они после одержания победы в Гражданской войне вырезали всех своих конкурентов на власть, в том числе и националистов.

    И последнее - если поволжские тюркские мусульмане выбрали себе в качестве САМОназвания (этнонима) имя далеких монгольских племен, жизнь которых ПРЕРВАЛАСЬ в 1202 году, то это их право - никто не против.

    Но фальсифицировать историю, в том числе и историю принятия САМОназвания казанскими тюрками мусульманами, опасное во всех отношениях дело.

    Народ имеет право знать правду, а не "кривду".
    Ответить
    Анонимно 29 апр
    С 6-8 века этноним татары не имеет отношения к тюркским племенам, так как в то время этот этноним китайцами применялся к монгольским племенам.
    Ответить
    Анонимно 29 апр
    для 09:59

    Вы профессиональный циркач-эквилибрист и словоблуд. Идите в библиотеку и читайте книги. Чужие книги, не свои...
    Ответить
    Анонимно 29 апр
    Сомнений не было в Вашем хамском ответе - Вы пытаетесь наглостью и хамством опровергнуть общепринятые в науке факты и понятия.

    Так в науке не бывает - такое возможно только в политике и бизнесе.

    Похоже Вы политик или бизнесмен.
    Или все же обычный провокатор?
    Ответить
    Анонимно 29 апр
    Плано Карпини:
    «Есть некая земля среди стран Востока, о которой сказано выше и которая именуется Монгал. Эта земля имела некогда четыре народа: один назывался Йека-Монгал, то есть великие Монгалы, второй назывался Су-Монгал, то есть водяные Монгалы, сами же себя они именовали Татарами от некоей реки, которая течет чрез их страну и называется Татар»

    Бенедикт Поляк:
    «Моал [по-тартарски] — земля, монголы — означает [имя] жителей земли. Однако сами [они] называют себя тартары от [названия] большой и стремительной реки, которая пересекает их землю и называется Татар»
    Ответить
  • Анонимно 28 апр
    "Все признанные учёные считают, что "татары" которых вырезал монгол Чингизхан за подлое убийство ими (татарами) его отца, НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ к "татарам" России НЕ имею.

    Вот, например, что пишет известный специалист по Монгольской империи, Золотой Орде и истории монгол профессор Джон Сондерс:

    "Название татар впервые было обнаружено в орхонской надписи 734 года. ... Тем не менее монголов повсеместно называли татарами...
    Впоследствии название "татары" ОШИБОЧНО применялось к некоторым тюркским народам в Российской империи - например ВОЛЖСКИЕ ТАТАРЫ, крымские татары и т.д.
    ...
    Есугей, доверив сына унгиратам, стал собираться домой. На обратном пути он встретил неких татар, которые узнали в нём старого врага. Не зная кто они, Есугей попросил у них попить. Мстительные татары подмешали в питье медленно действующий яд.
    ...
    Татары понесли суровое наказание за убийство Есугея - в 1202 году у подножия Хингана имело место массовое убийство. Чингизхан и Ван-хан получили возможность править без конкурентов.
    ...
    Даже название "татары", некогда такое ужасное из-за связи с монголами, было НЕКИМ СТРАННЫМ ОБРАЗОМ ПЕРЕНЕСЕНО ЧЕРЕЗ АЗИЮ и даровано ОПРЕДЕЛЕННЫМ ЭТНИЧЕСКИМ ГРУППАМ, ныне живущим на территории России. Какими бы не были их расовые черты, они говорят на диалектах, безусловно тюркских".

    Учёный все разложил "по полочкам", а результаты его исследований и его коллег опубликованы в авторитетных научных журналах и монографиях.

    Местные же татарские монголисты, "странным образом переносящие название "татары" через всю Азию", И-в и И-в (два "И") публиковали свои фэнтези лишь в местной прессе и очень часто просто скандального характера.

    Похоже "упертый" татарский монголист, которому уже в течении нескольких лет указывают на его логические несуразности, фактические ошибки и просто перевирания фактов и исторических источников, один из них или их послушный ученик.

    Вообще-то это уже даже не смешно - это позор татарстанской исторической науки и не только.
    Назначение учёного говорить и писать правду народу, на средства которого он живет, а не заниматься политикой и бизнесом".

    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/137601-rafael-hakimov-hronika-tyurko-tatarskih-gosudarstv
    Ответить
  • Анонимно 28 апр
    Молодец Ильнур.
    Еще пиши.
    Ответить
    Анонимно 29 апр
    Хороший материал, Ильнур. Жду продолжения.
    Ответить
  • Анонимно 29 апр
    "Нынешний император Чингис, а также все его полководцы, министры и сановники являются черными татарами"

    "Я, Хун, часто расспрашивал их об их прошлом и узнал, что монголы уже давно истреблены и исчезли"

    "Еще татары восхищаются монголами как воинственным народом и поэтому обозначают название династии как “великое монгольское государство”. Этому также научили их бежавшие чжурчжэньские чиновники. Я, Хун, лично замечал, как их временно замещающий императора го-ван Мо-хоу каждый раз сам называл себя “мы, татары”; все их сановники и командующие также называли себя “мы, татары”

    (пер. Н. Ц. Мункуева)
    Текст воспроизведен по изданию: Мэн-да бэй-лу ("Полное описание монголо-татар"). М. Наука. 1975
    Ответить
  • Анонимно 29 апр
    «Есть некая земля среди стран Востока, о которой сказано выше и которая именуется Монгал. Эта земля имела некогда четыре народа: один назывался Йека-Монгал, то есть великие Монгалы, второй назывался Су-Монгал, то есть водяные Монгалы, САМИ ЖЕ СЕБЯ ОНИ ИМЕНОВАЛИ ТАТАРАМИ от некоей реки, которая течет чрез их страну и называется Татар; третий народ назвался Меркит, четвертый – Мекрит. Все эти народы имели одну форму лиц и один язык, хотя между собою они разделялись по областям и государям» (Плано Карпини)

    «Моал [по-тартарски] — земля, монголы — означает [имя] жителей земли. Однако САМИ СЕБЯ ОНИ НАЗЫВАЮТ ТАТАРЫ от [названия] большой и стремительной реки, которая пересекает их землю и называется Татар» (Бенедикт Поляк)
    Ответить
  • Анонимно 29 апр
    Изучение истории этнонима, т. е. наименования этнической общности (племени, народности, народа) дает богатый материал для изучения истории этноса.

    Очевидно, уже к началу 14 в. термин татар на территории Улуса Джучи приобретает социально престижное значение.

    (Мустакимов И. А. Очерк истории этнонима «татар» в Волго-Уральском регионе)
    Ответить
    Анонимно 29 апр
    А в авторитетных журналах, федерального значения, а ещё лучше в журналах списка СКОПУСа, Мустакимов не пробовал опубликовать свой труд?

    "Очерк" опубликован лишь в электронных СМИ - в научных изданиях не удалось найти.

    Ссылки только на свою "научную школу", на своих "учителей" - Исхакова и Измайлова.

    Ни на один исторический источник, где монголы и тюрки Золотой Орды САМИ себя называли бы "татарами", Мустакимов и его учителя не приводят.

    Да и слово "очевидно" имеет в русском языке двоякий смысл - может быть, а может и не быть...

    Пока высказывание уважаемого Мустакимова не подкреплено ни фактами, ни аргументами и является обычным личным субъективным мнением, т.е. домыслом.
    Ответить
    Анонимно 29 апр
    "Нынешний император Чингис, а также все его полководцы, министры и сановники являются черными татарами"

    "Я, Хун, часто расспрашивал их об их прошлом и узнал, что монголы уже давно истреблены и исчезли"

    "Еще татары восхищаются монголами как воинственным народом и поэтому обозначают название династии как “великое монгольское государство”. Этому также научили их бежавшие чжурчжэньские чиновники. Я, Хун, лично замечал, как их временно замещающий императора го-ван Мо-хоу каждый раз сам называл себя “мы, татары”; все их сановники и командующие также называли себя “мы, татары”

    (пер. Н. Ц. Мункуева)
    Текст воспроизведен по изданию: Мэн-да бэй-лу ("Полное описание монголо-татар"). М. Наука. 1975

    Ибн аль-Асир. О том, что Татары сделали с Кипчаками и Русскими:

    Когда Татары овладели землею Кипчаков и Кипчаки разбрелись, как мы рассказали (выше), то большая толпа из них ушла в землю Русских; это страна обширная, длинная и широкая, соседняя с ними, и жители ее исповедуют веру христианскую. По прибытии их к ним, все собрались и единогласно решили биться с Татарами, если они пойдут на них. Татары пробыли некоторое время в земле Кипчацкой, но потом в 620 году (= 4 февр. 1223 — 23 янв. 1224 г.) двинулись в страну Русских. Услышав весть о них, Русские и Кипчаки, успевшие приготовиться к бою с ними, вышли на путь Татар, чтобы встретить их прежде, чем они придут в землю их, и отразить их от нее. Известие о движении их дошло до Татар, и они (Татары) обратились вспять. Тогда у Русских и Кипчаков явилось желание (напасть) на них; полагая, что они вернулись со страху перед ними [27] и по бессилию сразиться с ними, они усердно стали преследовать их. Татары не переставали отступать, а те гнались по следам их 12 дней, (но) потом Татары обратились на Русских и Кипчаков, которые заметили их только тогда, когда, они уже наткнулись на них; (для последних это было) совершенно неожиданно, потому что они считали себя безопасными от Татар, будучи уверены в своем превосходстве над ними. Не успели они собраться к бою, как на них напали Татары с значительно превосходящими силами. Обе стороны бились с неслыханным упорством и бой между ними длился несколько дней. Наконец Татары одолели и одержали победу. — Кипчаки и Русские обратились в сильнейшее бегство, после того как Татары жестоко поразили их. Из бегущих убито было множество; спастись удалось лишь немногим из них; все, что находилось при них, было разграблено. Кто спасся; тот прибыл в (свою) землю в самом жалком виде, вследствие дальности пути и поражения. Их преследовало множество (Татар), убивая, грабя и опустошая страну, так что большая часть ее опустела. Тогда собрались многие из знатнейших купцов и богачей Русских, унося с собою то, что у них было ценного, и двинулись в путь, чтобы на нескольких кораблях переправиться чрез море в страны мусульманские. Когда же они приблизились к гавани, в которую направлялись, то один из кораблей их разбился и потонул; спаслись только люди. Существовал такой обычай, что султану принадлежал тот корабль, который разбивался, и (потому) он забрал с него много вещей. Остальные корабли уцелели. Рассказывал об этом деле участвовавший в нем.
    Ответить
    Анонимно 29 апр
    "Очевидно, уже к началу 14 в. термин татар на территории Улуса Джучи приобретает социально престижное значение".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/136698-raspad-mongolskoy-imperii

    Уточните. пожалуйста, уважаемый Мустакимов И.А, у КОГО "термин татар ПРИОБРЕТАЕТ социально престижное значение"?

    У монгольских и тюркских золотордынских племён? - так ни одно монгольское и тюркское золотордынское племя не использовала термин "татар" для самоназвания.
    Слово "татар" было, как личных врагов монгола Чингизхана, было проклято.

    У русских "ПРИОБРЕЛ" термин "татар" социально значимое значение ? - так для этого не надо было проводить никаких исследований - и так все знают, что в русских летописях все монгольские и тюркские золотоордынские племена называются обобщающим термином "татары".

    Но дело в том, уважаемый Мустакимов И.А, что Ваши учителя Исхаков и Измайлов, на которых Вы ссылаетесь в электронных СМИ, написали кучу текстов в бумажных и электронных СМИ, где ставят под сомнение все сведения, сообщаемые русскими летописями.

    Как быть? - возникает когнитивный диссонанс, как любит часто повторять один из Ваших учителей...
    Ответить
    Анонимно 29 апр
    Главное -- нигде западнее Сибири НЕТ ДНК МОНГОЛОВ. А ВОТ ДНК ТАТАР ЕСТЬ от Татарского пролива до Румынии и Польши. У русских тоже есть днк татар, а днк монголов у русских нет.
    Ответить
    Анонимно 29 апр
    Почему Державины, Нарышкины, Карамзины, Аксаковы, Куприны пишут ПРО СЕБЯ И СВОЙ РОД что произошли от ТАТАР ЗОЛОТОЙ ОРДЫ, а не от монголов Золотой Орды? Потому что никаких монголов в Золотой Орде не были, они были только в империи Чингисхана, только в Монголии. В Поволжье и русские княжества монголы пришли очень мало. Поэтому у русских нет монгольских гаплогруп, очень много татарских гаплогруп. Хан был татарский, баскаки татарские, дань татарская. Так писали русские, так русские говорят везде своих исторических былинах.
    Ответить
    Анонимно 29 апр
    13:36 Хоть вы не знаете татарского языка, но советую вам почитать татарский эпос "Идегей" и татарские родословные в книгах Марселя Ахметзянова. Вы многое поймете. Маленькая проблема - вы не знаете татарский язык. Все ваши знания - из русских учебников. Наймите переводчика - вы же очень хотите знать историю татарского народа...
    Ответить
    Анонимно 29 апр
    Извините, что это Вы вдруг на "русские летописи" стали ссылаться?
    У Ваших кумиров Исхакова и Измайлова нет им (русским летописям) веры - не верят они "русским летописям" и всё.
    Верят Исхаков и Измайлов только "татарским летописям", но пока их они не нашли.
    Но ищут.

    В русских летописях и западно-европейских хрониках все монгольские и тюркские племена названы обобщающе "татары", но САМИ себя они так не называли.

    Все Казанские ханы были потомками монгола Чингизхана - это исторический факт.
    Я думаю они бы Вас сразу бы казнили, если бы Вы по наивности в глаза им сказали, что они - монголы-чингизиды - являются "татарами".
    Это все равно, что сказать Сталину, что он "троцкист" - такой человек до захода Солнца не дожил бы..

    Ну а Державин, Карамзин и другие потомки золотордынских монгольских и тюркских племен ссылались на русские летописи (как и полагается образованным людям).
    И "монгольские гены" есть не только у тюрок, но и у русских.
    А больше всего их у тюркских среднеазиатских этносов.

