Первый день Uber в Казани: красивая презентация и разочарованные клиенты
Сегодня в ресторане «Каравелла» состоялась презентация и запуск онлайн сервиса по вызову автомобилей с водителем, иначе такси, Uber. Uber — это один из крупнейших мировых онлайн-сервисов автомобильных перевозок, позволяющих заказать частное такси через сайт или мобильное приложение. Презентацию проводил директор по региональному развитию сети такси в России Михаил Фишер, который в поддержку своего сервиса пригласил заслуженную артистку Татарстана Эльмиру Калимуллину. В непринужденной обстановке Фишер рассказал казанским журналистам, как и с чем «есть» нового игрока таксомоторных перевозок.
Дождливым вечером в Париже
Мировой сервис такси, заявивший свою заинтересованность в рынке Казани в начале августа, сегодня презентовал старт своей работы в столице РТ. Презентация началась с трогательной истории, которою рассказал питерский топ-менеджер с иностранным акцентом Михаил Фишер, о том, как двое американцев Тревис Каленик и Гарольд Камп, находясь в сердце Франции в дождь, не смогли вызвать такси и решили придумать сервис заказа такси в один клик.
Это было в 2009 году, и с тех пор сервис работает в 330 городах в 60 странах мира. За это время компания спровоцировала бунты таксистов в Европе и Латинской Америке, а также десятки судебных исков как от госорганов, так и от компаний-конкурентов. Повсюду Uber считается одним из самых дешевых игроков на рынке, так как формально является информационным сервисом, а не службой такси, и, пользуясь этим, обходит различные законодательные ограничения по всему миру.
В Россию Uber впервые зашел в декабре 2013 года в Москву. Затем через полгода сервис появился в Санкт-Петербурге. И здесь уже успел отметиться скандалами. С мая этого года Uber вошел в Екатеринбург, а с сегодняшнего дня сервис стал доступен и для казанцев. Казань привлекла мировой сервис такси потому, что, как сказал глава регионального представительства, именно казанцы показали наибольший интерес к приложению.
— Удивительная история, мы увидели, что в Казани самое большое количество людей скачивало и открывало приложение, чем в других городах. Мы понимали, что в Казани сервис хотят больше, чем в других городах-милионниках.
«Минут 20 жду такси»
Впрочем, сами казанцы во мнениях разделились. Приложение скачивали те, кто был наслышан о дешевизне компании, но первые дни работы Uber в Казани их явно разочаровали.
А те, кто не успел воспользоваться сервисом в столице РТ, вспоминают опыт поездок других городов и откровенно радуются.
На презентации Михаил Фишер не скрывал, что на запуске проекта придется подождать от 10 до 15 минут. Тем не менее, он уверен, что заказать машину проще-простого: нужно лишь скачать приложение, которое работает на всех операционных системах, включить геолокацию, привязать свою банковскую карту к приложению и подождать 6 минут.
Самое дешевое?
Как заявил на презентации Михаил Фишер, одним из главных критериев работы онлайн сервиса Uber является доступность: «В целом Uber, в зависимости от города, в котором он присутствует, дешевле текущих опций на десятки процентов. Например, в Казани сервис Uber будет на 10-15% дешевле, чем текущие опции.
Посадка в автомобиль стоит 50 рублей плюс 4 рубля минута поездки и 4 рубля за километр, минимум 59 рублей. «Реальное время» проанализировало самые популярные сервисы заказа такси и выяснило, что цена за посадку в Uber не самая низкая. Такой же ценой может похвастаться и их прямой конкурент, которого, кстати, они так и не признали за такового, онлайн сервис Wheely, а также такси «Минимум». Разница становится видна в оплате километража.
К слову сказать, своим приложением Uber удивить казанцев не может. Практически у всех популярных такси Казани есть собственные приложения. Но, вопрос лишь в том, что активно работает из них лишь сервис Taptaxi от «Сатурна», оператором которого является такси «Татарстан».
Еще одной проблемой сервиса является и способ оплаты: в такси Uber нельзя расплатиться наличными.
UBER | ТАТАРСТАН | ТАКСИ WHEELY | ЛИДЕР (БЕЗ СКИДКИ) | МИНИМУМ | МАКСИМ | 1 ГОРОДСКОЕ ТАКСИ В КАЗАНИ | |
Стоимость посадки | 50 рублей | 60 рублей | 50 рублей | 100 рублей (включая первые 2 км) | 50 рублей | 90 рублей (включая первые 3 км) | 99 рублей |
за 1 км | 4 рубля | 13 рублей | 4 рубля | 15 рублей | 13 рублей | 13 рублей | первые 3 км — 100 рублей, далее 20 рублей за км |
за 1 минуту | 4 рубля* | нет | 10 рублей* | нет | нет | нет | нет |
1 минута простоя | 4 рубля | 4 рубля | 5 минут бесплатно, последующее время — 10р/м | 5 минут бесплатно, последующее время — 4р/м | 3 рубля | 3 рубля | 7 рублей |
расчет | безналичный | наличный/ безналичный | безналичный | наличный | наличный | наличный/ безналичный | наличный/ безналичный |
заказ по телефону | нет | есть | нет | есть | есть | есть | есть |
через приложение | есть | есть | есть | есть | есть | есть | нет |
Uber найдет казанского управленца
Фишер не стал признаваться какой объем инвестиций потребовался компании на запуск сервиса в Казани, ссылаясь на то, что Uber является частной компанией, и ловко уходя от прямых ответов:
— Мы инвестируем, прежде всего, время, внимание. Мы не говорим о миллионах долларах. Компания поднимает деньги в долларах, основные инвестиции тоже в долларах, но так как мы живет в России, то инвестируем в рублях. Можно сказать, что повышение курса доллара является благоприятной ситуацией. Компания сейчас стоит $ 50 млрд.
