28 августа в 11:00 на вопросы читателей интернет-газеты «Реальное время» ответит Владимир Владимирович Бобылев — главный редактор журнала «Нефть и капитал».
Вопросы к обсуждению:
• Природный газ на мировом и российском рынках: процессы, тенденции, причины?
• Логистика газа: какие задачи нам предстоит решить?
• Нефть: что происходит на глобальных рынках?
• Цены на моторное топливо: чего ждать автовладельцам?
• Как выглядит розничный топливный рынок Татарстана? — экспертная оценка.
— Процессы с природным газом: цены на него тоже поползли вверх. Что происходит? В Европе газ тоже дорожает?
— На внутреннем российском рынке цены регулируемые, поэтому здесь сильных скачков пока не ожидается. Тем не менее, на внутреннем рынке тарифы растут — может быть, это не так ощутимо визуально, потому что не обсуждается каждый день. Безусловно, цены на газ в России значительно дешевле, чем в Европе: там 400 долларов за тысячу кубометров, у нас меньше.
Европа пытается поменять российский газ на американский. Два пути: либо уменьшать закупку в России и увеличивать СПГ из Америки, либо ограничивать потребление газа. Прежде всего, за счет уменьшения производства энергии из газа. Но это критически необходимо для развития промышленности. Поэтому мы наблюдаем, что европейская промышленность стагнирует, предприятия закрываются. Начался этот процесс не с 2022 года, а примерно с 2019 — 2020-х, с ковидных времен. Падение европейской промышленности довольно серьезные. Фольксваген и Мерседес начали закрывать предприятия в Германии и переводить в те юрисдикции, где газ дешевле. Азия или США.
Европа сейчас запасает газ, чтобы пережить зиму — и это меньше, чем объем, который она закупала раньше. Населению тоже придется пострадать, потому что рост стоимости газа неизбежно сказывается и на стоимости энергии и отопления. Правительствам приходится субсидировать растущие цены.
— В Китае сейчас ожидается полуторакратное увеличение потребления газа. Возникает вопрос логистики: готовы ли к такому росту наши производители? Или придется увеличивать и строить новые газопроводы?
— Китай — одна из самых растущих экономик. Из-за промышленного роста там растет потребление газа как наиболее распространенного источника производства энергии. Китай всегда демонстрировал большую осторожность, заботу о собственной безопасности и обязательной диверсификации своей зависимости. Из того объема газа, который они потребляют, примерно половину производят сами. Более того, стараются увеличивать это производство, чтобы меньше зависеть от внешних источников и от логистики поставок.
Но тем не менее, половину потребляемого газа Китай импортирует. Одним из крупнейших поставщиков его является Россия. Во-первых, мы достаточно близки не только по политическим взглядам, но и с точки зрения границ. Поэтому из России в Китай идет несколько газопроводов — «Сила Сибири» проводит 38 млрд кубометров в год. В ближайшее время еще 10 млрд кубов отправится по Дальневосточному маршруту. А дальше надо будет строить новые трубопроводы.
Трубопровод — наиболее дешевый с точки зрения логистики вариант. Для покупателя это будет дешевле. СПГ-поставки дороже, там больше технологических сложностей. Для Китая, естественно трубопроводные поставки дешевле. Но диверсификация источников поставок тоже нужна. Китай долго принимает решение по строительству «Силы Сибири 2». Переговоры идут уже который год, и конца им не видно. Когда будет запущен этот газопровод, пока непонятно. Он предусматривает поставку 50 млрд кубометров в год, но Китай пока не торопится. Он хочет получать газ не только из России и не только по трубе.
На первое полугодие 2025 года объемы поставок по трубе и закупок Китая СПГ практически сравнялись. СПГ они получают из Австралии и из Катара. Они не торопятся, торгуются и по объемам, и по цене. Поэтому нам в случае с Китаем действительно надо развивать отношения дальше, пытаться продавать ему свой газ и в дальнейшей перспективе, и предлагать различные варианты — и трубные поставки, и судами.
Первый российский танкер с СПГ вот как раз пришвартовался в Китае по Северному морскому пути.
— СПГ-танкер выходит из пункта А и стоит в пункте Б, ожидая разгрузки, в связи с санкциями. Принимающая сторона не торопится. Загрузили, доставили, танкер ждет и не может отправиться в следующий рейс — это двойные потери. Есть ли какие-то другие пути решения проблемы?
