Новости раздела

Дворцовые мечети Казани: какие мусульманские храмы располагались в охранной зоне Кремля

Профессор архитектуры об ошибках идентификации, поисках главного храма и прежнем названии улицы Федосеевской

Дворцовые мечети Казани: какие мусульманские храмы располагались в охранной зоне Кремля
Фото: Роман Хасаев (мечеть, возводимая на ул. Федосеевская)

Возведение новой мечети в престижном центре на Федосеевской (в районе Парка земледельцев и Кремлевской набережной) спровоцировало бурную дискуссию жителей Казани: некоторые отнеслись к появлению нового культового объекта на карте города вполне положительно, однако, как это обычно бывает, нашлись и противники строительства, утверждающие, что в этом районе мечетей никогда не было и быть не должно. Для того, чтобы внести ясность в неугасающие споры, «Реальное время» обратилось к доктору архитектуры Ниязу Халитову. Он подробно рассказал о «призрачных» предшественниках новой мечети, начиная со времен Казанского ханства, и пояснил, почему лично он не видит никаких проблем в возведении мечети.

Семь мечетей Казанского Кремля

Думаю, стоит начать с мечетей, располагавшихся на территории казанской крепости. Согласно данным, опубликованным еще в XVI веке, в Кремле стояло пять больших каменных мечетей, при этом в одной или даже в двух-трех были захоронения правителей. Однако согласно моим исследованиям, опубликованным в книге «Архитектура ханской Казани», их было чуть больше — около семи. По памяти могу перечислить Ханскую мечеть, Гарнизонную, мечеть медресе «Кул Шариф», мечеть «Нур-Али», также мечеть около Преображенской башни.

Если говорить об архитектуре, то все они были разными. За несколько веков накопилось достаточно много архитектурных слоев. Какие-то мечети были построены в Х веке, какие-то в XIII веке, некоторые еще позже.

К примеру, Ханская мечеть была заложена в самом начале (в момент, когда Казань строилась) там же, где находится башня Сююмбике. Судя по всему, позже ее перестраивали, так как обнаруженные остатки этой мечети принадлежат к двум периодам: каменные — к XV веку и кирпичные — к XVI веку. Рядом находился мавзолей, который сейчас наполовину скрыт, но мы можем увидеть могилы, которые находились на территории этой мечети.

«Ханская мечеть была заложена в самом начале (в момент, когда Казань строилась) там же, где находится башня Сююмбике. <>Рядом находился мавзолей, который сейчас наполовину скрыт, но мы можем увидеть могилы, которые находились на территории этой мечети». Фото megotel.ru

Также на территории крепости находилась еще одна мечеть, которая попала под пристрой Благовещенского собора. Отмечу, что когда его расширяли в XIX веке, он накрыл собой еще одну мечеть. Судя по тому, что в 1861 году во время постройки крыльца Благовещенского собора были найдены остатки лепнины и орнамента, эта мечеть была каменной.

А знаменитая мечеть «Нур-Али» сохранялась вплоть до XVIII века. Позже ее минарет сломали, и в XVI веке мечеть была отдана под склад. Затем из нее сделали гарнизонную церковь Святого Николая. В XVIII веке здание снесли, а православный культовый объект переехал в Дворцовую церковь. Из-за этого многие ошибочно думают, что та церковь, которая сейчас существует, сделана из мечети. Это чисто народная легенда, на самом деле, церковь новая. Рисунки этой мечети сохранились на планах Казани — есть размеры, конфигурация и даже пара рисунков.

Если говорить о мечети-медресе «Кул Шариф», то это целый комплекс сооружений, который сохранялся до 1829 года под названием «Архиерейское подворье». Он располагался на том месте, где сейчас находится памятник зодчим Казанского кремля. Изначально этот комплекс был мусульманским, но позже он был передан, если не ошибаюсь, архиерею. Само архиерейское подворье существовало вплоть до начала ХХ века.