На данном этапе в Казани организован центр по работе с партнерами. Именно так сам Uber называет водителей. Центр занимается подбором персонала, его обучением и тестированием. Как признался корреспонденту «Реального времени» Фишер, на данном этапе в центре работает всего два человека, но этого вполне достаточно. Сам управленческий офис компании находится в Питере и Москве, основной менеджмент ведется из столицы. На вопрос корреспондента «Реального времени» о возможном назначении главы Uber в Казани, Фишер ответил, что на данном этапе пока нет такой необходимости, но если же она появится, то это однозначно будет казанский управленец.
Только «свежие иномарки»
К слову сказать, стать «партнером» Uber не так просто. У компании очень жесткий отбор и требования к водителям, которые хотят присоединиться к мировому сервису. Так, например, прежде всего, потенциальному партнеру должен исполнится 21 год и стаж его вождения должен быть не менее 3 лет. Заполнив заявку на сайте, специалисты центра по работе с партнерами проводят обучение системе, после чего кандидат проходит тест. Только после теста принимается решение о включении человека в систему и компанию.
Более того, одним из наиболее важных требований, выдвигаемых Uber к водителям — это справка о несудимости. Кроме того, партнером компании может стать только гражданин РФ. К партнерству приглашаются автовладельцы со «свежей иномаркой с 4 дверьми». При этом, компания просит компенсацию 20% от тарифа.
Привлекать, а по сути переманивать, водителей Фишер планирует возможностью дополнительного заработка.
— Мы не будем скрывать, что часть водителей, которые состоят в нашей системе, (это для них не основной заработок), они могут заниматься чем-то ещё, — признался директор российского представительства компании.
Компания предлагает водителям видеть карту с наибольшей концентрацией пассажиров, там, где в нужное время наиболее большой спрос.
— Маленькая карта, которая в каждый момент времени показывает где наиболее высокий спрос для того, чтобы водитель мог переместиться в тот район города, где система видит повышенный спрос, — прокомментировал Фишер. — Таким образом, водитель наиболее вероятно получит: а) заказ, б) заказ, который находится близко к нему.
Так же Михаил Фишер анонсировал гибкость системы работы:
— У нас нет обязательных «выездов», смен или еще чего-то. Мы не просим их сутками за баранкой сидеть. Человек выходит на линию тогда, когда ему удобно. Хочет он сегодня поработать 2 часа, пожалуйста, хочет он сегодня поводить 6 часов, пожалуйста.
«Обвинения в демпинге не состоятельны»
Игроки рынка, которых еще в августе опросило «Реальное время», не видят серьезных проблем в случае выхода компании Uber на местный рынок, хотя и не исключают демпинга со стороны возможного будущего конкурента.
Алексей Быстров — директор такси «Казань»:
— Вообще, мое мнение — какое бы такси ни открывалось, таксисты остаются наши местные. Приход нового игрока на казанский рынок многого не изменит. Неужели вы думаете, что у них будет собственный автопарк? Диспетчерских сейчас штук двадцать в Казани, если к ним прибавить еще десять, от этого ничего не изменится. На рынке выигрывает тот игрок, у кого дешевле поездки. Сейчас все удешевляется, и на данный момент такси у нас неплохо работает. Даже не знаю, как они собираются «подвинуть» других. Я думаю, что просто будет демпинг.
Павел Стенников — начальник отдела по связям с общественностью службы заказа такси «Максим»:
— Мы сталкиваемся с компанией Uber в разных городах, например, в Екатеринбурге. Позиция нашей компании в том, что мы всегда приветствуем, когда на рынок приходит новый сильный игрок. Uber существует за счет инвестиций. Если завтра они кончатся, кончится и компания. Кроме того, у Uber всегда есть проблема с их количеством водителей, с их привлечением. Проблема есть потому, что комиссия с водителя — 20%, поэтому с этой компанией водители менее охотно работают.
Сегодня Фишер парировал им в заочном споре:
— Я очень часто слышу это слово демпинг, но я понимаю, что 99% людей не знают определения этого слова. По методологии ФАС демпинг — это случай, когда компания, владеющая более 30% рынка, предлагает услуги или продукты ниже себестоимости. Мы не владеем 30% рынка, даже вместе с конкурентами. Мы не предлагаем услуги ниже себестоимости. Поэтому я думаю, что обвинения в демпинге не состоятельны.