«У меня ни яхт, ни вилл»: главврача Центра гигиены в Татарстане отправили под домашний арест
Под домашний арест до 4 октября заключил сегодня казанский суд главврача Центра гигиены и эпидемиологии в Татарстане Елену Сизову. На заседании она заявила о невиновности и выразила опасения, что в случае заключения в СИЗО ее больные родители могут умереть голодной смертью, передает журналист «Реального времени» из суда.
На заседании на самой суровой мере пресечения настаивал следователь 4-го отдела по особо важным делам Следкома по РТ Ризван Камалов. «Преступление, в котором она обвиняется, составляет повышенную опасность, так как посягает на интересы общества и государства», — подчеркнул он. По мнению Камалова, за годы работы Сизова обзавелась связями, которые может задействовать для создания помех следствию.
Представитель прокуратуры Вахитовского района Татьяна Маслова поддержала позицию следствия. «Основные свидетели находятся в подчинении у обвиняемой. Считаю, иная мера невозможна», — выступила она.
На заседании суда главврач просила не лишать ее свободы.
— В службе — более 25 лет, всегда работала честно и справедливо. Ни на каких свидетелей оказывать давление не собираюсь, — сообщила она. — Кроме того, я единственная дочь в семье. Отец недавно инсульт перенес, мама еле передвигается. Ухаживать, кроме меня, некому — умрут голодной смертью.
В перерыве заседания Елена Сизова рассказала на вопрос «Реального времени» — с претензиями силовиков не согласна и винить себя ей не в чем. За годы службы богатств она не нажила. «Посмотрите на мой дом на улице Волкова 1875 года постройки — деревянный, исторический, красивый, который я очень люблю, в котором я родилась, — он совершенно не похож на виллы и яхты», — заметила она. На вопрос, не просили ли у нее показания на вышестоящее руководство, ответила отрицательно.
При этом домашний арест обвиняемой суд избрал по месту ее жительства не на улице Волкова. А на заседании прозвучало — в старом доме в центре города сейчас живет ее мать, отец же проживает в Приволжском районе.
Адвокат обвиняемой Ольга Шмуратова просила суд отказать СК. С ее слов, показания свидетелей из числа подчиненных ее клиентки не доказывают ее причастность к преступлению. «Они общего характера. Более того, отсутствуют доказательства, что цена контракта была завышена — никакие документы не представлены», — отметила защитник. Также, по ее мнению, следствие не представило доказательств в подтверждение намерений Сизовой скрыться от следствия и суда либо давить на свидетелей.
Накануне ей предъявили обвинение в мошенничестве с ущербом свыше 1,6 млн рублей. По версии силовиков, эта сумма завышена по нескольким позициям бюджетного контракта. «В 2023 году обвиняемая создала условия для победы компании своего знакомого в аукционе по поставке центру расходных материалов, что повлекло причинение бюджету учреждения здравоохранения ущерба», — отмечается в официальном релизе СК по данному делу.
Речь о компании «Эстео» и Глебе Полякове, который с июня находится под стражей по обвинению в уводе той же суммы по контракту. По данным источников «Реального времени», с момента задержания этот бизнесмен занял по делу четкую позицию: предприятие сотрудничает с Центром гигиены и эпидемиологии более 10 лет, отношения с его руководством — исключительно деловые.
— Мой подзащитный вину не признает. Причастность к совершению преступления со своей стороны и иных лиц отрицает, — сообщил «Реальному времени» адвокат предпринимателя Булат Марданов.
Один из источников в Роспотребнадзоре поделился народной версией: мол, показания против Сизовой могла дать одна из ее подчиненных, чтобы скомпрометировать начальницу и позднее претендовать на ее место.
Впрочем, в СК отмечают, что претензии в афере появились по результатам оперативной работы сотрудников УФСБ и экономической полиции МВД Татарстана.
Согласно открытым источникам, в активе компании «Эстео» — полсотни бюджетных контрактов на 88 млн рублей как в Татарстане, так и за его пределами. Среди заказчиков — Башкирская научно-производственная ветлаборатория, Центр гигиены и эпидемиологии в Башкирии, Кировская областная ветеринарная лаборатория, а также Республиканская инфекционная больница в Татарстане, Минэкологии республики и Казанский центр эпидемиологии и микробиологии Роспотребнадзора.
Компания поставляла аквариумы и готовила к эксплуатации судовой комплекс «Фламинго» (для министерских экологов), представляла посуду и оборудование для лабораторий, полимерные расходные материалы и химреактивы для диагностики и исследований, включая комплексы для выделения ДНК. Также у фирмы заказывали средства дезинфекции и лабораторное стекло.
В 2023-м у «Эстео» было пять бюджетных контрактов на общую сумму 13,8 млн рублей. При этом самым весомым был договор как раз с возглавляемым Сизовой центром — на комплекс реагентов за 7,3 млн рублей. Закупка размещалась на торгах, но договор был заключен с единственным поставщиком. В декабре 2023-го этот контракт завершили.
Как уверяют источники «Реального времени», претензии сотрудников СК, МВД и ФСБ связаны с другой закупкой — она производилась за счет внебюджетных средств на общую сумму в 17 млн рублей. При этом вопросы возникли не по всему контракту, а по нескольким позициям, за которые центр заплатил 2 млн рублей, тогда как, по версии силовиков, реальная цена составляла только 400 тысяч рублей. Разницу вменили в качестве ущерба, без вычета расходов на транспортировку, зарплату, налоги и проч.