Новости раздела

Час расплаты: Сбербанк выставил «олимпийской» семье Ильгиза Минкина счет на полмиллиарда

Крупнейший розничный банк России добивается личного банкротства крупного казанского девелопера

Как стало известно «Реальному времени», Сбербанк России требует признать банкротами основателя и владельца казанского многофункционального комплекса «Олимп» Ильгиза Минкина, а также его поручителей — жену и сына. Тем временем проблемный заемщик крупнейшего банка страны продолжает вести переговоры о продаже недвижимости в дрогнувшем из-за кризиса мегапроекте, чтобы реализовать финансовую схему погашения полумиллиардного долга.

Личное банкротство

На следующей неделе в Арбитражном суде РТ начнется рассмотрение иска Сбербанка к крупному девелоперу и экс-депутату Казгордумы Ильгизу Минкину с требованием признать его банкротом в качестве должника — физического лица. По «упрощенной» процедуре несостоятельности Сбербанк рассчитывает добиться взыскания в его пользу залоговой недвижимости — многофункционального комплекса «Олимп» общей площадью 18 тыс. кв. м, строительство которого было рефинансировано за счет банковского кредита в 526 млн рублей. Как следует из материалов дела, 474 млн рублей от этой суммы — тело долга, остальное — неустойка и проценты. Из-за невозможности выплаты всей суммы долга владелец вынужден был выставить «Олимп» на продажу еще в ноябре 2015 года. По некоторым оценкам, сегодня рыночная стоимость объекта составляет 2,5 млрд рублей.

Многофункциональный комплекс «Олимп» состоит из двух высотных жилых зданий, трехзвездочного отеля в 14 этажей и торгового центра с подземным паркингом. Благодаря удачному месторасположению он считается привлекательным объектом коммерческой недвижимости. Однако до сих пор Ильгизу Минкину не удавалось найти покупателей — вероятно, их отпугнула высокая стоимость: 1 кв. м оценивается в 100 тыс. рублей. Так что Ильгиз Минкин остался один на один с кредитором к моменту расплаты.

Вчера финансовый директор компании «ТД «Олимп» Михаил Моисеев сообщил «Реальному времени», что основатель компании не намерен просто так сдаваться кредиторам и готовит «бомбу». «Удалось ли нам найти покупателя на вашу недвижимость? А зачем вам такая информация? У нас идут переговоры. Это коммерческая информация, мы ее не распространяем и никому не даем. Я понимаю вашу заинтересованность, но ничего ответить не могу», — заявил он.

Изначально судебный процесс должен был стартовать 16 мая, но так и не начался — от ответчика поступило письменное ходатайство об отложении дела. Сбербанк сразу заявил протест, усмотрев в этом попытку затягивания процесса.

— Административно-процессуальный кодекс предоставляет возможность должнику в его отсутствие направить в заседание суда своего представителя, — указала представитель Сбербанка. — В материалах дела имеются все доказательства, которые позволяют вынести судебный акт сейчас, — настаивала она.

Позднее выяснилось, что Минкин просил отложить заседание из-за болезни, направив больничный лист от 16 мая 2016 г. После короткого выступления истца судья погрузился в достаточно долгое изучение материалов дела и в конце концов перенес заседание на июнь.

Между тем Сбербанк не ограничился наступлением только на главного должника. Как стало известно «Реальному времени», банк выставил требования ко всем поручителям по кредиту, требуя признать банкротами и супругу Эльфию Минкину, и сына Алмаза Минкина. Правда, и в отношении них Сбербанку не удалось продвинуться вперед — по разным причинам судебный процесс оказался отложен.

