Вместо паспорта спрашивают год рождения: прогулка с QR-кодом по торговым центрам Казани
Самое популярное место в ТЦ после введения QR-кодов — фудкорты
В Татарстане третий день действует пропускная система — теперь в фитнес-центры, аквапарки, торговые и развлекательные центры и крупные магазины непродовольственных товаров можно попасть только с QR-кодом, который получают вакцинированные и переболевшие COVID-19. Конечно, больше всего пострадали именно ТРК — как убедился сегодня корреспондент «Реального времени», они почти полностью опустели.
В «Меге» на входе сразу попросили предоставить код, но без документов, подтверждающих личность. Это несмотря на то, что в понедельник руководитель Управления Роспотребнадзора по РТ Марина Патяшина заявила, что QR-коды будут сверять с паспортом или водительскими правами, чтобы не допустить использования чужого кода.
Впрочем, на посещаемости это никак не сказалось — она все равно очень низкая. Продавцы в один голос твердят — в среду обычно бывает намного больше посетителей, чем сейчас.
Похожая ситуация с количеством людей складывается и в «Южном». Различается пропускной режим — на входе в ТРК после сканирования QR-кода спрашивают год рождения. Людей с другими справками, например об отсутствии ОРВИ, не пускают — охранники требуют только QR-код.
В обоих торговых центрах людей в основном можно увидеть только в продуктовых магазинах и на фудкортах. В магазинах, где торгуют одеждой, техникой и косметикой, людей по минимуму — один-два человека.
Полиция продолжает рейды
В Kazan Mall, по словам корреспондента «Реального времени», все еще более грустно — торговый центр практически пустой. Людей здесь меньше, чем в «Меге» и «Южном», даже на фудкорте. На входе после предъявления QR-кода также спрашивают только год рождения.
Охранник ТРК рассказал, что масочный режим остается обязательным, несмотря на введение кодов. Полиция, по его словам, продолжает свои рейды и штрафует тех, у кого нет масок.
А в «Кольце» все наоборот — народу больше, чем везде. На входе корреспондент даже заметил небольшую давку, дистанцию в очереди никто не соблюдает. Полиция бдит за безмасочниками и здесь — под их взор попадают те немногочисленные посетители, которые есть в ТРК и ходят без средств индивидуальной защиты.
Ситуация в «Парк Хаусе» не отличается от других ТЦ.
— Как видите, посетителей стало намного меньше, — говорит один из продавцов магазина косметики. — Мне кажется, сейчас все страдают из-за этого, покупателей нет. Даже «Ашан» пустой. У нас, сотрудников, проверяют соблюдение мер. Мы целый день ходим в перчатках и масках. Мы их не снимаем — это неотъемлемая часть атрибутики. У нас у всех есть QR-коды, без этого не пускают в торговый центр.
«А коронавирус можно отсрочить?»
Как объяснили в Управлении Роспотребнадзора по Татарстану, QR-коды ввели, чтобы, во-первых, увеличить охват вакцинированных от коронавируса, а во-вторых, снизить количество контактов в местах массового пребывания. В первом Татарстан уже преуспел — республика вошла в список регионов, где быстрее всего растут темпы вакцинации от COVID-19. На сегодняшний день в РТ привито 1 151 862 человека, в том числе за сутки — 15 015 человек.
К слову, 53% опрошенным татарстанцам не нравится система QR-кодов. Одобряют решение властей 32,5% татарстанских респондентов, которые уверены, что мера даст эффект — это представители научной и образовательной сфер, строительства и недвижимости, IT и телекоммуникаций. Против QR-кодов в основном выступают юристы и сотрудники сферы медицины и фармацевтики.
Власти Татарстана в ответ на жалобы и недовольство категорично заявляют, что другого выхода нет. А в качестве альтернатив кодам рассматривалось даже введение локдауна.
Об этом же просил и Союз торговых центров России, Беларуси, Казахстана. В качестве альтернативы организация предлагала внедрить в торговых комплексах регламент безопасной работы, который согласован в Минпромторге России, и установить норматив по вакцинации 60% персонала.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.