Новости раздела

«Сражение под Казанью — наивысшая точка Пугачевского бунта»

Искандер Гилязов о том, как предводителя Крестьянской войны встречали в столице Казанской губернии

После публикации колонки петербургского историка Николая Богомазова о взятии Казани Владимиром Каппелем в 1918 году наши читатели указали нам, что взятие это было не вторым (как указано в публикации), а третьим — вторым же столицу губернии брал в 1774 году Емельян Пугачев. Об этом кровопролитном событии, а также о том, как донской казак сумел найти ключ к сердцам казанцев и почему его нельзя считать заурядным мужиком, «Реальному времени» рассказал директор Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, доктор исторических наук Искандер Гилязов.

«Казань от Пугачева защищали гимназисты, солдаты-инвалиды. Настоящих солдат было мало»

— Когда и при каких обстоятельствах Емельян Пугачев оказался в Казани впервые?

— Пугачев впервые попал в Казань при сложных и трагических обстоятельствах. Это было в самом начале 1773 года. Пугачев к тому времени уже имел достаточно большой жизненный опыт. По происхождению он был из донских казаков, принимал участие в Семилетней войне 1756—1763 годов, в русско-турецкой войне. Судьба бросала его после службы в разные районы империи. И вот впоследствии он начал пропагандировать среди яицких казаков весьма «оригинальную» идею о том, что им нужно переходить на службу от русского царя к турецкому султану, который будет больше платить. Но это была чистая авантюра. За это он и поплатился: он был арестован, в январе 1773 года его привезли в Казань и посадили в каземат в Кремле. Там он содержался несколько месяцев.

Он был достаточно дисциплинированным заключенным и, судя по всему, спокойным по нраву. К нему вообще отнеслись в определенной степени как к фантазеру… На тот момент ему было 30 с небольшим лет, по тем временам это достаточно зрелый человек. Ему был даже разрешен выход на улицы города для сбора милостыни в сопровождении стражников. Он был в кандалах и вместе со стражниками спокойно ходил по Казани, просил милостыню. Казанские жители помогали ему точно так же, как и другим арестантам.

Пугачева судили в начале мая 1773 года. Его приговорили к пожизненной каторге, это было очень суровое наказание. Но через несколько недель после решения суда, то есть когда решение суда еще не вступило в силу, он сбежал.

Яицкие казаки в походе (акварель конца XVIII века). Фото wikipedia.org

— Как ему это удалось?

— Судя по известным источникам, он подговорил стражника. Видимо, он был человеком очень неглупым и имел талант убеждать людей. Возможно, он что-то пообещал и смог бежать во время одного из выходов для побирательства.

Вначале он скрывался в Суконной слободе — здесь проживало довольно много старообрядцев. Хотя он сам не был старообрядцем, видимо, он с ними нашел общий язык. Из Суконной слободы он сумел бежать дальше на восток. Постепенно Пугачев пробирался в южном направлении и в августе оказался в Яицком городке среди казаков.

— Когда Пугачев вернулся в Казань уже во главе вооруженной армии?

— Через год с небольшим, в июле 1774 года.

— Как в Казани готовились к его приходу?

— В сентябре 1773 года Пугачев провозгласил себя чудом спасшимся императором Петром III. Петр, как известно, погиб во время заговора, а к власти пришла Екатерина II. Поскольку его смерть была окутана тайнами, большим количеством слухов, Пугачев этим воспользовался и провозгласил Петром III себя. С сентября началось его триумфальное шествие.

Судя по всему, он был человеком исключительного мышления, талантливым. Представьте себе, всколыхнуть так всю страну, всю империю, повести за собой десятки тысяч людей под лозунгом справедливости и установления порядка и закона, найти для каждого народа, каждого сословия свои слова. Не каждый на это способен. Если бы он был простым мужиком, как о нем говорят, вряд ли бы ему такое удалось.

Надо полагать, что у верхушки яицких казаков были свои представления и свои интересы, возможно, была надежда — «а вдруг получится». Они его поддержали. Пугачев постепенно стал обращаться к калмыкам, башкирам, татарам, казакам, старообрядцам, помещичьим крестьянам. У каждого народа или сословия он находил какие-то болевые точки и обещал им то, чего они ждали от справедливого правителя. Их он таким образом смог привлечь на свою сторону, и началась Крестьянская война. Что такое Крестьянская война? Это мощнейшее стихийное движение, которое потрясло империю. Даже помещики центральных районов страны были готовы бежать, потому что пугачевское движение охватило огромную территорию. Пугачев — это очень интересная личность. Как-то привычно считать его мужиком, бунтовщиком, мятежником. А ведь на самом деле Пугачев — фигура очень своеобразная и интересная, а не тривиальный авантюрист, хотя авантюрист он очень большой.

«Как-то привычно считать его мужиком, бунтовщиком, мятежником. А ведь на самом деле Пугачев — фигура очень своеобразная и интересная». Фото wikipedia.org

Восстание охватило огромную территорию. Пугачев создал свою Военную коллегию, свой штаб. Он даже проводил военные маневры, очень большое внимание уделял пропаганде. Весной 1774 он решил направить свое главное войско в направлении Москвы. Тем временем восстание охватило Приуралье, Прикамье, Поволжье.

И вот в начале июля 1774 года Пугачев дошел до Казани.

Казань в то время была большим городом. Любопытно, что обстоятельства сложились таким образом, что войск в Казани, когда Пугачев подошел к городу, не было. Можно предположить, что войско направилось на поимку Пугачева, а Пугачев умело маневрировал и оказался под Казанью, которую защищали очень малые силы — гимназисты, солдаты-инвалиды, те, кто находился в госпитале, настоящих солдат было немного. Казань обороняли несколько сотен человек. Они пытались строить редуты по Казанке, оборонительные редуты сделали к Кремлю. Но Пугачев реально имел очень большой шанс захватить город, тем более он его очень хорошо знал. Он подошел к Казани 11 июля, встал на Арском поле. Тогда Арское поле действительно было полем, город фактически заканчивался там, где стоит сегодня Варваринская церковь.

«Расправа над пугачевцами была очень жестокой»

12 июля 1774 года произошел штурм. Пугачев построил его очень грамотно. Ему помогли жители татарских слобод, которые пришли к нему и признали его императором Петром III. Суконщики, жители Суконной слободы подсказывали ему, куда направляться. Пугачев разделил свое войско на несколько колонн. Одна из них пошла вдоль берега Казанки в сторону Кремля, поскольку основные силы были сосредоточены в Кремле. Одна колонна пошла по современной улице Карла Маркса, другая — в Суконную слободу, еще одна — в Татарскую слободу. Самая первая ожесточенная схватка прошла на том месте, где сейчас находится «Корстон». Там пугачевские войска встречал отряд гимназистов. Но они были достаточно быстро отброшены. Во время этой первой стычки погибли даже преподаватели гимназии. Очень быстро, в течение дня, Пугачев овладел городом, за исключением Кремля.

