Новости раздела

Бухара fashion: влияние Средней Азии на одежду татар

Носили ли татарки хиджаб, и какой одеждой имамы пытались заработать авторитет

Казанский этнограф Дина Гатина-Шафикова в продолжении к публикации о влиянии русской и европейской культуры на татарское платье сегодня рассказывает о восточном «ветре» влияния на национальную одежду. Заметный отпечаток оставила Средняя Азия, откуда татарские модницы черпали идеи для своих нарядов, а привезенный из Бухары чапан должен был свидетельствовать о высоком авторитете муллы. В авторской колонке «Реального времени» исследовательница дает ответы на споры о хиджабе, калфаке и никабе татарок.

Модные тенденции и политическая конъюктура

В наше время динамику культурного взаимодействия (татар с Западом или Востоком) принято оценивать с позиции вестернизации, облекая ее в красивую обертку «джадидизма». Однако по факту изгнание Востока из европейских татар Волго-Уралья (или татарских европейцев) произошло только в Советское время (и то не полностью). Говоря иначе, мужчины-татары, облаченные в европейские костюмы, эмансипированные дамы-татарки в платьях европейского кроя с открытыми лицами и волосами — хорошо раскрученный бренд (говоря современным языком на тему татарского костюма). Подобный образ создан на основании меньшинства, знакомого с буржуазным образом жизни и западной системой ценностей. Нельзя сказать, что это сознательная фальсификация — нет, это попытка скорее «оцивилизовать» материальную и духовную культуру народа путем культивации памяти о прогрессивной татарской интеллигенции, привносящей в массы русско-европейские традиции ношения одежды и нормы повседневной жизни.

Окружающее общество, тенденции, собственные предпочтения, ну и, наконец, мода — вот те опорные точки, которые обуславливают факторы выбора надеваемой человеком одежды. А именно: любая общность вырабатывает определенные стандарты поведения, считающиеся нормой в конкретном социуме. То есть социальные нормы — это общепринятая конвенция правил поведения, соответствие которым отделяет норму от девиации.

А что было основой для правоверного татарина конца XIX — первой трети ХХ века? Это мусульманская парадигма «адаб» (мораль), которая тесно связана с нравственностью («ахляк»). Основой для них является Коран, сунна пророка Мухаммеда, на основании которых богословы создали четкий социальный протокол, строго регламентирующий разные аспекты жизнедеятельности мусульман.

И тут становятся уместными слова А. Франка: «Мусульманин ассоциирует статус мусульманина с мусульманской одеждой, а соответственно тот, кто одет «по-русски», подозревается в отходе от общины и принятии христианства». Таким образом, становится интересен сам факт того, что модные тенденции имеют несколько течений, которые непосредственно связаны как с религиозными воззрениями, так и с политической конъюнктурой.

Авторитет имама через чапан

Торговые отношения татар со Средней Азией, бесспорно, также накладывали свой отпечаток на образ жизни и одеяния. Столь любимые в среде татар так называемые восточные ткани, закупались и использовались для пошива одежды. Наиболее широкое распространение получили среднеазиатские или бухарские ткани (преимущественно шелковые). Бухарские ткани в большинстве случаев были бумажными или полушелковыми, реже шелковыми. Наибольшую популярность получили: эдрес, бикасаб, саранча и бенарес — как раз те, которые наиболее широко были распространены и в Туркестане.

Как было замечено Н.И. Воробьевым, чапан и его татарские варианты — джилян и чикмэн — появились, по рассказам татар, в их быту сравнительно недавно: джилян и чикмень в XVIII веке, а чапан даже в средине XIX века. Одна старая татарка передавала, что в дни ее детства они в щелочку рассматривали проходящего мимо муллу, одетого в привезенный им из Бухары разноцветный чапан, который тогда был совершенно невиданной одеждой.

Чапаны в большинстве случаев носило духовенство и редко богатые татары — для хождения в мечеть и на торжественные обеды (меджелис). Чапан не застегивался и практически никогда не подпоясывался, а надевался он поверх камзола или казакина, то есть использовался как верхняя одежда.

Необходимо помнить, что модные тренды формировали элиты. Элементы восточной одежды, отдельные аксессуары или целые костюмные комплексы должны были подчеркнуть статус владельца. Всякий имам в чапане в первую очередь хотел всем показать, что он был в Бухаре, что его знания и авторитет априори заслуживают уважения.

«Хиджабная» полемика

Говоря о костюме среднестатистической татарки конца XIX века, мы не можем подогнать ее одежду под один определенный стандарт. Необходимо учитывать ряд аспектов:

— возрастная дифференциация (непокрытую голову могла себе позволить лишь незамужняя девочка-подросток);

— этнотерриториальные особенности (как известно, волго-уральские татары делятся на несколько основных групп), хотя многие современные авторы выступают против такого деления, считая, что это ведет к излишнему дроблению нации. Однако в рамках рассмотрения вопросов, касаемых одежды, использование подобного разделения является уместным;

— к тому же нельзя забывать и о социальном факторе (в городской и сельской среде образ жизни был разный, что непосредственно отражалось во всех сферах).

Поднимая столь животрепещущий вопрос, как покрытие головы, многие будут возражать, утверждая, что есть документальные свидетельства в виде фотографий. И будут правы. Действительно, фотографии есть, женщины на них реальны, как и одежда. Однако не учитывается ряд факторов. В связи с дороговизной все они были постановочные, зачастую фотографии были не для широкой публики, а для семейного использования и не предполагались для глаз широкой общественности. К тому же это фотографии городских жителей, а их было не более 10% среди татар. А тот факт, что это фотографии уже ХХ века, зачастую просто не берется в рассмотрение.

Следовательно, сводя женский головной убор к одному лишь калфаку, мы просто сами обедняем всеобщее представление о богатстве традиций татарского костюма. И если девичьи уборы были призваны прикрыть лишь голову, то у замужних — еще и шею, плечи, спину (более подробно о татарском костюме у С.В. Сусловой). То есть появляется деление на нижний (волосник), закрывающий голову, и верхний, который уже прикрывал остальное (платки, прямоугольные, узкие и широкие покрывала). Таким образом, калфак из нижнего головного со временем для нас превращается в единственный убор.

Откуда появились татарки в никабе и чадре?

Другая сторона, которую просто не принято озвучивать вслух, это чадра, никаб у татар. Считается, что просвещенные татарские женщины не закрывали свои тела настолько, чтобы их не видно было полностью. Однако тут нам помощь приходит периодика того периода, где поднималась эта тема. Так, на страницах журнала «Ялт-Юлт» за 1910 год представлена группа женщин, идущих по улице, и видны у них лишь ноги. А обложка того же журнала уже за 1915 год через изображение (показана женщина, разделенная на две части, где с одной стороны европейского кроя платье и шляпка, а вот с другой — чадра) поднимает вопрос о том, что в татарском обществе существует полярно разная одежда. Конечно, нельзя утверждать, что подобная форма покрытия тела характерна для татарских женщин, скорее, это пришло из Средней Азии вместе с учениками, паломниками и имамами.

Зачастую современные девушки, вспоминая о своих корнях, задаются вопросом, а какую же одежду носили наши предки? Смотря на их изыскания, наше среднее поколение им отвечает, что наши бабки так не одевались и не кутались в платки. И тут, к сожалению, возникает проблема преемственности, так как была утеряна связь между поколениями. В настоящее время мы пытаемся конструировать и воссоздавать, зачастую навязывая определенные стандарты.

Таким образом, нельзя говорить об одежде однозначно. Необходимо учитывать, что живя рядом, работая и соприкасаясь с разными народами, татары перенимали и интерпретировали, изменяя по собственному вкусу, но всегда оставались неизменны себе.

Дина Гатина-Шафикова, фото предоставлены автором
Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 года окончила исторический факультет на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы — сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций.

Новости партнеров