Новости раздела

Минфин и регионы: кредитная карусель федерации

Российские регионы тонут в долгах и дефицитах, а Центробанк не может остановить раздачу регионам бюджетных кредитов. Татарстан — не исключение

В I квартале года как минимум один регион России допустил просрочку выплаты по банковскому кредиту, заявили на днях аналитики агентства Standard & Poor's. Обозреватель интернет-издания «Реальное время» считает, что виной тому — политика федерального минфина в части бюджетного федерализма. Тем временем Татарстан совершенно правильно воспользовался текущей ситуацией и продолжает наращивать долги.

Реструктуризация или дефолт?

В своем докладе аналитики Standard & Poor's (S&P) поделились информацией о завуалированных дефолтах бюджетов российских регионов по своим долгам. В I квартале как минимум один регион, не имеющий рейтингов S&P, допустил просрочку выплаты по банковскому кредиту. О каких именно регионах идет речь, аналитики не уточняют. Независимые источники указывают, что наиболее остро ситуация сейчас обстоит в Смоленской, Саратовской областях, Башкортостане и Красноярском крае.

Непубличность подобных дефолтов объясняется тем, что банки под давлением властей регионов (по информации агентства) пролонгировали кредиты бюджету региона по ставке ниже текущей рыночной. По международным стандартам это дефолт, а по нашим — удачная реструктуризация.

В качестве причин происходящего S&P называет следующее: «Возросшие под давлением указов президента негибкие социальные расходы почти не оставляют регионам другого выбора, кроме как наращивать дефицит и долг».

Совсем нетрудно согласиться с аналитиками S&P. Все определенно к этому шло. Мало было не самого справедливого распределения налоговых и неналоговых доходов между центром и регионами (в случае с Татарстаном пропорция 70/30), так начиная с 2012 года к этой беде добавилась новая — регионы начали выполнять так называемые майские указы. Это была самая расходная часть их бюджетов. При этом федеральный бюджет денег давал мало. И в основном нагрузка легла на бюджеты субъектов Федерации. Притом в большинстве случаев зарплатные указы выполнялись, а остальные — по остаточному принципу. А ведь у регионов есть еще и дороги, и ветхое, аварийное жилье… Необеспеченные федеральные мандаты привели к тотальной разбалансировке региональных бюджетов и, как следствие, к росту их дефицитов, закрываемого наращиванием задолженности.

В результате совокупные долги субъектов РФ непрерывно растут и на текущий момент значительно превосходят показатели начала года. Если на 1 января текущего года задолженность регионов составляла 2 трлн 89 млрд, то к 1 апреля она выросла до 2 трлн 136 млрд рублей.

Что касается долгов муниципальных образований, то они на начало года, напротив, были больше: 313,45 млрд на 1 января против 301,16 млрд на 1 апреля.

А тяжела ли нагрузка?

На сегодня совокупный долг превысил треть от налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов (это без учета трансфертов). В 47 регионах долговая нагрузка больше половины их налоговых и неналоговых доходов. Выше всего долговая нагрузка на Чукотке (125%), в Смоленской, Костромской областях, Мордовии (более 100%), Карелии и Удмуртии, Белгородской, Вологодской, Астраханской, Пензенской, Саратовской, Амурской областях (80-96%).

Наиболее сложное положение у регионов со значительной долговой нагрузкой (более 50%) и преобладанием в долге коммерческих банков. Таких регионов 25, в том числе Астраханская, Саратовская, Пензенская, Вологодская, Амурская, Рязанская, Новгородская, Псковская, Кировская, Орловская, Калужская, Архангельская, Ульяновская, Нижегородская, Ярославская, Ивановская, Кемеровская, Магаданская, Брянская, Тамбовская области, Республики Удмуртия и Коми, Забайкальский край.

Жизнь без долгов могут позволить себе регионы с огромной нефтегазовой рентой (Тюменская, Сахалинская области, Ненецкий АО). А с минимальным долгом — немногочисленные регионы с ответственной бюджетной политикой, среди которых и богатые (федеральные города и Ханты-Мансийский АО), и с более низкими доходами бюджета (Пермский, Алтайский края, Иркутская область).

При этом рынок пугает ситуация, связанная со структурой долгов — значительную долю в совокупном долге (почти 2/3) здесь занимают рыночные долги (то есть долги, набранные не у государства, а на открытом рынке). А такие долги очень трудно реструктуризуются и списываются. В структуре долга регионов большую долю занимают банковские кредиты (839 млрд), бюджетные кредиты (734 млрд) и выпущенные субъектами РФ ценные бумаги (433 млрд рублей).

