«Казалось бы, абсолютно благородные идеи Хирурга включить звезду в герб. И все-таки нет!»
Колонка геральдиста Григория Бушканца о том, нужны ли России дополнения в государственных символах
Время от времени те или иные известные лица в стране предлагают внести изменения в символы России — флаг, гимн, герб. Так, 5 лет назад верховный муфтий Талгат Таджуддин предложил добавить в российский герб полумесяц. Байкер Хирург пошел еще дальше и пожелал внести пятиконечную звезду в золотом обрамлении. Член Геральдического совета при президенте Татарстана, наш колумнист Григорий Бушканец отреагировал на такую инициативу «ночного волка». В своей авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», он вспоминает, какие требования к гербу и флагу существовали в Российской империи, и открывает секрет, что нужно поправить в татарстанских символах.
«Хирургическое» вмешательство
Практически ни один новостной сайт интернета последних дней не смог проигнорировать информацию о том, что лидер клуба байкеров «Ночные волки» Александр Залдостанов по прозвищу Хирург предложил президенту России Владимиру Путину внести изменения в герб страны.
По мнению Александра Залдостанова, двуглавого орла следует дополнить советскими символами — звездой Победы, колосьями и лучами солнца. Согласно замыслу байкера, это должно закрепить преемственность между Российской Федерацией, советской и императорской Россией.
«Нынешний герб — двуглавый орел — это преемственность от Российской империи. Но мы должны также показать, что родом из СССР — из гагаринского броска в космос, первого спутника, могучей Советской армии и, конечно, титанической, священной победы в Великой Отечественной войне», — цитирует Залдостанова RT.
Обновленный российский герб, в соответствии с проектом Хирурга, должен выглядеть так: в верхней части герба — красная пятиконечная звезда Победы, обрамленная золотой каймой. Двуглавый орел видится автору проекта в лучах золотого солнца и в обрамлении колосьев.
Казалось бы, абсолютно благородные идеи достаточно широко известного человека, прекрасные и хорошо знакомые дополнительные символы. Почему бы нет?! И все-таки нет!
«Герб — это не просто рисунок»
Давайте вспомним, что герб — это не просто рисунок, отражающий те или иные особенности армигера, т. е. его владельца, будь то частное лицо, город или государство. В соответствии с общепринятым каноническим определением, герб — это символическое изображение, размещенное на геральдическом щите, выполненное по определенным правилам и утвержденное верховной властью. И ни слова о том, что он должен содержать какие-то символы, отражающие историю территории или биографию человека, род занятий, географическое положение, особенности флоры и фауны, полезные ископаемые, и т. д., и т. п.
Да, конечно, и в начале XVIII века первый российский «товарищ герольдмейстер» граф Франц Санти, получив задание разработать несколько десятков гербов для их размещения на знаменах полков, дислоцированных по различным городам, в первую очередь разослал по соответствующим губернским канцеляриям список вопросов, ответы на которые могли быть использованы при составлении городских гербов, в частности:
а) «сколь давно и от какого случая или причины и от кого те городы построены, каменные или деревянные или земляные и от каких причин какими имянами названы которых языков и в тех языках те речения не знаменуют ли какого собства»;
б) «и каждого из тех мест каких родов скоты, звери и птицы всем имена, а особливо где есть род какой партикулярной»;
в) «и самые те места гористыя или равныя болотныя ли или сухия степныя ли или лесныя и плодовитым древам партикулярным наипаче какой род»;
г) «какова хлеба в котором месте болши родитца»;
д) «и те городы на морях или на каких озерах или реках и как их имянования и в них каких родов партикулярных наипаче рыб обилие бывает»;
е) «и огородных и полевых и лесных овощей и всяких трав и цветов чего где болши родитца»;
ж) «и в которых местах какие народы живут русския ли или татарския или иной какой нации и какова звания»;
з) « и которой город взят осадою или войною (здачею или добровольным подданством, сочинением или установлением мира) или иными какими случаями, какия возможно сыскати...».
И сегодня, когда в России насчитывается более 22 тысяч муниципальных образований, имеющих право на герб, разработка герба начинается с изучения истории, экономики, географии и природы соответствующего муниципального образования. Но и Франц Санти в своем опроснике просил указать, имел ли ранее город герб, и если имел, то прислать его рисунок или описание. И сегодня Геральдический совет при президенте Российской Федерации для города, имевшего официально утвержденный исторический герб, даже не будет рассматривать отличный от него проект герба с целью внесения в Государственный геральдический регистр. Таковы геральдические традиции.
То же относится и к другому главному геральдическому государственному символу флагу. Герб, как и флаг, есть ни что иное, как изобразительное имя, опознавательный знак рода (семьи) или города, муниципального района или государства, предприятия или политической партии. А стоит ли менять имя, в том числе и изобразительное? Думаю, для этого должны быть очень веские основания, которых в случае с сегодняшней Россией явно нет.
Геральдический совет при президенте РФ для города, имевшего официально утвержденный исторический герб, даже не будет рассматривать отличный от него проект герба с целью внесения в Государственный геральдический регистр
О зиланте и барсе замолвите словечко
Давайте вернемся к одной из моих предыдущих колонок в «Реальном времени». Что означает зилант на гербе Казани? Почему именно это изображение появилось на Большой государственной печати Ивана IV в середине XVI века в качестве печати царства Казанского? Не знаю. Да, существуют прекрасные легенды, объясняющие наш герб, которые я сам с удовольствием рассказываю своим друзьям, гуляя с ними по нашему городу. Но кроме легенд я всегда отмечаю в своем рассказе, что герб Казани концептуально ни разу не менялся за всю свою историю. Не менялся даже в советские времена, когда было модно исторические гербы городов «обрамлять» или вообще заменять советской символикой.
Неизменность герба города или государства — это лишнее подтверждение его древней истории, уважения культурных традиций, бережного отношения к наследию своих предков. Вот почему мне совершенно непонятно, зачем Казани вдруг понадобился так называемый «туристический логотип», о котором очень активно заговорили несколько лет назад, особенно в дизайнерской среде. Я бы еще понял, если бы речь шла о создании некоего слогана, изящного и емкого, который бы дополнял древний и легко узнаваемый герб города. Но «туристический логотип»?
И в заключение, как это будет ни странно выглядеть на фоне всего сказанного выше, об изменениях в гербе и флаге Татарстана. Не удивляйтесь, что я, на протяжении нескольких абзацев пытавшийся объяснить, что изменение герба или флага, как правило, противоречит законам и традициям геральдики, вдруг заговорил об обратном. Здесь речь пойдет об изменениях, которые просто-таки необходимо внести в Закон о государственных символах Республики Татарстан.
Сначала о гербе. Его описание в статье 1 Закона гласит: «Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись «Татарстан», крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков.
В цветном изображении Государственного герба Республики Татарстан солнце — красного (кадмий красный светлый), барс, его крылья и розетка на щите — белого, обрамление зеленого (кобальт зеленый светлый), щит, орнамент на обрамлении и надпись «Татарстан» — золотистого цвета».
А теперь давайте взглянем на тысячекратно растиражированное как на официальных документах, так и на сувенирной продукции изображение герба. А где в описании герба белое кольцо между солнцем красного цвета и зеленым кольцом с татарским национальным орнаментом? А ведь это кольцо появилось там неслучайно. С ним цветовая гамма герба повторяет цвета Государственного флага Республики Татарстан.
Неизменность герба города или государства — это лишнее подтверждение его древней истории, уважения культурных традиций, бережного отношения к наследию своих предков
Непропорциональный флаг
И о флаге. Описание флага приводится в статье 8 Закона: «Государственный флаг Республики Татарстан представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами зеленого, белого и красного цветов. Белая полоса составляет 1/15 ширины шага и расположена между равными по ширине полосами зеленого (кобальт зеленый светлый) и красного (кадмий красный светлый) цветов. Зеленая полоса наверху. Отношение ширины флага к его длине — 1:2».
Сегодня подавляющее большинство флагов в России, включая Государственный флаг Российской Федерации и все существующие флаги муниципальных образований в Республике Татарстан, имеют отношение ширины флага к его длине равное 2:3. И уникальные пропорции флага Татарстана создают большие неудобства при одновременном вывешивании, например, флагов России, Татарстана и какого-нибудь муниципального района. В этом случае по закону флаг Татарстана не может быть больше флага России, а флаг муниципального района не может быть больше флага Татарстана. Поэтому, следуя закону, протокольным службам пришлось бы вывешивать три разноразмерных флага, что не только технически труднореализуемо, но и просто некрасиво. Поэтому в большинстве случаев вывешиваются три одинаковых по размеру флага с пропорциями 2:3, тем самым нарушая статью 8 Закона о Государственных символах Республики Татарстан. Думаю, что необходимо заменить эти две цифры в статье 8 Закона, приведя его в соответствие с реально сложившейся практикой.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.