Стратегия защиты должника: договор кабальный

Перед тем как Сбербанк развернул массированное судебное наступление, сам Ильгиз Минкин достаточно активно контратаковал, хотя и безуспешно. Первая попытка отбиться от кредиторов была предпринята еще в октябре 2015 года, когда семья Минкиных подала сразу три иска против Сбербанка в Вахитовский районный суд. Однако до рассмотрения дошел только один — от Эльфии Минкиной, которая попыталась выйти из-под удара. «Реальному времени» удалось найти ее аргументацию, которая строилась на признании факта кабальности сделки.

«В августе [дата удалена судебной цензурой, — прим. ред.] истцу стало известно, что у заемщика возникли трудности с возвратом кредита по причине кабальности сделки. Банк воспользовался ситуацией, когда заемщик остро нуждался в дополнительном привлечении денежных средств для покрытия имеющихся задолженностей, зная, что другие кредитные учреждения, скорее всего, откажут ООО «ТК «Олимп» в выдаче кредита, заключил с заемщиком договор на кабальных условиях с повышенной процентной ставкой с передачей в залог высоколиквидного коммерческого недвижимого имущества заемщика, рыночная стоимость которого многократно превышает сумму предоставленных кредитных средств», — сообщается в материалах дела. Стоит отметить, что, по сообщениям в СМИ, торговый комплекс выставлялся на продажу по оценочной стоимости в 2,5 млрд, которая, впрочем, рассматривалась как «нерыночная».

Однако Вахитовский районный суд Казани отказал в иске по причине пропуска срока давности. Верховный суд РТ оставил решение в силе. Добавим, что с аналогичными требованиями уже выступали в суде две связанные с «Олимпом» компании — «Эльфия» и ТК «Олимп», суть которых сводилась к уходу от обязательств по договору о поручительстве. Но дело было проиграно, причем суд был довольно резок в своих формулировках.

«Требование о признании оспариваемого договора недействительным по причине кабальности было заявлено в суд лишь после возбуждения процедуры третейского разбирательства в Третейском суде при АНО «Независимая Арбитражная Палата» (решение третейского суда вынесено 18.12.2015 года). Указанное обстоятельство свидетельствует о заведомо недобросовестном осуществлении гражданских прав (злоупотреблении правом) (ст. 10 ГК РФ)», — говорится в решении суда. ТК «Олимп» попытался оспорить обременение Сбербанка на здание или другими словами снять обязательства по ипотеке, однако этот иск был отклонен в силу того, что кредит не был выплачен.

Как поднимался «Олимп»

Торговый комплекс «Олимп» на улице Рихарда Зорге возник на месте Приволжского рынка Казани. В 2003 году Минкины приобрели земельный участок, на котором открыли рынок стройматериалов и автозапчастей, через пять лет был дан старт строительству многофункционального комплекса «Олимп». В 2010 году СМИ писали об объеме инвестиций в проект в $70,1 млн (2,1 млрд рублей при тогдашнем курсе порядка 30 рублей). Комплекс был сдан в эксплуатацию в 2013 году.

Многочисленные попытки связаться с ответчиками никаких результатов не принесли, на заседания арбитражного суда они по различным причинам не являются. Насколько известно «Реальному времени», в настоящий момент ведется активный поиск инвестора, который позволил бы расплатиться с долгами и сохранить хотя бы часть бизнеса. Именно поисками средств на спасение компании объясняются задержки в процессе.

Трудные заемщики

Напомним, в январе 2016 года суд признал банкротом основателя «Золотого колоса» Рината Губайдуллина, в марте 2016 года по иску ВТБ банкротом был признан экс-руководитель «ВАМИНа» Вагиз Мингазов.

«Татфондбанк» требовал признать банкротом экс-директора DOMO Антона Сайфутдинова за долг в размере менее чем 5 млн рублей. Процедура реструктуризации долга была введена судом в отношении известного в Казани ресторатора, бывшего зятя главы Госжилфонда Талгата Абдуллина Айрата Забирова.

Первым физическим лицом, прошедшим через процедуру, стал инженер из Чистополя Роман Малхасян.

Александр Третьяков

Новости партнеров