Новости раздела

Алексей Саврасенко: «Сабонис — потрясающий человек»

Визит директора по развитию РФБ Алексея Саврасенко на третий по счету ветеранский турнир «Живее всех живых» в Казань позволил корреспонденту спортивной редакции «Реального времени» поговорить с одним из лучших центровых в новейшей истории отечественного баскетбола. Это для нас он Алексей Саврасенко, а для греков – Алексис Аманатидис, у него два паспорта, российский и греческий… Почему потомственный кубанский казак стал греком, отчего ЦСКА никак не может выиграть Евролигу и с какими мячами играют его дочери, Алексей нам и рассказал в эксклюзивном интервью.

Бабушка Аманатидис

— А не рано ли вы повесили кроссовки на гвоздь, в 34 года? 28 февраля этого года вам исполнится всего 37, играли бы да играли…

— Нет, не рано, надо всегда заканчивать вовремя. Были проблемы со здоровьем, поэтому я решил закончить играть.

— А кто вас надоумил в 16 лет податься в Грецию? Дома, в Краснодаре доигрались до юниорской сборной России…

— В 1995 году я получил приглашение от топового клуба «Олимпиакос» из Афин. На тот момент греческий чемпионат был одним из сильнейших в Европе. Вот я и решил попробовать свои силы в Греции. Моя бабушка по материнской линии гречанка, Аманатидис…

— Вопрос с новым гражданством быстро решился?

— Да. Год я не играл, ждал получения лицензии игрока, тренировался с молодежной командой «Олимпиакоса». И через год стал полноценным игроком основного состава в качестве греческого баскетболиста.

Как ЦСКА траванулся в Афинах

— Как раз в марте 1995-го в матче ¼ финала Евролиги в Афинах перед игрой с «Олимпиакосом» получили отравление игроки ЦСКА, пятеро слегли в больницу, играли оставшиеся пятеро, а доигрывали москвичи вдвоем! Не обсуждали при вас эту тему в афинском клубе?

— Нет, никто не говорил. Да и не играл я в 1995-м за основу «Олимпиакоса», так что не знаю, что там произошло на самом деле. Как потом не спрашивали меня об этом и в ЦСКА, когда я выступал за армейский клуб…

«Это моя жизнь, моя история… Любой клуб оставил свою частичку в моем сердце». Фото Дениса Тырина (championat.com)

— Нетрудно догадаться, что главными командами в вашей биографии были «Олимпиакос» и ЦСКА. Именно там вы стали трехкратным победителем Евролиги (сезоны 2005/2006, 2007/2008 с ЦСКА и 1996/1997 с «Олимпиакосом»), шестикратным чемпионом России (сезоны 2003-2008 с ЦСКА), двукратным чемпионом Греции (сезоны 1995-96 и 1996-97 с «Олимпиакосом»), чемпионом Европы по баскетболу (2007), заслуженным мастером спорта России (2007). Где было лучше – в Москве или Афинах?

— Понимаете, это моя жизнь, моя история, поэтому любой клуб оставил свою частичку в моем сердце. Я благодарен своей судьбе за то, что у меня были такие великие клубы, великие тренеры – Душан Ивкович, Евгений Пашутин, Этторе Мессина. Все это помогло мне в развитии. Но друзей у меня больше в Москве, где я живу.

В РФБ пришла молодая команда

— Это знаковое явление или стечение обстоятельств, что президенту РФБ Андрею Кириленко 35 лет, а вам пока 36, молодежь рулит федерацией?

— Пришла молодая команда, активные ребята, работают, развивают. И я со своей стороны стараюсь развивать ветеранское движение. Осенью 2013 года я принял такое решение. Основная цель моей деятельности в РФБ заключается в том, чтобы структурировать все части любительского баскетбола в нашей стране – баскетбола 3х3, школьного и студенческого баскетбола, мини-баскета и, конечно, баскетбола для людей с ограниченными возможностями – для придания общему баскетбольному движению нового импульса для развития и повышения его популярности. Проводим ветеранские турниры в Подмосковье, готовим чемпионат России в Севастополе, чтобы все наши ветераны были счастливы.

— Получается, что у вас, в принципе, не было никаких колебаний, что делать после завершения игровой карьеры – в мае 2013-го закончили играть, в ноябре начали работать директором РФБ по развитию?

— Да, времени на размышления у меня не было…

«Четыре года подряд ЦСКА идет в фаворитах, доходит до «Финала четырех» и… сдувается. Дело в психологии игроков». Фото cskabasket.com

Почему ЦСКА не может выиграть Евролигу

— Почему, на ваш взгляд, в последние годы ЦСКА никак не может выиграть Евролигу, будучи традиционным фаворитом?

— Думаю, все дело в психологии. Четыре года подряд ЦСКА идет в фаворитах, доходит до «Финала четырех» и… сдувается. Дело в психологии игроков. Нужно уметь подвести команду к решающим матчам в лучшем виде. Помню «Финал четырех» в Праге в апреле 2006 года, когда мы летели в Чехию, у главного тренера команды Мессины заболел сын, ему нужно было покинуть расположение команды и ехать в больницу к ребенку. Эта ситуация нас очень сильно объединила. Мы играли в Праге не только за себя, но и за нашего тренера… Не хватает нынешнему ЦСКА командного духа.

В Греции фанатеют с детства

— Болельщики могут сильно помочь или, наоборот, навредить команде? Есть ли более буйные фанаты, чем греческие, в футболе они не раз срывали целые туры чемпионата страны…

— Да уж, с ними могут сравниться разве что турецкие. Конечно, греческие клубы работают со своими болельщиками. Характерно, что в Греции фанаты клубные – они болеют не только за баскетбольный «Олимпиакос», но и за футбольный, волейбольный, да любую команду клуба, пускай даже гандбольную или ватерпольную! Все равно придут! И так там болеют с детства.

— Когда в январе 2012 года УНИКС в рамках Евролиги обыграл в Афинах «Панатинаикос», злейшего врага «Олимпиакоса», болельщики последнего не подходили к вам, центровому УНИКСа, не благодарили за такую приятную для них победу российской команды?

— Нет, хотя им, конечно, было радостно от поражения «Панатинаикоса». Фанаты двух афинских грандов постоянно воюют другом с другом, да еще как воюют! Разумеется, болельщики «Олимпиакоса» всегда будут поддерживать любого соперника «Панатинаикоса»! Это два вечно враждующих лагеря.

— Тогда в Афинах во дворце «Панатинаикоса» меня шокировало, что в ложе прессы коллеги запросто курят, как и на трибунах! Неужели табачный дым не мешает баскетболистам?

— Да, нет, нормально. А ярость фанатских трибун сильно добавляет адреналина в кровь, заводит, особенно в решающих матчах. Когда в «Финале четырех» Евролиги играешь против «Маккаби» (Тель-Авив) и видишь, что большая часть зала одета в желтые майки, цвета израильского клуба, и есть рядом частичка фанатов в бело-красных майках «Олимпиакоса», это незабываемое зрелище… Поэтому стараешься сконцентрироваться в первую очередь на своей игре и действиях партнеров по команде.

— А на игроках фанаты «Олимпиакоса» не выливают свою злость после поражения от «Панатинаикоса»? В Италии, бывает, машины футболистов жгут…

— Нет, такого не видел, в Греции они с пониманием относятся, это спорт, без поражений не бывает. Да, в футболе, возможно, фанаты пожестче, но тоже с пониманием к своим игрокам.

«Я считаю, что в данный момент УНИКС находится на пике своей формы. И я, конечно, желаю УНИКСу победы в Кубке Европы». Фото lokobasket.com

Хотел встретиться с Пашутиным, жаль, не получилось

— В УНИКСе вы провели лишь один сезон, 2011-2012 гг. Что-то осталось в памяти?

— Конечно. Мы тот сезон, я считаю, хорошо провели. Попали в топ-16 Евролиги, но в итоге в плей-офф попали на «Барселону», тем не менее УНИКС боролся, и у нас был хороший боевой состав. А в чемпионате Единой лиги ВТБ мы завоевали серебряные медали, «Финал четырех» турнира проводился весной 2012 года в Вильнюсе. В полуфинале мы обыграли краснодарский «Локомотив», помните последний, решающий бросок нашего американского легионера Генри Домерканта? Но в финале проиграли ЦСКА, с тем ЦСКА было сложно бороться. Тем не менее хороший сезон мы тогда провели с УНИКСом. Сегодня хотел встретиться с Пашутиным, жаль, что УНИКС улетел на игру 1/8 финала Кубка Европы в Польшу…

Очень нравится Параховский

— А чего лично вы ожидаете от УНИКСа в этом сезоне?

— В начале сезона команда была не до конца сыграна, я это сам видел на турнире памяти Александра Гомельского в сентябре. Сырая еще была команда. На стадии нахождения общего языка игроков друг с другом. Мне очень нравится ваш белорусский центровой Артем Параховский, классический пятый номер, здорово играет. Еще в прошлом году удивился, что его не пригласили в ЦСКА… А сейчас мы видим уже совершенно другую команду. Я считаю, что в данный момент УНИКС находится на пике своей формы. И я, конечно, желаю УНИКСу победы в Кубке Европы, что даст команде путевку в основной турнир Евролиги.

— Не могу не спросить у вас как у прекрасного в недавнем прошлом центрового, почему из репертуара самых больших игроков баскетбола исчезает такой эффектный и эффективный бросок – крюк или полукрюк, который невозможно накрыть?

— Да, вы правы. Знаете, с центровыми надо работать. У нас, в принципе, очень мало тренеров, которые могут работать с центровыми. Пятый номер в баскетболе – это штучный товар. С такими ребятами нужно каждый день работать, отрабатывать крюки и полукрюки, как и все остальное. Да, баскетбол в России прогрессирует, быстро прогрессирует. И пятый номер должен быть быстрым игроком, успевать за всеми, бежать в прорыв, везде накрывать соперника – в защите и нападении. Это тоже одна из причин изменений в техническом арсенале центровых…

Сабонис – потрясающий человек

— Кто из коллег по амплуа вас впечатлил больше других?

— Против американца Шакила О'Нила я не играл, а вот против литовца Арвидаса Сабониса имел счастье играть. Пускай в тот момент Сабонис был уже в конце своей великой карьеры, и все равно это была живая легенда. Легенда с большой буквы. За ним было приятно понаблюдать. Потрясающий человек, многосторонний – мог забить, что из-под кольца, что трехочковый, пойти в проход, сделать красивую передачу. Он умеет все на площадке.

«Арвидас Сабонис – потрясающий человек, многосторонний – мог забить, что из-под кольца, что трехочковый, пойти в проход, сделать красивую передачу». Фото portal-kultura.ru

— Учитывая ваш рост, вариантов с амплуа не было, только центровой?

— Изначально я должен был всех подстраховывать под кольцом, подбирать мячи, а потом уже в нападении. Я играл в тех клубах, где были снайперы, что в «Олимпиакосе», что в ЦСКА, было кому забивать, поэтому первое, на чем акцентировал свое внимание тренер, это защита. Я должен был выходить и полностью цементировать трехсекундную зону. С детства был очень высоким, сколько себя помню. Это папины гены, как и деда – вот он был двухметровый кубанский казак!

— Сколько лет вашим дочерям?

— Старшей шесть, младшей четыре годика. Похоже, мои гены работают, рослые девочки, у жены рост 174, у меня – 215 сантиметров. И мяч в их домашних играх всегда присутствует. Правда, старшая ходит на плавание в бассейн ЦСКА…

— Дети в курсе, что у папы в одном паспорте фамилия Саврасенко, а в другом – Аманатидис?

— Нет, зачем им это знать. Они – Саврасенко, как и их мама, москвичка. Они счастливы, что родились в России и живут в Москве. Греческий паспорт помогает мне свободно перемещаться по Европе и даже Северной Америке – на срок пребывания в США до 90 дней виза не нужна…

Сергей Гаврилов
Спорт

Новости партнеров