    Ответить
    Анонимно 29 апр
    В переводе, естественно, читал.
    Историю Монгольской империи и Золотой Орды должен знать каждый образованный человек, так как эти государства определяли ход развития мировой цивилизации.

    Но хочется знать истинную историю, а не фальсифицированную.

    Историю принятия поволжском тюркскими мусульманами очень уж полиизировали - это не правильно, превращает историю из науки в политиканщину.
    Ответить
    Анонимно 29 апр
    Так, именно в Джучиевом улусе во многом берет свое начало и происхождение современных субэтнических сообществ, определяемых этнонимом «татары» (волго-уральские, крымские, сибирские и др.). Само это слово, ныне являющееся обозначением двух наций (крымско-татарской и татарской) и двух этнических групп (буджакских и литовских татар), стало широко известно именно в период Золотой Орды.

    (Булат Хамидуллин. «Слово «татары» стало широко известно именно в период Золотой Орды»)
    Ответить
    Анонимно 29 апр
    Извините, но Вы опять подменяет понятия.

    Речь идёт не о том когда и кому "стало широко известно" "слово" татары, а когда САМИ поволжские тюркские мусульмане выбрали слово "татары" в качестве САМОназвания, т.е. этнонима.
    Произошло это только в начале 20 века - до этого поволжские тюркские мусульмане САМИ себя называли по-другому.

    А русские широко использовали "слово" татары с 13 века, но оно ("слово" татары) не было САМОназванием, т.е. этнонимом, ни одного монгольского или тюркского золотоордынского племени.

    Этнонимом, т.е. САМОназванием, "слово" татары стало для поволжских тюркских мусульман лишь в 1920 году.

    Вот об этом только и речь.
    Ответить
    Анонимно 29 апр
    Каюм Насыйри. 1885 год:

    «народ наш и нация татарская».

    Ответить
    Анонимно 29 апр
    Габдулла Тукай. 1903 год:

    Татар бэхете очен
    Мин жан атармын,
    Татар бит мин,
    Узем дэ чын татармын!
    Ответить
    Анонимно 29 апр
    Шигабутдин Марджани (1818—1889):

    "Кто же ты, если не татарин?"
    Ответить
    Анонимно 29 апр
    Фатих Әмирхан.1909.

    ТАТАР КЫЗЫ

    Тереләй күмелергә теләмәгән мөселман
    шәрык кызларына багышлыйм.
    Фатих.

    1

    Туды...

    Туганда ул кеше иде; аякларын, кулларын үзе теләгәнчә селкетергә ихтыярлы, муенын теләгәнчә борудан, күзләре белән теләгән җиргә караудан аны берәү дә тыя алмый иде.
    Кайвакытларда кулларын, аякларын биләүгә чолгап, аны хәрәкәтләнмәскә мәҗбүр иттеләр... Ләкин ул моңа каршы торырга, риза түгеллеген белгертергә кодрәтле, елый ала, кычкыра ала, үз хөрриятен берәүдән дә югалттырырга риза түгеллеген ирексезләүчеләрнең күзләренә туп-туры карап белгертә ала иде.
    Туганда ул кеше иде: көләргә, шулай итеп, үз алдына хәзер генә килеп чыккан тормыштан, дөньядан шатланган, рәхәтләнгән икәнен күрсәтергә, киреләнергә, шулай итеп, үзендә «теләү», «теләмәү» дигән бер-берсенә капма-каршы сыйфатлар барлыгын, табигать тарафыннан фәкать шул ике сыйфатка карап эш итәргә омтылу сәләте бирелгәнлеген белгертергә көчле иде.
    Ул туды... Тугач, аны башкаларны — балаларны сала торган бишеккә салдылар; анасы үз күңелендә ир балалары белән янәшә үк җирдә аңа урын бирде, ир балалары белән бер дәрәҗәдә үк аңар мәхәббәт итте, аны сөйде, атасы да шулай ук итте. Өйдә вакытта ул ирләр тора торган ук бүлмәдә тора, тышка чыкса, ирләр йөри торган ук җир өстендә күтәрелеп йөртелә, ирләр җылына торган ук кояш белән җылына, ирләр туңа торган ук суыктан туңа, ирләр шикелле үк күңеленә килгән нәрсәне үзенчә уйлый, үз фикеренә, үз җанына, үз гакылына килгән нәрсәләр белән ирләр шикелле үк әсәрләнә иде.
    Юмарт кояш аны алтынлы нуры белән чолгый, җил аның борынына язның шатлык, тереклек, матурлык белән тулы исен китерә, яңа үсә башлаган чәчәкләр дә көләч йөзләре белән аның күзләрен иркәлиләр — кыскасы, бөтен табигать моны бантка адәмнәр белән бер дәрәҗәдә күрә, бирә алганын тигез өлештә моңар да бирә иде.
    2

    Туды...
    Туганда ул терек иде. Ләкин аның бөтен тереклек вакыты үзе алты яшенә җиткәнче генә сузылды. Аннан соң ниндидер кара көч, үзенең яшерен хөкемендә татар кызын берәүгә дә мәгълүм түгел гөнаһысы өчен, үлем җәзасына хөкем итеп, акрын гына буарга кереште. Шәфкатьсез, кысу машинасы арасына салып, тереклек тамчыларының ахыргысы тамганчы кысарга, тән суынмас, йөрәк тибүдән туктамас борын терексезлек каберенә өстерәргә карар бирде.
    Татар кызы алты яшенә җитте...
    Биш яшьлек энесе, җиде яшьлек агасы кайвакытта аны чәченнән тартып елаталар, кайвакытта, сугып китеп, аңар золым итәләр* иде. Ул, һәрбер җан иясе шикелле, җәберләргә каршы торырга тели: сукканга — суга, чәчен тартканнарның бармагын тешли, битен тырный иде. Кара көч үлем җәзасына хөкем иткән корбанының кулында мондый ирек булуын теләмәде, аңа исемле җанлы курчактан: «Кыз бала ир малайлар белән сугышып йөрми»,— дип әйттерде.
    Бу көннән соң татар кызына ага-эне җәбереннән башкалар көченә сыгынып кына сакланырга әмер бирелде.
    Тәҗрибәсез кызчык алданды. Үзенең үлемгә хөкем ителүеннән һәм бу һөҗүм җәзаның башы икәненнән аның хәбәре юк иде.
    Татар кызы җиде яшенә җитте... Ул моңа хәтле үзе шикелле балалар — ир балалар белән урамга чыга, анда чаба иде. Кара көч үз корбанының бу иреклегенә риза булмады, ана исемле җанлы курчак:
    — Кыз балаларга ир малайлар белән уйнап йөрү оят! — дигән җөмләне башкаларны кабатлаучы попугай осталыгы белән кабатлады. Табигатькә, тереклеккә, хөррияткә, кешелеккә каршы булган бу сүзгә татар кызы ышана алмады. Ләкин кара көч бу эшкә аптырамады, атасыннан да шул ук сүзләрне әйттерде:
    — Кыз балага ир малайлар белән уйнап йөрү оят!