Во время штурма начался мощный пожар и, конечно же, мародерство. От этого никуда не деться. В войске Пугачева было больше 20 тысяч человек. Но, конечно, это была типичная крестьянская армия — не слишком управляемая масса, которая получила возможность мародерствовать. Надо отметить, что в это время произошел один из самых мощных и катастрофических пожаров в истории нашего города. Фактически выгорела вся Казань, кроме Кремля, татарских слобод и Суконной слободы. Их Пугачев пощадил с учетом того, что их жители помогали ему. Он поставил пушки у здания Гостиного двора, современного Нацмузея, и оттуда обстреливал Кремль. Оборонявшиеся закрепились в Кремле. Кстати, это все красочно описано у Пушкина, в «Истории Пугачевского бунта». У Пушкина есть великолепное описание самого Пугачева, его бурной деятельности, в том числе и штурма Казани. Как известно, Пушкин посещал наш город в сентябре 1833 года, когда намеревался написать историю этого крестьянского восстания.

«Пугачев в Казани творит суд», почтовая карточка 1931 года, издание Музея Революции Союза ССР. Фото wikipedia.org

В конце концов Пугачев очевидно уверился, что все для него складывается хорошо, и ночью 12 июля отошел обратно на территорию Арского поля. Возможно, он решил поберечь силы и отложить основной штурм на следующий день. А может быть, разведка донесла ему, что подходят правительственные отряды, и он хотел дать передышку своему войску и подготовиться к сопротивлению. За ним гнался большой отряд правительственных войск под командованием подполковника И.И. Михельсона. Действительно, в ночь с 12 на 13 июля Михельсон подошел к Казани и практически с ходу ударил по Пугачеву. Основное сражение развернулось 13 июля. Отряд Михельсона — это были уже регулярные войска и обученные солдаты, и даже если бы их было меньше по численности, плохо вооруженная масса крестьян вряд ли смогла бы серьезно сопротивляться. На следующий день Пугачева отбросили на правый берег Казанки, он оказался в районе Сухой реки. После этого еще два дня, до 15 июля, под Казанью шли стычки.

Чем все это закончилось? Тем, что армия Пугачева была разгромлена. Сражение под Казанью — высшая точка этого крестьянского бунта. Это самое мощное военное столкновение периода Крестьянской войны. Наверное, после взятия Казани Иваном Грозным это был самый большой по масштабу, ожесточенности и кровопролитности военный эпизод в истории нашего города.

Пугачев остался с несколькими сотнями своих помощников, соратников. Он отсюда бежал, переправился на правый берег Волги. В августе еще был определенный подъем в правобережье Волги, потому что он опять начал активно призывать местное население присоединиться к его войску и признать его «императором». В начале сентября 1774 года Пугачев был выдан своими соратниками правительственным войскам, это произошло уже в низовьях Волги. Кстати говоря, активное участие в поимке Пугачева, а впоследствии и в конвоировании плененного вождя повстанцев принял хорошо нам всем известный Александро Суворов, будущий полководец.

Расправа над пугачевцами была очень жестокой. Современники пишут, что вода в Казанке после сражения под Казанью была красной от крови. Была распространена такая казнь, как повешение на плоту: труп участника крестьянского отряда вешали на плот и отправляли по Волге, чтобы он сам плыл по течению, люди его видели и это было им в назидание — мол, смотрите, что будет, если вы будете сопротивляться.

Виселицы на Волге (иллюстрация Н.Н. Каразина к «Капитанской дочке» А. С. Пушкина). Фото wikipedia.org

«Пугачев понимал, что татарский был языком межнационального общения»

— Как татары относились к Пугачеву? У него много было сторонников?

— Основная масса татар к Пугачеву относилась лояльно. Хотя надо сказать, что татары довольно четко размежевались. Была большая группа татарского населения, которая Пугачеву поверила, пошла за ним и была верна вплоть до конца восстания. Но и сохранивших лояльность официальной власти, было также немало. Скажем, у башкир несколько иная картина.

Какая?

— У башкир, конечно, есть такая легендарная личность, как Салават Юлаев. И в целом участие башкир в восстании на стороне Пугачева было очень масштабным и впечатляющим. Но у них чаще встречались случаи двойной игры.

У татар получалось так — если человек принял сторону Пугачева, он уже, как правило, не метался. Среди татар очень многие заслужили доверие Пугачева и получили соответствующие титулы, чины. Многие из татар были назначены полковниками, главными полковниками войска Пугачева. Это Муса Мустафин, Абжалил Сулейманов, Ярмухаммет Кадерметов, Канзафар Усаев, многие другие.

Ну и самая крупная фигура из татар, принявшая участие в восстании Пугачева — это Бахтияр Канкаев. Это легендарный человек, образ которого присутствует в татарском фольклоре. В свое время на сцене театра им. Г. Камала шла пьеса Туфана Миннуллина о нем. В отряде Бахтияра Канкаева было около двух тысяч воинов. Это приличная численность для того времени, у него было даже несколько пушек. К тому времени, когда главное войско Пугачева продвигалось к Казани, Бахтияр Канкаев обеспечил свободное продвижение в Прикамье. Правобережные районы Камы, современные Рыбно-Слободский, Лаишевский районы, Мамадыш от имени Петра III контролировал Бахтияр Канкаев. Май, июнь, начало июля — высшая точка его деятельности. Он встречался с Пугачевым всего один раз в жизни в Мамадыше, когда Пугачев продвигался к Казани. Конечно, они контактировали. Как сложилась его дальнейшая судьба, неизвестно. Последнее сражение произошло 25 июля под деревней Зюри Мамадышского района. После этого непонятно — то ли он погиб, то ли он бежал.

Самая крупная фигура из татар, принявшая участие в восстании Пугачева — это Бахтияр Канкаев. Фото wikipedia.org

Надо еще учесть, что Пугачев прекрасно понимал функции татарского языка в то время. Его первые же указы были переведены на татарский язык. Татарский язык в то время являлся средством межнационального общения, поэтому и башкиры, и марийцы, и чуваши, и удмурты очень часто прибегали к татарскому языку. Сохранились десятки документов того времени, написанные, к примеру, удмуртским сотником или марийским старшиной. Они общались между собой на татарском языке. Поэтому функция татарского языка как средства межнационального общения была еще живая.

— Получается, Пугачев тоже достаточно лояльно относился к татарам?

— Как я уже сказал, он поступал достаточно дальновидно и понимал, что страна многообразна и в социальном, и в национальном отношении. У каждого этноса, у каждой религии были свои потребности. Совсем недавно, в первой половине XVIII века, были жесткие гонения на ислам, это было свежо в памяти людей. Пугачев обещал людям свободу и справедливость. Трудно сказать, как бы все это реализовалось, если бы вдруг он одержал верх, но по крайней мере можно утверждать, что он хорошо понимал актуальные потребности людей.

«Мы привыкли искать в истории что-то более выигрышное, приукрашивать. Эта тенденция стала проявляться сильнее»

— Есть какие-то новые открытия в изучении Пугачева?

— Сейчас как-то эта тематика стала не слишком привлекательной для исследователей, к сожалению. Самым хорошим специалистом по личности Пугачева, по документации, по разным сюжетам, связанным с Пугачевым, был покойный московский историк Реджинальд Васильевич Овчинников. Он знал происходившие события буквально по дням. Он занимался и Пушкиным как исследователем Пугачевского бунта.

В советское время тема крестьянских войн, крестьянских бунтов была актуальна. Сейчас спроси у молодежи, кто такой Емельян Пугачев, кто такой Степан Разин, многие и представления не имеют, потому что героика советской эпохи ушла в прошлое. В то время считалось, что крестьяне — союзники пролетариата. Крестьяне, которые боролись за свободу, — это символ, это фактически люди, которые боролись за светлое будущее. Тогда было несколько возвышенное представление о Пугачеве.

Пугачев и Разин героизированы и в русском фольклоре, это общеизвестно. С одной стороны, лозунги были абсолютно справедливые — за свободу, за справедливость. С другой стороны, тупик — куда они идут, какими средствами пользуются? Все это надо учитывать при характеристике этих исторических личностей и их деяний. Слишком героизировать, наверное, неправильно, но и забывать их и недооценивать тоже неверно. История полна разных поворотов, и эти фигуры в истории России свое место заняли. Причем на что хочу обратить внимание — и Степан Разин, и Емельян Пугачев родились в одной и той же станице с интервалом почти 100 лет. Два самых знаменитых бунтовщика в истории России родились в Зимовейской станице на Дону и закончили жизнь в одном и том же месте, в Москве, на Лобном месте!

«Пугачев и Разин героизированы и в русском фольклоре, это общеизвестно. С одной стороны, лозунги были абсолютно справедливые — за свободу, за справедливость. С другой стороны, тупик — куда они идут, какими средствами пользуются? Все это надо учитывать при характеристике этих исторических личностей и их деяний». Фото Максима Платонова

Я считаю, что сейчас этим фигурам в нашей исторической науке, как и многим сюжетам, которые были популярны в советское время, внимания недостаточно. Думаю, что еще немало нового и интересного можно найти и в архивах. Но всегда нужна максимальная справедливость в оценках.

— То есть подход в изучении теперь другой?

— Мы больше любим искать в истории что-то более выигрышное, что-то очень героическое, любим историю приукрашивать. Эта тенденция опять стала проявляться все сильнее и сильнее. Но не знаю, насколько она окажется живучей.

Гуландам Фатхуллина
ОбществоИстория Татарстан
комментарии 76

комментарии

  • Анонимно 05 дек
    Очень интересно. Если популяризировать эту тему, то на улицах города можно установить памятные знаки типа "здесь было сражение войск Пугачева и защитников Казани" около Корстона, на ул. Толстого- "здесь была артиллерийская батарея защитников Казани в 1774г" и тд. Тогда история России и Казани будет каждый день напоминать прохожим, горожанам и гостям города об этом событии.
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    Хорошая идея с памятными досками!
    Ответить
  • Анонимно 05 дек
    Общеизвестные вещи
    Ответить
  • Анонимно 05 дек
    Кто такие Пугачев и Разин? Разбойники, насильники и авантюристы. Никакие народные чаяния они не собирались удовлетворять. Просто раз уж они ступили изначально на этот путь, то пути назад у них не было
    Ответить
  • Анонимно 05 дек
    Интересно - спасибо уважаемым автору и РВ.

    Хотя можно и подискутировать начиная от того, где начиналось Арское поле в 18 веке до "поддержки" суконщиками Пугачёва.

    Но главное в другом - большинство ныне читающих (в 21 веке) о "подвигах" самозванца Пугачёва в 18 веке воспринимают его как самозванца Пугачёва (они знают, что Емельян был самозванцем), который якобы боролся за "социальную справедливость" для "униженных и оскорблённых".

    Но дело в том, что абсолютное большинство поддержавших самозванца Пугачёва в 18 веке принимало его за настоящего Императора, Царя и Хана Петра III - и иначе быть не могло.

    Т.е. башкиры, татары, русские и другие народы Поволжья и Приуралья поддержали силой оружия именно Императора Всероссийского, доброго Хана и Царя, который вернет им старые порядки времён Золотой Орды, остатки которых еще сохранялись в Поволжье и которые жестко, "через колено" ломала в то время "самозванка" (в сознании населения Поволжья) приезжая немка (Екатерина П).

    Причем Екатерина П после уничтожения самозванца Пугачёва и его сторонников выполнила многие обещания лже-Петра III.

    Чтобы разобраться в истории многовековой давности надо понять менталитет социальных групп того времени.
    И не только понять, но и "принять" его - т.е. стать на время в 21 веке башкиром 18 века, татарином 18 века, русским 18 века, купцом 18 века (татарским, русским и т.д), дворянином 18 века, Емельяном Пугачёвым 18 века и т.д., а потом "вернуться" в 21 век.
    А это сродни шизофрении...
    И только гениальный человек может погружаться в состоянии шизофрении - а любое научное творчество это одновременное рассмотрение многих альтернативных гипотез, т.е. сродни шизофрении, и в физике, и в химии, и в биологии, и в истории и т.д. - а затем "выходить" из него для нормальной жизни.
    Поэтому многие великие учёные и были "чудаками" в повседневной жизни начиная от Ньютона и Лобачевского до Бутлерова и Эйнштейна.
    А многие великие открытия в науке были сделаны "во сне" - от Кекуле до Менделеева - наиболее яркие примеры.

    Некоторые великие ученые не возвращались из "измененного состояния сознания"...
    Например великий казанский математик, академик Васильев даже имел собственную палата в знаменитой казанской психиатрической больнице, в которую он приходил сам, когда чувствовал, что не может выйти из "измененного состояния сознания".

    Ну и надо помнить, что все великие учёные "впадали" в "измененное" состояние сознания, но не все шизофреники являются великими учёными.

