Новости раздела

Нижнекамск усыпит бездомные «биологические объекты» на сумму 1,35 миллиона рублей

Городские власти поставили план по отлову и усыплению бродячих кошек и собак вопреки законодательству

В Нижнекамске был объявлен тендер на отлов, усыпление и утилизацию 2615 безнадзорных животных. Как оказалось, данная цифра сформирована по показателю 2016 года. Предполагается, что под руку специализированной бригады будут попадать все животные, которые кажутся агрессивными и опасными для населения. При этом зоозащитники отмечают, что условия тендера не соответствует ни федеральному, ни региональному законодательствам, и его по аналогии с конкурсом 2013 года в Казани можно обжаловать в антимонопольной службе. Кроме того, сами действия по отлову и усыплению животных зоозащитники называют нецелесообразными и призывают заняться стерилизацией братьев наших меньших.

516 рублей за одну голову «биологического объекта»

Нижнекамская «Дирекция единого заказчика» в минувшую среду объявила конкурс на оказание услуг по отлову, усыплению бродячих животных и вывозу их на скотомогильник города Нижнекамска. Согласно условиям госзаказа, заявки на который принимаются до 29 ноября, стоимость работ составит 1,35 млн рублей. Аукцион состоится 5 декабря.

В соответствии с документацией, финансирование будет осуществляться из муниципального бюджета Нижнекамска. Указанный срок оказания услуг — с 1 января 2017 года по 30 сентября 2017 года.

В техническом задании отмечается, что единицей измерения для отлова и усыпления животных является «голова». Единый заказчик хочет отловить и усыпить 2615 «голов».

За каждую «голову» исполнитель получит 516 рублей 24 копейки. Из них 100 рублей отойдут рабочему (за вычетом подоходного налога плата за каждую «голову» составит 87 рублей). Еще 30,4 рубля будут направлены на социальные нужды. Траты на материалы составят 87,34 рубля. Услуги скотомогильника и утилизации составят 11 рублей, а услуги автотранспорта обойдутся в 144,27 рубля. Помимо этого, общехозяйственные затраты составят 11,7%, или 43,65 рубля. Рентабельность исполнителя составит 5% от прямых затрат, или 20,83 рубля. Помимо этого, с каждой «головы» будет выплачен 18%-й НДС в размере 78,75 рубля.

Убивать только агрессивных, чей вред «налицо»

Бригада должна быть укомплектована средством сковывания «биологических объектов», комплектом для обездвиживания животных в городских условиях — пневмотрубкой с «летающим» шприцем», ловчей сетью, захваткой с самозатягивающейся петлей, клеткой для собак и кошек. Обездвиживание животного при отлове должно достигаться за счет применения «летающего шприца». Транспортировка должна осуществляться на специально оборудованных для размещения животных автомобилях.

В обязательных требованиях к работам фигурирует, что умерщвление безнадзорных животных допускается лишь в отношении агрессивных животных, когда очевиден возможный вред, в том числе здоровью окружающих. Как должны определяться «агрессивность биологического объекта» или его опасность — неясно. Кроме того, в требованиях не идет речь о каком-либо заболевании, например, бешенстве, выявляемом у животных.

Гуманное умерщвление животных должно проводится с помощью введения ингаляционным или инъекционным путем высокой дозы анестетиков, гарантирующих быстрое отключение сознания и смерть животного. Особо указывается, что запрещен отстрел, отлов, отравление и иное умерщвление агрессивных безнадзорных животных на виду у граждан, а также вблизи детских учреждений или мест пребывания несовершеннолетних.

Утилизация «биологических отходов» (вероятно, этим термином именуется то, что в предыдущем пункте называлось «биологическим объектом» — обладателем, собственно, одной из 2615 «голов», то есть животное) проводится путем кремации в высокотемпературной печи при температуре 1200 градусов, либо захоронения в биотермической яме Беккари.

Минус 2615 собак в год без укусов и случаев бешенства

Из этого тендера остается непонятным, откуда, во-первых, сформировалась цифра именно в 2615 «голов». На запрос «Реального времени» в исполком Нижнекамска за подписью руководителя исполнительного комитета города Дмитрия Филиппова пришел ответ, что план на следующий год формируется из учета фактически отловленных животных в текущем году. Таким образом, в 2016 отловлено и усыплено было 2615 собак и кошек.

Как сообщил Филиппов, за период с 1 января по 18 ноября 2016 года в Нижнекамске поступило более 600 жалоб на безнадзорных животных. Однако случаев бешенства среди населения, впрочем, как и обращений пострадавших от укусов животных, за последние два года в городе не было. Данный факт в исполкоме объясняют хорошо отлаженной работой по отлову безнадзорных животных.

— Отлов безнадзорных животных осуществляется по заявкам жилищно-эксплуатационных организаций, физических лиц, учреждений образования, здравоохранения и т.д. Заявки принимаются как письменные, так и по телефону № 072 (служба по учету претензий граждан МУП «ДСЖКХиБ»). Максимальный срок исполнения — 3 суток с момента поступления заявки, — сообщают в исполкоме Нижнекамска.

Также уточняется, что отлов животных предусматривает присутствие заявителя. По мнению представителей исполкома, это должно исключить факты убийства случайных животных (в том числе неагрессивных и домашних) ради галочки… Исполняется ли это на практике — непонятно, тем более термин «предусматривает» не гарантирует обязательное присутствие заявителей.

Вопреки Гражданскому кодексу

По словам Елены Скрипочкиной, члена организации «Зоозабота», этот тендер по отлову животных составлен по аналогии с тендером 2013 года в Казани — тогда в УФАС была подана жалоба на госзакупку по отлову животных и антимонопольный орган признал ее обоснованной. Во многих городах России сейчас прокуратура сама выявляет такие тендеры.

— Этот тендер можно смело обжаловать в УФАС, потому что эти условия не соответствуют ни федеральному законодательству, ни региональному. У нас есть порядок отлова — это региональный нормативный акт, согласно которому животные усыпляются только в случае покуса, который связан с бешенством, а также неизлечимо больные животные. В остальных случаях животные не усыпляются. А по федеральному законодательству лицо, которое нашло животное, обязано содержать его в течение шести месяцев — это 230-я статья гражданского кодекса («Безнадзорные животные»), — говорит собеседница издания.

На самом деле речь идет скорее всего о 231 статье ГК «Приобретение права собственности на безнадзорных животных», которая регламентирует, что если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен и сам не объявится, то право собственности переходит к тому, кто его содержал. При его отказе животное поступает в муниципальную собственность и используется в порядке, определяемом органом местного самоуправления.

«Собачьи свадьбы круглый год» как реакция природы на отлов

Зоозащитница уверена, что отловом и усыплением животных проблема не решается.

— Как показывает многолетняя практика, которая сложилась в России, безвозвратный отлов в приюты и убийство собак не дают эффекта, потому что эта популяция живет по законам природы, которые не в наших силах переделать. Когда освобождается кормовая база — идет взрыв рождаемости, и, к примеру, если раньше «собачьи свадьбы» были осенью и весной, то сейчас они круглый год, — это реакция популяции на неправильные действия людей, — считает Елена Скрипочкина.

Выход — отлов, стерилизация, вакцинация и возврат животного на улицу, что приводит к старению стаи в первую очередь в поведенческом плане — будут исключены «собачьи свадьбы», а значит, агрессия со стороны животных и неконтролируемое их размножение.

— Как обычно говорят — нет денег на стерилизацию и содержание. Не тратьте деньги на убийство, и будет то же самое. Денег не хватает на детей, на инвалидов — потратьте на них средства, которые вы тратите на убийство собак, потому что их количество от этого не уменьшится — популяция сама все отрегулирует: в помете начнут рождаться более слабые щенки, которые будут умирать. Единственное, не уберется конфликт между человеком и животным, который может решить стерилизация и возврат в прежнее место обитания, — сразу же парировала также возможные аргументы зоозащитница.

«Отловщики отстреливают прирученных, а на их место приходят собаки из леса»

О том, что с отловом и убийством собак проблема не уходит, говорит еще одна зоозащитница — Майя Кренгель. Агрессивные собаки зачастую появляются после лета, когда хозяева бросают их на дачах, и они там сбиваются в стаи. «Они становятся как волки. Естественно, людям уже не доверяют, а кушать хочется, поэтому собаки приходят в город. Тут две стороны — и хозяева, которые безответственно относятся к животным, и закон природы».

При этом проблему с бездомными животными, например, решили в Тюмени, где их отлавливают, стерилизуют и выпускают обратно. В качестве положительного примера практики стерилизации животных Майя Кренгель привела свой собственный. У нее на районе долгое время у помойки обитала стая собак, которую периодически отстреливали, но она пополнялась за счет новых особей. Лет 6 назад зоозащитница стерилизовала собак, и теперь все это время там живет кобель-кастрат и сука, и новые собаки к ним просто не приходят.

— У нас есть еще девочки, бабушки, дедушки, которые тоже это делают. Но, к сожалению, потом туда приезжают отловщики и отстреливают этих прирученных, привитых и стерилизованных собак. А на их место, так как уже есть кормушка в виде помойки, приходят собаки из леса, оставленные на даче, — говорит зоозащитница.

Среди зоозащитников ходит мнение, что такой нецелесообразный отлов и отстрел собак просто кому-то выгоден — чтобы не бороться с самой проблемой с помощью стерилизации, а каждый год выделять деньги на очередной отлов собак. При этом Майя Кренгель отмечает, что не редкостью бывают случаи, когда при отлове и усыплении безнадзорных животных под руку попадаются домашние или прирученные на базах и стройках. Забирают всех без разбора: и щенков, и взрослых особей. На деле агрессивных животных поймать сложнее, чем уже одомашненных, доверяющих людям, поэтому для выполнения показателей по отлову забирают и их. Еще одна проблема связана с обездвиживающем веществом, которое колют животным, чтобы их поймать. На деле зоозащитники замечают, что зачастую доза этого вещества многократно превышает допустимую для веса определенного животного, что приводит к его болезни или смерти. В целом Майя Кренгель констатирует, что работа по проблеме безнадзорных животных как не была налажена, так нет ее и сейчас.

Мария Горожанинова, Максим Матвеев
Зоозабота

Новости партнеров