Новости раздела

«Если бы Навального казаки побили, наверное, его бы уже с нами не было»

Скандальная встреча казаков с командой Алексея Навального в Краснодарском крае вызвала бурную дискуссию и целую серию публикаций о феномене казачества. Редакция «Реального времени» также связалась с одним из татарстанских казаков — Юрием Егоровым, заместителем атамана Симбирского окружного казачьего общества по РТ, атаманом станичного казачьего общества Алексеевского района РТ. В своем интервью он рассказал, чем зарабатывает на хлеб, почему в Татарстане до сих пор не сформировался казачий округ и почему избиение Алексея Навального — «это постановка».

«А то, как там помахали, ерунда какая-то»

— Недавно прозвучала новость о том, что краснодарские казаки побили Алексея Навального. Как вы это оцениваете — поддерживаете ли?

— Давайте так — Навального никто не бил. Так же, как и в случае с Pussy Riot, была политическая установка, потому что, если бы Навального казаки побили, наверное, Навального уже бы с нами не было. По крайней мере, он лежал бы где-нибудь в инвалидном кресле, если бы его казаки побили. Если внимательно посмотреть эту видеозапись, там видно, что один из сопровождающих Навального людей ударил старика. Естественно, люди в камуфляже и казачьих папахах за этого старика вступились. А дальше там начинаются непонятные крики, визги. Соответственно, потом это представили так, что казаки побили Навального. Навального там никто пальцем не тронул — ну плеснули в его сторону из банки с молоком, молоко перевели только.

Я считаю, что это какая-то установочная провокация. Забывать стали про Навального, и он решил о себе напомнить. Точно также, как и с Pussy Riot — забывать про них стали, и они решили о себе напомнить, потому что там видно, как кого-то бьют нагайкой. Я, в общем-то, человек не самый физически сильный, но если я нагайкой ударю, то до костей прошибу. А то, как там помахали, — ерунда какая-то.

Портрет современного татарстанского казака: менеджер в возрасте от 30 до 60 лет.

— Сколько казаков на сегодняшний день проживает в Татарстане?

— Всего казацкая община насчитывает примерно полторы тысячи человек, не считая членов семьи. Проживают они в 18 муниципальных образованиях. Организационно территория Республики Татарстан отнесена к Волжскому войсковому казачьему обществу. Но на территории республики действует община Оренбургских, Донских, Кубанских и даже Забайкальских казаков.

— В каких крупных татарстанских городах проживают казаки?

— В Казани, Набережных Челнах, Мензелинске, Болгаре.

— Кто является атаманом?

— Окружным атаманом является казачий полковник Сергей Анатольевич Дедюев. Он находится в Димитровграде, в Ульяновской области. Войсковым атаманом является казачий полковник Юрий Евгеньевич Иванов. Территориально находится в городе Самара.

— Пожалуйста, дайте портрет среднестатистического татарстанского казака. Каков его возраст? Род занятий?

— Если говорить про тех, кто живет в городах, то это, как правило, человек в возрасте от 30 до 60 лет. Чем сейчас занимается основная масса городских жителей? Это менеджеры по продажам товаров и услуг в основном. Как правило, это люди, отслужившие в вооруженных силах либо на офицерских, либо на солдатских должностях. В сельской местности это как минимум владельцы личных подсобных хозяйств, иногда встречаются фермеры, но редко.

— Какие мероприятия проводите?

— Это сложно сказать. Ближайшее из наших мероприятий — это Фестиваль колокольного звона в Алексеевском районе. Мы в нем принимаем активное участие. А так — это тренировочные сборы с элементами военной подготовки.

«Формирование татарстанского округа это не самоцель»

— Как идет в Татарстане формирование казачьего округа?

— В настоящее время есть решение войскового атамана о приостановке формирования, потому что, чтобы его формировать, нужно, чтобы как минимум три казачьих общества вошли в Государственный реестр. У нас в республике пока таковых нет по ряду причин.

— Каких?

— Во всех наших бедах виноваты прежде всего мы сами. Это одна из основополагающих причин. Где-то не можем сорганизоваться, где-то не можем между собой разобраться. Я бы не стал утверждать категорично, что есть какие-то препятствия со стороны органов власти. Есть недопонимание со стороны местных администраций в некоторых районах. Но, как правило, все-таки общий язык находят, и требования, которые предъявляет федеральное законодательство при регистрации казачьих обществ, в целом соблюдаются.

— А ваша организация официально зарегистрирована?

— На территории Татарстана действует устав Симбирского окружного казачьего общества. В рамках него образованы административные единицы, отдел по Республике Татарстан и отдел по Ульяновской области. Округ сам зарегистрирован, включен в состав Государственного реестра. С этой точки зрения все законно. К тому же, формирование татарстанского округа — это не самоцель, по мере готовности казачьих обществ к такому объединению в ближайшей или отдаленной перспективе округ будет сформирован, я надеюсь.

— Расскажите, в чем заключается ваша ежедневная деятельность как члена этого сообщества?

— Я живу в Алексеевском районе, передо мной 30 соток огорода — вот она моя повседневная деятельность. Не надо воспринимать, что казачье войско — это какая-то вооруженная сила. Давайте исходить из того, что казаки — это один из народов Российской Федерации, принимающий в себя представителей других народов, наиболее отвечающих нам по духу. Мы периодически собираемся и занимаемся вещами, которые нам интересны.

«Казачьи ватаги при взятии Казани были как с той, так и с другой стороны»

— Пожалуйста, проведите небольшой экскурс в историю. Насколько казацкое движение было развито в Татарстане?

