Новости раздела

Казанских школьников научат обращаться с деньгами

С нового учебного года в татарстанских школах начнут преподавать новый предмет — основы финансовой грамотности

Глобальных изменений в учебной программе не последует. В зависимости от решений директоров школ, а они обладают полномочиями самостоятельно формировать 30% учебной программы, модули по финграмотности будут либо включены в уже существующие предметы, например, в «Обществознание», либо в школах будут введены факультативы. Обучение несовершеннолетних азам финансовой грамотности является частью масштабного совместного проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Хорошему не научат

Для начала — немного цифр. Согласно исследованию Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), которое партнеры Минфина, в частности, НИУ ВШЭ, привлекали к разработке обучающих программ, 73% семей не видят необходимости привлекать ребенка к планированию бюджета (при этом 77% российских семей семейный бюджет вообще не ведут). Только в каждой третьей семье старшее поколение регулярно обсуждает со своими детьми вопросы, связанные с деньгами. При этом в исследовании отдельно отмечается, что под «обсуждением финансовых вопросов» чаще всего понимаются общие рекомендации из разряда «надо меньше тратить и больше экономить».

Не имеют сбережений 60% экономически активных россиян. 47% населения тратят все свои доходы на насущные нужды. А те, у кого сбережения имеются, хранят их дома в наличной форме.

30% опрошенных экспертами НАФИ свято верят, что ежемесячные платежи по кредитам могут составлять 40 и более процентов в бюджете семьи без угрозы ее финансовому благополучию. Наконец, 49% населения не знает, что такое кредитная история.

Приведенная статистика прямо свидетельствует о том, что в большинстве случаев представители поколения мам/пап и бабушек/дедушек (последние, кстати, в меньшей степени) вряд ли могут научить своих детей основам финансовой грамотности.

В этой ситуации единственным источником финансовых знаний для подрастающего поколения может стать школа (в этом же ряду стоят колледжи, техникумы и лицеи).

— Учреждения довузовского образования — это единственный сколько-нибудь эффективный канал донесения до населения, сначала до детей, а потом и до их родителей, знаний о финансовых стратегиях, рынках и инструментах, — говорит вице-президент российской Ассоциации региональных банков, главный редактор портала Finversia.ru Ян Арт. — Если уроки финансовой грамотности будут введены в средних общеобразовательных заведениях даже факультативно, информация будет доведена до учеников фактически гарантированно.

Игры разума

Программы повышения финансовой грамотности детей и подростков сегодня запущены во многих странах. Их менторами одинаково часто выступают как государственные институты (к примеру, Национальный банк в Польше), так и коммерческие структуры (Merrill Lynch, Wells Fargo, Charles Schwab) и общественные организации (CYFI).

Одним из ключевых условий успешности подобных программ считается наличие конкретных финансовых продуктов и инструментов для данной возрастной группы. К примеру, в Сингапуре DBS Bank банк открыл специальное отделение, обучающее молодежь основам финансового планирования. Голландский Rabobank предлагает молодым людям в возрасте от 12 до 18 лет открыть счет и управлять им с помощью мобильного приложения или личного кабинета в интернет.

В России участие коммерческих структур в финансовом образовании подрастающего поколения пока, в основном, ограничивается выпуском просветительской литературы и организацией тематических игр. В частности, на территории московского Центрального детского магазина ВТБ-24 открывал специальный детский банк в городе профессий КидБург: попадая в город, дети первым делом отправлялись в банк, где меняли свои сертификаты на специальную валюту, которую можно было использовать в других игровых зонах центра. Похожий опыт есть и у Сбербанка: в расположенном в Москва-Сити детском городе профессий «Мастерславль» банк открывал свое «детское» отделение.

Опыт приобщения детей к финансовым продуктам и услугам, причем уже практический, есть и у Татарстана: в 2014 году MasterCard совместно с Министерством образования и науки Татарстана и «Ак Барс» Банком запустил проект «Карта школьника», в рамках которого учащимся нескольких школ были выданы банковские карты с бесконтактной технологией оплаты MasterCard (учащиеся начальной школы получили такие карты в браслетах), выполняющие сразу несколько функций — платежного инструмента (при этом с карты нельзя снять наличные), проездного билета и средства личной идентификации ребенка. Кроме того, карта предусматривает получение скидок по программам лояльности. Эксперты НАФИ говорят, что это едва ли не самый успешный опыт в стране приобщения детей с ранних лет к современным средствам оплаты в частности и финансовой грамоте.

В прошлом году образовательный проект для школьников запустила, наконец, и Москва. Азы финансовой грамоты дети постигают по выпущенному издательством «Просвещение» учебно-методическому комплекту «Основы финансовой грамотности», подготовленному по инициативе и при активном участии Банка России. Однако школ, в программу которых включен курс финансовой грамотности, на всю Россию несколько десятков.

Все по-взрослому

Куратором реализации нынешнего проекта повышения финансовой грамотности в сфере довузовского образования Минфин выбрал, как уже отмечалось, НИУ Высшая школа экономики. Профессор факультета экономических наук ВШЭ, руководитель федерального методического Центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования Николай Берзон рассказал «Реальному времени», что обучение по программе в рамках проекта пройдут не менее 12,5 тыс. педагогов по всей стране.

— Региональные методические центры, на базе которых и будут обучаться учителя, созданы в 15 регионах, в том числе, в Татарстане — у вас в республике он базируется на базе Казанского федерального университета, — поясняет профессор.

«Вышка» уже подготовила методические материалы для педагогов, а также учебные пособия для детей. Все они выложены на сайте федерального методического Центра по финансовой грамотности системы общего. Кроме того, там же вывешен и курс видеолекций общей продолжительностью 32 часа. Так что желающие могут приступить к обучению, не дожидаясь начала нового учебного года.

Обучать подрастающее поколение приемам обращения с деньгами планируется с младых ногтей — учебные пособия разделены на следующие возрастные и «профессиональные группы»: материалы для учащихся 2—4 классов, 5—7-х, 8—9-х, 10—11-х классов, а также для учащихся старших классов с математическим и юридическим уклоном. Помимо этого, сайт центра предлагает всем желающим ознакомиться с учебными материалами для учреждений среднего профессионального образования, а также для воспитанников детских домов и школ-интернатов.

Например, самым маленьким (на изучение финансовой грамотности в младшей школе планируется отвести всего 32 академических часа — 16 часов во вторых-третьих классах, еще 16 — в четвертых) предлагается узнать, что такое деньги и откуда они взялись, откуда деньги берутся в семье, как можно их сберегать и т. п. Среди вопросов, на которые по итогам изучения курса придется ответить младшеклассникам, в частности, такие: кому банк платит проценты и как называется доход акционера. Есть и задачи. Ребенку, к примеру, предлагается вычислить, сколько денег семья тратит на покупки, если при доходах в 60 тысяч рублей она умудряется отложить что-то в банк, при этом ее расходы в пять раз больше объема сбережений.

Ученикам 8—9 классов, предлагается, в частности, объяснить, почему нельзя считать банковскую карту деньгами и почему при дефляции в проигрыше остаются и компании, и частные домохозяйства.

В старших математических классах вообще все по-взрослому. По окончании курса школьник, в частности, должен знать, какой проект выгоднее при одинаковом потоке расходов: приносящий неограниченное время 200 млн рублей ежегодно или дающий доход только два года (в первый год — 1 млрд рублей, во второй — 2,5 млрд рублей). Или вот еще задачка: стоит ли покупать дисконтную облигацию компании «Доставка арбузов» номиналом в тысячу за 950 рублей, если до погашения осталось полгода, а ставка процента по депозитам в надежных банках составляет 8% годовых (проценты при это начисляются ежемесячно)?

Научить ученого

— Одним из слагаемых успеха проекта является поддержка администрации регионов, в которых мы его запускаем, — говорит Берзон из Высшей школы экономики. — По большому счету, приказать директорам школ ввести в программу модули по финансовой грамотности мы не можем — это дело добровольное.

В Татарстане, надо полагать, сопротивления со стороны директоров школ, техникумов и ссузов не предвидится: куратором минфиновского проекта (причем в целом, а не только его «детской» части) в республике является Министерство образования и науки; в других регионах ответственными за реализацию проекта поставлены региональные финансовые ведомства.

— Работа с людьми для Минфина непривычна, а для нас — вполне, — комментирует первый заместитель министра образования и науки РТ Андрей Поминов. — При этом мы работаем в тесной координации не только с главным финансовым ведомством республики, но и с Нацбанком — там за реализацию проекта отвечает один из заместителей председателя банка.

По информации Поминова, в том или ином виде — в ходе классных часов, факультативов или будучи «вшитыми» в обязательные предметы — модули по финансовой грамотности уже даются в 15—20% татарстанских школ. С будущего учебного года их количество будет существенно расширено.

Региональные методические центры, которым поставлена задача обучать учителей, уже созданы в 15 регионах РФ, в том числе, в Татарстане — он развернут на базе Казанского федерального университета.

По информации профессора Института управления, экономики и финансов, руководителя центра КФУ, доктора экономических наук, заведующего кафедрой налогообложения Айдара Туфетуллова, контракт на обучение педагогов заключен между Некоммерческим фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов, выступающим в качестве заказчика, и консорциумом в составе НИУ ВШЭ, РАНХиГС и Фонда «Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара».

— В 2016—2018 годах обучение в центре должны пройти не менее полутора тысяч педагогов: 500 учителей из Казани, остальные — из районов республики, — уточняет Туфетуллов. — Курсы стартовали 7 ноября, и к настоящему времени обучение успели пройти три группы общей сложностью 106 учителей (все из Казани).

Каждое образовательное учреждение в зависимости от своих возможностей будет самостоятельно решать, с какого уровня и с какого класса начинать обучение финансовой грамотности, однако руководству школ рекомендуется все-таки соблюдать принцип преемственности.

В середине списка

Начиная с 2012 года в рамках Международной программы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводится исследование уровня финансовой грамотности 15-летних школьников (в России исследование проводится в рамках все того же проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения»). Всем школьникам задаются одни и те же вопросы, при этом, как правило, они не касаются знаний о каких-либо финансовых инструментах — речь идет о базовых понятиях, в том числе, о необходимости финансового планирования в семье.

Традиционно в исследовании принимают участие порядка 30 тысяч школьников из 18 стран, на долю которых суммарно приходится 40% мирового ВВП. Из года в год РФ занимает место в середине списка. Так, по результатам исследования 2015 года Россия заняла 10-е место, при этом на 9-м месте оказались США, на 11-м — Франция. То есть на общем фоне мы смотримся не так уж и плохо. Однако стремиться есть куда: столь же традиционно лидерами рейтинга становятся школьники Шанхая — при среднем значении шкалы оценки образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), используемой при составлении рейтинга, в 500 баллов, школьники из Шанхая набрали 603 балла. Показатель России при этом — 486 баллов.

Татьяна Колчина

Новости партнеров