— В случае с газом технологически очень сложно использовать теневые пути. Перегружать газ так, как это делается с нефтью с использованием теневого флота, сложно — тут перегружаться борт в борт не получится. В случае с газовозами так не получится. Он должен разгрузиться в терминале по сжижению газа, дальше пройти к терминалу по разжижению в какой-то стране. Прятаться так от западных контролеров сложнее.
Напомню, Арктик-Спг-2 целый год не мог отправлять партии газа, потому что не было возможности привлечь газовозы-танкеры. Строить их мы уже не можем — раньше их строили на китайских и южнокорейских верфях, но из-за санкций этой возможности мы лишились. Строить самостоятельно пока тоже не можем, все попытки утыкаются в отсутствие необходимых технологий. «Газовый завод» внутри судна вызывает сложности, тут с импортозамещением не очень сложилось. Новатэк разработал собственную технологию сжижения, но там тоже есть сложности.
Получается, что зарубежные газовозы нельзя закупать из-за санкций, а собственные производить не можем. В итоге получилось, что Китай принял подсанкционный газ на подсанкционном танкере, и мы будем смотреть, как они будут выкручиваться.
— Стоимость нефти сейчас растет. Каковы основные драйверы этих процессов?
— Как мы сейчас видим, нефть колеблется в диапазоне 65 — 67 долларов, периодически отчаянно штурмует 70, но продолжает пребывать на этом уровне. На рынке сложился баланс спроса и предложения. С одной стороны, ОПЕК увеличил объемы поставок на внешние рынки, вернувшись к периоду до сокращений. С другой, есть факторы, позволяющие нефти расти — в частности, этим летом это была ирано-израильская война. Негативным образом на нефть влияет замедление экономики Китая, одного из крупнейших потребителей энергоресурсов. Поэтому на это внимательно смотрят трейдеры на всех мировых площадках.
Сейчас цены несколько поддерживает в слабодинамичном росте ситуация с Индией. Она драматическая, и все ждут завершения этого нефтяного детектива. Индия — крупнейший покупатель российской нефти, 40% в структуре экспорта занимает. США со вчерашнего дня официально запустили процесс повышения торговых пошлин для Индии как покупателя российской нефти. Они обвиняют Индию в том, что она закупает российскую нефть, поддерживая таким образом войну. Поэтому нате вам, индийцы, дополнительные пошлины. Те говорят, что в закупке российской нефти нет никакой политики — это просто выгодно. Большие объемы с хорошей скидкой и удобной логистикой. Но на новых пошлинах, которые вводят американцы против индийских товаров, они потеряют 37 млрд долларов. Но это сопоставимо с выгодами для покупки российской нефти. При этом нефть для Индии критически важна, она абсолютно импортозависима в этом от внешних поставок. Вся эта ситуация тоже влияет на цены. Потому что любые ограничения на российскую нефть ведут к росту цен. Ведь Россия один из крупнейших игроков на нефтяном рынке мира. Гипотетическая ситуация, когда российскую нефть исключают из мирового нефтяного рынка, может привести к ситуации, когда нефть будет стоить 200 долларов за баррель.
Кстати, мы поставляем нефть и в Латинскую Америку, и в Европу (по нефтепроводу «Дружба» в Венгрию и Словакию).
— Те же США обещали повысить активность на мировом рынке нефти. Но добыча сланцевой нефти в США пошла на спад. Почему это происходит и как это влияет на глобальный рынок?
— США крупный игрок, и любые сигналы на падение добычи там не может не влиять на цены на мировых рынках. Объем снижается — цена движется вверх. Период сланцевого бума находится на стадии завершения, его пик уже пройден. Во-первых, это непростая технология, нефть эта трудноизвлекаемая. Для этого надо проводить гидроразрыв пласта — закачивать в нефтяные пласты большое количество жидкости, чтобы повышать давление и выдавливать нефть из пласта. Технология это дорогая, требующая сложных реагентов и установок, плюс большого количества воды. На крупных сланцевых месторождениях приходится забирать всю воду из водоемов. Плюс выходит это все в смеси с водой и буровым раствором, нефти там только 7%. Поскольку технология дорогая, она эффективна при том, когда нефть дороже 70 долларов за баррель.
Поэтому в США сегодня происходят слияния и поглощения малых нефтяных компаний. Основной прирост добычи в США дает так называемый пермский бассейн. А что касается добычи на остальных месторождениях — там падение. Что касается перми, то тут ситуация конечна — до какого-то периода рост продолжится, а потом снова начнется падение. Долгое время нефти стоимостью 50 — 60 долларов приведет к тому, что добывать пермь тоже станет невыгодно.
Пока Джо Байден боролся с нефтяниками во имя зеленой повестки, нефтяные компании сказали: «ОК, мы не будем вкладываться в добычу, а распределим деньги среди акционеров». В итоге сейчас, когда надо наращивать добычу, акционеры уже привыкли к тому, что деньги не инвестируются, а делятся между ними. Добыча в США начнет снижаться, что скорее всего, приведет к росту цен.
А если говорить глобально, то все крупные нефтяные компании говорят, что пик спроса на нефть еще не наступил. В перспективе стоит ожидать повышения спроса на нефть. Возобновляемые источники энергии еще не дают нужной стабильности, и поэтому с нефтью придется считаться. Но если нефтяные компании начнут снижать инвестиции в пользу зеленой повестки, переизбыток нефти на фоне пониженного спроса кончится. И начнется обратная ситуация.
— Кстати, о росте цен на нефтяное топливо. На АЗС мы видим рост цен, причем болезненный. Эксперты сходятся в том, что с биржевыми колебаниями конечная стоимость бензина или ДТ не так уж и связана. Но скачки имеют место, и цены на бензин растут. Чего ждать дальше?
— Ждать осени. Это тот самый случай, когда естественное падение спроса на бензин, которое обычно начинается в конце сентября, должно снизить накал ситуации в традиционном климатическом режиме.
Есть теория черных лебедей — когда сразу несколько негативных факторов сходятся в одной точке. Что-то такое происходит и у нас сейчас. К примеру, внеплановые ремонты НПЗ — каждый день мы видим сообщения об очередных ударах по НПЗ, что снижает их возможности по выработке высокооктанового топлива. Плюс к тому, многие компании, которые реализуют запасы, снизили в этом году свою емкость. Потеря 10% переработки топлива привела к такой ситуации.
Плюс, налоговую нагрузку с нефтяных компаний и с независимых АЗС никто не отменял. В структуре стоимости топлива порядка 60% занимают налоги. Именно эта ключевая составляющая и приводит к высоким ценам на АЗС. Выключи из этой цены 60% — и цена станет приемлемой. Но это невозможно, мы должны считаться с тем, что нефтегазовая отрасль один из основных источников средств в бюджете.
Тонна 95-го бензина стоила в какой-то момент 80 тысяч рублей — это очередной рекорд на бирже. Дальше бензин едет на АЗС, и через месяц мы видим, как эти высокие биржевые цены начинают сказываться на ценниках на АЗС. Что с этим делать — вопрос сложный. Правительство принимает все возможные меры. Буквально вчера сообщили о том, что продлен запрет экспорта бензина на сентябрь для производителей топлива и на октябрь — для непроизводителей (трейдеров, потребителей и т.д.) Трейдеры — профессиональные биржевые покупатели топлива, они берут в банках кредиты на закупку, поставляют топливо конечным потребителям, гасят кредиты и работают дальше. Поэтому нельзя забывать и высокую ставку ЦБ.
Правительство продлило запрет на экспорт, ФАС расследует несколько дел за манипуляции ценами на топливо. Будут повышены регулируемые объемы продаж топлива и на бирже — обязательные квоты для нефтяных компаний, которые должны обязательно быть проданы на бирже. Весь этот комплекс мер несколько охладит ситуацию. Но ремонт НПЗ тоже вносит свой вклад (в том числе и плановый — к примеру, в сентябре на плановый ремонт встанут еще несколько заводов).
Что же касается ближайшей ситуации, думаю, еще сколько-то она продлится. В сентябре цены на бирже будут падать, но в сентябре на АЗС приедет тот бензин, который продается сейчас на бирже. Так что высокие цены продлятся до октября.
— Увеличение объемов, обязательных к реализации на бирже, к чему должно привести? К тому же дано поручение до 10 сентября проработать изменение формул демпферного механизма. К чему это приведет?