    * Золым итү — җәберләү, изү.

    Татар кызының ышанмавы какшый башлады. Тирә-юньдәге башкалар да шул ук сүзләрне кабатлыйлар:
    — Кыз балага ир малайлар белән уйнап йөрү оят!
    Татар кызы ышанды. Ул адәмнәрне үзенә яхшылык теләүчеләр дип белә иде. Ләкин тереклек моңар риза булмады, үзен якларга тотынды. Ул үзенең дошманнарын акыл хөкеменә тартып җиңәрмен дип уйлый иде.
    — Ник? Ник оят була? — дип сорады.
    Татар кызы сүз дәшмәде. Аның урынына кара көч җавап бирде.
    — Чөнки әти, әни, бабай, әби шулай диләр!
    Тереклек аптырашта калды, үзенең бу кадәр төпсез, бу кадәр мәгънәсез, бу кадәр кешелеккә килешми торган җавап ишетәсен бервакытта да уйлый алмаган иде. Кара көч үзенең бу җиңүен бик тантаналы бәйрәм итте. Корбаны татар кызы кулына кечкенә-кечкенә курчаклар ясап тоттырды. Башка балалардан иркен һава, иркен дөнья, иркен йөрешләрдән аерылган татар кызы кара көчнең бу бәдбәхет бүләген кулына тотты да әйләндергәләп карый башлады. Ул ал арның ни өчен үз кулына бирелгәнлекләрен белми иде. Кара көч, татар кызы янына апа, җиңгә, ана, әби... дип төрле исемнәр белән атала торган җанлы курчакларны җибәреп, җансыз, курчаклар белән ничек уйнарга кирәклеген өйрәттерде. Җанлы курчакларның чын ышануларынча, җансыз курчакларны кунакларга йөртеп, туйлар ясатып, кияүләр кертеп, киленнәр төшертеп, кодагый-кодача, бүләкләр бирештереп... уйнарга кирәк иде.
    Татар кызы бу сүзләрнең чын мәгънәләрен яхшы аңламады. Ләкин ир балалар белән уйнавы оят хисап ителә торган кыз балага башка уеннар калмаган да иде, кара көчнең шомлы бүләге белән уйнарга бантлады.
    — Менә бу — ир курчак, ләкин монысы — кыз! Ир курчак кыз курчакны хатынлыкка алды, кияү керде, килен булып төште, кунакка килде...
    Татар кызы уйный, уйный да уйный.
    Кара көч, почмакка басып, елмаеп карап тора:
    — Менә бу синең киләчәккә хәзерләнүең. Бу киләчәктәге үз тормышың!
    Татар кызын сабак абыстаена бирделәр. «Галине, Вәлине, Биктимерне мәктәпкә бирәләр, мине ник абыстайга бирделәр икән?»— дигән сорау татар кызының башына килгән иде, ләкин озакка бармады, кара көч ду кубарды:
    — Кыз балага ир малайлар белән бергә укырга ярамый! Җанлы курчаклар башларын селкеп расладылар:
    — Әйе, әйе, ярамый!
    Тереклек тагын үз-үзен араламакчы булып карады:
    — Ник? Ник ярамый?
    Җанлы курчаклар акырыштылар:
    — Оят була, оят була, оят була!
    Ата үзенең «ир гакыллы» башы белән кабатлады:
    — Оят була, оят була, оят була! Тереклек, бөтен көчен җыеп, яңадан сорады:
    — Ник?
    Ата үзенең кыскартылган мыекларын кабартты. Җанлы курчаклар йөзләрен җыердылар, шулхәтле җыердылар ки, кешеләр бол арның курчаклар икәнен белмәсәләр, куркынып качарлар иде.
    — Ник имеш! Чөнки оят була! Оят була!
    Монда җиткәч, кара көчкә максатына ирешү инде җиңеләйде. Төп хезмәт кара көчнең бик күптәннән бирле бик ышанычлы хезмәтчесе булып килгән сабак абыстасы исемле җанлы курчакка йөкләнде. Абыстай үз вазифасын яхшы белә, аңар татар кызын үзе шикелле җанлы курчак ясарга кирәк иде. Кара көчнең илһамы, үзенең кырык еллык тәҗрибәсе белән ул татар кызын җанлы курчак ясарга иң кыска һәм иң ансат юлны тапты: татар кызына өч ел бер тоташтан «ирләр башка, кызлар башка» дигән «хакыйкатьне» төрле якларыннан һәм төрле юллар белән тукып торды. Татар кызына бу фикер гаҗәп тоелмады, чөнки өендәге җанлы курчаклардан моны бик күп мәртәбәләр ишеткән иде.
    Абыстай алгарак китте: татар кызының колагына өч ел: «Син һәм бөтен хатын-кыз җәмәгате гаурәт*»,— дип тукып торды.
    * Гаурәт — тәннең кешегә күрсәтергә ярамый торган оят урыннары. Аерым дин әһелләре хатын-кызларны да гаурәт дип белдергәннәр.
    Тереклек башта моңар каршы протест ясады:
    — Ялган! Мин гаурәт түгел — кеше. Мин — кеше!
    Кара көчнең илһамы белән абыстай татар кызының алдына бик күп язма һәм басма документлар чыгарып салды. Боларның һәммәсенә: «Бөтен хатын-кыз җәмәгате гаурәт»,— дип язылган иде.
    — Ник?
    Абыстай да документларын күрсәтте:
    — Китап шулай ди!
    Кара көч йодрыгын йомарлады:
    — Зурлар әйткәнгә ышанмый кара, мин сине!..
    Татар кызы унөч яшькә җитте...
    Җанлы курчакларны адәм күзеннән саклый торган, кояшка, айга күрсәтми торган юллы-юллы калыпсыз капчыкны* татар кызына да бирделәр.
    Өйдәге җанлы курчак:
    — Кызым, сиңа унөч тулды. Бу көннән башлап, кабереңә кергәнче, башыңа шушы нәрсәне бөркәнеп йөрерсең! — диде.
    Кызыл сакаллы, кыска мыеклы ата кабатлады:
    — Менә шушы нәрсәне, кабереңә кергәнче, бөркәнеп йөрерсең!
    Татар кызы бернәрсә дә аңламады, сызланып сорады:
    — Ник?
    Җанлы курчаклар «Ник?»кә җавап бирмичә генә өстәделәр:
    — Кырган башына бүрек кигән ир кеше атлы нәрсәләргә очрасаң, башыңа бөркәнгән бу нәрсәнең чите белән йөзеңне капларсың!
    Тереклек ачынып сорады:
    — Ник?
    Җавапны абыстай бирде:
    — Синең чәчләрең, йөзең, бөтен гәүдәң — гаурәт! Гаурәт каплап йөртелә. Сиңа ирләр җенси дәрт белән карыйлар, шуңар күрә син алардан качарга тиеш!

