Шамиль Агеев: «В Москве 75% ТЦ договорились с арендаторами, а мы — как рыба об лед!»
Переговоры — только без свидетелей
Фиаско потерпела сегодня попытка татарстанской Торгово-промышленной палаты наладить диалог арендодателей и арендаторов ТЦ «Парк Хаус» о «ковидных» скидках на арендную плату. На организованную ТПП встречу пришли всего несколько арендаторов (они объяснили, что приглашение пришло слишком поздно и многие, кто желал бы участвовать в разговоре, по объективным причинам не смогли это сделать). Представители самого ТЦ на встрече не появились — но на это есть объективная причина.
Зампредседателя ТПП РТ Сергей Карпухин процитировал выдержку из письма, которое в ответ на приглашение прислала управляющая компания «Парк Хауса» — московское ООО «Эверест»:
«С учетом действующих в компании правил и обычаев делового оборота любое взаимодействие с арендаторами должно быть на индивидуальной основе и без участия лиц, не являющихся стороной договора аренды… В соответствии с договорами аренды и внутренней политикой компании информация по арендным отношениям, об арендаторах и размере арендной платы носит конфиденциальный характер и не может раскрываться третьим лицам».
Подобная политика индивидуального подхода к каждому арендатору действует и в других крупных торговых центрах Казани. Ранее, как сообщили сегодня в ТПП, от разговора при свидетелях отказались представители ТРК «Тандем».
Западня для всех
Представители арендаторов — Татьяна Калинкина из торговой сети M.REASON, Динара Тимурбулатова, продающая бижутерию, — сообщили, что счета за аренду выставляются в полном объеме, но платить по ним нечем, поскольку торговля стоит. Сергей Карпухин заметил: арендодателям сейчас тоже несладко.
Только по налогу на имущество торговым центрам Татарстана придется заплатить 232 млн рублей, еще 51 млн — земельного налога, 205 млн — других платежей, и эти деньги надо где-то брать, так что нужен компромисс.
Если же его не найдут, то, по словам советника ТПП РТ по внешнеторговому и международному частному праву Олега Еливанова, в ближайшее время следует ожидать вала судебных процессов о расторжении договоров аренды.
— Расторгнуть договор аренды в одностороннем порядке мы можем только через суд либо при возникновении форс-мажора. Так вот, можно ли считать форс-мажором то обстоятельство, что мы не работаем уже два с половиной месяца? — уточнила у Еливанова Калинина.
Тот ответил, что форс-мажором эта ситуация не является, но добавил, что ТПП подготовит рекомендации арендаторам — «документы, которые дадут возможность договориться». А пока посоветовал собирать документальные подтверждения того, что «услуга не была принята», поскольку «была закрыта дверь торгового центра». То есть четко прописывать в актах с торговыми центрами тот факт, что работать в арендованных помещениях арендаторы не могли.
Еливанов поинтересовался, чем арендаторов не устраивает предлагаемая арендодателями взамен скидок отсрочка платежей. Те ответили, что не хотят накапливать суммы платежей, ведь речь пойдет о миллионах рублей, которые впоследствии надо будет отдать разом.
По ходу обсуждения выяснилось, что такая политика может обернуться «налоговым ударом» и для самих торговых центров. 47 крупных ТЦ Татарстана, сказал Сергей Карпухин, по итогам 2019 года уплатили 202 миллиона рублей налога на прибыль, значит, они получили прибыль порядка миллиарда рублей.
Им есть, что терять, пояснил Сергей Карпухин, значит, лучше с арендаторами договориться. Ведь в этом году у арендаторов денег нет, значит, не будет их и у арендодателей — возникнет так называемый «воздушный налогооблагаемый оборот».
«Сто процентов, все договорятся»
Глава татарстанской ТПП Шамиль Агеев посетовал: «В Москве уже 75 процентов торговых центров договорились с арендаторами, а мы тут бьемся как рыба об лед», и призвал татарстанских предпринимателей последовать столичному примеру.
Это важно, подчеркнул он, ведь работающий в ТЦ малый и средний бизнес республики обеспечивает рабочими местами 736 тысяч человек и в прошлом году принес в казну 81 млрд рублей налогов.
— Две с половиной тысячи арендаторов работают в крупных торговых центрах Казани, это 12,5 тысячи рабочих мест, и большинство из этих центров остаются закрытыми, — подкрепил цифрами призыв найти компромисс заместитель мэра Казани Ильдар Шакиров, курирующий вопросы экономического развития.
— Сто процентов, все договорятся, — заверил корреспондента «Реального времени» по завершении встречи Шамиль Агеев.