    К сожалению в наше время почему-то нет великих ученых и великих открытий - наверное всех вылечили...
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    Да они никогда и не "болели".
    Ни одной безумной идеи, ни одного безумного профессора в Казани да и в РФ со времён доцента Завойского - всё заполонила ещё в советские времена самая средняя посредственность, изрекают банальности с умным видом, хорошо если не националистические.
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    Ну прям ода шизофрении! Близка, видать, тема-то.
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    Да просто часто приходится сталкиваться с историей и философией науки - вот и "близка" тема.

    Изучите биографии великих учёных и Вы еще не такую "оду" шизофрении напишите, и ещё "ближе" с темой познакомитесь.

    Если Вы конечно учёный, исследователь и любите познавать мир.
    А если нет, тоже не повредит Вам чтение о великих учёных - скажите как и все обыватели - "Какой безумный профессор этот Эйнштейн".

    Или как говорит молодежь, обделенная классическим образованием - "Чокнутый профессор" о казанском профессоре Н.И.Лобачевском, которого коллеги чуть до психиатрической клинике не довели...
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    Для 15-12.О! Да Вы ученый? Эх, Вам бы еще орфографию подтянуть со склонениями, так и вовсе от ученого не отличить!
    Ответить
    Анонимно 05 дек


    Какой он учёный? Это пенсионер-самоучка, он вечно под боярышником. Чуть ниже этот же чел про татарский язык что-то там бухтит несуразное.
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    Не ревнуйте, уважаемый, к науке - успокойтесь никакого отношения к ней не имею.
    На свете есть только один гениальный ученый - это Вы, и все об этом знают.
    Жаль только, что Ваше учёное имя никому не известно.

    Или и тут несправедливо по отношению к Вам поступили неблагодарные бездари и неучи?
    Так у Вас есть прекрасная возможность на страницах уважаемого РВ донести до "широких масс" Ваши гениальные открытия.

    А то Ваши комментарии больше похожи на вопросы и "умозаключения" следователя НКВД 1920 - 1930-х годов.
    Ждем Ваших гениальных открытий.
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    Ну вот и специалист по "боярышнику" подключился - у него один на все случаи жизни "аргумент", всех своих оппонентов (которых он считает личными врагами) он почему-то обвиняет в употреблении "боярышника" - это наводит на определенные размышления, "что у кого болит - тот о том и говорит".

    Вместо того чтобы опровергать высказывания своих оппонентов с помощью фактов и аргументов, этот спец по "боярышнику" хамит, злится, пытается оскорбить, навешивает аргументы.

    Теперь стал ещё и "вычислять" своих врагов - досталось и бедному "пенсионеру-самоучке".

    Хотя что вроде проще - ну наговорил старик глупостей, так аргументированно опровергни его высказывания и "делу конец" - так нет исходит злобой и ненавистью, а фактов и аргументов не приводит.

    Господин специалист по "боярышнику", Вы хоть понимаете, что позорите казанскую историческую науку и современных казанских татар?
    Или Вы подросток в возрасте полового созревания, который любыми способами хочет самоутвердиться?
    Ответить
    Анонимно 13 дек
    начал правильно а в конце все испортил нигодяй...
    Ответить
  • Анонимно 05 дек
    Цитата: "Надо еще учесть, что Пугачев прекрасно понимал функции татарского языка в то время. Его первые же указы были переведены на татарский язык. Татарский язык в то время являлся средством межнационального общения, поэтому и башкиры, и марийцы, и чуваши, и удмурты очень часто прибегали к татарскому языку".
    -------------------------------------------------------------------------

    Указы Пугачева переводились не на татарский язык, как изволил выразиться Гилязов. Понятие "татарский язык" стало употребляться самими носителями языка лишь в конце 19 века. До этого существовало определение язык тюрки или тюркича. Поэтому башкиры "не прибегали к этому языку", а считали его своим своим языком, так как и казанские татары, мишари, ногайцы, казахи и др.
    И еще одно замечание: Бахтияр Канкаев не был татарином, он был мишаром из Башкирии (с. Ока Мечетлинского района РБ). Для 18 века это разные народы.
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    лишь бы умалить роль татар и говорить, что это не татары вовсе
    Ответить
    Анонимно 07 дек
    более того, татар участвующих в востании у Пугачева была незначительная часть, в силу не воинственности этого народа, участвовали в большинстве - мишаре, которые сейчас стали считаться татарами с 20 века. Они вояки.
    А войско Пугача 50 % были башкиры. И это - факт. И башкиры не куда не бегали никогда. Народ воин, люди чести и справедливости. что не скажешь о соседях...
    Ответить
    Анонимно 07 дек
    А войско Пугача 50 % были башкиры. И это - факт. И башкиры не куда не бегали никогда// никаких башкир во время похода на Казань у Богачуры не было. И вообще башкиры того времени - просто сословие.
    Ответить
    Анонимно 11 фев
    Башкиры как нация появились после революции. До этого это сословие в которое записывались чтобы получить льготы в том числе татары.
    Ответить
    Анонимно 06 дек
    эти документы сохранились, их язык ничем не отличается от современного литературного татарского языка. Что касается "башкирского". Это просто зауральский куваканский говор.
    Ответить
    Анонимно 16 дек
    Татары были до появления этнонима "тюрки", и назывались они "татары".Ну и что, язык был немного другой? Все меняется, из лексики выпадает путем замены другими словами. И люди меняются, поведение человека 18 века и нынешнего - небо и земля!
    Ответить
    Анонимно 16 дек
    Вы правы. Так постепенно монголоиды татары эволюционировали в европеодных татар и из монгольского языка потом появился средний диалект казанско-татарского языка. Британские учёные выяснили что казанские татары и монголы по краниологическим данным попали в один кластер и являются ближайшими родственниками, ближе только калмыки. И глоттохронологическим анализом и компаративистикой выявлено, что монгольский язык является всего лишь диалектом казанско-татарского языка, даже на бытовом уровне монгол и казанский татарин легко понимают друг друга. В общем выходит, что прародина монголов находится в Среднем Поволжье и на самом деле казанский татарин Чингисхан вел войска не на запад, а на восток - завоевывать Азию.
    Ответить
  • Анонимно 05 дек
    Очень интересно! Хорошая статья
    Ответить
  • Анонимно 05 дек
    И еще одно замечание: Бахтияр Канкаев не был татарином, он был мишаром из Башкирии (с. Ока Мечетлинского района РБ). Для 18 века это разные народы.---------------------------------------------
    Так чем казанлы более татары , чем мишари?
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    Если Гилязов ученый, то ему нужно придерживаться терминологической точности. Для 18 века мишары - это совсем иное качественное состояние в этническом и сословном отношении, чем казанские мусульмане. Если всех подряд называть татарами, то это только затемняет вопрос, поскольку неясен статус человека, о котором идет речь.
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    казанские мусульмане, по вашему, правильный термин? получается, тогда в Казани татар не было? были только мусульмане? мусульмане не народ, а люди, исповедующие ислам
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    Логично, тем более, что тогда, в 18 веке, мусульмане не называли сами себя "татарами" - "татарами" их называли русские в официальных имперских документах.
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    то есть мишары и башкиры уже были? а татар вообще не было?
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    Этноним "татары" в качестве самоназвания казанских мусульман было введено Ш. Марджани после публикации его сочинения "Мустафад аль-ахбар". Да и то оно долгое время не приживалось даже среди самих казанцев, не говоря уже о мишарах или тептярах Башкирии.
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    Что Вы имеете ввиду под словом "татары"?