    * Юллы-юллы калыпсыз капчык — чапан.
    Тереклек канлы яшьләр агызды. Ул бичараның һичбер җирдә үзенә бу кадәр хурлау ишеткәне юк иде.
    Ахыргы җөмләне абыстай татар кызының колагына ике ел тоташтан кычкырып торды:
    — Ирләр сиңа фәләнчә карыйлар!
    Хәлсезләнгән, ялкыны сүнгән тереклек тагы бер кат «Ник?» дип сорарга батырчылык итә алмады. Кара көч, ыржаеп, йодрык күрсәтеп тора иде.
    Җанлы курчаклар татар кызына:
    — Сиңа унбиш яшь тулды, моннан соң ирләргә буеңны күрсәтеп сабакка йөрүең оят! — диделәр.
    Тереклек бу вакытта каты авыру иде — каршы килмәде. Кара көч нәсыйхәт рәвешендә кабатлады:
    — Син үзеңнең ирләр белән бер түгел икәнлегеңне, гаурәт икәнлегеңне, кешегә күренүең оят икәнне белдең инде, сиңа шул гына кирәк иде. Шуннан артыкны белү оят! Оят!
    Җанлы курчаклар һәм корсаклы ата татар кызына кискен әмер бирделәр:
    — Менә сиңа дүрт дивар! Үзең белән уйнарга ир дигән бер хайван табылганчы, шул арны сакла, шулардай үзеңне саклат!
    Кара көч тәфсилләде:
    — Алты өлгеле тәрәзә сиңа кояш булыр, өйнең биш бүлмәсе — Аурупа, Азия, Африка, Америка һәм Австралия булырлар; тәрәзә алдындагы зәгыйфь гөл кисәкләре урманнар, кырлар, бакчалар урынына хезмәт итәрләр; комган һәм ләгәндәге тынчыган сулар сиңа елгалар, күлләр, диңгезләр урынына ярарлар; күмер, куй мае, гатырша мае исләреннән җыелган сулышлар белән агуланган һава сиңа бөтен җир йөзендәге һава урынына булыр; өеңдәге һәр көнне ишетә торган кычкырыш, тиргәш, елашлар сиңа музыка урынына булырлар; миллиард ярым санлы адәм балалары урынына җиде-сигез җанлы курчак һәм атаң булырлар; адәм балаларының меңнәрчә еллык тырышлыгы белән барлыкка килгән фәннәр һәм фәлсәфә урынына «изгелекле» наданлыгың булыр!
    Тереклек «Аһ!» диде — башкага хәлсез иде. Үзенең актыккы селкенеше буларак, ул татар кызын тәрәзә янына илтте.
    Җомга көн иде. Тәрәзә яныннан кәкре аяклы бер кибетче узып китте. Татар кызы кибетчегә «гыйшык» булды. Кибетче дә, йөрешен купшыландырып, күзләрен ялтыратып: «Матур тәтәй, ник ялгыз утырасың?»— дигән шикелле бер гыйшык сүзе белән җавап бирде.
    Шимбә көн татар кызына тәрәзә алдында утырмаска әмер булды. Татар кызы бу көн тәрәзә алдында йөренә генә иде. Көянтә шикелле урталай бөкрәйгән татар шәкерте узып китте. Татар кызы моңа да «гыйшык» булды. Шәкерт тә үз тарафыннан: «Каләм каптым, хур кызым»,— дип җаваплады да бу көн үк чәчәк төшерелгән «тәти» кәгазьгә хат язып җибәрергә карар бирде.
    Якшәмбе көнге әмердә татар кызына тәрәзә янына килү бөтенләй тыела иде. Ул урлап, качынып кына тәрәзә янына килде. Урамнан хәзер генә кырдырган башына койрыксыз чалма кигән мәхдүм узып бара иде. Татар кызы моңа да «гыйшык» булды. Мәхдүм әфәнде дә чалмасын матурлабрак төзәтеп киде һәм, бер күзен кысынкырап, бай кызына өйләнүнең файдаларын уйлады; бу көн үк бер карчык аркылы кызга бик сагынып, бик саргаеп сәлам күндермәкче булды.
    Дүшәмбе көн татар кызы тагы, бер вакыт табып, качынып, куркынып кына тәрәзә янына килде. Урамнан яхшы атка утырып, зур корсаклы татар бае һәм майлы күзле, кыңгыр бүрекле байбәтчә* узып баралар иде. Татар кызы байбәтчәгә «гыйшык» булды. Байбәтчә дә, кашын сикертеп, бишенчегә бу кызны да сөяргә мөмкин дип уйлады. Карт бай да вакыты белән моны икенче хатынлыкка соратмакчы булды.
    Кара көч тереклекнең бу үлем алды селкенешләренә дә риза булмады.

    * Байбәтчә — буйга җиткән бай улы.
    Җанлы курчаклар татар кызына игълан иттеләр: -
    — Хәзер сине Биктимергә кияүгә ярәштек, син аңар кол булырга бурычлы!
    Акыллы баш ата әмер рәвешендәге нәсыйхәтен бирде:
    — Биктимер ризасы — тәңре ризасы!
    Кара көч үз-үзеннән ризалык елмаешы белән елмайды:
    — Син хәзер тереклек дигән революционердан бөтенләйгә-бөтенләйгә котыласың, җанлы курчак булып каласың. Мин синең белән уйнарга Биктимерне тәгаен итәм. Кабереңә кергәнче, аңар хезмәт итәрсең — менә минем максудым!..
    Җанлы курчак сатучы һәм алучы аталар арасында сәүдәләшү башланды:
    — Юк, Зәйнетдин абзый, мәһәр* биш йөз сум тәңкә!
    — Алай кыйммәт, хәерле кулдан дүрт йөз сум!
    — Юк, Зәйнетдин абзый, бер илле сум арттырырсың инде!
    — Хәерле булсын, ука чачагы белән бер асыл күлмәк** миннән булсын алайса!
    Әүвәл өйгә бик күп җанлы курчаклар чакырып ашаттылар. Алар һәммәсе дә татар кызына чүпрәкләр, тәтиләр китерделәр.
    Аннан соң шул җанлы курчаклар белән уйнаучы ахмаклар төркемен чакырып ашаттылар. Болар арасында чалмалы бер кеше дә бар иде. Ул кеше, бер әфсен*** укып, шундагылар өстенә өрде. Шул вакыттан бөтен ахмаклар төркеме татар кызын Биктимернең уенчыгы дип күңел беркетә башлады.

    * Мәһәр — кияү тарафыннан кәләшнең ата-аналарына бирелә торган акча.
    ** Ука чачагы белән бер асыл күлмәк — кыйммәтле ефәк тукымадан ука-чуклар тотып тегелгән күлмәк.
    *** Әфсен — сихерчеләрнең, им-томчыларның сихерләү сүзләре.
    — Сез, кем, фәләнетдин, үз кызыңны дүрт йөз сум акча, бер ука чачаклы асыл күлмәк бәрабәренә Биктимер Зәйнетдин угылына бирдеңме?
    — Бирдем, бирдем!
    — Сез кем, Зәйнетдин, татар кызын дүрт йөз сум акча, бер ука чачаклы асыл күлмәк бәрабәренә угылың Биктимер өчен алдыңмы?
    — Алдым, алдым!
    Татар кызы белән Биктимерне дүрт тәүлек бергә ябып тоттылар...
    Килен итеп төшерергә хәзерләделәр.
    Җанлы курчак татар кызына ахыргы нәсыйхәтләрен бирде:
    — Кызым, иреңнең сүзеннән чыкма, аяк астында туфрак бул!
    Акыллы баш ата кабатлап торды: — Биктимер ризасы — тәңре ризасы!
    Инде тереклекнең тавышы чыкмаганын күргәч, кара көч татар кызына карап бер кычкырды:
    — Инде җанлы курчак булып җиттең!
    Җанлы курчакны Биктимер дүрт дивар арасына кертеп куйды:
    Менә сиңа диварлар! Син, кабереңә кергәнче, шуларны сакларга тиеш. Мин, теләгәнем вакытта килеп-килеп, синең белән уйнармын.
    Кара көч, почмакка басып, нәсыйхәт бирде:
    — Синең вазифаң иреңә уенчык булу һәм үзегез шикелле ахмакларның җир йөзеннән нәселе киселмәсен өчен бала табу!
    Биктимернең күз ишарәсе белән бирелгән әмерен үтәп, җанлы курчак кара көч алдында тез чүкте:
    — Беләм, бик беләм! Минем дөньяга чыгарылуымнан максат шул ике нәрсә генә!
    Кара көч тереклек тавышын хәзер дә ишетмәгәч, кычкырып көлде:
    — Ха, ха, ха! Татар кызы җанлы курчакка әйләнде бит! Торган почмактан чыгып, нәкъ урта бер җиргә килеп басты, басты да көлде:
    — Ха, ха, ха! Татар кызын тереләй күмделәр бит!
    Бу вакытта Мисырның җамигъ әл-Әзһәрендә* талибләр, Истанбулның милләт хокукын саклау исменә тәрбия ителә торган парламенты күршесендә, Айә-Суфия җамигында** Коръән укучы, Сәрәндиб*** утравында, дарчин агачлары**** арасында һинд мөселманнары, Курса мәдрәсәсендә(1) суфилар(2), шәһре Болгар хәрабәләре арасында сәяхәтче мөселманнар һәм Кәгъбәтуллада(3) бөтен җир йөзеннән җыелган хаҗилар(4) Коръән укыйлар, һәммәсе дә: «Вә иза әл-мәүэөдәтө сөэиләт би әййи зәнбин катиләт» аятен тәкрарлыйлар:
    Тереләй күмелгән кыз баладан ни гөнаһы өчен үтерелгәнлеген сорау көне — кыямәт көнедер(5),— диләр иде...

    11 май, 1909 ел

    * Җамигъ эл-Әзһэр — Каһирәдәге дини һәм дөньяви югары уку йорты; мәчет һәм университетны берләштерә.
    ** Айә-Суфия җамигында — Истанбулдагы мәчет.
    *** Сәрәндиб — Цейлон утравында (Шри-Ланка).
    **** Дарчин агачы — тропик лаврлар төреннән булган агач.
    1 Курса мәдрәсәсе — Югары Курса авылында (Татарстанның Арча районы) атаклы фикер иясе Галбеннасыйр Курсави (1776—1813) укыткан зур мәдрәсә.
    2 Суфи — гомерен Аллага, дингә хезмәт итүгә багышлаган мөселман.
    3 Кәгъбәтулла (Кәгъбә) — мөселманнарның Мәккәдәге изге йорты.
    4 Хаҗи — Кәгъбәгә барып, гыйбадәт кылып кайткан, ягъни хаҗ кылган кеше.
    5 Кыямәт көне — Алла алдына хисап бирергә җыелу көне.
    Ответить
    Анонимно 29 апр
    Г. Тукай. "Самому себе" (перевод Сергея Малышева):

    Чего же я хочу? Великим стать бы мне,
    Не зря моя душа стремится к вышине.
    Хочу увидеть я, когда народ родной,
    Счастливый, забурлит весеннею волной.
    Татарам все что мог отдал — и отдаю.
    Татарин я всегда, родства не предаю.
    Я нации моей желаю многих благ.
    Но сбыться ли мечтам? То знает лишь Аллах.

    Ответить
    Анонимно 29 апр
    Фатых Амирхан свой рассказ "Татар кызы" написал в 1909 году. В интернете этот рассказ есть на татарском и русском языках.
    Ответить
    Анонимно 29 апр
    Вы приводите в качестве доказательств мнения поволжских тюркских мусульман-ИНТЕЛЛИГЕНТОВ, которые к началу 20 века уже знали русский язык, многие учились в русско-татарских школах и читали русскую литературу и русские исторические труды.

    И соответственно они знали, что русские называют поволжских тюркских мусульман "татарами".
    САМИ себя поволжские мусульмане "татарами" НЕ называли - более того даже обижались на эту, как они считали обидную "кличку".

    Мусульмане-ИНТЕЛЛИГЕНТЫ уже осознавали, что настала пора консолидации поволжских мусульман в нацию и после долгих споров склонились к этнониму "татары", как их называли в русской художественной и научной литературе, подразумевая под этим все монгольские и тюркские племена с золотоордынского периода.
    Но большинство поволжских мусульман до 1920 года не желали так называться.

    Остальная история хорошо известна.
    Ответить
  • Анонимно 29 апр
    Пусть поверят все народы, в то, что есть БУЛГАР земля,
    Пусть от зависти бледнеют, наши доблести хваля!

    Габдулла Тукай
    Пер. А.Ахматовой.

    Да, Г.Тукай призывал поволжских мусульман не отказываться от этнонима "татары", которым их "наградили" чиновники Российской империи.

    Но это лишь подчеркивает тот факт, что большинство поволжских мусульман от этнонима "татары" все же отказывалось...

    Тоже происходило и с Ш.Марджани и К.Насыри - они "уговаривали" поволжских тюркских мусульман не отказываться от этнонима "татары", а они (мусульмане) отказывались...

    И лишь в 1920 году по известным причинам наконец-то согласились...

    И приняли в качестве этнонима имя монгольского племени "татар", которое исчезло, было вырезано монголом Чингизханом еще в 1202 году.

    И кто же смог поволжских тюркских мусульман "уговорить"?
    Марджани, Насыри, Тукай не могли мусульман "уговорить", а кто-то ведь смог "уговорить".

    А смогли "уговорить" поволжских тюркских мусульман принять в качестве этнонима имя давно исчезнувшего с лица Земли племени международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий, создав в России множество национальных образований, в том числе и Татарскую АССР в 1920 году, чтобы переманить себе в "союзники" как можно больше обманутых этносов.

    Кровавые диктаторы Ленин и Троцкий кого угодно могли "уговорить"...

    Они "уговорили", например, и удмуртов, создав в 1920 году ВОТСКУЮ Автономную область.
    Безграмотные были Ленин и Троцкий, этнологию плохо знали - как называли чиновники Российской империи (в том числе и папа Ленина) удмуртов "вотяками", так Ленин и Троцкий, чтобы переманить на свою сторону удмуртов, и назвали национальное образование - ВОТСКАЯ АО.

    К чести удмуртов надо сказать, что в 1932 году они (удмурты) набравшись храбрости и заручившись поддержкой Сталина (который к тому времени уже выгнал Троцкого из СССР) переименовали ВОТСКУЮ АО в УДМУРТСКУЮ АО - по САМОназванию (этнониму) своего народа.
    И таких фактов - изменение народами этнонима, который им дали марксисты-террористы Ленин и Троцкий, достаточно много.
    И они общеизвестны.

    Поволжские тюркские мусульмане решили оставить Республике имя, а себе этноним "татары", которые им дали марксистские диктаторы Ленин и Троцкий - это право народа, никто не возражает.

    Но история принятия поволжскими тюркскими мусульманами в качестве этнонима имени монгольского племени, вырезанного монголом Чингизханом ещё в 1202 году, должна быть написана правдиво, без искажений и фальсификаций.

    Очевидно, что все комментаторы стремятся к Истине.
    Или это не так?
    Если "не так", то о чём дискуссия - у государства гораздо больше возможностей "продавить" любую точку зрения, чем у учёных - в конце концом окончательное слово в этой дискуссии остается за государственными и политическими деятелями, как и в 1920 году.
    Думаю против этнонима "татары" никто не будет возражать - ни современные казанские татары, ни их братья-соседи.

    Ну а у учёных остаются авторитетные научные журналы - никто им не запрещает писать правдивую историю принятия поволжскими тюркскими мусульманами этнонима "татары".

    Спасибо уважаемым авторам, публиковавшим свои мысли по разбираемому вопросу на страницах уважаемого РВ, особенно уважаемому академику Р.С.Хакимову, и всем принимающим в дискуссии комментаторам.
    Дискуссия получилась интересной и наверняка будет продолжена.
    Ответить
    Анонимно 29 апр
    Как интересно в 1920 году "государство продавило придуманное чиновниками Российской империи название монгольского племени, вырезанного еще в 1202 году" в качестве самосознания и собственного этнонима для сибирских татар, для крымских татар, для татар-мишар, для польско-литовских татар, для татар Румынии? Они ведь не вошли в состав ТАССР! А как интересно марксисты-троцкисты "продавили" имя татары мусульманам созданной ранее (в 1919 году) Башкирской АССР? Изучайте логику, читайте книги по истории татарского народа и никогда не спешите с выводами, неподкрепленными историческими источниками. Плохо, когда знаток истории Октябрьской революции пытается обсуждать профессионально этногенез народа, сформировавшегося уже до ХХ века.
    Ответить
    Анонимно 29 апр
    Не притворяйтесь глупее, чем Вы есть на самом деле - о том, что всех тюрок-мусульман чиновники Российской империи называли "татарами" писали многократно.

    И Ваши советы просто смешны - напоминают известный анекдот советских времён:

    "Можно ли заниматься любовью на Красной площади?
    Нет - советами замучают".

    Так и Вы - и сами "любовью" (изучением истории) не занимаетесь, и других своими наивными советами смешите.
    Ответить
    Анонимно 29 апр
    19:39
    По существу опять ничего нет у тебя балтун марксист-троцкист. Ответь хоть что нибудь вумное про татар БАССР.
    Ответить
  • Анонимно 02 мая
    Ризаитдин Фахретдинов: «Унтугызынчы милади гасырда безнең гыйлем сөючеләребез Көнчыгышны өйрәнүче галимнәргә катнашып йөри hәм рус әсәрләрен укый башладылар. Рус тарихларында күренгәләгән «татар» исемен тикшерүсез hәм тәнкыйтьсез алып, яманат чыгардылар»

    Великий русский историк Карамзин Н.М. писал в 19 веке: "Ни один из нынешних народов татарских НЕ ИМЕНУЕТ себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей." ("История государства Российского", СПб,1818,т.3, с.172).

    Садри Максуди, депутат Государственной Думы России, президент республики «Идель-Урал»:
    «Представляется целесообразным обратить внимание на то, что название представляемой мною нации «татары» не что иное, как историческая ошибка…» (из обращения президента республики «Идель-Урал» С.Максуди в Лигу Наций, Париж, 1919 г.)

    В 1909 г. Г.Алисов в своей статье “Мусульманский вопрос в России” отметил: “Если спросить татарина про его национальность, он не назовет себя татарином и этнографически будет прав, так как это название является историческим недоразумением”

    ...
    Ответить
  • Анонимно 02 мая
    Габдулла Тукай. 1903 год:

    Татар бэхете очен
    Мин жан атармын,
    Татар бит мин,
    Узем дэ чын татармын!
    Ответить
  • Анонимно 03 мая
    Всероссийская перепись 1897 года (первая всеобщая) зафиксировала в Казанской губернии и в других губерния Российской империи миллионы татар. Если кто-то не знает, то подскажу - это было за 23 года до образования АТССР. Ещё уточнение - татары были зафиксированы не только в Казанской губернии, потом их зафиксировали в Башкирский АССР, в Чувашской и Марийской АССР и т.д.
    Ответить
    Анонимно 03 мая
    Да, кавказские татары, урянхайские, горские, кузнецкие, сибирские, казанские, крымские, азербайджанские татары и т.д. т.д.
    И что?
    Все они НАЗЫВАЛИ СЕБЯ татарами?
    Ответить
  • Анонимно 05 мая
    Ни кто их себя татарами НЕ называл.
    Да если потомки болгар и буртасов в 20 веке начали себя под давлением боьшевиков называть татарами , то от этого у них КУЛЬТУРА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ .
    Они как были , так и остались потомками болгар и буртас с наслоениями русских и остальных славян , германцев включая викингов , местных финнов. Тюрко-монгольских генов у поволжских татар -мизер, не более 4 % .
    А элементов тюрко-монгольской культуры у Поволжских татар - НЕТ .
    По этому современные Волжские татары к татарам , которых уничтожил Чингисхан - не имеют ни какого отношения
    Постановка вопроса ОРДЫНИСТАМИ о том что ЯКОБЫ Поволжские татары кк то связаны с ТАТАРАМИ Восточной Монголии , которых уничтожил Чингисхан , являюется АБСУРДНОЙ .
    Как может народ , который был ВРАГАМИ Чингисхана да и в целом МОНГОЛ , которого уничтожили по приказу Чингисхана , придти на Волгу ?
    Батый говорил ,Рубруку , что ОСТАТКОВ татар еще при жизни Чингисхана ставили ВПЕРЕДИ как штрафников во время ВОВ и ВСЕ они по словам Батыя были уничтожены ..
    Ответить
  • Анонимно 05 мая
    Монгольское завоевание внесло НЕзначительные изменения в состав населения Булгарии. Разгром 1236 г. коснулся в основном центральных районов. Монголы НЕ распространялись в глубь лесов. Разгромив города, монголы двинулись дальше, вторгнувшись в Рязанские земли в 1237 г. Русские летописи передают о втором погроме 1240 г., после чего между БУЛГАРАМИ и завоевателями-МОНГОЛАМИ установились отношения, характерные и для Руси. Булгарские князья, как и русские, получили ЯРЛЫКИ на княжение; булгары, как и русские, были обложены ДАНЬЮ. Можно ли говорить о какой-либо СМЕНЕ КУЛЬТУРЫ и СМЕНЕ НАСЕЛЕНИЯ в Булгарии? Никаких оснований для этого НЕТ..

