Новости раздела

Татарстанскому исламу добавят «Голоса» во всемирной паутине

Как стало известно «Реальному времени», агентство «Татмедиа» объявило аукцион на оказание услуг по «интернет-радиовещанию, посвященному пропаганде традиционных исламских ценностей». С 18 мая по 6 июня идет прием заявок. Максимальная цена контракта составляет 3,3 млн рублей. Судя по всему, речь идет о поддержке уже запущенного в сентябре 2013 года интернет-проекта ДУМ РТ — вещающего во Всемирной сети радио «Голос Ислама «Азан».

3 года стажа в сфере антиэкстремистской пропаганды

Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» объявило аукцион на оказание услуг по «интернет-радиовещанию, посвященному пропаганде традиционных исламских ценностей». Как выяснило «Реальное время», исполнителю выдвигаются довольно серьезные требования — это организация 16-часового ежедневного вещания при условии 50% собственного контента. Не менее жесткие требования и к аудитории — сайт, на котором вещает интернет-радио, должно посещать до 40 тысяч человек в день, количество слушателей должно достигать 1 000 человек. Кроме этого, у исполнителя должен быть архив аудиоматериалов религиозного содержания объемом не менее 200 часов и минимум 3 года стажа в сфере антиэкстремистской пропаганды. За эти услуги госзаказчик готов заплатить максимум 3,3 млн рублей.

Судя по всему, речь идет о поддержке уже запущенного в сентябре 2013 года интернет-проекта ДУМ РТ — вещающего во Всемирной сети радио «Голос ислама «Азан». Анонсируя его запуск, татарстанский муфтият сообщал, что в эфире радио будет звучать Коран, нашиды (религиозная музыка) и проповеди известных богословов, а также планируется выпуск передач по фикху, акыде, сире (жизнь Пророка), тафсиру (толкование Корана), хадису (изречения Пророка), ахляку (нравственность) и другим религиозным дисциплинам.

Никто кроме нас

В базе сайта госзакупок можно обнаружить, что в 2013 году агентство «Татмедиа» провело два тендера — «На право заключения государственного контракта по организации интернет-вещания канала, специализирующегося на пропаганде традиционных исламских ценностей мусульман России и Татарстана» и «Организация, промопродвижение, наполнение и развитие интернет-вещания канала, специализирующегося на пропаганде традиционных исламских ценностей мусульман России и Татарстана». Каждый лот был на 3 512 000,00 рублей. В этом конкурсе выиграло ООО ИД «Хузур» (учредитель ДУМ РТ), которое и запустило интернет-радио «Азан».

Через год все тот же издательский дом выиграет лот на «Организацию интернет-вещания канала, специализирующегося на пропаганде традиционных исламских ценностей мусульман России и Татарстана, для государственных нужд Республики Татарстан на 2014 год» стоимостью 4 450 000 рублей. Как рассказал «Реальному времени» руководитель медиапроектов издательского дома «Хузур» Алмаз Миргаязов, в республике найдется не много организаций, которые смогут выдержать столь жесткие требования и составить конкуренцию «Азану»:

— С уверенностью на 80-90% могу сказать, что кроме нас в Казани осилить такой объем никто не сможет.

Фарит Шагиахметов, генеральный директор АО «Татмедиа», говорит, что есть орган исполнительной власти, который от имени руководства республики определяет некий медийный ресурс, который должен раскрывать определенную тематику. «Есть процедуры, которые определены в 44-м ФЗ, то есть делается техническое задание, формируется формат конкурсной заявки, собираются коммерческие предложения и объявляется конкурс. То есть здесь каких-то других путей нет. Кто выигрывает в данном конкурсе, определяется решением конкурсной комиссии, которая также работает в рамках закона», — говорит он.

Две «медиаимперии»

Правда, в 2014 году вызов ИД «Хузур» попытался бросить другой заметный игрок исламского медийного поля — ООО «Зур Казан» (к организации относится типография, несколько газет, были попытки создания интернет-портала «Ислам-инфо»). Последнего контролирует настоятель казанской мечети «Ярдэм» и одновременно заммуфтия Татарстана Илдар хазрат Баязитов. Однако «Зур Казан» проиграл со значительным отрывом.

Контракт заключался с организацией, получившей наибольший рейтинг, в котором 40% оценки напрямую зависело от количества исламского интернет-вещания в 2013 году. Таким образом, ИД «Хузур» получил итоговый балл 100, а «Зур Казан» — всего 59, даже несмотря на более выгодное (на 10 тысяч рублей) предложение. На момент проведения конкурса радио «Азан» уже имело на своем счету более 2 тысяч часов исламского вещания.

Настоятель казанской мечети «Ярдэм» и одновременно заместитель муфтия Татарстана Илдар хазрат Баязитов контролирует ООО «Зур Казан». К организации относится типография, несколько газет, были попытки создания интернет-портала «Ислам-инфо».


«Мы ни с кем не боремся, иногда и не интересуемся, кто с нами вместе заявляется, потому что работы полно. Если кто-то более достойный найдется, мы противиться не будем, радио будет работать в любом случае», — рассказал Миргаязов. Дозвониться до Ильдара Баязитова не удалось, так как он оказался в командировке за пределами Казани.

Денег хватит на 500 часов

Как рассказал «Реальному времени» Алмаз Миргаязов, в случае победы 3,3 миллиона рублей хватит примерно на 400-500 часов собственных программ. В штате радио всего четыре человека: два редактора, инженер и звукорежиссер. Значительным подспорьем в аудитории выступает посещаемый сайт «Ислам Today», на котором размещается плеер «Азана» (сайт также принадлежит ИД «Хузур»).

Уменьшение финансирования не вызывает опасений, хотя радио фактически и работает на этот грант: «Эти деньги (прошлогодние) уже кончились, уже конец мая, мы работаем в том же режиме. Будут деньги, будет финансирование — будут новые проекты, для этого нужны грантовые деньги». При этом команда не теряет надежды выйти на «воздух».

«Если выходить на FM-диапазоны, на наземное вещание, там нужны другие деньги. Но мы надежды не теряем, что когда-нибудь получим такую возможность. Для интернет-вещания, подготовки 400-500 часов собственных программ этих денег хватает», — поясняет он.

Тем временем издательский дом не останавливается на достигнутом и уже запустил собственное интернет-телевидение «ХузурТВ». «Тоже на общественных началах, без госфинансирования, на свои деньги его ведем», — говорит руководитель медиапроектов издательского дома.

«Нет свободных FM-частот»

Фарит Шагиахметов, генеральный директор АО «Татмедиа», в беседе с корреспондентом «Реального времени» пояснил, почему создается проект именно в Интернете, а не на FM-частоте.

— Новую радиочастоту в республике получить фактически невозможно, ее можно только купить. Есть другой вариант — найти специализированную радиостанцию и арендовать время на ней. Но здесь все зависит от охвата, на который рассчитан контент. Если на мировую аудиторию, то интернет-радио можно послушать в любой точке мира. Я считаю, что этот проект необходим приверженцам ислама, поскольку далеко не во всех регионах есть соответствующая радиочастота. Создание исламского телевидения находится в зачаточном состоянии и требует больших средств, а интернет-ресурс менее затратен. Но необходимость в этом есть, — считает Шагиахметов.

Фарит Шагиахметов: «Я считаю, что этот проект необходим приверженцам ислама, поскольку далеко не во всех регионах есть соответствующая радиочастота»

Прокомментировал глава АО «Татмедиа» и сокращение госфинансирования на исламский медиапроект.

По его словам, никто не говорит, что конкурс должен 100-процентно финансировать проект. «Проект должен иметь и свой источник дохода. Поэтому данный конкурс покрывает основные затраты, но о полном финансировании нигде не прописано. Например, госзаказ для нашего холдинга составляет 23% от нашей выручки. Поэтому снижение уровня финансирования делается для того, чтобы проект раскрутился и мог существовать самостоятельно», — отмечает он.

Годовой бюджет эфирной радиостанции — 2-3 миллиона рублей

Эксперты-радийщики оценили проект исламского интернет-радио для «Реального времени».

Вячеслав Долгополов — генеральный директор ООО «Информационные системы» («БИМ-радио»):

— Если хочешь, чтобы тебя слушали миллионы, нужно вкладывать миллиарды рублей. Попробуйте выложить видео в YouTube, сколько человек его будет смотреть? Когда есть платформа, и там не так много СМИ, то качество каждого СМИ выше. Как вариант, может, надо было перепрофилировать какую-то государственную медиастанцию. Стоить проект может по-разному: можно набрать студентов, волонтеров, можно вообще без людей обойтись.

Марат Бикмуллин — председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:

— Будет ли этот проект успешным, зависит от того, кто будет редактировать радио. Интернет-радио — эффективный способ обращения, если он ориентирован на мировую аудиторию, так как в мире очень много татар. Если аудитория данного проекта предусматривает вещание только на территории Казани, то нет.

Что касается бюджета проекта и его финансирования, то, на мой взгляд, интернет-радио можно и бесплатно содержать, на волонтерских началах, так как оно не требует каких-либо серьезных затрат. Большинство интернет-радиостанций так и существуют. Они никем не финансируются — на общественных началах.

Что касается годового бюджета эфирной радиостанции, то сейчас он составляет порядка 2-3 млн рублей.

Борис Мазин — директор казанского филиала ВКПМ:

— Интернет-радио, которое вещает только в Интернете, нуждается в продвижении, так же как и обычные эфирные станции. Интернет-радио сложно монетизировать. В начале 2000-х я попробовал создать свое — у меня получилось, проект какое-то время поработал, но стало понятно, что раскрутить на большую аудиторию и монетизировать это невозможно. Плюс интернет-радиовещания — доступность продукта практически в любой точке земного шара. И это, пожалуй, единственный плюс. Минус интернет-радиовещания — непонятно, насколько проект востребован и кто именно будет его слушать. Иными словами, определение целевой аудитории. Второй минус — это затруднения с доставкой сигнала этой аудитории (каждый слушатель должен обладать гаджетом, принимающим Интернет, и знать о существовании этой станции), и третий — это сложность оценки получившегося результата. Только не надо говорить про счетчики. Накрутки счетчиков в Интернете — обычная реальность. Убедить клиента, что станцию слушают, — это очень большая проблема.

Но если речь идет о духовном воспитании, то проект, безусловно, необходим. Пусть он, возможно, и не будет так востребован, как современное коммерческое радио.

Фото: Максим Платонов, evraziafm.ru, sntat.ru, inkazan.ru, из группы радио «Азан» в соцсетях

Александр Третьяков, Гузель Шамилова

Новости партнеров