Новости раздела

«Подснежник»: первая звезда татарской эстрады вернулась в Кариевский

В ТЮЗе вновь поставили спектакль о жизни Рашида Вагапова

«Подснежник»: первая звезда татарской эстрады вернулась в Кариевский
Алсина Закирова и Фанис Калимуллин.. Фото: предоставлено пресс-службой театра Кариева

В Казанском театре юного зрителя имени Кариева к 50-летнему юбилею актера Фаниса Калимуллина вернули на сцену музыкальную драму «Умырзая»/«Подснежник». Спектакль рассказывает о жизни первопроходца татарского эстрады Рашида Вагапова. На сцене аккуратно обозначили все перипетии его жизни.

29 лет в Кариевском

Фанис Калимуллин играет в татарском ТЮЗе с 1995 года. В фойе висит афиша о спектакле «Сандугачлар килгән безгә»/«Соловьи прилетели к нам» Ильдара Юзеева, в котором он дебютировал. Только через год труппа получила здание неотапливаемого театра Алафузова в Кировском районе (кочегарку устроили после того, как писатели Туфан Миннуллин и Разиль Валеев оценили условия, сидя в зале в верхней одежде). Словом, сыграл он здесь более 80 ролей.

В 2008 году, когда Ренат Аюпов впервые ставил «Подснежник», тогда еще в Алафузовском, Калимуллин также играл Деда Мороза, Медведя и Официанта.

А также — роль Рашида Вагапова, потому что Калимуллин еще и прекрасно поет. В 2008-м он получил звание заслуженного артиста Татарстана. Спектакль сошел с репертуара из-за проблем с дислокацией — театр не сразу переехал в бывший дом офицеров (да и сейчас продолжаются разговоры, что акустика его не предназначена для постановок). К слову, в 2007 году был создан Общественный фонд татарской культуры РТ имени Рашида Вагапова.

Вагапова на гастролях сопровождает творческая группа. В шляпе — директор филармонии Абдуллин (Ильфат Камалиев). предоставлено пресс-службой театра Кариева

Поезд едет, артист поет, спектакль идет

В спектакле Вагапов с творческой группой (куда вливается новая танцовщица) в начале 1940-х рвется выступать на передовой, но в итоге его отправляют по тылам и госпиталям. Артисты едут на поезде, шутят-балагурят, на сцене поют и показывают юмористические сценки. В середине спектакля Вагапов получает весть о смерти матери, а в конце — оказывается в больнице, в 1962 году, в ожидании операции. Программка указывает, что она прошла неудачно.

Автор пьесы Ренат Харис — поэт. И автор либретто к оперным и балетным постановкам. Но также у него есть пьесы. В основном, детские — например, «Ильдус и Windows» или «Серле алан»/«Волшебная поляна». «Умырзая» — редкая ставящаяся «взрослая» пьеса. К слову, он получал международную премию Вагапова и передал эти 100 тысяч рублей вахтеру 175-й школы Таскире Ахмадуллинной.

Сочиняя пьесу по книге главы фонда Вагапова Рифата Фаттахова, Харис касается всех конфликтных, ресурсных тем в жизни татарского певца.

Один из самых ярких исполнителей татарской музыкальной культуры родился в селе Актуково, откуда массово в Финляндию эмигрировали татары. Его отец-мулла попал под сталинский каток в 1937-м (и потому партия сомневается в целесообразности нахождении такого человека на фронте).

Молодежи, Рауфу Шакирову и Инсафу Халяутдинову, достались смеховые партии. предоставлено пресс-службой театра Кариева

Вагапов, действительно, став буквально в мае 1941 года солистом Татарской филармонии, с ведущей, баянистом Гани Валеевым (Ильяс Шарипов), певицей Джавахирой Саляховой (Алия Калимуллина) и танцовщицей отправился на гастроли. В спектакле танцует его будущая жена Зайтуна (Алсина Закирова).

Да, у артиста было два брака, причем дети от первого — четверо, остались в Москве. Есть занятная история, как увидев однажды на гастролях двоих из них в зале, он чрезмерно разволновался. А второй брак, по запросу жену, разбирался на партийных съездах.

Действительно, Вагапов был весьма вольным в творчестве человеком, что зачастую сильно не устраивало высшие чины. Артист умер после длительной болезни, предполагается, что ему лечили язву желудка, но обнаружили опухоль.

Амина Галиева изучила повадки ведущих 1930—1940-х. предоставлено пресс-службой театра Кариева

Аккуратно, словно скальпелем хирурга

Словом, это полная драмы жизнь, которую можно превратить в масштабное полотно. Но в «Умырзая» все сделано максимально деликатно, полунамеками (допускаю, что текст сокращали). Поэтому происходящее напоминает советский фильм: поезд-концерт-поезд, повтор, больница, но без трагизма.

К примеру, начинается действие с прихода экзальтированной Зайтуны, которая никогда не видела Вагапова в лицо (ведь он знаком массам по радио), а потом сходу выдает несколько танцев. В середине возникает эпизод с подобным неузнаванием звезды в лице молочницы (Эндже Камалиева).

На концертах лавры глубокого вхождения в роль достаются Амине Галиевой, которая играет ведущую, обязательно добавляя придыхание перед согласными («Партия баяна — ынГани Валеев»), вызывая многократно смех зала. Новички театра, Инсаф Халяутдинов и Рауф Шакиров, выдают низовой уровень юмора с переодеваниями в женскую одежду (видимо, надо предполагать, что в зале сидят люди, которым такой юмор нужен — не только «сценический» зритель, но и настоящий).

А Калимуллин поет «Алсу», «Фирдәвескәй», «Зөләйха», «Рамай». Хорошо поет, видно, что с этими песнями он живет давно.

Возникает на сцене иногда и семейный дуэт Калимуллиных, Фаниса и Алии. предоставлено пресс-службой театра Кариева

Есть в спектакле конфликты. К примеру, герой Калимуллина восклицает «Сомневаетесь в моем патриотизме?», указывая на свое происхождение. А потом на концерт к нему приходит финский родственник (Ильнар Низамиев) — чтобы выказать уважение и удалиться. А в поезде две примы, Джавахира и Зайтуна, ведут словесную борьбу за роль королевы при короле. Но все это пунктиром. Государство журит Вагапова, но также выдает ему шинели и сгущенку. Женщины его любят. Концертные организации прощают.

А в конце вокруг больного Вагапова собираются вообще все участники спектакля (включая даже главу поезда в лице Искандера Низамиева), чтобы он смог сказать еще один вдохновенный монолог.

В конце на сцену приходят все. предоставлено пресс-службой театра Кариева

Как бенефис артиста, который прожил уже достаточно длинную актерскую жизнь, и который через историю звезды татарской эстрады словно рассказывает немного и свою (были ведь и у кариевских холодные залы, глухота высших органов и игры со зрителем), «Умырзая» работает. Как отрада для публики 40+, пришедшей послушать песни, немного посмеяться и поплакать — тоже.

Но хочется, чтобы Кариевский взялся за Вагапова еще раз — и сделал спектакль о том, как парень из Нижегородской области остался любимцем публики, несмотря на проблемы в семье, ярлык «врага народа» и ошибки врачей. Как говорил о нем Ильхам Шакиров — «великий артист». А такому нужен масштабный великий спектакль.

Радиф Кашапов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров