Новости раздела

Дворцовые мечети Казани: какие мусульманские храмы располагались в охранной зоне Кремля

Профессор архитектуры об ошибках идентификации, поисках главного храма и прежнем названии улицы Федосеевской

Дворцовые мечети Казани: какие мусульманские храмы располагались в охранной зоне Кремля
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев (мечеть, возводимая на ул. Федосеевская)

Возведение новой мечети в престижном центре на Федосеевской (в районе Парка земледельцев и Кремлевской набережной) спровоцировало бурную дискуссию жителей Казани: некоторые отнеслись к появлению нового культового объекта на карте города вполне положительно, однако, как это обычно бывает, нашлись и противники строительства, утверждающие, что в этом районе мечетей никогда не было и быть не должно. Для того, чтобы внести ясность в неугасающие споры, «Реальное время» обратилось к доктору архитектуры Ниязу Халитову. Он подробно рассказал о «призрачных» предшественниках новой мечети, начиная со времен Казанского ханства, и пояснил, почему лично он не видит никаких проблем в возведении мечети.

Семь мечетей Казанского Кремля

Думаю, стоит начать с мечетей, располагавшихся на территории казанской крепости. Согласно данным, опубликованным еще в XVI веке, в Кремле стояло пять больших каменных мечетей, при этом в одной или даже в двух-трех были захоронения правителей. Однако согласно моим исследованиям, опубликованным в книге «Архитектура ханской Казани», их было чуть больше — около семи. По памяти могу перечислить Ханскую мечеть, Гарнизонную, мечеть медресе «Кул Шариф», мечеть «Нур-Али», также мечеть около Преображенской башни.

Если говорить об архитектуре, то все они были разными. За несколько веков накопилось достаточно много архитектурных слоев. Какие-то мечети были построены в Х веке, какие-то в XIII веке, некоторые еще позже.

К примеру, Ханская мечеть была заложена в самом начале (в момент, когда Казань строилась) там же, где находится башня Сююмбике. Судя по всему, позже ее перестраивали, так как обнаруженные остатки этой мечети принадлежат к двум периодам: каменные — к XV веку и кирпичные — к XVI веку. Рядом находился мавзолей, который сейчас наполовину скрыт, но мы можем увидеть могилы, которые находились на территории этой мечети.

«Ханская мечеть была заложена в самом начале (в момент, когда Казань строилась) там же, где находится башня Сююмбике. <>Рядом находился мавзолей, который сейчас наполовину скрыт, но мы можем увидеть могилы, которые находились на территории этой мечети». Фото megotel.ru

Также на территории крепости находилась еще одна мечеть, которая попала под пристрой Благовещенского собора. Отмечу, что когда его расширяли в XIX веке, он накрыл собой еще одну мечеть. Судя по тому, что в 1861 году во время постройки крыльца Благовещенского собора были найдены остатки лепнины и орнамента, эта мечеть была каменной.

А знаменитая мечеть «Нур-Али» сохранялась вплоть до XVIII века. Позже ее минарет сломали, и в XVI веке мечеть была отдана под склад. Затем из нее сделали гарнизонную церковь Святого Николая. В XVIII веке здание снесли, а православный культовый объект переехал в Дворцовую церковь. Из-за этого многие ошибочно думают, что та церковь, которая сейчас существует, сделана из мечети. Это чисто народная легенда, на самом деле, церковь новая. Рисунки этой мечети сохранились на планах Казани — есть размеры, конфигурация и даже пара рисунков.

Если говорить о мечети-медресе «Кул Шариф», то это целый комплекс сооружений, который сохранялся до 1829 года под названием «Архиерейское подворье». Он располагался на том месте, где сейчас находится памятник зодчим Казанского кремля. Изначально этот комплекс был мусульманским, но позже он был передан, если не ошибаюсь, архиерею. Само архиерейское подворье существовало вплоть до начала ХХ века.

Это были каменные двухэтажные сооружения, которые разобрали в 1830 году. Есть интересная «фишка»: перед демонтажем архитектор сделал обмеры этого сооружения, все разрезы, планы и фасады — эта информация сохранилась в архивах. Позже, в конце 90-х годов, когда мы готовились к тысячелетию Казани, там были проведены раскопки, благодаря которым обнаружились средневековые сооружения, которые идентифицировали как мечеть-медресе «Кул Шариф». А когда все эти исходные данные наложили на план того самого Архиерейского подворья, выяснилось, что это один и тот же объект.

На территории Кремля была еще одна мечеть около нынешней Преображенской башни (еще ранее она называлась Тюменской). Вероятнее всего, она была переделана в церковь, либо церковь возвели на ее месте. Подобных мечетей в Казани не сохранилось. Внешне она напоминает мечети литовских татар — это золотоордынский тип мечети, который законсервировался в Литве.

«Если говорить о мечети-медресе «Кул Шариф», то это целый комплекс сооружений, который сохранялся до 1829 года под названием Архиерейское подворье. Он располагался на том месте, где сейчас находится памятник зодчим Казанского кремля». Фото foto.cheb.ru

«Это сакральный каркас Казани, который существовал во все времена»

Если же выйти за рамки крепости, то стоит напомнить, что Казань была мусульманским городом, а там, где есть поселение мусульман, должны быть и мечети. Вне территории Казанского кремля строились разные культовые объекты: у нас была много приходских мечетей, а также мемориальные, ярмарочные, были мечети воинские, базарные… Это сакральный каркас Казани, который существовал во все времена, и с расширением границ города расширялась и география мечетей.

Можно примерно прикинуть, где они находились. Понятно, что на болоте никто мечети строить не стал бы — они были в зоне пешеходной доступности, чтобы не надо было ломиться через кусты или буераки. Вообще, в этих краях достаточно сложный рельеф. Внизу, где была зона затопления (где сейчас у нас есть дамба), была терраса, которая время от времени затапливалась. Она заселилась достаточно недавно — где-то в XIX веке. А улица Федосеевская вообще раньше называлась улицей Засыпкина — она образовалась на месте засыпанного рукава Казанки. Раньше там просто располагалась болотистая равнина с довольно извилистым руслом реки и обрывом, который периодически обрушивался. Там никто жить не мог. Какие-нибудь хозяйственные постройки там могли быть, и все.

Вся инфраструктура располагалась выше по гребню холмов. Там проходила Арская улица или Арская дорога — одна из наиболее оживленных трасс, вдоль которой развивался город. На этой же дороге — на Арском поле — находилась ярмарка, соответственно, там была ярмарочная мечеть, а также мечети, которые должны были обслуживать население. Наверняка, это были небольшие деревянные сооружения.

Версия профессора: Богородицкий монастырь построен на месте главной мечети?

Параллельно с ними существовала и главная мечеть. Она должна была находиться на прочном основании, обслуживать городское население комфортно и красиво выглядеть. Фактически она могла располагаться либо на гребне холма, который тянется вдоль Казанки, либо на гребне университетского холма. И что важно, она должна была находиться на достаточно большом расстоянии от самой крепости, чтобы в случае захвата врагом с ее минарета нельзя было обстреливать территорию ханского дворца. Соответственно, можно очертить круг примерно в полкилометра и примерно прикинуть расположение мечети. Получается, что это либо то место, где расположен Богородицкий монастырь, либо район ул. Университетской.

Если исходить из тех закономерностей, которые существовали в булгаро-татарской архитектуре, то тут идет полная аналогия с Булгаром, где главная соборная мечеть точно так же располагалась на гребне холма и одновременно на обрывистом берегу реки. Если Казань ориентировалась на столичный Булгар в тот период, когда этот город был главнее, то было бы логично расположить ее именно там, где возведен Богородицкий монастырь. К слову, по сведениям «Царственной книги», там же находилось так называемое старое городище — место, которое особым образом выделялось современниками.

Если мы рассмотрим гребень другого холма — Университетского, то там крупные мечети замечены не были. Если отталкиваться от панорамы Адама Олеария (немецкий путешественник, географ, ориенталист, историк, математик и физик — прим.ред.), который запечатлел Казань в первой половине XVII века (но сам рисунок, скорее всего, относится к XVI веку), то там нет ничего похожего на большие мечети. Лично я этот документ считаю заслуживающим доверия. Я много писал на эту тему и долго ее изучал.

Исходя из собранных сведений, получается, что главная соборная мечеть в период Казанского ханства (если она была выполнена в монументальной форме) располагалась примерно на месте Богородицкого монастыря. К сожалению, там до сих пор не проводились серьезные археологические исследования, поэтому утверждать, что ее там не было, или же, что она там была, пока нельзя. Только после раскопок можно будет точно сказать, что мечети там не было. Или же наоборот можно будет утверждать, что там специально был построен весь этот комплекс монастыря, чтобы соблюдалась некая преемственность.

«Если отталкиваться от панорамы Адама Олеария, который запечатлел Казань в первой половине XVII века, то там нет ничего похожего на большие мечети». Фото art16.ru

Речь идет не только о символической преемственности — еще есть чисто технические моменты. Если на этом месте стоит какое-то большое сооружение, значит, там хороший грунт и большой собор не завалится. Плюс, еще бывает преемственность градостроительная, когда люди просто привыкают, что на этом конкретном месте стоит что-то большое, и масштаб сооружений стараются поддерживать и в дальнейшем.

Можно сказать, что небольшие квартальные мечети располагались по гребню холма — вдоль Арской дороги, главная мечеть возможно была в районе Кремля. Также мечеть должна была быть за Посадской стеной, которая проходила, по некоторым сведениям, в районе площади Свободы или ул. Лобачевского.

Все документы, все люди, которые что-то знали, были уничтожены

К сожалению, трудно рассказать об этих мечетях более подробно, так как все, что было до русской Казани, было полностью уничтожено — все документы, все люди, которые что-то знали — население города было полностью вырезано. Даже названия этих холмов, на которых стоит Кремль, никто не знает.

Вообще, источники — это может быть фотография, изображение с натуры, воспоминания современников, путешественников, либо архивные документы. К сожалению, таких документов практически нет, но есть отдельные зарисовки от путешественников, которые проезжали через Казань в то время, но это буквально единичные случаи. Да и после завоевания Казани по городу не бульдозер же прошелся — то есть, многие здания сохранялись вплоть до XVIII века.

Сохранились и кое-какие графические материалы — это прежде всего рисунок Хуана де ла Косы, сделанный в XV веке, на котором изображена каменная Казань. Также есть масса летописных рисунков, которые изображают события в Казани, в том числе и сам процесс завоевания. Существует религиозная картина «Церковь воинствующих», которая находится в Третьяковской галерее в 12-м зале — на ней достаточно реалистично маслом изображена горящая Казань. Есть панорама Адама Олеария, о которой я уже говорил. Плюс, есть карта Курбского завоевания Казани, где в условной манере, но тем не менее достаточно отчетливо те же самые сооружения можно увидеть.

Также есть Писцовые книги — это своеобразная инвентарная опись казанских сооружений, которая была сделана в середине XVI века сразу после завоевания Казани при передаче захваченных земель. Там тоже упоминаются мечети, которые как в Кремле находились, так и за его пределами. Но там описание не привязано к какой-то графике, поэтому можно только толковать, где это все находилось. Например, мечеть в слободе Кураиш находилась вероятно в районе бензоколонки на ул. Московской, где был Сенной базар. Но есть, конечно, люди, которые толкуют эти данные иначе.

«В этом районе мечеть строится практически впервые более чем за 450 лет»

Но вернемся к теме улицы Федосеевской. Если постепенно по временной шкале приближаться к нашим дням, то там не возводилось никаких культовых сооружений. В этом районе не было традиционных татарских поселений, а если там селились отдельные мусульмане, то этого было недостаточно для того, чтобы возвести приходскую мечеть.

Следует отметить, что в Российской империи были достаточно жесткие законы, ограничившие распространение неправославных религий. Поставить мечеть просто так было невозможно. Даже если человек был очень богатым. Существовали законодательные ограничения — это целая масса законов, которая принималась Российской империей, начиная со второй половины XVI века до начала ХХ века, которые регламентировали строительство мечетей. Если люди хотели строить мечеть, то было необходимо иметь в этом районе определенное количество жителей, существовало ограничение по вместимости мечети, возможности ее финансирования и расширения.

Получается, что в этом районе мечеть строится практически впервые более чем за 450 лет.

На мой взгляд, в строительстве мечети на Федосеевской нет ничего плохого. К тому же рядом размещается новый православный храм. Это касается только тех, кто хочет эту мечеть видеть и посещать. Я не возражаю, если русские строят церковь, потому что она им нужна. Какое мое дело? А разговоры о том, что кому-то не надо что-то строить, надо пресекать — мы живем в многонациональном обществе, многоконфессиональном. Эти страсти, которые сейчас горят по всей России, нельзя сюда пускать. Пусть евреи строят свои синагоги, русские пусть строят церкви, татары пусть строят мечети — в чем проблема?

1/7
  • Мечеть-медресе «Кул Шариф»
    Реконструкция Нияза Халитова
  • Мечеть «Кабир»
    Реконструкция Нияза Халитова
  • Мечеть «Нур-Али»
    Реконструкция Нияза Халитова
  • Мечеть «Тюмен-джами»
    Реконструкция Нияза Халитова
  • Ханская мечеть
    Реконструкция Н.Халитова и Н.Хазиахметова, художник Р.Газеев
  • Ханский мавзолей
    Рисунок из рукописи «Казанский летописец»
  • Ханский мавзолей
    Реконструкция Нияза Халитова
Нияз Халитов

Новости партнеров