— Первое упоминание о казаках относится к 1444 году, когда ногайский хан Улу-Мухаммед набрал помимо собственной орды еще 4 тысячи донских черкас и осадил Казань. Здесь надо понимать, что в средние века не было такого четкого разделения — татары, русские, мусульмане, христиане, все было достаточно перемешано, с моей личной точки зрения, поскольку я этот вопрос изучал. Поэтому тому же самому ногайскому хану навербовать на Дону людей не составляло особого труда, тем более, что в Диком поле более всего ценили доброго коня и вострую саблю, и охотников повоевать всегда находилось.

Необходимо отметить, что личная охрана казанских ханов также по преимуществу состояла из казаков, которые отличались верностью данной присяге, в отличие от татарских мурз, которые вдруг могли начать претендовать на царский престол и тихо зарезать ночью. Казаков всегда отличала верность присяге, поэтому казачьи ватаги при взятии Казани были как с той, так и с другой стороны. Но для придания моему сообщению научности могу адресовать к книге Максима Глухова-Ногайбека «Последние гвардейцы Сююмбике», где он рассуждает о роли кряшенско-нагайбакских племен в создании казачества в России.

Далее мы перемещаемся в Закамье, где во второй половине XVII века была сформирована старая Закамская засечная черта, которая была укомплектована не только стрельцами и пушкарями, как пишут в учебниках. В основном стрельцы и пушкари находились в крепостях, которые были раскиданы вдоль этой линии достаточно редко, охранялась линия именно казачьими станицами. Преимущественно из казаков были сформированы четыре полка Закамской ландмилиции в 30-х годах XVIII века. Это Алексеевский, Сергиевский, Билярский и Шешминский полки. На будущий год им исполняется 285 лет, мы планируем эти юбилейные мероприятия каким-то образом провести.

После Пугачевского бунта казаки из этих мест были перемещены на юго-восток, составили костяк Екатеринбургского казачьего войска. А здесь, на территории Татарстана, в основном в Казани, находились 5-й Оренбургский казачий полк, две сотни одного из кубанских полков, еще ряд небольших подразделений, которые в основном охраняли штаб Казанского военного округа.

«На территории Татарстана, в основном в Казани, находились 5-й Оренбургский казачий полк, две сотни одного из кубанских полков, еще ряд небольших подразделений». Фото scarb.ru

Следует отметить, что во время революции 1905 года казаки, поначалу приняв участие в разгоне массовых беспорядков, затем поняв суть движения, начали бунтовать против придания им полицейских функций. И здесь необходимо отметить несколько исторически установленных фактов, когда в Чите 1-й Нерчинский полк освободил тюрьму с политическими заключенными, когда на Дону, на Ставрополье несколько казачьих станиц пришлось брать с артиллерией правительственным войскам. Настолько сильным было сопротивление участию в политических функциях.

Затем наступила революция 1917 года, годы Гражданской войны, расказачивание со всеми ее последствиями. В начале 90-х годов появляются уже движения за возрождение казачества. Одна из старейших организаций — — это Союз казаков России. В Казани в 1992 году был сформирован Казанский союз землячества казаков. На базе него сейчас существует 5-й отдел Оренбургского казачьего войска Союза казаков России. Это общественная организация. В 2005 году был принят федеральный закон о государственной службе российского казачества. Началось формирование Государственного реестра казачьих обществ. В настоящее время принято 12 указов президента РФ, 17 постановлений правительства действует в сфере, регулирующей взаимоотношения казаков с государством. В силу отсутствия организаций, включенных в государственный реестр на территории республики, эти постановления не действуют.

«Оренбургское казачье войско на 30% состояло из мусульман»

— У вас корни казачьи или вы вступили по зову души?

— Я свою родословную знаю до седьмого колена — я потомственный казак.

— Насколько я понимаю, в ряды казаков можно вступить, даже не являясь потомственным казаком.

— Это как казаки решат — принимать человека или не принимать.


«Я свою родословную знаю до седьмого колена я потомственный казак». Фото vk.com

— Поддерживает ли вас православная церковь?

— На уровне патриархии существует Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, поэтому митрополит Феофан, епископ Пармен и епископ Мефодий, хотят они или не хотят, обязаны руководствоваться решениями этого комитета. Моральная поддержка, безусловно, есть, в некоторых случаях, в совместных проектах помогают и в материальном отношении. Но надо отметить, что епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен до принятия монашеского сана был войсковым священником Всевеликого войска Донского, поэтому он нас не поддерживать не может. Из татарстанского епископата — это единственный человек, который что-то понимает в наших делах, потому что остальные с этим просто не сталкивались.

— Совместные мероприятия у вас тоже есть?

— Это зависит от того, где и как это проводится. Например, в Алексеевском районе мы в двух основных мероприятиях принимаем участие — это Алексеевский перезвон и Крестный ход на девятую пятницу по Пасхе. Это все решается на местах. С моей точки зрения, какой-либо «обязаловки» в этих делах быть не должно, потому что это все — дело абсолютно добровольное.

— Говорят еще и о существовании мусульманских сотен. Вы о них что-нибудь знаете?

— Они были в свое время. Оренбургское казачье войско на 30% состояло из мусульман. Даже если посмотреть на карту Республики Татарстан, в Высокогорском районе есть село Казаклар — полсела было крестьянское, полсела ходило в штанах с лампасами. Помню, у нас в доме, когда мы жили в Казани, во времена моего детства, в 1972 году умер один бабай, который по праздникам надевал жилетку, богато расшитую тюбетейку и шаровары с синими лампасами. Про него говорили, что он при царе служил есаулом. Но он был мусульманин, все обряды соблюдал.

— А сейчас они есть?

— Я знаю несколько человек, которые исповедают традиционный ислам, — они казаки.

Гуландам Зарипова

Новости партнеров