— Демпфер — механизм, который позволяет заинтересовать нефтяные компании продавать бензин на внутреннем рынке. Ведь есть простой прикладной пример: если какой-то бизнес будет реализовывать что-то ниже себестоимости, то к нему придет налоговая и спросит, что происходит. А если серьезно, любой бизнес должен приносить прибыль, ведь налоги нефтяное производство должны тоже платить. Поэтому приходится соблюдать баланс интересов государства и бизнеса. Экспортная альтернатива — это если на внутреннем рынке бензин дешевле, а на внешних дороже, то не нужно разбираться в логике, чтобы понять, куда поедет бензин. Но если он поедет на внешние рынки, то это пахнет дефицитом. И чтобы компенсировать эти потери, был введен демпферный механизм. Если на внешнем рынке бензин стоит дороже, то нефтяным компаниям государство возвращает часть возможной утерянной прибыли при продажи на внутреннем рынке. Это позволяет компенсировать затраты на нефтепереработку, поддерживает производство и продажу на внутреннем рынке в маржинальном состоянии.
Сейчас рассматривается вариант изменения демпферного механизма — там есть цена отсечения. Если на бирже цена на 10% превышает установленный индикатив, то компенсация не выплачивается. И теперь индикатив будет повышаться, что позволит компаниям получать демпфер, продолжать вкладываться в переработку, производство топливо и в ремонт НПЗ. Весь этот комплекс мер — изменение параметров демпфера, продление запрета, увеличение объемов нормативов продаж на бирже должны насытить рынок, облегчить ситуацию, тем более, что потерпеть осталось до конца сентября.
Спойлер: ожидать, что ценники на АЗС резко упадут, не стоит.
— Насколько простой автовладелец может рассчитывать на то, что ценники будут снижены?
— Небольшая динамика, скорее всего, будет. Но не сейчас, а через месяц. Плюс, имеет смысл говорить о стабилизации, а не о резком снижении цен.
— Связано ли это с тем, что розница вынуждена компенсировать разницу между биржевой закупкой и тем, почем продается бензин? Будут ли они «возвращать свое»?
— Независимая розница сейчас, по факту, продает бензин себе в минус. К примеру, в сегменте вертикально интегрированной компании есть продажа на АЗС, более того, в структуре этого бизнеса львиная доля доходов — продажа нефти за рубеж. А реализация на внутреннем рынке — существенная, но не основная статья доходов для нее. Поэтому нефтяные компании могут позволить себе компенсировать потери на продаже топлива на внутреннем рынке. Они смогут их пережить.
А независимым АЗС компенсировать эти потери нечем. У них есть только АЗС, и это все, с чего они зарабатывают. Поэтому сейчас независимые АЗС при реализации топлива по той же цене, что и крупные компании, теряют до полутора рублей на одном литре. Для них это плохо, потому что они несут прямые потери. Некоторые АЗС говорят, что если ситуация продлится и далее, они вынуждены будут закрыться. Именно поэтому на некоторых независимых АЗС цена топлива на 3 — 5 рублей выше, чем на заправках крупных нефтяных компаний.
— Можете ли вы дать экспертную оценку того, как татарстанская топливная розница выглядит на фоне ПФО?
— Неплохо. По сравнению с Нижним Новгородом, розничные цены в Татарстане ниже. Наверное, это связано с тем, что в РТ есть собственные перерабатывающие мощности, которые позволяют насыщать регион топливом. Нижегородские НПЗ подвергались атакам дронов, там долгое восстановление. В РТ все более благополучно, ценники на АЗС у вас ниже, чем в ряде других регионов ПФО. За счет эффективности управления, контроля за ситуацией, собственных НПЗ, менее подверженных внезапной необходимости внеплановых ремонтов. Тут ситуация лучше, чем в других регионах.
Реклама. ООО «ТАИФ-НК АЗС»
«Реальное время» ― интернет-газета деловых новостей и отраслевой аналитики, актуальной информации о развитии экономики и технологий в Татарстане, России и мире.
Ежедневно редакция «Реального времени» готовит материалы и интервью с лидерами различных отраслей и рынков на самые актуальные темы.
Благодаря работе аналитического отдела газета публикует собственные рейтинги, рэнкинги, индексы, а также подробные аналитические исследования, формирующие максимально полную картину рынка для читателя.