Новости раздела

Как Казань дважды сыграла ключевую роль в жизни казака Емельяна Пугачева

Как Казань дважды сыграла ключевую роль в жизни казака Емельяна Пугачева
Фото: скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский мир»

Донской казак Емельян Пугачев — предводитель Крестьянской войны 1773—1775 годов в России — не раз был в Казани. Впервые он оказался здесь в январе 1773 года, когда его бросили в тюрьму за попытку поднять восстание на Черниговщине, но из заключения бунтовщик сбежал. 23 июля 1774 года он ворвался в наш город уже с двадцатитысячной армией, учинив погромы. На следующий день царские войска выбили повстанцев. Подробнее о том, как Казань сыграла ключевую роль в судьбе Пугачева, рассказывает в дзен-канале «Татарский мир» кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новой истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Бахтияр Измайлов.

Побег

1 июня 1773 года казанскому губернатору Якову Ларионовичу Брандту на стол легло донесение о дерзком побеге из казанской тюрьмы арестантов казака Емельки Пугачева и купца Парфена Дружинина. Никто тогда не мог предположить, что спустя год один из беглецов вернется в Казань под именем императора Петра III во главе огромного войска, в результате чего город подвергнется страшному разграблению, какому не подвергался со времен Ивана Грозного.

Дерзость и легкость, с какой был осуществлен побег, повергли губернатора Якова Ларионовича в ужас. Мало того, что сбежали два преступника, так вместе с ними сбежали и два охранника тюрьмы. В надежде на быструю поимку беглецов Яков Ларионович всячески оттягивал донесение в Санкт-Петербург. Уже через пару дней был найден один из сбежавших караульных — Денис Рыбаков. На всех допросах ничего вразумительного он так и не сказал, поскольку в день побега заговорщики напоили его до бесчувственного состояния, а затем бросили на Арском поле. Поиски беглецов не дали результата. К тому же во время следствия выяснилось, что Пугачев с товарищами планировал бежать на реку Иргиз. Лишь через 20 дней после инцидента Яков Ларионович наконец отправил в Санкт-Петербург рапорт о побеге.

Осада Е. Пугачевым Казанского кремля. использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «Казановедение. Учебное пособие для начальной школы» (И.А. Гилязов, В.И. Пискарев)

Тем временем Емельян Пугачев первое время после бегства скрывался в Суконной и Кирпичной слободах у купцов-раскольников, позже он направился в раскольничий скит на реке Иргиз. В сентябре 1773 года он обосновался на Урале (до 1775 года назывался Яиком). Здесь среди беглых крестьян и вольных казаков он нашел благодатную почву для своих антиправительственных речей. Здесь бывший заключенный казанской тюрьмы называет себя чудом спасшимся императором Петром III. Уже в начале ноября повстанцы Пугачева разгромили под Оренбургом войско генерала В.А. Кара. Восстание разгоралось по югу России, как лесной пожар засушливым летом. Уральские крестьяне и горнозаводские рабочие, измученные невыносимыми условиями работы на казенных заводах, начали присоединяться к восставшим. Сам Пугачев не скупился на обещания. В своих манифестах и указах народу объявил всем волю, освобождение от податей, свободу вероисповедания. В посланиях говорилось:

«на вечные времена пожаловал я вас вашими землями и водами, хлебом и солью вашими… верой и совестью, богатством и сокровищами вашими!».

Восстание Пугачева охватило Оренбургскую губернию, Урал, Башкирию, Прикамье и Поволжье. Летом 1774 года повстанцы двинулись на Казань, по пути захватив село Агрыз, города Елабугу, Мамадыш, Арск.

Пугачев отправил три указа, адресованные казанской администрации, русскому населению и татарам. Жителей города призывали в них к покорности «государю» и добровольной сдаче. Однако не все казанцы приняли «мужицкого царя».

Восставшие расположились тремя большими частями у восточных окраин Казани. У Суконной слободы стоял отряд самого Пугачева; севернее, на Арском поле, — отряды Белобородова и Минеева; еще севернее, у реки Казанки, — отряд Овчинникова. Вооружены повстанцы были плохо — ружей мало, в основном дубины, колья, заостренные шесты, луки со стрелами. Но Пугачев получил из Казани известие, что сил для ее защиты там мало, а многие жители ему сочувствуют. Правительственных войск в Казани было действительно мало — большинство военных частей разослали в места военных действий с повстанцами. Помимо наличных регулярных частей (до 2 тысяч человек), к обороне города привлекли всех, кого смогли. Примерно 500 человек местное командование собрало за счет военного отряда Адмиралтейской конторы, полиции и пожарников.

Бахтияр Измайлов
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров