Новости раздела

«Когда уходим мы в лашманы»: как готовились к заготовке корабельных лесов

«Когда уходим мы в лашманы»: как готовились к заготовке корабельных лесов
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

В 1718 году Петр I издал указ о строительстве адмиралтейства в Казани у деревни Бишбалта для поставки военных судов во время русско-персидской войны. Вместе с императором 25 кораблей уплыли по Волге в Каспийское море. За время существования Казанского адмиралтейства было построено более 400 кораблей. Подробнее о крестьянах, приписанных к адмиралтейству и занимавшихся заготовкой корабельных лесов, продолжает рассказывать в дзен-канале «Татарский мир» кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела истории Поволжья и Приуралья Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Ильшат Файзрахманов.

В татарских народных сказаниях (баитах) отразились картины тяжелой и порой безысходной жизни лашман:

…Когда уходим в лашманы, на подводу мы садимся,
Туманным становится ясный день от плача наших семей.
…Когда я пилил осину, устали мои белые руки,
Под той осиной я (остался), взял душу мою Азраил.
…Ваше озеро — круглое, утка с утятами не нырнет,
Придавит дерево — ни одному человеку не уцелеть.
…Истории этих лашманов надо побольше писать,
Редко лашманы возвращаются живыми назад.
(Татарский эпос: баиты. — Казань, 2005. — С.347–350)

Что с собой брали лашманы?

В первую очередь, продовольствие на дорогу, зимнюю одежду, деньги. Продовольствием невозможно было запастись на несколько месяцев, поэтому деньги были нужны в обязательном порядке для расчетов при покупке необходимого у местного населения.

Пешие лашманы работали в октябре — ноябре. Они должны были иметь по два топора, второй — на случай поломки первого. При рубке пилы практически не использовались. Не умели тогда делать хорошие пилы — их зубья быстро затуплялись, а качественно заточить снова не получалось, соответственно, не могли заменить топоры. Также использовались лопаты, ломы, некоторые другие железные приспособления, лямки, канаты при выкорчевывании деревьев с корнями.

Памятник «Бишбалта» на месте слободы, где проживали работники, строившие судна для Казанского адмиралтейства. скриншот realnoevremya.ru сервиса «Яндекс.Карты»

Конные лашманы приезжали со своими лошадьми, когда уже была зимняя дорога, соответственно, с упряжью, с санками, с определенным количеством сена для лошадей, но в основном покупали сено и т. д. у местных жителей. По этому поводу у них были жалобы, что местные им продают фураж и продукты втридорога. Рабочие часто готовили еду в лесу — для этого привозили с собой казаны. Во время работ много гибло лошадей от непосильного труда, если даже они не гибли, многие в дальнейшем не в состоянии были работать в поле. Таких лошадей пускали под нож, из мяса готовили пищу. Кроме того, если случай подвернется, лашманы добывали мясо, охотясь на зверей в лесу, однако охота занимала много времени, поэтому большей частью покупали у местных жителей все, что им было нужно.

В источниках упоминается о наказании ослушавшихся лашманов. Так, в нижеприведенном документе описывается ситуация с избиением лашманов:

«Протчие бывшие при той вывоски конные работники усиляс с тем плотником в работу к вывоске один день и не ездили, а потом как они з дубовыми лесами приехали на объявленную адмиралтейскую пристань, то объявленной плотник имеющемуся при той готовности командиру карабельному мастеру, а как зовут, не знает, объявил, что якобы они татара чинят ослушание, почему оной карабельной мастер, забрав к себе на двор и не спрося о притчине того ослушания, сек из них татар четыре человека, в том числе и брата ево кошками немилостиво, от которых побой оной брат ево и ныне находится в болезни и отчаятелен животом».

Ильшат Файзрахманов
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров