Новогодний сюрприз нового начальника ГАИ РТ: «Количество камер сократим, но...»
Откровенное интервью «Реальному времени» преемника Рифката Минниханова — полковника полиции Ленара Габдурахманова. Часть I.
Четыре месяца назад пост главного госавтоинспектора Татарстана неожиданно для многих занял 36-летний Ленар Габдурахманов. Выходец из семьи военных, суворовец, человек, начинавший службу в Госавтоинспекции простым инспектором полка дорожно-патрульной службы. В неформальной беседе с журналистом «Реального времени» новый начальник управления ГИБДД МВД по РТ рассказал о грядущем сокращении числа камер фотовидеофиксации, мини-«тоннелях» для подчиненных и своем путешествии за рулем буксируемой машины через полстраны. А еще посоветовал всем водителям купить видеорегистратор и признался в правонарушении.
Первая «семерка» и «рекорд» на «Ниве»
— Ленар Ринатович, наверняка водителям и пешеходам будет интересно узнать, сколько лет вы за рулем и помните ли первую машину?
— Конечно, помню. В 1999 году я сел за руль «Жигулей» седьмой модели. Очень я эту машину любил и навсегда ее запомнил. В том же году я пришел в ГИБДД и 1 сентября приступил к службе на КПМ «Кольцо» на челнинской трассе.
— А колесить по стране и попадать в непростые ситуации как водителю приходилось?
— Мое первое длительное путешествие на служебном автомобиле было в 2001 году — в августе мы на семи бронированных «Нивах» отправились в командировку в Северо-Кавказский регион. Сводный отряд в 42 человека провел в Гудермесе три месяца. А когда поехали обратно, в моем автомобиле сломалась коробка передач. И вот мой напарник вез меня на тросе почти 2 тысячи км от города Кочубея в Дагестане сюда. И сжег я за это время всего 46 литров бензина!
А вообще, в работе всякое бывало. Я начинал службу в трассовом подразделении. А трасса — это то место, где ДТП, в силу скорости, бывают довольно-таки тяжкими, и зимой, вот как сейчас, случаются бураны и метели, дорогу переметает и нам, инспекторам, приходится оставаться на трассе и на ночь вместе с водителями, обеспечивать им проезд.
«И тут снег пошел — падает на лицо ребенку и не тает»
Врезалась в память одна из трагедий на трассе. 2 января 2011 года поступило сообщение об аварии с одним погибшим на федеральной дороге М-7 (Москва — Уфа). Приехали, начали заниматься, поступает еще одно сообщение: оказывается, рядом с нами еще одна авария и там несколько погибших. Прибыли, фиксируем — на месте ДТП погибли двое взрослых. Рядом с дорогой ходит женщина с четырехлетним сыном на руках — туда-сюда. Моему сыну тогда столько же было. Оформляем документы, и тут один очевидец сообщает, что водитель говорит, что четырехлетний ребенок, оказывается, тоже погиб, но мама не желает этого осознавать. И тут снег пошел — на лицо ребенку падает и не тает. Это очень страшно…
Потом я узнал, они очень долго, лет восемь, ждали этого ребенка, даже через процедуру ЭКО прошли. Но в тот день мама ехала в машине на заднем сиденье и взяла ребенка на руки. Хотя рядом было детское кресло. Когда произошел удар, она невольно своим весом ребенка придавила. На место аварии приехал отец ребенка, кое-как забрал тело, а его жена потом пыталась еще броситься под машину.
Пользуясь случаем, хотелось бы сказать взрослым: пожалуйста, смотрите за детьми! Потому что с начала года в Татарстане уже 12 погибших детей, восемь из них — это пассажиры. То есть они сами правил не нарушали. Пятерых из этих погибших перевозили с нарушениями. Разве есть что-то дороже, чем жизнь ребенка?
Пользуясь случаем, хотелось бы сказать взрослым: пожалуйста, смотрите за детьми! Потому что с начала года в Татарстане уже 12 погибших детей, восемь из них — это пассажиры
Гаджеты и водка
А всего в этом году, за 11 месяцев, на дорогах республики погибли 404 человека. На 1 декабря их было 403, но 2 декабря, к сожалению, скончался молодой человек, пострадавший в ДТП 11 ноября в Мензелинском районе.
— По сравнению с прошлым годом, погибших больше?
— Нет. На 56 человек меньше. Но есть так называемые тяжкие ДТП, аварии с большим количеством жертв. Все они у меня на памяти. Тюлячинский район ( столкновение Hyundai с микроавтобусом Сitroen 26 июня 2016 года, — прим. ред.) — 8 погибших сразу же. Другое ДТП, с пятью погибшими, на Спасской трассе (Kia Rio врезалась в бензовоз, а затем в ВАЗ-2115 на встречной полосе 12 июня): молодожены поехали в свадебное путешествие, дорога там шикарная, я сам выезжал на место происшествия и позже просматривал видеорегистратор.
К сожалению, у нас все больше ДТП происходит из-за невнимательности водителей. Мы очень много отвлекаемся от управления. На той записи видно: едет автомобиль ровно за бензовозом, и в какой-то момент просто начинает выезжать на встречную полосу, то есть никого он не обгоняет… Мы могли бы предположить, что человек заснул, но на записи слышно — водитель с пассажиром разговаривают. Мы предположили, что управлявший автомобилем молодой человек потянулся куда-то за телефоном. И из-за этого погибли пять человек.
Было схожее ДТП с тремя погибшими на северной объездной дороге, возле Чебаксы («Лада» столкнулась с фурой DAF 2 октября в Высокогорском районе — прим. ред.). Там тоже нельзя сказать, что водитель был утомленным. Он ехал в воскресенье из Сабинского района в Казань вместе с беременной женой и ее мамой. По регистратору смотрим: водитель едет прямо, а потом проезжает через разделительную полосу — на северной объездной она широкая и сталкивается с грузовиком на встречке.
Мы не ведем статистики, сколько ДТП происходит из-за того, что водителя что-то отвлекло. Но я хочу сказать: огромное количество сотовых телефонов, айпадов и всего остального очень мешает за рулем! Водители если не разговаривают, то пишут смс или за телефоном тянутся. А ведь человек, который едет им навстречу ни в чем не виноват! Он даже предположить не может, что там у вас в салоне. И даже если он будет ехать 60 км/ч, а встречный водитель со скоростью 80 км/ч, суммарная скорость при столкновении будет 140 — это как минимум серьезные травмы.
Ну и последнее ДТП — 25 ноября на трассе Сафоново — Помары. Директор фирмы из Екатеринбурга приехал в командировку сюда, снял квартиру в городе Волжске и со своей пассажиркой поехал в Казань показать ей город. А перед этим выпил. И вот представляете, пьяный, на дорогом джипе Toyota Land Cruiser Prado, он проехал по территории нашей республики каких-то десять километров, выехав со стороны Волжска. И убил пятерых жителей Марий Эл, а его пассажирка от удара ребенка потеряла на шестом месяце беременности. И вот этот пьяный водитель столько жизней перечеркнул. А ведь ребята из Марий Эл в пятницу возвращались к себе домой, ничего абсолютно не нарушали, на машине была зимняя резина, все были пристегнуты. Среди них лишь один был 1964 года рождения, остальные — молодые парни 25—30 лет.
— Сейчас он под стражей?
— В тот же день был задержан, возбуждено уголовное дело по части 6 статьи 264 УК РФ. Сейчас он находится в следственном изоляторе.
Огромное количество сотовых телефонов, айпадов и всего остального очень мешает за рулем! Водители если не разговаривают, то пишут смс или за телефоном тянутся. А ведь человек, который едет им навстречу ни в чем не виноват!
Авто как орудие преступления
— Как, по-вашему, серьезное ужесточение ответственности для пьяных водителей повлияло на ситуацию на дорогах?
— Судить можно по статистике. Количество ДТП по вине нетрезвых водителей погибших и пострадавших в них в Татарстане уменьшилось. В 2015-м было 497 таких аварий и 133 погибших именно по вине пьяных водителей, в этом году пока зарегистрировано 473 ДТП и 102 погибших. Вы только вдумайтесь в эту цифру — 102 человека!!! А статистика по раненым такая: в прошлом году было 654 человека, в этом году 614.
Вместе с тем, в этом году мы выявили около 16 тысяч пьяных водителей — на 500 человек больше, чем в прошлом году. В их числе и те, кто отказался от освидетельствования на алкоголь, а это тоже правонарушение. На полтысячи больше, с учетом того, что есть жесткие штрафы, лишение прав, а за повторное управление в нетрезвом состоянии теперь уголовная ответственность предусмотрена. За 11 месяцев было возбуждено 1 348 уголовных дел — именно за повторное управление в состоянии опьянения, по 794 уголовным делам суды уже вынесли решения. Но это только те, кого мы выявили и пресекли. А сколько еще не пресекли…
Детские перевозки — под контроль ГЛОНАСС
Еще было столкновение Volvo с грузовиком Scania (22 августа, Пестречинский район). И во всех — выезд на встречную полосу. А в июньском ДТП, где погибли восемь человек, участвовал и микроавтобус. Одним из важнейших наших направлений считаю именно работу по пассажирским перевозкам. Вы знаете, у нас есть перевозки регулярные и так называемые заказные, когда заказывают автобус, группа туда садится и начинает движение. К сожалению, иногда под личиной этих разовых, заказных поездок осуществляют перевозки регулярные. А так как это деятельность не лицензируемая, то отобрать лицензию у нарушителей невозможно. Мы, вместе с управлением государственного автодорожного надзора, проводим очень серьезную работу, рейды 1-2 раза в неделю. К примеру, в ноябре остановили автобус из Чувашии, который перевозил детей без соответствующего разрешения. Автобус был поставлен на стоянку.
— После недавней трагедии с перевозкой детей в Ханты-Мансийском округе по всей стране начались новые проверки таких перевозок. По Татарстану уже есть первые результаты?
— Перевозка детей, школьников у нас в Татарстане — на особом контроле, в том числе у правительства республики. По решению правительственной комиссии, все 727 школьных автобусов республики должны быть подключены к системе ГЛОНАСС. В Минтрансе РТ установлена диспетчерская служба, которая как раз мониторингом по системе ГЛОНАСС занимается. И каждый день каждый автобус, который уходит на линию, данной службой контролируется. Естественно не без участия сотрудников ГИБДД. Так вот, если к началу августа при проверке порядка 100 автобусов в этой системе «не читались», то сейчас недоступны только 10. Ну вы понимаете, это техника, бывают проблемы со связью, с оборудованием.
Нарушения есть. В сентябре в Менделеевске водитель школьного автобуса перевозил детей в состоянии алкогольного опьянения. С утра, как положено, прошел осмотр медика, отвез детей, а в обед, с его слов, выпил стакан водки и повез школьников обратно. К сожалению, такие факты есть, и мы их выявляем. Но это исключение из общих правил.
Отсутствие трагедий — это результат планомерной работы. Напомню, организованная перевозка детских групп на дальние расстояния регламентирована постановлениями правительства РФ №1177. Есть приказ в части выделения сопровождения таких автобусов, заявка должна подаваться за 10 дней до поездки. Но я хотел бы сказать, что выделение машины сопровождения ГИБДД — не панацея. Должен быть целый комплекс мероприятий.
Я не идеальный, но антирадара у меня никогда не было
— Вы сказали, что гаджеты в машине мешают водителю, а чего в ней, по-вашему, иногда не хватает?
— Я рекомендую всем водителям в обязательном порядке оснастить свой автомобиль видеорегистратором. С помощью записи с регистратора участника или свидетеля аварии, во-первых, можно установить весь механизм ДТП. Ведь показания бывают довольно-таки противоречивые, иногда невозможно даже понять, где именно был удар. А запись не переиграешь. Это очень помогает и в ДТП, где люди погибли, и когда предполагаемый виновник скрылся. Свидетели могут представлять данные регистратора даже анонимно — без вашего желания никто ваши данные не раскроет. Вы можете помочь в раскрытии преступлений. Будь то авария или уличный грабеж.
Кроме знака аварийной остановки, огнетушителя и аптечки в машине обязательно должны быть трос и теплые вещи. Потому что автомобиль — это все-таки техника, и она, бывает, ломается. Нужно, чтобы была возможность взять на буксир и оказать такую помощь другому
Что касается антирадара, то у меня в машине его никогда не было. Признаюсь, бывало, нарушал правила дорожного движения. Я не идеальный. Но антирадар никогда не использую. Потому что правила дорожного движения о том, что скорость в городе не должна быть больше 60 км/ч написаны не просто так, чтобы водителей замучить. Просто при большей скорости, вы абсолютно ничего сделать не сможете, если перед вами вдруг, внезапно, выбежит пешеход или выедет автомобиль. А у водителей сейчас такое мнение, что если наказывают при превышении скорости на 20 с лишним км/ч, а ты едешь 79 км/ч, то ничего будто не нарушаешь. Это мнение ошибочное! Вы уже нарушаете правила дорожного движения, превышаете скорость на 19 км/ч, и если что-то произойдет, и экспертиза подтвердит эту скорость, то именно вы будете признаны виновным в ДТП.
Еще считаю, что кроме знака аварийной остановки, огнетушителя и аптечки в машине обязательно должны быть трос и теплые вещи. Потому что автомобиль — это все-таки техника, и она, бывает, ломается. Нужно, чтобы была возможность взять на буксир и оказать такую помощь другому. А если движение невозможно, то было бы здорово в ожидании аварийных служб не замерзнуть. В моем багажнике теплая одежда есть всегда — пуховик и валенки.
Один «Полискан» дороже «Крис-П» в 4 раза
Что касается видеокамер, это наша любимая тема, особенно в РТ. На данный момент у нас 1 212 камер автоматической фотовидеофиксации. Из них 358 — передвижные, остальные — стационарные. Хочу сказать, что количество камер в Татарстане увеличиваться не будет. Мы сейчас делаем акцент не на количество, а на качество. Количество передвижных приборов к началу 2017 года сократим до 285. Будем менять устаревшие приборы на более современные и функциональные. Ведь сейчас основной прибор «Крис-П» берет только одну полосу дороги и, к сожалению, дает сильное излучение. Антирадар принимает это излучение, водитель жмет на тормоз, проезжает участок и гонит дальше. А мы приходим к тому, чтобы приборы были лазерные и на антирадар не действовали. Ведь если стоит знак «70» в том или ином месте — кто-то тут в аварию до тебя попадал, и именно из-за превышения скорости. Поэтому, сбавь, проедь нормально, и никакие приборы тебе не будут страшны, и никогда ты штраф не получишь.
Лазерные фиксаторы уже есть в приборе «Полискан». Засечь его антирадаром невозможно в принципе. А еще «Полискан» позволяет охватывать сразу четыре полосы дороги и задавать порог скорости с учетом габаритов транспорта — 111 км/ч для легковых автомобилей (при разрешенной скорости движения на трассе 90 км/ч) и 91 км/ч для грузовиков и автобусов (при разрешенной скорости движения — 70 км/ч). С помощью «Крис-П» мы этого делать не могли. А ведь несущийся с огромной скоростью грузовик представляет из себя огромнейшую опасность. Как и автобус.
В казанской зоне используется четыре «Полискана», по одному в Челнах и Альметьевском районе. Каждый такой прибор — в четыре раза эффективнее, чем «Крис-П». Закупать их начали в этом году. Задача — со временем заменить старые модели новыми. Нам нужно качество. И главное, что «Полискан» заточен под общеполицейские функции. У него есть GPS-навигатор и данные с него передаются в наш центр обработки данных (ЦОД). Мы всегда можем посмотреть машины, которые в принципе мимо этих приборов проезжали. А еще можем произвольно менять точки расстановки этих камер, чтобы ни водители, ни угонщики, ни все остальные никак не смогли их объехать. Ведь любая стационарная камера сразу же появляется в навигаторах и водителя предупреждают о ней. А теперь представьте, что водитель за рулем не знает, где и когда его скорость могут замерить — надеюсь, приучим ездить с разрешенной скоростью по всей дороге, а не по отдельным участкам.
Друзья знают: нарушил ПДД — мне лучше не звонить
— Рифкат Минниханов, уходя, сказал, будто хомут снял. Как на его месте, чувствуете, что возросла нагрузка? Может, и звонки пошли от знакомых и vip-нарушителей с просьбами «решить вопрос»?
— У меня работа усложняется двумя моментами. Первое — мне этот пост доверили министр и Рифкат Нургалеевич, и я просто права не имею подвести. Чисто по-человечески. Второе, а может быть, и это первое — то, что знамя Татарстана, МВД и Госавтоинспекции республики надо нести очень высоко, ни в коем случае не опускать. Потому что слава и гордость за нашу татарстанскую полицию она во мне очень глубоко. И мы на фоне всей России, как полиция, так и Госавтоинспекция Татарстана, в лидерах по многим направлениям. И надо это лидерство удержать. Ну, а потом, естественно, двигаться дальше.
По второму вопросу скажу, что в ГИБДД я пришел не с 8 августа 2016 года, а в 1999-м. И все мои знакомые и друзья знают: если один из них нарушил ПДД — мне лучше не звонить. Потому что я все наоборот сделаю. У меня принцип, что мои друзья и знакомые должны быть эталоном для других, как нужно ездить! Если они нарушают ПДД, другие это видят, знают, что это мои знакомые, и считают — значит, дозволено. По ним обо мне судят. Поэтому нарушил — будь любезен ответь. Месяца 2-3 назад товарищ, с которым мы вместе учились в Суворовском училище, позвонил, сказал, что у него перегруз на «КАМАЗе». Спросил: «Что делать?» Я сказал: «Машина будет поставлена на стоянку». Так и случилось, машину у него закрыли. Но в следующий раз он поехал уже без нарушений и проблем не было.
В этом году я, к сожалению, один раз нарушил правила. Но я воспользовался, как и все граждане, правом скидки 50% и в течение 20 дней штраф оплатил
Мини-«тоннель» на парковке ГИБДД
— Вы упомянули о том, что не идеальный и признались в нарушении правил. А главному автоинспектору тоже штрафы приходят?
— Конечно. В этом году я, к сожалению, один раз нарушил правила. Но я воспользовался, как и все граждане, правом скидки 50% и в течение 20 дней штраф оплатил. Превысил скорость. Не без греха. Честно признаюсь.
— А своих подчиненных за нарушение скоростного режима ругаете?
— За превышение скорости в ГИБДД наказывают не только в административном порядке. Если человек на служебном транспорте дважды за месяц нарушил ПДД — с транспорта его снимают. А если были нарушены и правила дорожного движения, и условия несения службы — предусмотрена дисциплинарная ответственность. У нас очень строго с этим. ГИБДД совместно с оперативно-розыскной частью собственной безопасности МВД по РТ и руководством отделов проводит работу по выявлению полицейских, нарушающих ПДД. Мы вот у себя на парковке ГИБДД даже сплошные проверки проводим. Когда с утра инспекторы и сотрудники управления на работу приезжают — с трех сторон выставляем экипажи и начинаем.
В последний раз такая операция проходила в ноябре. Выяснилось у кого-то просрочена страховка. Двое фары не включили, пока ехали. Без ремней безопасности, очень радует, никого не было — все были пристегнуты. Слава Богу, это нарушения небольшой тяжести. Но люди должны знать, что и этого допускать нельзя. Потому что мы должны быть примером. Мы не имеем права людей наказывать, если нарушаем сами.
Продолжение следует.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Габдурахманов Ленар Ринатович
- Родился 25 августа 1980 года в г. Казани.
- В 1997 году окончил Казанское Суворовское военное училище, в 2002 году — Казанский юридический институт МВД России.
- В органах внутренних дел — с 1997 года.
- С 1999 по 2004 гг. — инспектор ДПС, командир взвода ДПС полка ДПС ГИБДД МВД по Республике Татарстан.
- В 2001 году во время служебной командировки на территории Северо-Кавказского региона выполнял задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Ветеран боевых действий.
- С 2004 по 2015 гг. — командир батальона ДПС полка ДПС ГИБДД МВД по Республике Татарстан.
- Руководил сводным отрядом ДПС ГИБДД МВД по Республике Татарстан в рамках работы по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.
- С 2015 по 2016 гг. — начальник отдела дорожно-патрульной службы и взаимодействия с правоохранительными органами УГИБДД МВД по Республике Татарстан.
- С октября 2016 года — начальник УГИБДД МВД по Республике Татарстан.
- Награжден медалями МВД России «За доблесть в службе», «За отличие в службе» III и II степени, нагрудным знаком «За отличие в службе ГИБДД» II степени, «Почетный сотрудник МВД по Республике Татарстан», «За отличную службу в МВД по Республике Татарстан». Имеет почетную грамоту МВД России, почетную грамоту МВД по Республике Татарстан и благодарность МВД по Республике Татарстан.
- Женат, воспитывает сына.