«Библио-Глобус» может сменить владельца
Предполагаемая стоимость объекта оценивается в диапазоне от 170 до 290 млн рублей
Один из старейших книжных магазинов Москвы «Библио-Глобус», возможно, ожидает смена собственника, пишет газета «Коммерсантъ». По информации издания, владельцы магазина рассматривают возможность его продажи на фоне снижения финансовых показателей и растущей конкуренции с маркетплейсами. Предполагаемая стоимость объекта оценивается в диапазоне от 170 до 290 млн рублей, что составляет 0,5—0,8 капитала компании. Основной причиной дисконтирования остается убыточность: по итогам 2023 года магазин зафиксировал убыток в 18,1 млн рублей при выручке в 492,8 млн рублей, что на 16,7% меньше показателя 2022 года.
Магазин открылся в 1957 году и за десятилетия стал знаковым местом для книголюбов. «Библио-Глобус» предлагает более 200 тысяч товарных позиций, включая печатную продукцию, канцтовары, антикварную литературу и сувениры. Однако операционные убытки преследуют торговую точку четыре года, а попытки найти желающих арендовать 3,6 тысячи квадратных метров пока не увенчались успехом. В сентябре на платформе ЦИАН появилось сообщение о сдаче в аренду всех этажей здания на Лубянке, но позже оно было снято.
Рынок книжной торговли в целом демонстрирует стагнацию. По информации, предоставленной Ассоциацией книгораспространителей, за январь — сентябрь 2024 года выручка профильных сетей увеличилась только на 0,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как реализация печатной продукции снизилась на 7,4%. В 2023 году расходы на содержание книжных магазинов увеличились на 11,5%, что поставило рентабельность продаж на предельный уровень. Закрытие книжных точек происходит быстрее, чем годом ранее: в 2023-м было закрыто 86 магазинов, а в текущем году их число еще выше.
Эксперты отмечают, что наиболее успешные книжные магазины сосредоточены в крупных торговых центрах с высоким трафиком. Однако в стрит-ретейле формат традиционных книжных магазинов становится менее востребованным из-за высоких ставок аренды. Многие магазины трансформируются в пункты выдачи заказов, совмещают продажу канцтоваров и аксессуаров или становятся нишевыми площадками для поклонников бумажных книг.
На фоне этих изменений в качестве потенциального покупателя «Библио-Глобуса» называют сеть «Читай-город», которой управляет «Эксмо-АСТ». В самой компании отказались от комментариев, но эксперты отмечают, что новому собственнику придется полностью пересмотреть концепцию магазина. Одним из решений может стать перепрофилирование площадей, увеличение доли онлайн-продаж и работа с современными форматами привлечения аудитории, включая маркетинговые коллаборации и интеграцию цифровых сервисов.
Все важное о книжной индустрии и литературе читайте в нашей рубрике «Книжная полка».