    В официальных документах Российской империи "татары" безусловно было.
    Но вот сами мусульмане Поволжья и Приуралья предпочитали "татарами" САМИ себя не называть, предпочитали называть себя другими именами мусульмане, булгары, казанцы и др.

    И только после 1920 года казанские мусульмане предпочли в качестве САМОНАЗВАНИЯ русское имперское слово "татары".

    Это же общеизвестно, об этом написано во всех энциклопедиях, научных монографиях и научных статьях.
    Правда советских.

    Казанские мусульмане сложились в единую нацию только после 1920-го года.

    Или Вы как обычно провоцируете - прикидываетесь таким несведующим "дурачком", чтобы получить для себя какую-то выгоду?
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    тогда кем же считали себя татары? мусульманами? а башкиры и мишары, конечно же, к этому времени самоопределились
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    Да какая к черту выгода? Просто когда пишешь текст, претендующий на научность, нужно быть точным в определениях, тем более, в данном случае, поскольку по поводу татар постоянно существует терминологическая путаница. Этой путаницей пользуются политические спекулянты, которые с помощью концепции золотоордынства пытаются затащить в "татары" всех кого не попадя. Например, тех же башкир. Башкиры этому яростно сопротивляются. Отсюда всем известные татаро-башкирские противоречия
    Ответить
  • Анонимно 05 дек
    Огромное спасибо за прекрасную статью!
    Ответить
  • Анонимно 05 дек
    очень интересно! будучи студенткой обожала лекции Искандера Аязовича
    Ответить
  • Анонимно 05 дек
    И. А. Гилязов настоящий ученый и говорит он то, в чем уверен как ученый. Например, уже в 18 веке Сагит Хальфин издавал для татар (!) учебники по татарскому (!) языку и азбуку татарского (!) языка на татарском (!) языке. Так что узбагойтесь татарофобы, в первую очередь неучи пенсионеры-татарофобы.
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    И добавлю. Прежде чем обсуждать историю татарского народа, в частности этногенез современных татар, научитесь для начала читать рукописи и книги на татарском языке. В отличие от многих из вас (местных комментаторов) проф. И. А. Гилязов превосходно владеет татарским, русским и немецким языками.
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    Господин "добавляющий", почему и зачем Вы всё время "прикрываетесь" уважаемым профессором И.А.Гилязовым.
    Никто его не обсуждает - все говорят ему спасибо за хорошую статью.

    И только Вы пытаетесь втянуть его в свои "споры" - отвечайте сами за свои высказывания и перестаньте "прикрываться" уважаемым человеком.
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    Уважаемый, Вы же опять нагло врёте и провоцируете.

    Из Википедии:

    "Сагит Хальфин начал преподавание в 1769 году и отказался от него в 1785 г. по состоянию здоровья. Его перу принадлежит пособие на РУССКОМ языке для изучения татарского языка: «Азбука татарского языка», изданное в 1778 г. в Москве и являющееся первым в своём роде[2]".

    В отличие от Вас, Сагит Хальфин был настоящим учёным - он никогда не врал.
    Он написал на РУССКОМ языке для РУССКИХ азбуку языка, на котором разговаривали казанские мусульмане, которые для русских были "татарами".

    Но казанские мусульмане САМИ СЕБЯ "татарами" в 18 веке не называли.
    Более того для казанских мусульман, которые считали своими предками булгар, слово "татары" было обидным - казанские мусульмане помнили, что "татарами" русские летописи называли монгольских оккупантов.

    Но естественно, если после 1920 года казанские мусульмане решили себя называть "татарами", то никто не против - это их законное право.

    Ну и естественно своими высказываниями "о неучах-пенсионерах" Вы позорите современных казанских татар - такие хамские высказывания о пожилых людях татары никогда не допускают.
    Но вполне возможно, что Вы обычный провокатор или бизнесмен "от науки", который защищает свою "кормовую базу", т.е. выполняет чей то социальный заказ за "сребреники".

    Ответить
    Анонимно 05 дек
    В сотый раз пишу глупому пенсионеру-татарофобу - я НЕ казанский татарин. Заруби это себе на носу. Прочитай про татар хотя бы Википедию - татары НЕ только казанские.
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    Ух ты как хам-ярлычник возбудился - стал даже приказы как в армии отдавать.
    Одно хорошо, что он, Слава Аллаху, "НЕ казанский татарин" - теперь хоть понятны его постоянные провокации.

    Банальности не надо говорить, господин "НЕ казанский татарин" - все знают, что есть татары сибирские, польско-литовские, крымские и др.
    Но дискуссия-то идет именно о казанских татарах и истории их САМОназвания.

    Ну и в "сотый раз пишу", что хамство, ненависть и оскорбления свидетельствуют лишь о чрезвычайно низком уровне интеллектуального развития их использующего.

    Татар (как и все этносы, населяющие планету Земля), кстати, люблю и уважаю, всех вне зависимости, как они себя называют.
    Всех, кроме хамов.
    Тюрки, еще кстати, являются одними из моих предков.

    Ну и последнее "кстати" - не пытайтесь меня оскорбить и обидеть, это бесполезно, пустая трата Вашего времени, Ваше хамство на меня не действует.
    Вы "пионерка не целованная" по сравнению с хамами, с которыми мне пришлось общаться - один преподаватель "истории КПСС" чего стоил - хотя Вы очень на него похоже, тот тоже никаких аргументов не приводил, а лишь запугивал студентов и оскорблял.
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    Тата́ры (самоназвание — тат. татарлар, tatarlar) — тюркский этнос, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, СУАР и на Дальнем Востоке.
    Ответить
    Анонимно 06 дек
    Опять тут Хамы и ТролЛи пишут свои коменты татарофобские! Аргументов нет - одно ядовитое хамство и желчь неучей. Изыдите со страниц Р.В., прочь отсюда.
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    Не примазывайтесь к И.А.Гилязову - Вы своими хамскими высказываниями только его позорите, отвечайте сами за свои высказывания и не вставляйте в них фамилию уважаемого учёного.
    Ваши примитивные провокации просто смешны.
    Ответить
  • Анонимно 05 дек
    Только что вышла книга на эту тему:
    Бессмысленный и беспощадный… : Пугачевский бунт глазами зарубежных исследователей / сост. И.В. Кучумов; пер. с англ. и фр. И.В. Кучумова и Л.Ф. Сахибгареевой. СПб. : Издательство Олега Абышко, 2019. 512 с.

    Ответить
  • Анонимно 05 дек
    Во первых, не Пугачевский бунт. А предпоследняя битва казаков за свою свободу. За свой народ, за свою государственность, одно тз последних битв между улусами Золотой орды за первенство. Московия постепенно захватывала казацкие земли и казаки (бывшие татары Большой орды, бывшие половцы – так по Касьянову) организовали Движение Сопротивления.
    Не Пугачев – а Богачура. Истинное татарское имя этого человека московские фальстфткаторы переделали в фамилию. Емельян – его имя, которым наречил его поп, а родители нарекли его Богачурой , который в переводе с татарского означает «человек4-бык». Родное село Богачуры – чисто татарское с название «Бесменда». Что означает на татарском – «пятеро тут». Пятеро татар Большой орды, которые вынуждены были уйти «в казаки» поселились туда и оттуда пошла это село. Кстати _ Разый Степаны (Степн Разин, кстати он был тенгрианцем, везде громил церквей и убивал попов тысячами) тоже из этого села. После Пугачевской войны Екатерина изменила название эттго татарского села на Зимовейского, впрочем как и название Яика на Урал.
    Ответить
  • Анонимно 05 дек
    Во вторых. //Татары не участвовали//. Как татары не участвовали, если это было полностью татарское восстание. Восстание татар-казаков, которые только частично обрусели, и которые в те времена еще помнили и своих ханов, и свою Большую орду. Зачем Богачура пошел на Яик?
    Зачем не на Днепр, не на волжские города? Потому что там были татары, соплеменники Богачуры. Почему он столицей сделал не русский Оренбург, а татарские Каргалы? Потому что именно это татарское село ему было ближе, чем русский Оренбург.
    //Башкиры активно участвовали//.
    Какие башкиры?
    Тогда башкиры были сословием, 90 %-в тех «башкир» - этнические татары, частично черемисы, удмурты, чуваши, которые состояли в башкирском сословии. Слава Канкаева была больше, чем у Салавата Юлаева. Причем Юлаев не ходил на Казанеь, а пошел на уральские заводы, там ходил и людей грабил (читайте Пирамиду Салавата» Орлова). Пора всем вот такую истину понять: Салават Юлаев и его отец Юлай Азналин не восставали, и никак не смогли восставть, потому что они были на службе у московсого государя. Их ПРИЗВАЛИ НА СЛУЖБУ ДЛЯ ПОДАВЛЕНИЯ ВОССТАНИЯ ПУГАЧЕВА. И Юлай, и Салават были крупными феодалами, имели многотысячные табуны, на них работали полсотни человек. При этом Юлай был старшиной, получал от государства жалованье, причем неплохое жалованье, участвовал во многих походах. Короче они были обласканными властью люди, не имели ничего против нее и пошли подавлять народные бунты. А когда Пугачев стал одерживать победу за победой они просто перешли на его сторону. А когда Богачура направился на Казань, они просто стали разбойничать, разобраться со своими прежними врагами (обычно с такими же башкирскими феодалами как и они). Таких юлаевых у богачуры из татар было десятки. Из Юлаева просто сделали культ в советское время.
    Ответить
    Анонимно 07 дек
    На это я отвечу, что татары были сословием 80 % которого составляли чуваши, а также мари, удмурты, башкиры. Да и казаки согласно последним генетическим исследования на самом деле оказались потомками восточных славян и следовательно отметается гипотеза об ордынских предках казаков.

    Восстание Пугачева было гражданской войной, кто только в ней не принимал участие и русские, и чуваши, и мари, и калмыки и многие другие.
    Ответить
    Анонимно 07 дек
    Ваша системная ошибка заключается в том, что все восточные славяне - это потомки тюрков, а вы этого якобы не замечаете. Гены восточных славян от тюрков, а не наоборот.
    Ответить
    Анонимно 07 дек
    Татары - народ с 3-хтысячелетней историе. Читайте Паркера. А что касается башгирд-баджгард. Это просто первое название венгров, после 1552 года таким термином стали называть всех, кто добровольно перешел на сторону Московии.
    Ответить
    Анонимно 12 дек
    Паркер истользует "татары" как политоним. Он сам об этом пишет, читай внимательно. Он даже китайское "северные варвары" переводит, как "северные татары", т.е. опять таки Паркер использует этот политоним для обозначения всех варваров без этнического содержания.
    Ответить
    Анонимно 13 дек
    Не варваров а тебя...
    Ответить
  • Анонимно 05 дек
    Два самых знаменитых бунтовщика в истории России родились в Зимовейской станице на Дону // Татарин татарское село называет русской станицей. До чего мы дошли! Это бывшее татарское село БЕСМЕНДА, на Зимовейскую его переименовала Екатерина (Касьянов "Казацкий народ").
    Ответить
  • Анонимно 06 дек
    Не крестьянской войны, а войны между Московией и Казацкой ордой (Касьянов).
    Ответить
    Анонимно 07 дек
    Скорее гражданская война...Да и под "татарами" в России того времени имели ввиду как правило всех тюрков и мусульман. . Кроме ираноязычных татов, их видимо путали из-за созвучия "тат" и "татар". И под "татарским языком" русские понимали тюркский язык. И также обозначали сословия ясачных и служилых татар в эти сословия входили много разных народов, которые потом отатарились.
    Ответить
    Анонимно 07 дек
    Под татарским языком понимали татарский язык.
    Это как раз после революции единый татарский народ искусственно разделили, даже такой народ, как башкиры создали. Которые на самом деле - татары Ногайской орды.
    Ответить
    Анонимно 07 дек
    Наоборот из разных народов в начале 20 века создали татарский народ))) Башкиры жили раньше ногайцев. Башкиры известны с 9 века. Ногайцы как народ появились в 16-17 веках. До этого ногаями с начала 15 века называли всех кочевников Ак орды (Синей орды), т.е. бывшего левого крыла улуса Джучи по имени хана Кара-Ногая. Т.е. это был политоним. Ногайцы также не имеют отношения к современным народам называемым казанские татары.
    Ответить
    Анонимно 07 дек
    Никаких тюркских башеир не было . Башгирдами называли венгров. аль-Гарнати 20 лет жил в Венгрии и все время венгров называет башгирдами. То же самое и у Якута. То же самое и у Джувейни. Ибн Фадлан, Хаукаль, Идриси и другие авторы средних веков, когда писали о каких-то баджарах-маджардах-баджгирдах-маджгирдах-машгирдах-башгирдах имели в виду венгров и только венгров. Кстати, надо отметить и то, что написано в первоисточниках уфимских авторов не очень волнует. У них и мджары в башкиры превращаются, и баджгарды Тарджумана и Масуди (они писали о венграх Волго-Урала 9-10 века, до того, как они переселились на Нижнее Поволжье),
    Вы не имеете никакого отношения к ним. Катайцы, табыны, барыны, куваканы, мангыты, менцы и прочие - все татарские племена Ногайской орды. Юрматынцы - чистые приволжские болгары. Они еще в 30-х годах 16 века жили возле Казани, под натиском Московиибыли вынуждены переселиться на бассейн реки Дема. Аль-Гарнати около 10 лет жил еще и в Булгарах, в Хаджитархане, никаких башгирд он на Волго-Урале не обнаружил. Он пишет о булгарах, о буртасах, о финуграх, о кимаках, о печенегах, о кипчаках, о хазарах, о сакалибах - но вот про башгирд на Волго-Урале он не разу не упоминает.
    Ответить
    Анонимно 12 дек
    Часть тюрков башкир ушла с мадьярами на запад. Другая часть мадьяр и башкир осталась на Урале. Мадьяры вообще-то предки мишарей и клана мажар у ногайцев и казахов. Видимо когда-то мишари были частью башкирских племен, но в начале 20 века были записаны в сословие ясачных татар
    Ответить
    Анонимно 12 дек
    Эти кланы вошли в состав башкир раньше чем возникли ногайцы и татары в современном понимании.

    "Татары" в то время использовалось как политоним соседями Орды (экзополитоним) независимо от этнической принадлежности ее населения. Аналогично всех европейцев называли франками, ещё раньше славян, германцев, эфталитов, булгар, хазар и др. европейцы называли гуннами, или скифами не обращая внимания на реальную этническую принадлежность.

    Жители бывшей Волжской Булгарии тогда назывались болгарами потом чувашами, также бесермянами. Они тем более не имеют отношения к ни кочевникам Ногайской Орды ни к монгольскому племени татар.

    Даже Ш.Марджани считал татар монголами, а предками современных казанских татар - булгар, т.е. он был булгаристом.
    Ответить
    Анонимно 12 дек
    А булгары общее наследие для башкир, казанских татар и чувашей, как Древней Руси для украинцев, русских, белорусов
    Ответить
    Анонимно 13 дек
    Русское государство расширяло свои границы на восток, все остальное это выдумки...
    Ответить
    Анонимно 13 дек
    Ближе к истине...
    Ответить
  • Анонимно 07 дек
    Муса Мустафин, Абжалил Сулейманов, Ярмухаммет Кадерметов, Канзафар Усаев, Бахтияр Канкаев.
    -------------------------------------------------------------
    Мишаре и башкиры - татары? Двадцатью годами раньше мишарский мулла Габдулла Алиев, известный под ником Батырша, писал письмо императрице Елизавете письмо о положении мусульман.Там пишет о башкирах, мишарях, киргизах и ни разу о татарах. Он просто не знал о существовании такого народа, если бы знал непременно бы упомянул бы о них. Это только в начале 20 века казанские мусульмане - ясашные чуваша и черемиса стали называть себя татарами.
    Ответить
    Анонимно 07 дек
    Татарам 3 тыс лет, а башкир придумали советы в 17 году.
    Ответить
    Анонимно 08 дек
    Нет 2 миллиона лет назад татаропитек уже жил на территории Татарстана)))
    Ответить
    Анонимно 13 дек
    Ты друг перегнул сильно...
    Ответить
    Анонимно 13 дек
    Татары это и есть татары,а вот другие государства в евразии появились в результате, Римо -Татарской импирии...
    Ответить
  • Анонимно 07 дек
    Татарский язык в то время являлся средством межнационального общения, поэтому и башкиры, и марийцы, и чуваши, и удмурты очень часто прибегали к татарскому языку.
    -----------------------------------------------
    Это старотюркский язык - "иске тюрки", известный также как чагатайский или караханидский. Он появился там где ныне живут узбеки и уйгуры. Далеко от Поволжья. Правильно будет называть его староузбекским или староуйгурским, но никак не татарским.
    Ответить
    Анонимно 07 дек
    Башкиры сосоловие. состоящее из татар, чувашей, черемиссов, удмуртов, калмыков, киргизов, бухарцев, русских, малороссов, сартов, дагестанцев и других (уфимский ученый Рахматуллин).
    Ответить
    Анонимно 07 дек
    Казанские татары - сословие состоящее из потомков башкир, чувашей, мари, удмуртов, которые в начале 20 века приняли экзоэтноним "татары"
    Ответить
  • Анонимно 07 дек
    о БАШКИРАХ И БУЛГАРАХ УПОМИНАЛ иБН-фАДЛАН, а термин "татары" появился после татаро-монгрльского нашествия.
    Ответить
    Анонимно 09 дек
    Ибн Фадлан писал о венграх (басгирдах).
    Ответить
    Анонимно 11 дек
    О башгирдах, которые тюрки))) Читай Фадлана
    Ответить
    Анонимно 19 дек
    О башгирдах, которые тюрки))) Читай Фадлана
    Ответить
    Кирей Киреев 20 дек
    Выше писал один г. “Анонимно”: "О башгирдах, которые тюрки))) Читай Фадлана",

    - ну что же, читали Фадлана. и многое еще читали, кроме его "Записки".
    Притом не в пересказах официальных историков, а так сказать, с натуры, с первоисточников, внимательно их анализируя и сопоставляя.

    Ну почитаем еще разок "Записку" Фадлана - относительно башкир-венгров.
    Из содержания оной никак не следует однозначно, что описываемые в ней так живописно "башгирды" (башкиры - в иных изданиях сей "Записки") являются тюрками.
    Если читать внимательно и - малость хотя бы - вдумчиво, то нетрудно понять, что в "Записке" Фадлана, в самом ее начале, перечисляются народы, представителей которых повстречал Фадлан, побывавший, ВНИМАНИЕ: "в стране тюрков, хазар, русов, ас-сакалиба, ал-башгард и других народов ". То есть в стране, где проживают эти самые народы.

    Как видим, – тюрки и башгарды (венгры у западных авторов ) – в “Записке” Фадлана определены как совершенно разные народы, этносы.

    То есть уже начиная излагать описание своего путешествия, Фадлан (автор “Записки”) четко определяет (перечисляет) РАЗНЫЕ народы.

    Среди них, как видим, есть тюрки и есть башгирды, то есть, они вовсе не одно и то же. И это главное - начиная писать отчет о своем путешествии, автор никак не мог путаться и ошибаться. Так же и переводчики-переписчики не могли напутать ничего – предложение несложное - идет простое перечисление разных народов (этносов).

    Как видим, г. “Анонимно”, если он “читал Фадлана”, изволил скрыть от нас весьма существенные сведения из “Записки” Фадлана. Это распространенный прием составителей курса романовской официальной истории (о нем ниже), и этот прием вольно или невольно повторяют и ныне историки, отстаивающие по разным причинам различные ложные тезисы этого курса.

    Насчет того, что далее в тексте "Записки" Фадлана описываются башгирды как "народ из тюрков", “худшие из тюрок” - это вовсе не означает, что отменяется первоначальное сведение, изложенное в самом начале “Записок” Фадлана о том, что тюрки и башгирды – это разные народы.

    Во-первых, автор скорей всего здесь нам сообщает, что башгирды-венгры - это народ, подвластный тюркам, живущий в их державе, соответственно, башгирды владели тюркским языком – языком межнационального общения в данной части Евразии уже тогда и задолго до того.
    Подобным образом средневековые авторы (да и современные часто) выражаются, описывая малые народы, проживающие на территориях, подвластных другим, более крупным народам.
    Например, и ныне на Западе могут написать: “башкиры – это лучшие из русских”, имея в виду под русскими все население России. Общеизвестно, что в недалеком прошлом на Западе русскими называли всех, кто проживал в СССР.

    Во-вторых, “Записка” Фадлана известна лишь в одной копии (так называемый “список” на “ученом языке”), изготовленной, предположительно, в XIII веке, в городе Мешхеде (Персия, ныне Иран). То есть, составлялся данный, ныне известный экземпляр «Записок» Фадлана в Персии.
    Персы, как известно, в рассматриваемые времена (в X-XIII вв.) были непримиримыми противниками тюрок. И боролись персы против тюрок не только военными способами, но и, само собой разумеется, идеологическими. Отсюда и живописное описание автором «Записок» Фадлана тюрок как людей, которые значительно ниже уровнем представителей Ближнего Востока.

    Но этого, видимо, было мало, поэтому решил автор к «полудиким тюркам» приписать еще и башгирдов-венгров, которые например (цитирую «Записки» Фадлана): «едят вшей. [Вот] один из них тщательно исследует швы своей куртки и разгрызает вшей своими зубами. Право же, был с нами один человек из их числа, уже принявший ислам и служивший у нас. Однажды я видел, как он поймал вошь в своей одежде, он раздавил ее своими ногтями, потом слизнул ее и сказал, когда увидел меня: «Прекрасно».

    И еще многие и многие факты историографии говорят именно о том, что как восточные - арабы и персы в первую очередь – так и западные древние и средневековые авторы четко различали венгров (верней, протовенгров) от тюрок.

    Со временем башгирды-венгры Урала (протовенгры) частью отюречились и вошли в состав разных тюркских народов России, а большей частью (большинство) мигрировали на территорию современной Венгрии.

    Соответственно, в составе современного башкирского народа также имеются предки протовенгров, но большинство современного башкирского народа, как и многих других братских тюркских народов, составляют потомки средневековых татар, в разные времена “вошедшие в состав башкирского народа” (то есть, записанные башкирами) в результате антитатарской политики, которую веками вело государство романовых, а затем продолжило, еще более изощренно, и государство большевиков-партократов.

    Вот именно для того, чтобы скрыть этот факт – кто именно “вошел в состав” современнного башкирского народа в раные времена, - антитатарским историкам-идеологам и понадобилась “теория” о том, что якобы “башгирды-венгры” изначально были тюрками.
    Чтобы те, предки которых в разные времена были записаны башкирами, позабыли свое подлинное прошлое и думали, что они и их собратья из потомков средневековых татар – это “разные народы”.

    То есть для того, чтобы разделить и противопоставить друг-другу части некогда единого и могущественного народа – средневековых татар, потомки которых ныне во множестве имеются в составе многих современных тюркских народов, а также в составе современного русского народа.

    Идеологической основой этой политики был антитюркский и особенно антитатарский курс романовской “научной истории”, составленный по содержанию идеологических произведений и прокламаций противников татар-ордынцев.
    Также курс “научной истории без татар” составлялся путем подтасовок и искажений содержания разных источников историографии – один пример мы рассмотрели, как башгирды-венгры “стали тюрками”.

    Да, еще - г. “Анонимно” писал, что “термин "татары" появился после татаро-монгольского нашествия”. Ну да, появился после – но только в курсе антитатарской истории Романовых “после”.
    А вообще в Евразии – как на западе, так и на востоке континента - “гордое имя “татар” (Л.Н. Гумилев), появилось и было известно задолго до “монголо-татарского нашествия”.

    Обо всем этом, и еще о многом из подлинной истории татар и их собратьев-тюрок изложено в книге “Наследие татар” (авторы Г. Еникеев и Ш. Китабчы) и в других книгах серии “Татарский след в истории России и Евразии”. В указанных книгах приведено множество фактов и сведений, притом с анализом содержания источников авторов разных времен и народов, из разных государств – как противников татар-ордынцев, так и их союзников.
    Ответить
  • Анонимно 14 дек
    Кто такой Пугачев. Муж Аллы Пугачевой (современное видение молодежи). Ну, если серьезно, Пугачева казанцы никогда не любили и очень плохо воспринимали, скорее даже - ненавидили. Он сжег успешно развивающийся и процветающий город, в том числе и дома бедняков - они-то в чем повинны? Казнил ни в чем неповинных людей, только из из-за того, что они некрестьянского сословия. Через полтора века Лацис повторить тоже самое в Казани.
    Ответить
  • Анонимно 17 дек
    А вы уверены что это "Пугачев" сжег Казань. Нам доводят исторический пример, что Москву сжег Кутузов, а не Наполеон. Да и во Второй мировой войне наблюдалась практика уничтожения имущества чтобы оно не досталось наступающей стороны.
    Одна беда-то протокола от пожарной инспекции в обоих случаях не сохранилось.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров