Радислав Гандапас: «Тренеру совершенно невозможно отследить результаты своей работы»
Бизнес-тренер о любовных тренингах, отстающем от запада тренинговом рынке России и отсутствии конкуренции
На днях в Казань с бизнес-тренингом «SELFMADEMAN: Самоменеджмент и самомотивация» приезжал один из самых популярных и опытных коучей России Радислав Гандапас. В интервью «Реальному времени» он рассказал о том, каким видит развитие рынка тренинговых услуг в России, почему зарубежным компаниям не интересно на российском рынке и как со временем меняется портрет потребителя тренинговых услуг.
«Рынок тренинговых услуг в России не такой мощный, каким мог бы быть»
— В кризис наблюдается повышенный интерес к тренингам. Какие направления пользуются особой популярностью?
— У меня лично три темы: лидерство, ораторское искусство и саморазвитие. Темы связаны между собой. Самый сложный из навыков, как ни странно — это управлять собой. Люди научились управлять другими людьми, а управлять собой не научились. Тренинг «SELFMADEMAN: Самоменеджмент и самомотивация», который будет у меня в Казани, самый востребованный. Я не могу сказать, что пользуется наибольшим спросом на рынке, существует огромное количество тренеров, ежедневно проходит большое количество тренингов, спрос в разные времена меняется, но у меня сейчас больше половины тренингов — это «SELFMADEMAN: Самоменеджмент и самомотивация». Это говорит о том, что у людей есть серьезная потребность в инструментах, с помощью которых можно было бы управлять собой и своим поведением, достигать более впечатляющих результатов.
— Рынок достаточно обширный, на нем много игроков. Вы ощущаете конкуренцию?
— Конкуренцию я не ощущаю, потому что, вообще, рынок тренинговых услуг в России не такой мощный, каким мог бы быть. Он набирает силу. Относительно стран Европы и США у нас проводится очень мало тренингов, мало тренеров и вообще этот рынок не интересен, например, западным компаниям. На российском рынке всерьез и долго не работает ни одна западная тренинговая компания — он им не интересен, потому что он маленький. Тренинговая компания средней руки в Великобритании — это несколько этажей офисного центра. А у нас крупная тренинговая компания — это четыре комнаты в бизнес-центре класса B. У нас совершенно разные масштабы. У них есть стандартизация продуктов. У нас в компаниях решение проводить тренинги или отправлять ли сотрудников принимает первое лицо, потому что это большое событие для компании. Во многих международных компаниях есть определенный бюджет — он выделяется, и вопрос, какой именно тренинг, в каком объеме, решается на уровне HR-специалистов. У тренинговой компании не покупают один тренинг, у них покупают 160 тренингов, например — годовую программу для определенного круга сотрудников. У нас пока тренинговый рынок делает первые шаги.
Тренинговая компания средней руки в Великобритании — это несколько этажей офисного центра. А у нас крупная тренинговая компания — это четыре комнаты в бизнес-центре класса B. У нас совершенно разные масштабы
Есть впечатление, что тренингов много. Но много относительно чего? Относительно 10 лет назад — да, много. Относительно того, сколько реально нужно рынку — наверно, очень мало.
Поэтому никакой конкуренции на сегодня я не чувствую — я провожу тренингов столько, сколько могу провести физически. Скажу только, что, например, три последние месяца этого года — октябрь, ноябрь и декабрь у меня восемь, восемь и семь тренингов соответственно. Это очень много — предел возможностей. Может быть еще парочка добавится. Сейчас май, а октябрь, ноябрь и декабрь у меня уже заполнены тренингами. Какая конкуренция?
— Каким вы видите развитие рынка?
— Сегодня он развивается очень медленными темпами. Я работаю на рынке последние 20 лет— за это время динамика почти незаметна. Он растет, меняются темы, но каких-то серьезных движений я не замечаю. Еще и с уходом с российского рынка западных компаний, которые создавали этот рынок и поддерживали эту культуру, вообще некоторые задались вопросом стоит ли им продолжать развиваться в этой профессии. Здесь выживание — очень непростая задача.
— То есть, тренинговые услуги на российском рынке пользовались спросом во многом благодаря зарубежным компаниям?
— История бизнес-тренинга в западом мире насчитывает столетия. С тех пор, как были изобретены современные способы производства, когда индустриализация вошла в экономику европейских стран, — проблема быстрого обучения персонала без отрыва от производства стала очень актуальной. И тогда появились формы обучения, которые проводились за несколько часов или за несколько дней — эти технологии были внедрены тогда. У нас первые тренинги стали проводиться в 90-е годы, и их история в принципе очень короткая. У западных компаний не стоит вопроса, проводить тренинг или нет, у них стоит вопрос, какой тренинг проводить, по какой теме.
Трудно оценить эффективность работы тренера. Единственный косвенный признак, по которому я понимаю, что иду верной дорогой или во всяком случае близко к ней, — это письма, которые я получаю каждый день
«Я нашел вторую половинку, когда уже был взрослым мальчиком»
— Вы много сотрудничаете и с бизнесменами и с крупными компаниями. Можете назвать имена, кому помогли ваши тренинги?
— Одна из неприятных сторон моей профессии заключается в том, что тренеру совершенно невозможно отследить результаты своей работы. Много ведется дискуссий на нашем рынке о том, каким образом вычислить, был ли результат тренинга. По сути результат тренинга — это изменение в поведении человека, это очень трудно оценить. Тренинг прошли 100 человек, 30 ничего не сделали, 60 сделали половину того, что им предлагалось, 10 человек сделали все, что предлагалось, добавили от себя и достигли феноменальных результатов. Тренера наградить или казнить, потому что 30 человек вообще не показали результатов? Трудно оценить эффективность работы тренера. Единственный косвенный признак, по которому я понимаю, что иду верной дорогой или во всяком случае близко к ней, — это письма, которые я получаю каждый день. Я только что прочитал письмо от участницы тренинга, который прошел три дня назад. Она писала не только о своих впечатлениях, но и о результатах. Тренер не ориентирован на впечатления, он должен ориентироваться на то, что изменилось в жизни, поведении и карьере человека.
— Помимо бизнес-тренингов большой популярностью пользуется другое направление — например, помощь в поиске второй половинки. Как вы относитесь к подобным тренингам?
— Во-первых, тема актуальная. Скажу сразу, я нашел вторую половинку, когда уже был взрослым мальчиком — мне было около 40 лет, что не помешало нам родить четверых детей за короткое время. Но, тем не менее, я знаю много людей, кто работает, строит карьеру и в личной жизни несчастлив, потому что не встретил вторую половинку.
Но тут нужно различать. Словом «тренинг» называются очень разные вещи, как и словом «лечение». Когда мы говорим о медицине, мы различаем основанную на научных методах технологичную современную медицину и знахарство. Оно тоже дает результаты. Есть люди, которые пользуются услугами знахарей, но не пользуются, допустим, услугами хирургов, медиков и иногда получают хорошие результаты. Но мы должны все-таки не смешивать медицину и народную медицину. Там удалось это разделить — есть врачи и есть целители. В тренинге такого разделения нет. Есть бизнес-тренеры, которые работают на основе технологически проверенных научных знаниях и инструментах. Многие из них являются носителями ученых степеней, имеют богатый опыт работы и собственный бизнес. А есть люди, которые тоже проводят тренинги, но под их видом довольно часто там происходят странные мероприятия. Они не направлены на развитие людей, там люди проводят время, изливая душу и плачут друг у друга на плече. При этом не достигается никакого психотерапевтического эффекта, а иногда вообще под видом тренингов проходят чуть ли не религиозные богослужения. Это тоже называется тренингом. Мне бы очень хотелось, чтобы не было этого смешения.
Тренинг — это специальная технология, там есть определенные этические и профессиональные правила, есть определенные ограничения. Если человек им не следует — это не тренинг
Я был однажды на программе «Первого канала», меня позвали как представителя тренингового сообщества, сказали, что речь пойдет о развитии тренингов в России. На самом деле говорили о всяких мошенниках, которые под видом тренингов вымогают у людей деньги, квартиры. Мне приходилось за них отвечать. Я говорил им: ребята — это не тренинги. У слова «тренинги» хорошая репутация и под видом тренинга людей приглашают на мероприятие и проводят что угодно.
Поэтому если что-то называется тренингом — это не означает, что это он и есть. Тренинг — это специальная технология, там есть определенные этические и профессиональные правила, есть определенные ограничения. Если человек им не следует — это не тренинг.
Как найти вторую половинку — при чем здесь тренинг? Тренинг — это обучающее и развивающее мероприятие. С другой стороны, не могу отвечать за коллег. Вдруг кто-то из них проводит прекрасный тренинг, и люди после него в течение короткого времени находят себе пару и строят прекрасную счастливую семью. Если это тренинг, то он имеет право на существование.
«Многие жалуются, что близкие люди тормозят их в развитии»
Как люди реагируют на ваши тренинги? Какие-то необычные вопросы задают?
— У нас не так много времени на вопросы — я это время очень берегу и должен с сожалением признать, что те 5-7 минут, которые я отвечаю на вопрос из зала, — не самое продуктивное время в тренинге. По сути, тот материал, который я даю, интереснее, чем ответы на вопросы.
Очень часто спрашивают, как быть с детьми, как помочь ребенку, как из него вырастить лидера. Бывает спрашивают, как расшевелить мужа. Вот я хочу развиваться, у меня амбициозные цели, а муж говорит: успокойся, не боги горшки обжигают, давай довольствоваться малым и так далее. Многие жалуются, что близкие люди тормозят их в развитии, и спрашивают, как с ними быть.
Бывает, что люди знают имя, но не знают темы, не вчитываются в программу — они не приходят с запросом «помогите мне измениться в таком и таком аспекте». Они приходят на событие, на ивент
— Вы давно работаете на рынке, портрет вашей аудитории со временем меняется?
— Меняется. Сегодня у меня в зале преимущественно люди бизнеса — руководители. Не исключаю, что какая-то часть участников приходит посмотреть на меня, как на звезду — приехал Киркоров в город, нельзя не сходить. Я мало знаю его репертуар, но когда он еще к нам приедет — надо сходить. Радислав Гандапас тоже известное имя — он приезжает раз в год, а что за тема — там разберемся. Бывает, что люди знают имя, но не знают темы, не вчитываются в программу, они не приходят с запросом «помогите мне измениться в таком и таком аспекте». Они приходят на событие, на ивент. Они, безусловно, работают на ивенте, получают результат, но их мотивация — поучаствовать в чем-то значительном, известном.
Бывает, что люди на тренингах начинают дружить, потом вместе ходят в бассейн, бегают марафоны или занимаются гольфом. Есть даже случаи браков. Мне доподлинно известно о пятислучаях, когда люди познакомились на тренинге и в итоге поженились. Сейчас я тоже могу сказать, что у меня есть тренинги, как найти свою половинку (смеется). Ну и, в конце концов, мою жену я тоже впервые увидел на своем тренинге.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.