Это были каменные двухэтажные сооружения, которые разобрали в 1830 году. Есть интересная «фишка»: перед демонтажем архитектор сделал обмеры этого сооружения, все разрезы, планы и фасады — эта информация сохранилась в архивах. Позже, в конце 90-х годов, когда мы готовились к тысячелетию Казани, там были проведены раскопки, благодаря которым обнаружились средневековые сооружения, которые идентифицировали как мечеть-медресе «Кул Шариф». А когда все эти исходные данные наложили на план того самого Архиерейского подворья, выяснилось, что это один и тот же объект.

На территории Кремля была еще одна мечеть около нынешней Преображенской башни (еще ранее она называлась Тюменской). Вероятнее всего, она была переделана в церковь, либо церковь возвели на ее месте. Подобных мечетей в Казани не сохранилось. Внешне она напоминает мечети литовских татар — это золотоордынский тип мечети, который законсервировался в Литве.

«Если говорить о мечети-медресе «Кул Шариф», то это целый комплекс сооружений, который сохранялся до 1829 года под названием Архиерейское подворье. Он располагался на том месте, где сейчас находится памятник зодчим Казанского кремля». Фото foto.cheb.ru

«Это сакральный каркас Казани, который существовал во все времена»

Если же выйти за рамки крепости, то стоит напомнить, что Казань была мусульманским городом, а там, где есть поселение мусульман, должны быть и мечети. Вне территории Казанского кремля строились разные культовые объекты: у нас была много приходских мечетей, а также мемориальные, ярмарочные, были мечети воинские, базарные… Это сакральный каркас Казани, который существовал во все времена, и с расширением границ города расширялась и география мечетей.

Можно примерно прикинуть, где они находились. Понятно, что на болоте никто мечети строить не стал бы — они были в зоне пешеходной доступности, чтобы не надо было ломиться через кусты или буераки. Вообще, в этих краях достаточно сложный рельеф. Внизу, где была зона затопления (где сейчас у нас есть дамба), была терраса, которая время от времени затапливалась. Она заселилась достаточно недавно — где-то в XIX веке. А улица Федосеевская вообще раньше называлась улицей Засыпкина — она образовалась на месте засыпанного рукава Казанки. Раньше там просто располагалась болотистая равнина с довольно извилистым руслом реки и обрывом, который периодически обрушивался. Там никто жить не мог. Какие-нибудь хозяйственные постройки там могли быть, и все.

Вся инфраструктура располагалась выше по гребню холмов. Там проходила Арская улица или Арская дорога — одна из наиболее оживленных трасс, вдоль которой развивался город. На этой же дороге — на Арском поле — находилась ярмарка, соответственно, там была ярмарочная мечеть, а также мечети, которые должны были обслуживать население. Наверняка, это были небольшие деревянные сооружения.

Главная соборная мечеть в период Казанского ханства (если она была выполнена в монументальной форме) располагалась примерно на месте Богородицкого монастыря. Фото dic.academic.ru

Версия профессора: Богородицкий монастырь построен на месте главной мечети?

Параллельно с ними существовала и главная мечеть. Она должна была находиться на прочном основании, обслуживать городское население комфортно и красиво выглядеть. Фактически она могла располагаться либо на гребне холма, который тянется вдоль Казанки, либо на гребне университетского холма. И что важно, она должна была находиться на достаточно большом расстоянии от самой крепости, чтобы в случае захвата врагом с ее минарета нельзя было обстреливать территорию ханского дворца. Соответственно, можно очертить круг примерно в полкилометра и примерно прикинуть расположение мечети. Получается, что это либо то место, где расположен Богородицкий монастырь, либо район ул. Университетской.

Если исходить из тех закономерностей, которые существовали в булгаро-татарской архитектуре, то тут идет полная аналогия с Булгаром, где главная соборная мечеть точно так же располагалась на гребне холма и одновременно на обрывистом берегу реки. Если Казань ориентировалась на столичный Булгар в тот период, когда этот город был главнее, то было бы логично расположить ее именно там, где возведен Богородицкий монастырь. К слову, по сведениям «Царственной книги», там же находилось так называемое старое городище — место, которое особым образом выделялось современниками.

Если мы рассмотрим гребень другого холма — Университетского, то там крупные мечети замечены не были. Если отталкиваться от панорамы Адама Олеария (немецкий путешественник, географ, ориенталист, историк, математик и физик — прим.ред.), который запечатлел Казань в первой половине XVII века (но сам рисунок, скорее всего, относится к XVI веку), то там нет ничего похожего на большие мечети. Лично я этот документ считаю заслуживающим доверия. Я много писал на эту тему и долго ее изучал.

Исходя из собранных сведений, получается, что главная соборная мечеть в период Казанского ханства (если она была выполнена в монументальной форме) располагалась примерно на месте Богородицкого монастыря. К сожалению, там до сих пор не проводились серьезные археологические исследования, поэтому утверждать, что ее там не было, или же, что она там была, пока нельзя. Только после раскопок можно будет точно сказать, что мечети там не было. Или же наоборот можно будет утверждать, что там специально был построен весь этот комплекс монастыря, чтобы соблюдалась некая преемственность.

«Если отталкиваться от панорамы Адама Олеария, который запечатлел Казань в первой половине XVII века, то там нет ничего похожего на большие мечети». Фото art16.ru

Речь идет не только о символической преемственности — еще есть чисто технические моменты. Если на этом месте стоит какое-то большое сооружение, значит, там хороший грунт и большой собор не завалится. Плюс, еще бывает преемственность градостроительная, когда люди просто привыкают, что на этом конкретном месте стоит что-то большое, и масштаб сооружений стараются поддерживать и в дальнейшем.

Можно сказать, что небольшие квартальные мечети располагались по гребню холма — вдоль Арской дороги, главная мечеть возможно была в районе Кремля. Также мечеть должна была быть за Посадской стеной, которая проходила, по некоторым сведениям, в районе площади Свободы или ул. Лобачевского.

Все документы, все люди, которые что-то знали, были уничтожены

К сожалению, трудно рассказать об этих мечетях более подробно, так как все, что было до русской Казани, было полностью уничтожено — все документы, все люди, которые что-то знали — население города было полностью вырезано. Даже названия этих холмов, на которых стоит Кремль, никто не знает.

Вообще, источники — это может быть фотография, изображение с натуры, воспоминания современников, путешественников, либо архивные документы. К сожалению, таких документов практически нет, но есть отдельные зарисовки от путешественников, которые проезжали через Казань в то время, но это буквально единичные случаи. Да и после завоевания Казани по городу не бульдозер же прошелся — то есть, многие здания сохранялись вплоть до XVIII века.

Сохранились и кое-какие графические материалы — это прежде всего рисунок Хуана де ла Косы, сделанный в XV веке, на котором изображена каменная Казань. Также есть масса летописных рисунков, которые изображают события в Казани, в том числе и сам процесс завоевания. Существует религиозная картина «Церковь воинствующих», которая находится в Третьяковской галерее в 12-м зале — на ней достаточно реалистично маслом изображена горящая Казань. Есть панорама Адама Олеария, о которой я уже говорил. Плюс, есть карта Курбского завоевания Казани, где в условной манере, но тем не менее достаточно отчетливо те же самые сооружения можно увидеть.

«Благословенно воинство Небесного Царя» («Церковь воинствующая»). Москва. 1550-е годы. Икона написана после взятия русскими Казани. Фото ruskiezemli2.ru

Также есть Писцовые книги — это своеобразная инвентарная опись казанских сооружений, которая была сделана в середине XVI века сразу после завоевания Казани при передаче захваченных земель. Там тоже упоминаются мечети, которые как в Кремле находились, так и за его пределами. Но там описание не привязано к какой-то графике, поэтому можно только толковать, где это все находилось. Например, мечеть в слободе Кураиш находилась вероятно в районе бензоколонки на ул. Московской, где был Сенной базар. Но есть, конечно, люди, которые толкуют эти данные иначе.

«В этом районе мечеть строится практически впервые более чем за 450 лет»

Но вернемся к теме улицы Федосеевской. Если постепенно по временной шкале приближаться к нашим дням, то там не возводилось никаких культовых сооружений. В этом районе не было традиционных татарских поселений, а если там селились отдельные мусульмане, то этого было недостаточно для того, чтобы возвести приходскую мечеть.

Следует отметить, что в Российской империи были достаточно жесткие законы, ограничившие распространение неправославных религий. Поставить мечеть просто так было невозможно. Даже если человек был очень богатым. Существовали законодательные ограничения — это целая масса законов, которая принималась Российской империей, начиная со второй половины XVI века до начала ХХ века, которые регламентировали строительство мечетей. Если люди хотели строить мечеть, то было необходимо иметь в этом районе определенное количество жителей, существовало ограничение по вместимости мечети, возможности ее финансирования и расширения.

Получается, что в этом районе мечеть строится практически впервые более чем за 450 лет.

На мой взгляд, в строительстве мечети на Федосеевской нет ничего плохого. К тому же рядом размещается новый православный храм. Это касается только тех, кто хочет эту мечеть видеть и посещать. Я не возражаю, если русские строят церковь, потому что она им нужна. Какое мое дело? А разговоры о том, что кому-то не надо что-то строить, надо пресекать — мы живем в многонациональном обществе, многоконфессиональном. Эти страсти, которые сейчас горят по всей России, нельзя сюда пускать. Пусть евреи строят свои синагоги, русские пусть строят церкви, татары пусть строят мечети — в чем проблема?

Мечеть-медресе "Кул Шариф"Мечеть "Кабир"Мечеть "Нур-Али"Мечеть "Тюмен-джами"Ханская мечетьХанский мавзолейХанский мавзолей
1/7
  • Мечеть-медресе "Кул Шариф"
    Реконструкция Нияза Халитова
  • Мечеть "Кабир"
    Реконструкция Нияза Халитова
  • Мечеть "Нур-Али"
    Реконструкция Нияза Халитова
  • Мечеть "Тюмен-джами"
    Реконструкция Нияза Халитова
  • Ханская мечеть
    Реконструкция Н.Халитова и Н.Хазиахметова, художник Р.Газеев
  • Ханский мавзолей
    Рисунок из рукописи "Казанский летописец"
  • Ханский мавзолей
    Реконструкция Нияза Халитова
Нияз Халитов

Новости партнеров

комментарии 25

комментарии

  • Анонимно 30 май
    Очень интересная тема.
    Но не раскрыта.
    Пишет все же доктор наук.
    Хотелось бы больше науки, а не предположений, а порой и просто фантазий автора ни на какой "науке" не основанной.
    Сразу вспоминаешь ВЕЛИКИЕ БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ БИТВЫ вокруг кафедры татароведения...

    Понятно, что до церквей были мечети.
    Но также понятно, что до мечетей были синагоги - Казанское ханство "расположилось" на территории бывшего Хазарского каганата, где государственной религией был иудаизм.
    После "развала" Хазарского каганата синагоги были разрушены, а на их месте воздвигли мечети.
    По "логике" автора надо около каждой древней церкви построить не только по мечети, но и по синагоге.
    Согласен - сказал "А", надо говорить и "Б".

    Очень много "высказываний" автора ничем не подтвержденных.
    Например:
    "Плюс, есть карта Курбского завоевания Казани, где в условной манере, но тем не менее достаточно отчетливо те же самые сооружения можно увидеть".

    Очень хотелось бы увидеть "карту Курбского".

    Буду премного благодарен автору и "РВ".
    Спасибо.
    Ответить
    Анонимно 30 май
    А до синагог были священные места тенгрианцев.
    А до тенгрианских святых мест на этих местах размещались языческие капища...
    Тут уж вспоминаешь "Храм всех религий" Ильдара Ханова..., который очень похож на "рисунки" доктора архитектуры.
    Ответить
  • Анонимно 30 май
    Историю Казани можно разделить на несколько условных периодов.

    1 период - фино-угорский, с древних времен до 1005 г. н.э.
    На месте современной Казани размещались поселения предков современных марийцев, самых "древних" жителей этого края.

    2 период - булгарский, с 1005 - 1430-е гг.
    Пришедшие из дальних краев булгары потеснили марийцев и основали маленькую факторию.

    3 период - монгольский, 1430-е - 1552 г.
    Чингизид Улуг-Мухаммад выбрал для своей ставки маленькую булгарскую крепость и сделал ее столичным городом. Казанью правили в основном монголы, потомки Чингисхана.
    Но были среди них и предатели традиций своего великого предка.

    4 период - русский, 1552 - 1991 гг., который можно разделить на царские, имперские и советские времена.
    Правили Казанью люди разных национальностей, но приверженцы имперских взглядов Чингизхана.

    5 период - татарский, с 1992 г. по настоящее время.
    История еще пишется...
    Но достижения "налицо".

    Во всех "настоящих" империях все религии находились на "равноудаленном" расстоянии от "императора" - от Хазарского каганата до империи Чингизхана и Золотой Орды.

    Если одна из религий "приближалась" к кагану, хану или императору, то такая империя рушилась...
    И Хазарский каганат, и Золотую орду и Российскую империю не миновала сия участь...

    Расстояние от любого "президента" до языческого капища, синагоги, церкви или мечети должно быть одинаково...

    В Казанском Кремле это условие выполняется.
    И "Слава Б-гу!".
    Ответить
  • Анонимно 30 май
    В статье очень много вымыслов, "догадок" и желаний автора.
    И чрезвычайно мало НАУЧНЫХ фактов.
    Интересно, где работает автор?
    Чем занимается?
    Как зарабатывает на "хлеб насущный"?
    Докторов архитектуры у нас в Казани уже давно не "два", а гораздо больше, но судя по всему все-равно не хватает.
    Ответить
  • Анонимно 30 май
    "Профессор архитектуры...".

    "Профессора архитектуры" все "закончились" в "царские времена"...
    Ответить
  • Анонимно 30 май
    Какая наука, если все Иван разрушил?
    Ответить
    Анонимно 30 май
    Что это за мифический "Иван"?

    Татары завоевали пол-мира - разгромили арабов, персов, китайцев, финно-угоров, индоевропейцев и африканцев...

    И вот пришел какой-то неизвестный "Иван" взял и разрушил все, что веками и тысячелетиями "строили" и "возводили" татары...

    Вы шутите?
    А если не шутите, то этот мифический "Иван", когда "очнется", может ведь и весь мир разрушить...

    Думайте, прежде чем говорить и тем более писать...

    Наука это "двигатель" прогресса.
    Лже-наука - "двигатель" погибели...
    Ответить
    Анонимно 30 май
    Правильно сказали когда "очнется"! Не уточнили, это вы запой имели ввиду?
    Ответить
    Анонимно 30 май
    Это не суть важно для тех, кто попадет под горячую руку "очнувшегося" батыра-богатыря.

    Спал ли он 30 лет и три года на печи или пьянствовал со своим братом-татарином на родной землице от Дуная до Татарского пролива...
    Все едино...
    Но возможны большие перемены, как на Ближнем Востоке и Северной Африке.
    Кому-то уж очень хочется заниматься мазохизмом и "чесать", ссорить народы-братья Российской Федерации.
    Ответить
  • Артем Артюков 30 май
    Интересно было бы восстановить эти мечети, но так как их на те же мечта видимо не поставишь, может новые мечта найти?
    Ответить
    Анонимно 30 май
    Оговорка (описка) по дедушке Фрейду...

    В Татарстане построено мечетей больше, чем по всей остальной России "вместе взятой" с Чеченской Республикой, Дагестаном и Архангельской областью - около 2 000.
    И это хорошо.
    Очень хорошо.

    Но когда занимаешься Б-гоугодным делом не надо "фантазировать" и тем более врать...

    Пора сказать ПРАВДУ о чингизиде Шахе-Али как восстановителе традиций Чингизхана, создателе России и воссоздателе Золотой Орды.

    А не "сваливать" свои ошибки и промахи на мифического "Ивана"...
    Ответить
    Анонимно 30 май
    "Шахе-Али как восстановителе традиций Чингизхана, создателе России и воссоздателе Золотой Орды" Вы чего там курите?
    Ответить
    Анонимно 30 май
    Против фактов не попрешь. Откуда появился СССР от Китая до Европы? С неба свалился? Или чем правила немка Екатерина 2? Откуда? Произошла трансформация Империи Чингисхана до современной России. С тех пор мало, что поменялось. Русские - это собирательный образ и состоит из десятков племен разбросанных по всей территории также канувшей в небытие Империи Чингисхана и крови столько намешано, что все мы братья.

    Просто политики играют на этом.
    Ответить
  • Анонимно 30 май
    "Русские - это собирательный образ и состоит из десятков племен" Таким образом вы отказываете русским вправе быть нацией. Их максимум это совокупность племен, которые оказались в границах одной территорий. По вашему тувинцы, чеченцы и евреи это тоже русские?
    Ответить
  • Анонимно 30 май
    И это ученый? Одни домыслы....
    Ответить
  • Анонимно 30 май
    Очень правильные слова Н.Х. Халита говорит.
    К тому же особо не слышал о противниках возведения богородицкого монастыря. А тут нет претензий на нарушение доминант - и поехало: охранные зоны и пр. Не замечая небоскребы.
    Ответить
    Анонимно 31 май
    Не притворяйтесь не понимающим сути проблемы.

    Вам заплатят и Вы "не заметите небоскребы".
    Да еще и обоснуете с "научной" точки зрения их крайнюю необходимость постройки.

    Постройка мечети в этой части Казани - восстановление исторической справедливости и бытовая повседневная необходимость.
    Все "небоскребы" и коттеджи поблизости заселены правоверными мусульманами.
    Куда им ходить для общения?
    Не в научную же библиотеку имени Н.И.Лобачевского КФУ бывшего имени В.И.Ульянова-Ленина?
    В мечети им быстро напомнят и о страшном суде, и о благотворительности, и о социальной справедливости.
    Правда это вряд ли повлияет на высоту новых строящихся "небоскребов".
    Синагоги в Иерусалиме тоже не могут "контролировать" высоту строящихся зданий.
    Главный "кумир" на Земле - шекель, доллар, евро, юань, рубль...

    Пусть стоят рядом мечеть и православный храм и напоминают, что когда-то были и другие времена...
    Ответить
  • Анонимно 31 май
    Для равновесия, значит, надо строить церковь в Старо-Татарской слободе. Думаю, никто возражать не будет. Или будет ?
    Ответить
    Анонимно 31 май
    Для равновесие надо еще строить мечеть возле нового казанского собора и еще несколько мечетей в самом кремле
    Ответить
    Анонимно 31 май
    Ладно. Так можно теперь в Старо-Татарской слободе церковь строить,или нет ? Вы на вопрос-то ответьте уж.
    Ответить
    Анонимно 31 май
    Так равновесия еще не достигнуто по мечетям в кремле, а потом можно и церковь в старотатарской слободе
    Ответить
    Анонимно 08 июн
    По количеству может и нет, а по площади и стоимости давно переплюнули!
    Ответить
  • Анонимно 31 май
    После того как в московском кремле поставят мечеть
    Ответить
  • Анонимно 31 май
    Если немусульманам Казани что-то не нравится, могут спокойно ехать в сторону Москвы, там мечети не дают строить из-за таких же нацистов.
    Ответить
  • Анонимно 02 ноя
    Халитов Нияз Хаджиевич - доктор архитектуры, работал на пол - ставки на кафедре реконструкции и реставрации архитектурного наследия и основ архитектуры КГАСУ в должности профессора (ученого звания профессора или доцента не имел). Его труды носят научно-популярную направленность, пестрят ошибками; научные обоснования нередко заменяются парадоксальными утверждениями, варианты графических реконструкций содержат случайные элементы. Написал несколько книг и брошюр и большое количество противоречивых публикаций в интернете на тему татарской архитектуры, что является его вкладом в науку.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии