Новости раздела

Герб Казанской губернии путешествует сквозь века на пуговицах мундиров, печатях и памятных медалях

Член Геральдического совета при президенте РТ Григорий Бушканец рассказал о том, какие знаки отличия украшал знаменитый «черный коронованный дракон»

По просьбам читателей «Реального времени» мы продолжаем рассказывать об истории главного символа столицы Татарстана — Зиланта. На этот раз наш колумнист, член Геральдического совета при президенте РТ Григорий Бушканец поведал о том, где можно было увидеть герб Казани более 100 лет назад. К примеру, щит с черным коронованным драконом можно было встретить на гербе Казанского драгунского полка или на так называемых «страховых досках». Также Зилант украшал пуговицы и кокарды железнодорожников и различные памятные жетоны.

Более 100 лет назад на мундирах и знаках отличия начали появляться особые гербы

Говоря сегодня о прикладном применении территориальной символики, мы прежде всего имеем в виду использование гербов муниципальных образований на официальных документах соответствующих органов власти и их должностных знаках (бланках, удостоверениях, депутатских знаках), муниципальных наградах, знаках муниципальных предприятий и организаций, а также соответствующих подразделений федеральных структур (прежде всего, силовых: армии, полиции, прокуратуры, МЧС и т.д.).

И конечно же, нельзя упустить изображение гербов на сувенирных изделиях: алюминиевых значках, металлических и фарфоровых колокольчиках, кружках, декоративных тарелочках, чайных ложечках, подстаканниках и так далее, и так далее.

Оглядываясь на 100—150 лет назад, мы видим в чем-то схожую картину. Со второй половины XIX века (а в ряде случаев и несколько раньше) территориальные гербы начинают размещаться на знаках должностных лиц, на печатях различных организаций и лиц, занимающих определенные административные посты, на пуговицах должностных мундиров гражданских служб и на кокардах их головных уборов; на памятных медалях и жетонах.

«Крылья и хвост червленые, клюв и когти золотые...»

После крестьянской реформы 1861 года согласно указу «Об установлении особых знаков для должностных лиц из крестьян» губернский герб под короной изображался на знаках, учрежденных для волостного старшины, его помощника и для сельского старосты. На обороте знака размещалось вензелевое изображение имени царя Александра II и дата «19 февраля 1861 г.». Следует отметить некоторую геральдическую неточность на данных должностных знаках. Коронованный дракон на них изображен стоящим на земле, что соответствует гербу Казани 1781 года, а не утвержденному в 1856 году гербу Казанской губернии: «В серебряном щите черный коронованный дракон: крылья и хвост червленые, клюв и когти золотые, язык червленый».

В соответствии с городовым положением 1870 года носить особые знаки с городским гербом должны были лица, замещающие ряд должностей общественного городского управления: городского головы, членов городских управ, исполнительных комиссий, торговых депутаций, а также чины торговой и хозяйственной полиции. После принятия Городового положения 1892 г. были введены знаки с городским гербом еще для ряда должностей городской администрации.

Еще в XVIII веке Екатерина II начала регулировать цвета и форму мундиров гражданских чиновников. Век XIX добавил к этому и регулирование формы пуговиц на этих мундирах. Правительственными распоряжениями о мундирах по гражданской части была установлена форма для губернских чиновников, отличающаяся пуговицами с гербом каждой губернии. Мундиры градоначальников украшались пуговицами с гербом города, управляемого ими.

Через несколько лет к форменной одежде гражданских чиновников и чинов полиции добавился еще один атрибут: на шапке, сверху над козырьком, прикреплялась металлическая под цвет пуговиц бляха с выштампованным присвоенным городу гербом.

Герб Казани и военное дело

К концу XIX — началу XX века относится появление целой группы знаков и жетонов, посвященных различным воинским частям Российской императорской армии и военным учебным заведениям.

Казанское пехотное юнкерское училище — военно-учебное заведение Российской императорской армии, готовившее офицеров пехоты. Училище было образовано 1 сентября 1866 года (на основании приказа по военному ведомству от 20 сентября 1864 года за № 285) при штабе Казанского военного округа штатом в 200 человек (2 роты). Готовило офицеров для двух дивизий, расквартированных в округе, а также обучало юнкеров из войск Московского округа, которые за отсутствием вакансий не могли быть приняты в Московское юнкерское училище. В 1870 году штат училища был увеличен до 300 юнкеров, к 1876 году доведен до 400 юнкеров (в составе 4 рот), а с началом Первой мировой войны — до 600 юнкеров. За подвиги, совершенные в Русско-турецкой войне 1877—1878 гг., девять выпускников Казанского юнкерского училища были удостоены ордена Святого Георгия. В 1903 году юнкерскому училищу было пожаловано знамя. За проявленный героизм в Русско-японской войне 1904—1905 гг. 14 выпускников юнкерского училища были удостоены ордена Святого Георгия.

За период существования училища с 1866 по 1909 год известны по крайней мере четыре вида серебряных жетонов, изготовленных различными мастерскими Cанкт-Петербурга.

В 1909 г. Казанское юнкерское училище трансформируется в военное. Вплоть до расформирования 6 ноября 1917 года училище находилось на территории Казанского кремля. За годы деятельности из стен училища вышло около 25 тысяч офицеров. И уже для Казанского военного училища в 1910 году в Санкт-Петербурге в мастерской Карла Бланка был изготовлен свой жетон с девизом на реверсе «Победи или умри».

Имели свои полковые знаки и созданные еще во времена Петра I Казанский 9-й драгунский и 64-й Казанский пехотный полки.

Казанский 9-й драгунский полк был сформирован 15 июня 1701 года как драгунский полковника Данила Шеншина полк в Москве комиссией кн. Б.А. Голицына из дворян и дворянских недорослей подмосковных, заоцких и низовых городов. До 1706 года полк именовался по имени своих командиров, а в октябре 1706 года получил название — Казанский драгунский полк. 8 марта 1730 года полку присвоен герб: в золотом гербовом щите на белом поле черный змей с красными крыльями, а над ним золотая корона Казанского царства. Полковой знак был утвержден 1 декабря 1910 года: «Золотой четырехконечный крест с уширенными концами и двойным бортиком по краю (по форме офицерского креста за Прейсиш-Эйлау). В центре креста, в круге, герб г. Казани (на белом поле черный змей с красными крыльями под золотой короной Казанского царства). На горизонтальных концах креста юбилейные даты: «1701—1901». Знак изготовлен из позолоченной бронзы. Диаметр — 38 мм.

64-й Казанский пехотный полк был сформирован в 1700 году как пехотный Ивана фон Дельдена Казанский полк. Название казанский пехотный полк получил 10 марта 1708 года. С 29 ноября 1796 года — Казанский мушкетерский полк. С 22 февраля 1811 года снова Казанский пехотный полк. Знак полка утвержден 15 мая 1912 года: «Покрытый зеленой эмалью крест с золотым ободком. На крестовинах — золотые вензеля Петра I и Николая II, а также юбилейные даты — «1700» и «1900». В центре — золотая эмблема полка, герб Казани. Эмблему обрамляет золотой лавровый венок».

Пуговицы с мундиров и кокарды с фуражек железнодорожников

Еще одну большую группу предметов с геральдической символикой составляют знаки и жетоны, связанные с железнодорожным транспортом. Ввод в эксплуатацию практически каждой новой железной дороги отмечался выпуском великолепных именных знаков, вручавшихся лицам, финансировавшим это строительство или активно в нем участвовавшим. Один из таких знаков был посвящен завершению строительства Волго-Бугульминской железной дороги. Ее главным инженерным сооружением стал мост через Волгу в районе Симбирска, который и изображен на этом знаке вместе с гербами Казанской и Самарской губерний. Знак (золото, цветные живописные эмали) был изготовлен в 1914 году в Петрограде в мастерской А.А. Домарева.

Также золотым был памятный жетон Общества Московско-Казанской железной дороги с гербами Москвы и Казани на аверсе, вручавшийся за многолетнюю службу на дороге. Этот жетон изготавливался в Санкт-Петербурге фирмой Р.Д. Колтун-Хлусера.

Говоря о предметах с геральдической символикой, связанных с железной дорогой, нельзя обойти вниманием и элементы экипировки служащих железных дорог, а именно пуговицы с их мундиров и кокарды с фуражек.

Памятные жетоны с казанским гербом

Однако не только открытие новых железнодорожных линий отмечалось в России XIX — начала XX века выпуском красочных жетонов.

На 1890 год пришлось самое заметное выставочное событие предреволюционной жизни Казани — Всероссийская научно-промышленная выставка. 200 тысяч посетителей и гостей выставки — выдающийся для 1890 года и стотысячного города результат. К проведению этой выставки была изготовлена целая серия жетонов с гербами Казани, вручавшихся как участникам, так и ее почетным гостям.

Выпускали свои памятные знаки и различные промышленные и торговые предприятия, учебные заведения, общественные организации.

Памятный жетон с гербом Казани в честь 25-летия торгово-фабричного товарищества братьев Крестовниковых (золото, цветные живописные эмали) был изготовлен в Москве фирмой Н.П. Шишкова в 1895 году. Начав свой бизнес в Московской губернии, в 1853 году братья Крестовниковы построили в Казани стеариново-мыловаренный завод, ставший впоследствии химическим. Завод братьев Крестовниковых (в советское время — Казанский химический комбинат им. М. Вахитова, сегодня — ОАО «Нэфис Косметикс») был сначала первым, а затем крупнейшим промышленным предприятием Казани своего времени.

В 1893 году братья Пермяковы организовали «Товарищество мануфактурной торговли А.Н. Пермяковой сыновья». Центральное отделение «Товарищества...» располагалось в Москве. Филиалы организации разместились в Самаре, Казани и Нижнем Новгороде. Памятный жетон торгового дома «А.Н. Пермяковой Сыновья» (золото, цветные живописные эмали, красная эмаль по гильошированному фону; мастерская Е.Т. Сергунова, Москва, 1906 г.)

Первая Казанская гимназия была учреждена в 1758 году по Указу императрицы Елизаветы Петровны и открыта в 1759 году для «обучения детей дворян и разночинцев». Выпускниками Первой казанской гимназии были Г.Р. Державин, С.Т. Аксаков, братья Панаевы, И.М. Симонов, А.М. Бутлеров, Н.И. Лобачевский и другие видные деятели российской науки и культуры. 5 ноября 1804 года указом Александра I на ее базе был учрежден Казанский императорский университет. По случаю 100-летнего юбилея гимназии на Санкт-Петербургском монетном дворе в 1868 году была отчеканена бронзовая памятная медаль.

Жестяные и стальные «страховые доски»

Отдельную группу предметов с геральдической символикой в конце XIX — начале XX века составляли так называемые «страховые доски», которыми отмечались застрахованные тем или иным страховым обществом здания или отдельные квартиры.

Устав Казанского общества взаимного от огня страхования был утвержден министерством внутренних дел 25 августа 1882 года. Как было сказано в уставе, оно «имеет целью обеспечить членам общества вознаграждение за убытки, которые последуют в принадлежащих им недвижимых и движимых имуществах от огня, осветительного газа, молнии и мер тушения пожаров». Датой начала страхования имущества от огня стало 15 сентября 1884 года. Общество охватывало своей деятельностью губернский город Казань с отделениями (в 1916 году) в уездных городах Козьмодемьянске, Тетюшах, Чистополе, Чебоксарах и в Мариинском Посаде.

Наряду с жестяными «страховыми досками», использовавшимися для обозначения застрахованных зданий и помещений, герб Казанской губернии находим и на стальных «досках», размещавшихся на входе в конторы страхового общества.

Примерно в это же время в Казанской губернии работало и общество Казанского земского страхования, имевшее свои «страховые доски» также с гербом Казанской губернии.

Наконец, еще одним украшением нашей «коллекции» предметов с геральдической символикой наряду с красочными жетонами являются, безусловно, декоративные фарфоровые тарелки производства фабрики братьев Корниловых.

Начало XX века, конечно же, не было отмечено таким разнообразием сувениров, как сегодняшние дни. И в то время подобные предметы были, скорее, предметами роскоши, чем безделушками, доступными практически каждому. Но, возможно, именно благодаря этому изготовленные в Санкт-Петербурге еще в 1903 году хрупкие фарфоровые изделия дожили до наших дней.

Григорий Бушканец

Новости партнеров