Новости раздела

На Свияжске появится музей «казанского Врубеля»

Как стало известно «Реальному времени», коллекция работ выдающегося художника Геннадия Архиреева, которой владеет его вдова, разместится в новом музее на острове-граде Свияжск. Музей «казанского Врубеля», как назвал художника директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, откроется в здании, принадлежащем музейному комплексу, а финансирует проект, в том числе выкуп картин у вдовы художника, татарстанский минкульт.

«Черный ворон» переехал его жизнь

Если оглянуться на несколько последних десятилетий, Геннадий Архиреев — одна из самых заметных фигур татарстанского андеграунда. Могла бы быть и российской, но художник никогда не занимался самопиаром. Про таких говорят: «Пишет, как дышит». Архиреев не придумывал себе биографию, не сообщал (как иногда делают его коллеги по цеху) о несуществующих наградах.

Просто писал картины. Просто размышлял о жизни. Просто жил. Жизнь его с момента рождения не была радужной. Архиреев родился на Свияжске, в сталинской тюрьме, куда была непонятно за что отправлена его двадцатилетняя мать — «враг народа». Так и рос он в детском доме для изгоев на острове, пока мать не освободилась и не уехала с ним в Казань.

Похоже, что детские воспоминания стерлись, но не до конца. Во многих работах художника можно увидеть машину — вариация на тему «черного ворона», переехавшего сотни тысяч жизней. Но Архиреев был из тех парней, что «поднимали ворот и держались». Не получивший систематического художественного образования, он тем не менее всю жизнь профессионально занимался живописью, выставлялся в Европе, многие его работы ушли в частные коллекции. Отличительная черта работ этого художника — искренность и отсутствие украшательства.

Его работы своеобразны. Нет в них пафоса, возможно, в подавляющем большинстве картин отнюдь не лучезарная цветовая гамма, но назвать Архиреева «чернушником» не повернется язык. В них есть какое-то застенчивое любование миром, какой-то спрятанный глубоко в душе восторг.

Лунный свет на полотнах Архиреева является как бы ниоткуда, он не бликует, но он есть. Вода (художник долгие годы жил на Подлужной, на самом берегу Казанки) — серая, плотная, но словно теплая, пахнущая тиной и свежестью. А сирень — кажется, что от ее аромата можно задохнуться, потерять голову.

Сирень была любимым цветком художника. Неслучайно директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, увидев архиреевскую сирень, назвал его «казанским Врубелем». Кстати, в свое время Архиреев предлагали продать несколько его работ в Третьяковскую галерею, но он отказался. Мотивация была такова: «Там они в запасниках будут пылиться, а здесь их люди видят».

«Голубка» на острове

Несколько лет назад об Архирееве узнали очень многие — вышел фильм «Голубка» по рассказам жены художника Светланы Колиной. Фильм биографический: в нем есть и про тюрьму на острове, и про их любовь и семейную жизнь, и про остров. Ленту снял уроженец Казани Сергей Свинцов, а главные роли исполнили Инга Оболдина и Александр Коршунов. Интересная деталь — в финале ленты показаны подлинные работы Архиреева.

Бюджет ленты был $300 тыс. Фильм прошел на нескольких фестивалях и даже взял призы. Например, «Серебряную ладью» на фестивале «Окно в Европу» и приз на фестивале «Сталкер». Потом ленту в прайм-тайм показал Первый канал. К сожалению, сам художник фильм не видел: он ушел из жизни, оставив после себя коллекцию картин — грустных, задумчивых, с таким необычным взглядом на мир. Он писал их так, как видел и чувствовал, не подверженный даже малейшим признакам конъюнктуры.

С кем бы его ни сравнивали — с Врубелем, Ван Гогом и даже Пиросмани, —Архиреев сам по себе. Казанский феномен в хорошем понимании этого словосочетания. Живописец, который очень точно и тонко чувствовал непарадную Казань, мастер, на картинах которого и дома имеют свои характеры.

Распродажа не состоялась

Архиреев никогда не был богатым человеком, кроме картин, он не оставил никакого наследства вдове. И три года назад, попав в трудную финансовую ситуацию, она решилась продать коллекцию в Москву. В Татарстане не нашлось заинтересованных в покупке наследия Архиреева людей. Цена, в которую Колина оценила коллекцию из 40 работ, была около 3 млн рублей.

Покупатель нашелся, правда, вел переговоры он через посредника. Владельцем коллекции работ Геннадия Архиреева захотел стать известный московский бизнесмен, совладелец «М2М Прайвет банка» и магазинов «Азбука вкуса» Кирилл Якубовский. Популярных гастрономов в Москве и Московской области в лучшие времена было около пятидесяти, и, например, годовой их оборот в 2010 году был более 17 млрд рублей.

Где же Якубовский мог увидеть картины Архиреева? Да в фильме «Голубка» — он был одним из сопродюсеров ленты. Естественно, продай тогда Колина коллекцию, сделка для Якубовского была бы очень выгодной. Ведь рано или поздно найдется человек, который займется раскруткой работ Архиреева, и тогда их стоимость возрастет, возможно, на порядок. Такие вещи уже неоднократно случались в истории мировой живописи, что делает ситуацию типичной.

Слава богу, сделка не состоялась. Когда казанцы узнали о том, что коллекция может «уплыть» в Москву, в «Фейсбуке» срочно была создана группа «Картины Архиреева должны остаться в Казани»: ее участники собрали некоторую сумму, и ее хватило Светлане Колиной, чтобы расплатиться с долгами. Острота ситуации на какое-то время оказалась снятой.


Возвращение на остров

Но судьба коллекции все равно висела на волоске. Помощь пришла несколько месяцев назад и по иронии судьбы именно из Свияжска. Директор музея-заповедника Артем Силкин, узнав о коллекции, решил открыть на острове музей работ Геннадия Архиреева. На улице Троицкой под это дело нашелся двухэтажный дом. Удивительно, но он чудесным образом похож на тот дом на Подлужной, где Архиреев и Колина прожили столько счастливых лет.

«Идея создать музей Геннадия Архиреева именно на Свияжске витала в воздухе. Во-первых, здесь он родился. Во-вторых, тут проходили съемки фильма «Голубка», в которых участвовали многие жители острова. Наша идея была поддержана минкультом РТ и фондом «Возрождение», специально для музея нам было передано здание по улице Троицкой — дом этот находится как раз на туристическом маршруте, так что посетителей будет много. Со Светланой Колиной мы уже обсудили планировку, она обещала передать нам подлинные вещи художника, все это поможет создать живую, неформальную квартиру художника», — рассказал изданию Силкин.

Проект нового музея уже одобрен минкультом РТ, выдано техническое задание и планы начали реализовываться. Для нового музея уже приобретена большая часть работ у Светланы Колиной, некоторые полотна она просто подарила. Деньги на приобретение коллекции выделило министерство культуры РТ, сумма сделки не раскрывается. В экспозиции будет не менее трех десятков работ, и это позволит составить полное впечатление о творчестве «казанского Врубеля».

«В доме на Троицкой будет та же планировка, что была у нас на Подлужной, то же крыльцо с улицы. Я решила подарить музею нашу мебель. Кстати, музейщики выкупили у одного казанского художника подлинный мольберт Архиреева, я его подарила, когда Гены не стало. Музейщики смогли его выкупить теперь уже за 2 тысячи рублей. Думаю, что музей на Свияжске будет посещаемым, там народу иногда бывает больше, чем в казанских музеях», — прокомментировала Светлана Колина.

Она пояснила, что продала далеко все работы Архиреева, самые любимые ее полотна останутся у Колиной. Кстати, Силкин не исключает, что в музее будут проходить и сменные выставки, организовывать которые помогут казанцы. Ведь во многих казанских домах есть работы Геннадия Архиреева, так почему бы не дать эти картины из личных коллекций для временного экспонирования в музее на Свияжске?

Использованы репродукции картин Геннадия Архиреева из альбома allapri.livejournal.com

Татьяна Мамаева

Новости партнеров