Новости раздела

Сможет ли казанский рынок «наружки» вернуться к докарантинным ценам?

Сможет ли казанский рынок «наружки» вернуться к докарантинным ценам?
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Рынок наружной рекламы в Казани обрушился

Неутешительная статистика о казанском рекламном рынке, озвученная в понедельник в мэрии, показала масштабы бедствия в наружной рекламе. Так, если в марте был заполнен 61% рекламных мест на цифровых экранах, то в апреле только 28%. К маю процент заполняемости и вовсе упал до 13. По обычным билбордам ситуация не лучше: в марте был заполнен 51% конструкций, к маю — лишь 25%. Уличные афиши и вовсе остались не у дел: из-за отмены гастролей столичных и зарубежных артистов, всех массовых мероприятий заполняемость афишных конструкций упала до нуля.

При этом меры поддержки от города заключаются пока только в том, что операторам наружной рекламы на год отсрочили платежи в городской бюджет за II квартал 2020 года. Сами же операторы запускают социальные акции для предпринимателей. Например, в проекте «Антивирусная реклама» могут участвовать представители малого бизнеса и бесплатно размещать наружную рекламу. Таким образом, по мнению участников рекламного рынка, еще сильнее скудеет и без того тонкий ручеек доходов у рекламных компаний. Но появится ли шанс выжить у мелких бизнесов города, ведь большинство за время самоизоляции потеряли в доходах?

«Будут те, кто закроется или продаст бизнес»

Наталья Льдинова, генеральный директор РА «Well Media», объяснила «Реальному времени», что обрушение рынка «наружки» связано не только с неплатежеспособностью ряда клиентов, но и с банальным отсутствием трафика на улицах. Для кого вешать щиты, если все всё равно сидят дома?

— Меньше всего в рекламной отрасли просела интернет-реклама: все сидели дома и пользовались интернетом. Кроме того, настроить интернет-рекламу можно быстро, и бюджеты там поскромнее, чем, скажем, на телевидении, — рассказывает нам Наталья. — На рынке наружной рекламы будут те компании, которые закроются или продадут бизнес — заказов у многих не было, а городу платежи делать надо, причем ценники немаленькие. Многое, конечно, зависит от того, с какими клиентами работала компания и какая у нее была финансовая подушка. Особенно тяжело афишам, у которых заказов нет вообще, а городу за места нужно деньги выплачивать.

Наталья рассказывает, что есть российские города, где операторы наружной рекламы смогли договориться с городскими властями о снижении ставок аренды или полной ее отмены на время самоизоляции. Где-то реализовывали программу, по которой операторы наружной рекламы получили заказ на размещение агитационных материалов по борьбы с коронавирусом, — такая оплачиваемая социальная реклама помогла участникам рынка. Кроме того, скоро стране предстоит референдум, но это пока практически никак не отражено в городской «наружке». В отсутствие коммерческого заказа социальный смог бы поддержать операторов наружной рекламы, но единственное, на что пока пошел город, — отсрочил на год платежи за II квартал.

Обрушение рынка «наружки» связано не только с неплатежеспособностью ряда клиентов, но и с банальным отсутствием трафика на улицах. Фото realnoevremya.ru/Максима Платонова

Три категории клиентов во время карантина

Наталья Льдинова приводит своеобразную типологию «карантинного» клиента на размещение наружной рекламы. Она заметила, что во время пандемии рынок рекламы в основном разделился на три части.

  • Те, кто не пострадал: производители лекарств, продуктов, телекомы и т. д. У них было все так хорошо, что они в рекламе не нуждались — к ним и так приходили за услугами и продукцией.
  • Те клиенты, которым пришлось заморозить бизнес, — фитнес-залы, рестораны, концертные площадки, ивент-агентства, моллы. Не все они нашли возможность перестроить бизнес и уйти в онлайн, не все успели это сделать вовремя.
  • И, наконец, третья, самая малочисленная группа клиентов ушла от классической рекламы и перешла в область пиара. «Часть предприятий очень ответственно подошли к пандемии, смогли перегруппироваться и свои рекламные бюджеты переориентировали на пиар, — рассказывает Наталья. — Инфоповодов было очень много, для пиара было раздолье. Но это небольшая часть, только единицы. Там и руководители, и маркетологи прекрасно понимали, на что надо давить».

Почему обрушение было не одномоментным

Льдинова объясняет, почему уменьшение занятых рекламных площадей происходило в два этапа: в договорах на наружную рекламу обычно присутствуют штрафные санкции от операторов за досрочное снятие.

— Кто-то требует снимать заказы за 60 дней, кто-то за 30. Я предполагаю, что те самые 28% остались в размещении в апреле, потому что им грозили в ином случае серьезные штрафы. Ведь ситуация не признана форс-мажором — это позволило бы сняться без предупреждения и вернуть оставшиеся деньги. Возможно, поэтому не сразу рухнуло все размещение. А к маю 30-дневный период прошел, и компании смогли снять рекламу, — предполагает Наталья.

Уменьшение занятых рекламных площадей происходило в два этапа: в договорах на наружную рекламу обычно присутствуют штрафные санкции от операторов за досрочное снятие. Фото realnoevremya.ru/Максима Платонова

Бесплатная реклама и большие скидки сослужат рынку плохую службу

Что касается бесплатной рекламы и фантастических скидок из разряда «лишь бы кого-то разместить», тут Наталья Льдинова настроена очень осторожно. Она предлагает коллегам задуматься: как они потом будут возвращаться к прежним ценам? Это важный психологический момент для заказчиков, который потребует подробной проработки.

— С точки зрения построения бизнеса, бесплатное размещение — не совсем правильный ход, потом собрать деньги будет довольно сложно. Никто не захочет платить полную стоимость, особенно с учетом того, что Казань отличается относительно высокими ценами на наружную рекламу. Конечно, можно объяснить, что город сейчас дал рассрочку за оплату щитов, и поэтому компания имеет возможность дать 70%-ю скидку, но потом возвращаться к 100%-й стоимости будет психологически очень тяжело.

Так что вероятность того, что казанская «наружка» подешевеет и не сможет вернуться к докарантинным ценам, все-таки есть. Возвращение на прежний уровень цен затрудняется еще и тем, что у людей банально нет денег. Пока не восстановится потребительский спрос, говорит Наталья, сложно ждать восстановления рынка, в том числе и рекламного. Но она смотрит в будущее вполне оптимистично:

— Трудно сказать, каким будет восстановление, но если не будет второй волны, то к Новому году по объемам размещения мы должны выйти хотя бы на уровень 2018 года. Для восстановления должно пройти некоторое время, и важно, чтобы все шаги были предприняты правильно.

Людмила Губаева
БизнесУслуги Татарстан

Новости партнеров