    Изучение Булгаро-Татарской культуры показывает МНОГО ОБЩЕГО между памятниками первого и второго периода. Раскопки крупных городов, где сохранились остатки ДОмонгольской эпохи – Сувара и Биляра, показывают, что слои ДОмонгольские переходят в слои XIII— XV вв. Это показывает, что УЦЕЛЕВШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ этих городов, изгнанное войной из родных мест, после ухода МОНГОЛЬСКОЙ АРМИИ ВНОВЬ ВЕРНУЛОСЬ и принялось ВОССТАНАВЛИВАТЬ свое хозяйство. Население строит дома ТОГО ЖЕ ТИПА . В центре Сувара восстанавливают дворец, используя старое основание. В бытовых памятниках также прекрасно видна ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. Многие типы керамики, характерные для булгарской эпохи, ПРОДОЛЖАЮТ СУЩЕСТВОВАТЬ и в Монгольский период. Преемственность хорошо устанавливается и ПО УКРАШЕНИЯМ . В частности, характерная ДЛЯ БУЛГАР манера украшать браслеты, броши, привески камнями и цветными стеклами, сканью и зернью ПРОДОЛЖАЕТСЯ и в Монгольский период, примером чему могут служить вещи XIV в., хотя нужно отметить грубость и тяжеловесность вещей в этот период и небрежность их выделки по сравнению с вещами XI–XII веков.

    Все материалы хорошо показывают ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ старой БУЛГАРСКОЙ культуры.
    Остались ли монголы в Поволжье? По-видимому, нет.
    Ни в археологическом, ни в антропологическом материале нельзя проследить тот тип, который известен по ряду описаний современников. Западные путешественники так характеризуют монгол: «Они нисколько не походили на других людей, большее чем у других племен расстояние между глазами и щеками, выдающиеся скулы, приплюснутый нос, маленькие глаза, небольшой рост, редкие волосы в бороде». Этому типу мы не найдем аналогии ни среди современных татар, ни в раскопочном антропологическом материале.

    Как показывают исследования антропологов, татары Среднего Поволжья представляют собой европеоидную группу с незначительной монголоидной примесью. Среди татар встречаются: темный мезокефальный европеоидный тип (понтийская раса), напоминающий тип болгар и черкесов, светлые европеоидные типы, нарпоминающие северо-европейские народы и сублапоноидный тип – потомок древнего местного монголоидного населения ананьинской эпохи, широко распространенные среди окружающего финского и русского населения, и монголоидный – южносибирского облика, известный в южнорусских степях среди кочевников, как в до золотоордынскую эпоху, так и среди племен, покоренных Золотой Ордой. Монголоидных типов центральноазиатского происхождения, собственно монгольских, среди татар Среднего Поволжья антропологами НЕ установлено.
    А.П. Смирнов , булгаровед ,доктор исторических наук
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    Распад МО, это распад подданной империи. Классической империи. Последующее её дроблении по улусам (отдельным территориям) был против самой идеи её существования. Местные сепаратисты, прикрывались всё теми же, классическими, информационными обработками, а суть оставалась одной. Прижаться к кормушке, а после нас хоть потоп. Так образовались все последующие ханства. Всем понятно, что это не было мононациональное государство (условно государство), а было совокупностью народов, которые, в последующем получили свой этногенез. Казанские татары не стали исключением, так как по происхождению являются смесью финно-угорских народов и некоторого кол-ва выходцев и азиатской части того государства. Казанские татары, как и другие новообразовавшиеся народности, начали усердно продолжать политику дробления и маринования собственного территориального образования - Казанского ханства. Так происходило по всем бывшим землям бывшей империи. Не нужно из татар делать великомучеников и святых, а из других исчадиями земными. Нет. Каз раз, местные сепаратисты и запустили этот процесс. А название города Казань, как раз и пошло с тех времён, наглядно показывающее смешение племён и народов, фактически не являющихся тюркскими, а только тюркоговорящими. И все попытки, сегодня, показать, что Москва всех поработила, а мы против, никчёмны, так как однобоки по своей сущности.
    Москва, как один из новообразованных центров империи получила право на новое собирание земель, расколовшихся в результате распада империи. Это было воплощение того самого завещания Шынгыз-хана. А присоединение Казани, является борьбой двух внутриказанских группировок. Одни хотели восстановление было империи, другие хотели тепла и кормушку под боком. Поэтому и получилось, что московские князья договаривались с одними и всячески им помогали. Когда одна из властных группировок победила, то Москва не стала ни формально, ни реально, присоединять Казань, а просто заключила Унию, союз. Казань управлялась до определённого времени полностью самостоятельно, за исключением внешних сношений, военного и финансового дела, где это было общим у нового политического образования. Это дало колоссальный толчок развитию Поволжья. Не путайте Казань и татар, я говорю про территорию, так как тут было множество народностей, но которых ассимилировали в период ордынского владычества. В последующем, казанские татары стали одним из основных народов страны, а фактически - это и есть русские Поволжья. И новое образование продолжило собирание земель вокруг Москвы. Это и есть та же самая империя, с единственным исключением, что Китай оттяпал большую часть южных рубежей, или северных, северо-восточных для него, дабы укрепить и своё влияние и обезопасить от старой-новой империи. Потом, все силы новой империи были брошены на собирание всех тюркоговорящих народов. Заметьте, что Россия этим занимается изначально, и двинулась в Азию, к территории сегодняшнего Узбекистана и северных районов Ирана.
    А попытка оправдать движении России в этом направлении, некой "большой игрой" с Англией, не выдерживает никакой критики, так как задача Англии была не допустить восстановления прежней империи. А задача новой империи, с название России, а фактически, той же самой МО, было обезопасить себя и восстановление исторических границ. Всё это вызвало в регионе миграционные потоки, и начали появляться такие страны, как сегодняшняя Турция, а точнее арабов, вместе с Турками, которые как раз и пришли с востока, где происходили вышеназванные события, после дробления бывшей империи. Турки одно время пытались построить своё государство, но так как они усиливались за счёт арабов, вынуждены были учитывать, что арабы против размывания их Османской империи, вовсе не турецкой и им было невыгодно сближение с остальными новообразовавшимися тюркоговорящими народами бывшей империи. И новой евразийской империи, собиравшей в себе всех тюркоговорящих из бывшей империи и славяноговорящих, это конечно же было тоже не выгодно. В последующем мы получаем некий союз с европейскими странами по давлению на турков (османов).
    Сейчас снова происходят похожие события, но в роли Англии выступает США, дабы не допустить восстановления империи. Они об этом так и сказали, нам ничего не нужно уже выдумывать и верить сомнительным источникам из истории. Прямым текстом, что задача США не допустить восстановление в каком бы то ни было виде империи.
    Поймите, что название у нашей империи может быть разное, но в сущности - это евразийская империи и наше огромное преимущество, что мы можем поглядывать как на Запад, так и на Восток, а не дробится по новой.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров