Производитель упаковки из Татарстана расширяет экспансию в Центральную Азию
«Данафлекс» вложит до 2,5 млрд рублей в запуск двух заводов на территории ОЭЗ Казахстана и Узбекистана
В новых экономических реалиях российский бизнес активно наращивает присутствие в республиках Центральной Азии. Как стало известно «Реальному времени», татарстанский производитель гибкой упаковки «Данафлекс» запустит здесь два завода суммарной мощностью до 1 800 тонн в месяц. Оба проекта будут реализованы на территории особых экономических зон Узбекистана и Казахстана. «Это открывает возможности для реализации продукции за пределы региона в другие азиатские страны и не только», — считают эксперты.
Татарстанский производитель вложит до 24 млн евро в заводы в СНГ
Особенности инфраструктуры и крупный рынок Центральной Азии привлекает много российских компаний. Только в Узбекистане их количество за последние годы утроилось. В этой стране уже работают созданные с участием Татарстана технопарки «Чирчик» и «Джизак», еще один строится в Навои. Резидентам предлагают налоговые и таможенные преференции, льготы по кредитам, компенсацию транспортных расходов, отсрочку по аренде. Локация привлекла и татарстанского производителя гибкой упаковки ГК «Данафлекс». Параллельно в группе, основанной Айратом Башировым, рассматривают и соседнюю республику для старта:
— Изначально мы действительно планировали запустить проект в Узбекистане. Сейчас, после поездки в Казахстан, в Алма-Ату, тоже увидели хорошие возможности. Там очень мощный производственный пищевой кластер. В Казахстане мы присутствуем давно. Наши клиенты и партнеры там очень лояльно восприняли, что мы можем запустить проект в их республике. Потому что Казахстан, Киргизия — это ЕАЭС (Евразийский экономический союз, — прим. ред.), можно без таможни ввозить продукцию, и, скажем так, более цивилизованно стартовать со своей моделью, — сообщил «Реальному времени» директор компании по продажам Алик Губайдуллин.
В настоящее время в компании разрабатывают несколько бизнес-проектов, строят финансовые модели, чтобы просчитать, где лучше открыть следующую площадку в регионе. «Это может быть как Ташкент, так и Алма-Ата — конечное решение будет принято до конца года», — пояснил собеседник издания:
— На самом деле мы очень близки к тому, чтобы стартовать с двумя площадками. Скорее всего, первый завод сделаем в Алма-Ате и, наверное, с лагом в полгода-год зайдем в Ташкент. Потому что весь этот регион быстро растет, потенциал огромный, и нам кажется лучше застолбить место сразу через обе площадки. Та модель, которую мы проектируем, несколько отличается от существующих. Это специализированная модель заводов, которые рассчитаны на быстрый ввод и быстрый выход на загрузку.
Заводы будут выпускать гибкую упаковку для пищевых продуктов, в основном для кондитерских изделий и снеков. Каждое предприятие площадью около 7 тысяч кв. м будет включать до трех производственных линий и выпускать готовую продукцию в среднем по 750—900 тонн в месяц, в зависимости от структуры пленки. Для сравнения казанские площадки производителя суммарно выдают в месяц порядка 5 тысяч тонн гибкой упаковки. «Объем инвестиций в каждый проект составит порядка 8—12 млн евро», уточнил представитель компании.
«Обрадовался, что Китай еще не занял этот рынок»
Весной в рамках участия татарстанской делегации в работе международной промышленной выставки «Иннопром. Центральная Азия» предприниматели республики посетили ряд узбекистанских особых экономических зон, управляемых казанским технополисом «Химград». Изучили инфраструктуру «Чирчика» и «Джизака», провели переговоры с хокимами (властями города, — прим. ред.). Татарстанские производители получили возможность сравнить условия разных площадок в регионе.
— Да, мы сравниваем условия, потому что очень много факторов. В первую очередь энергетика — газ, электроэнергия, здесь нужна надежность. Во-вторых, поддержка властей. И самое главное, наверное, надо отталкиваться от клиентской базы и заказчиков, готовых сразу работать. Поэтому, если локация, то это только ОЭЗ, которые ведет «Химград», — пояснил Губайдуллин.
Новые производственные площадки татарстанской компании в Центральной Азии будут представлять собой специализированные предприятия. Для каждой локации проводят анализ клиентской и партнерской баз. На местном рынке присутствуют свои производители пищевой упаковки, а также иностранные, но в татарстанской компании уверены в своих перспективах.
— Пока на этом рынке доминируют производители Турции и Китая, есть и российские поставщики. Тем не менее для нас — это очень хорошие возможности. Сейчас некое напряжение в логистике по поставкам из Турции. И я очень обрадовался в последний визит в Алма-Ату, что Китай еще не занял этот достаточно серьезный рынок. Вследствие отсутствия культуры производства гибкой упаковки в этом регионе многие местные инвесторы пытались зайти, но безуспешно. Все-таки бизнес непростой, процессы сложные, нужна компетенция, поэтому местная конкуренция не особо развита: одна-две компании, — отметил Губайдуллин.
В текущем году «Данафлекс» приобрел два производства в Турции: одно по цифровой печати, другое — также по выпуску упаковки, хотя и в меньших масштабах, нежели планируемые к запуску в Центральной Азии. «Это как раз такие прототипы смарт-заводов на рынке Турции. Объем инвестиций по турецкому заводу гибкой упаковки порядка 3,5 млн евро, по цифровой печати где-то в районе 2-3 млн евро», сообщили в компании. Стамбульская площадка больше заточена на индивидуализированную упаковку для малого и среднего бизнеса — до 5 млн пакетов или около 10—12 млн тонн готовой продукции. «Это штучный товар и новая ниша даже на мировом рынке». Турецкое производство гибкой упаковки тоже небольшой мощности — до 350—500 тонн в месяц.
«С учетом отношений с ЕС, один из вариантов — производить в понятной стране, как Узбекистан»
Опрошенные «Реальным временем» эксперты подтверждают высокий интерес отечественного бизнеса к открытию производств в ближнем зарубежье, особенно в странах Центральной Азии. Перспективными собеседники издания считают и татарстанские проекты по выпуску упаковки на узбекском и казахстанском рынках.
С ним согласен его заместитель Артур Николаев: «У компании были производства за рубежом, то есть они рынок знают: и европейский, и азиатский. С учетом последних событий, которые сложились во взаимоотношениях между Россией и ЕС, один из вариантов — действительно производить в другом регионе, тем более в такой понятной стране, как Узбекистан. У нас там есть ряд промплощадок с понятным управлением, инженерией, обслуживанием. Поэтому компаниям, тем более татарстанским, будет комфортно размещать свое производство в этой стране». В Узбекистане готовы к сотрудничеству и совместным производствам с российским бизнесом, подчеркнул эксперт.
Экономист Рустем Шайахметов подчеркнул, что в новом регионе отечественным компаниям важно качественно соответствовать реалиям рынка. По мнению спикера, оба предприятия будут нацелены больше закрывать потребности растущих местных рынков Узбекистана и Казахстана, нежели на экспорт — за пределы этих стран:
Начиная с 2022 года, по официальным данным Узбекистана, больше всего иностранных предприятий в государстве открыли именно россияне. На тот момент насчитывалось порядка 1 тысячи компаний с российским капиталом, за прошедшее время их количество выросло втрое.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.