Новости раздела

«Зеркало для героя»: Казань увидела свое отражение в Барселоне образца 1975 года

В резиденции креативной индустрии «Штаб» в минувшую пятницу прошла лекция современного урбаниста, бывшего главного архитектора Барселоны Висенте Гуайарта. Мероприятие проходило под патронатом советника президента РТ Натальи Фишман, которая обещала привозить в Казань известных урбанистов и сдержала свое обещание. Основной костяк слушателей составили казанские художники и архитекторы. На мероприятии побывал и корреспондент «Реального времени».

Задачка на 20-30 лет

В резиденции креативной индустрии «Штаб» собралось около 100 человек, в пространстве, отведенном для встречи, определенно наблюдался аншлаг, многим желающим послушать даже пришлось стоять.

Начало мероприятия было запланировано на 18:00. Примерно в это время в «Штаб» пришел лектор в сопровождении Натальи Фишман. Через 10 минут советница президента предложила начать, не дожидаясь переводчика. Как раз на этих словах он появился, и лекция было началась. Однако практически сразу Висенте сделал комплимент Наталье, связанный с ее работой в Москве. Только прибывший молодой человек, не зная контекста, не смог перевести фразу, после чего в интеллигентнейшей манере был изгнан, а Фишман взяла микрофон в свои руки. Аудитория вздохнула с облегчением: обилие специфических терминов превратило бы лекцию в сущий кошмар, если бы ее переводил человек не в теме.

Гуайарт сделал дежурные комплименты Казани, отметив, впрочем, в дальнейшем и по-настоящему сильные стороны города. Лекция вызывала двоякое впечатление: с одной стороны, архитектор с мировым именем, и контекст проблем, которые занимают лучшие умы, с другой — большей частью этих проблем в Европе заняты уже по 20-30 лет.

Тренд децентрализации

Начал Гуайарт со страшного для России слова «децентрализация». В урбанистике это, правда, никак не связано с ослаблением центральной власти, а речь идет о «новой» концепции городов, которые должны сначала перестать быть подобиями пылесосов, высасывающими ресурсы и энергию извне, а потом и самим начать производить (в том числе и ресурсы).

В конце XIX века на облик городов сильно повлияло появление железных дорог — например, Барселона благодаря этому получила планировку в виде сетки. Следующим этапом стало появление автомобилей. Какими будут города в результате информационной революции, Висенте Гуайарт пока не знает, но она уже произошла и вносит свои коррективы в градостроительство.

Решение из централизованных (centralized) сделать распределенные (distributed) города, по словам Гуайарта, было принято еще 30 лет назад. Нехватка ресурсов, необходимость сохранения экологии диктовали свои особые правила. Похоже, уже начали появляться и первые результаты. Так, города уже не мыслятся вне окружающей их природы, а в городскую среду архитекторы стараются внести как можно больше естественного. В целом можно говорить о сдвиге в планировании от индустриальных масштабов к среде обитания.

Человек становится главным бенефициаром городской среды, и это очень серьезное изменение концепции, которая, к примеру, не предполагает прокладку 8-полосных шоссе. Зато татарстанский Год парков и скверов отлично вписывается в передовые мировые тренды.

Город будущего — кошмар автомобилиста

Висенте с гордостью рассказал о сносе огромной развязки в центре Барселоны, на месте которой построили парк. Да, автомобилистам это не очень удобно, но городские власти планируют в несколько раз увеличить пешеходные зоны, так что скоро там вообще, возможно, ездить не придется.

В Барселоне молодежь уже предпочитает не покупать автомобили из-за пробок и прочих неприятностей — проще иметь велосипед или пользоваться общественным транспортом.

Кстати, слабую заполняемость автобусов решили довольно неожиданным способом. Гуайарт рассказал, что специалисты долго смотрели на запутаннейшую карту автобусных маршрутов, а потом решили пустить каждый маршрут по одной улице. Таким образом, логика движения общественного транспорта стала кристально ясна любому, и народ потянулся — с 50% вовлеченных показатель подскочил до 75%.

Дороги тем временем сужают для расширения тротуаров.

Город в 500 шагов

Еще одним шагом удобного города стало распределение точек притяжения граждан. Среди них Гуайарт перечислил школы, больницы, рынки, библиотеки. Все это начало появляться в пределах 500 метров, создавая более-менее шаговую доступность. При этом такие мощные точки притяжения, как концертные залы, по-прежнему остаются единичными.

Что интересно, активно в Европе работают и над энергетикой. В Барселоне устраивают беседки с солнечными батареями на крышах, а большую часть энергии города дает переработка мусора, сжигание которого собственно и позволяет вырабатывать необходимые мощности. Это вполне справедливо и для Казани, где также имеется внушительный энергодефицит, который пытаются закрыть в основном за счет введения новых мощных электростанций, однако европейский опыт говорит и о том, что можно попробовать и альтернативные способы.

Городской брендинг

Барселона получила импульс развития благодаря летним Олимпийским играм 1992 года. Тогда город преобразился, в инфраструктуру были вложены огромные средства. По словам Висенте Гуайарта, одним из важнейших достижений стало то, что Барселона открылась морю — до этого прибрежная полоса была застроена непонятно чем. В этой связи у нее много общего с Казанью. Однако здесь существуют свои нюансы.

Городу должно быть что сказать миру, рассказал Гуайарт. После олимпиады в Токио мир узнал о японской технике, а вот Греция до сих пор расплачивается с долгами за Олимпиаду в Афинах. Что касается Барселоны, здесь упор делают на развитии инноваций, появление лабораторий и прочих производств. По словам Висенте, чем больше туристов приезжает и видит, какой у них прекрасный город, тем больше людей, которые хотят там остаться, начать бизнес или еще что-то. Человеческий потенциал крайне важен.

В 1971 году Барселону за год посетило всего около 300 тыс. туристов, сегодня этот показатель дошел до 7 млн.

Город будущего

Сейчас на столбах освещения каждые 100 метров в Барселоне развешиваются контейнеры с Wi-Fi-роутерами, камерами и прочим оборудованием, которое не только позволяет свободно выходить в сеть, но и является интеллектуальной городской системой. Например, фиксирует свободные места на муниципальных парковках. В целом сейчас идет разработка городской операционной системы, которая на основе больших данных от телекоммуникационных операторов и других интеллектуальных систем будет помогать в управлении городом.

Не обошлось и без политики. Один из слушателей поинтересовался, как можно пролоббировать крупные инженерные проекты в том случае, если город не находится в зоне олимпийской стройки, как убедить политиков в необходимости какого-либо проекта. Гуайарт сначала пошутил, что нужно выбирать умных людей. А потом уже серьезно объяснил, что, например, в Барселоне политики выражают волю горожан, и поэтому их убеждать не надо — они и занимаются реализацией этой воли.

Александр Третьяков, фото Максима Платонова

Новости партнеров