Что дальше?

На наш взгляд, если рассматривать всю эту ситуацию в терминах теории игр, то в данной матричной игре мы получаем единственное равновесие в строго доминирующих стратегиях (равновесие по Нэшу) у таких игроков, как минфин РФ и регионы. При данном равновесии ни один участник не может увеличить выигрыш, изменив свою стратегию, когда другие участники стратегий не меняют. Рассмотрим поподробнее.

Стратегии регионов две: а) наращивать долг и б) не наращивать долг.

Не наращивать долг для регионов просто-напросто чревато не только невыполнением майских указов, но и другими бедами — невозможностью профинансировать растущие дефициты бюджетов из-за падения налоговых доходов вследствие кризиса. Придется делать чрезвычайно жесткий бюджетный секвестр, что негативно будет воспринято региональными элитами и электоратом. При таком раскладе отставка для губернаторов — вопрос времени.

От безысходности начинает работать только стратегия наращивания долга. Она становится строго доминирующей стратегией.

Стратегий у минфина РФ тоже две: a) остановить выдачу бюджетных кредитов регионам, тем самым довести их до дефолтов и б) продолжать кредитовать регионы и реструктуризировать их долги таким образом, что это уже даже становится похоже на полное списание.

Стратегия «остановить выдачу бюджетных кредитов регионам» для минфина РФ плохая. Дефолты регионов потребуют от ведомства Антона Силуанова введения внешнего финансового управления. Ни технически, ни финансово они к этому совершенно не подготовлены. Это уже не говоря о негативных последствиях масштабных финансовых дефолтов регионов для всей финансовой инфраструктуры страны. Для минфина же призрак массовых дефолтов регионов — самый страшный сон.

Поэтому остается только наращивать выдачу регионам бюджетных кредитов и проводить такие реструктуризации (удлинять погашение, снижать до почти нулевого значения ссудные проценты) по ранее выданным бюджетным кредитам, что это уже походит на техническое списание долга. Это и будет строго доминирующая стратегия для федерального минфина на ближайшие годы.

Итак, имеем равновесие в строго доминирующих стратегиях: ведомство Антона Силуанова продолжает выдавать бюджетные кредиты, а регионы — наращивать долги. И никому не выгодно сворачивать с этого пути. Читатель может справедливо возразить: «Что же это получается, ведь массированная накачка регионов бюджетными кредитами и реструктуризации-списания, это же скрытая денежная эмиссия. А как же ответственность?» Но у нас и так все (особенно промышленники) стонут: «Впрысните в экономику деньги!» Вот вам и деньги — получите и распишитесь. А про ответственность за такую политику можно забыть — нелегкие времена на дворе.

Путь Татарстана

Похоже, в руководстве нашей республики вышеприведенную стратегию раскусили очень давно. Поэтому совершенно спокойно наращивают задолженность региона. Справедливости ради следует отметить, что и в текущем году республика продолжала увеличивать объемы заимствований по линии бюджетных кредитов по статье «бюджетные кредиты, полученные от РФ». В 4 квартале прошлого года произошло увеличение на 5,3 млрд руб., в I квартале 2015 года эти вливания увеличились еще на 3 млрд руб. и составили уже 75,4 млрд руб.

Следует учесть, что из 75,4 млрд руб. задолженности по бюджетным кредитам, львиная часть (66,9 млрд рублей) состоит из кредитов, связанных с проведением Универсиады-2013. Сейчас решением минфина РФ процентную ставку по этим «универсиадным» кредитам снизили с 0,5% до 0,1%, а до этого датой полного погашения определили 2023 год. Снижение ставки позволяет экономить по ежегодным процентным выплатам сумму в 267,6 млн руб.

Увеличение задолженности по бюджетным кредитам вряд ли можно рассматривать как негативный фактор, ведь они берутся на 3 года по ставке 0,1% годовых, что при нынешней инфляции можно расценивать как подарок. Так что смысл и логика в действиях татарстанского минфина имеется. Главное — не подойти к ограничениям, заложенным Бюджетным кодексом РФ (не более 100% от доходов).

В целом же совокупный долг Республики Татарстан по состоянию на 1 мая 2015 года уже составил 104,3 млрд руб. или 57% от запланированных годовых доходов бюджета, что не является критичным уровнем.

Так что этот поезд не останавливается…

Фото: top.rbc.ru, news.mail.ru,rus-ivolga.ru, tatarlar-deutschland.de

Альберт Бикбов
Аналитика

Новости партнеров