Новости раздела

Нуриевский-2016: Анюта, Никия, Гамзатти

Фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева плавно идет к финалу. Среди несомненно удачных фестивальных постановок можно выделить две особо интересные — это «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина и «Баядерка» Людвига Минкуса. На фестивальных спектаклях побывала корреспондент «Реального времени».

Неравный брак

Небольшой рассказ Антона Чехова «Анна на шее» превратился волею либреттиста в двухактный балет. Фабула практически осталась неизменной, правда, появилась намеченная пунктиром линия влюбленности Анюты и некоего Студента, что, в принципе, балету не вредит.

В Казани «Анюта», с которой подавляющее большинство познакомились по фильму Александра Белинского с Екатериной Максимовой в титульной партии, идет в хореографии Владимира Васильева. Это был первый и однозначно удачный опыт работы великого танцовщика и хореографа с казанской труппой. В истории казанской постановки есть счастливый вечер, когда партию Анюты исполнила сама Екатерина Максимова, в партии Петра Леонтьевича тогда выходил Владимир Васильев.

Фестивальная «Анюта» порадовала свежестью и каким-то трепетом. Возможно, это было связано с тем, что в титульной партии вышла юная Дарья Хохлова, для которой на фестивале был дебют, до этого она танцевала только фрагменты из «Анюты».

В свое время для одного из своих номеров на музыку Шопена, который был посвящен памяти великой балерины Екатерины Максимовой, Васильев выбрал в партнерши именно Хохлову. Молодая балерина действительно чем-то похожа на Екатерину Сергеевну, во всяком случае в «Анюте» эта схожесть ощущается. Анюта-Хохлова — трогательна и нежна, она сильна в своей слабости и очаровательно женственна.

Геннадий Янин, солист балетной труппы Большого театра, обладатель «Золотой маски», и прежде выходил в Казани на сцену в партии Модеста Алексеевича. Но выступление Янина на этом Нуриевском фестивале — это был просто бенефис! Необычная, почти что гротесковая пластика Янина шла рука об руку с точной психологической актерской школой. Не случайно львиная доля аплодисментов досталась именно Янину.

И в финале его герой, этот смешной, напыщенный, жалкий в своих попытках быть более значимым, чем он есть на самом деле, человек становится даже трогательным. Янин словно протягивает ниточку к своему Модесту Алексеевичу от «маленьких людей» Гоголя и Достоевского.

И Анюта, и Модест Алексеевич, такие разные, в одном очень схожи: они оба хотят счастья. Это так банально — и так верно.

Роковой треугольник

Фестивальная «Баядерка» была отлична от прочих фестивальных спектаклей тем, что в ней были заявлены в титульных партиях сразу три ведущих солиста «Опера Гарнье». Солисты этого парижского театра и ранее принимали участие в Нуриевских фестивалях, но чтобы танцевать сразу три главных партии — такого еще не было.

«Баядерка» на Нуриевском — спектакль особый. Он тесно связан с именем самого Рудольфа Нуриева. Именно о постановке «Баядерки» на сцене казанского театра в мае 1992 года говорил Нуриев с директором ТГАТ им. М. Джалиля Рауфалем Мухаметзяновым и шефом балета Владимиром Яковлевым. Увы, планы воплотить в жизнь не удалось.

Воин Солор, главный герой «Баядерки» — одна из лучших партий Нуриева. Но он попробовал себя в этом спектакле еще и как балетмейстер, поставив этот балет для своей партнерши Марго Фонтейн, исполнявшей партию Никии. Нуриев сделал на Западе сенсацию, он поставил «Баядерку» в трех актах, до этого в Европе спектакль шел лишь в двух, сложный третий акт «Тени» здесь обычно не исполнялся.

Волею судьбы «Баядерка» стала последним спектаклем Рудольфа Нуриева, ее премьера на сцене «Опера Гарнье» состоялась в октябре 1992 года, тяжело больного Нуриева на поклон вывозили уже в кресле. 6 января 1993 года его не стало… Рождество того года сошло на землю уже без него.

Солисты «Опера Гарнье», приехавшие в Казань на фестиваль, танцевали «Баядерку» в редакции Рудольфа Нуриева, именно так она до сих пор идет в Париже. Пред казанцами предстали коренастый, сильный, с уверенными прыжками Солор (Франсуа Алю), нежная, ранимая Никия (Леонора Болак) и знающая себе цену, слегка стервозная Гамзатти (Сэ Ын Пак).

В принципе, расхождения с тем спектаклем, что идет в Казани, небольшие. Если не считать сцену объяснения Никии и Гамзатти в финале первого акта. Женщины просто устраивают драку, валяются по полу, и Никия получает пощечину. Гамзатти у Сэ Ын Пак получилась очень темпераментной и готовой в прямом смысле драться за свое счастье.

Танец Никии с букетом из финала второго акта Леонора Болак исполнила, используя множество оттенков: отчаяние сменялось у нее надеждой, мгновенная радость — горьким разочарованием. Увы, не совсем внятным получилось у Никии желание умереть и отказ от противоядия, которое предлагает Великий Брамин (Нурлан Канетов).

Стоит отметить сложный в техническом отношении третий акт — акт грез и видений Солора. Здесь казанцы продемонстрировали безупречный кордебалет, а Франсуа Алю и Леонора Болак выглядели очень достойно в дуэтах.

Стоит отметить работу оркестра и в «Анюте», и в «Баядерке» — оба спектакля за дирижерским пультом был маэстро Ренат Салаватов.

Нуриевский фестиваль этого года подходит к концу, но в финале публику ждут два события — это спектакли театра балета Бориса Эйфмана «Онегин», он в Казани уже шел в дни Универсиады, и «Роден» — для казанцев это будет премьера.

Татьяна Мамаева

Новости партнеров