Новости раздела

«Татароведение и татаристика — и есть по сути востоковедческая отрасль...»

В своей колонке для «Реального времени» известный востоковед Лариса Усманова поддержала коллегу из Москвы старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Ларису Черникову и также бьет тревогу по поводу затеянной федеральным минобразования реформы востоковедения. Причины, по ее мнению, могут быть разные: с одной стороны, недовольство властей критикой ученых-востоковедов общего курса страны, с другой — жажда заполучить здание в центре Москвы. Если произойдет отказ от направления, в опасности окажется и казанское востоковедение, которое стояло у истоков зарождения этой науки.

Востоковедение и регионоведение — в чем разница?

Министерство образования РФ планирует отказаться от специальности «востоковедение». Насколько известно по слухам, минобр планирует перевести эту специальность под название «регионоведение». Якобы, как на Западе и во всем мире (о том, как у нас пытаются внедрять западные стандарты, я уже говорила в своей статье). Но мы открываем веб-сайты известных университетов мира и видим, что наряду со специальностью «регионоведение» (с экономико-географическим и социологическим уклоном в обучении — Area Studies) сохраняется специальность «востоковедение» (Oriental Studies). В чем различие?

Давайте вспомним, откуда пошел сам термин «востоковедение». Западно-европейская цивилизация, к которой причисляла себя и Россия со времен воцарения Романовых, в своем движении на Восток выделила науки, связанные с понятием «Восток» (и здесь имеется в виду не только региональный аспект), в понятие «востоковедение». В 1978 году вышла работа Эдварда Саида «Ориентализм», в которой этот термин подвергся критике как оправдание западного колониализма на Востоке. С тех пор наряду с процессами интеграции в мире и возникновением «регионоведения» как толерантного ответа на данную критику «востоковедение» сделало упор на познание древних восточных языков и познание восточной культуры как многовекового феномена, что, понятно, в рамках «регионоведения» сделать невозможно. Ибо понятие «регион» в силу исторических пертурбаций географически довольно сложно определить, а принадлежность той или иной страны к культурам и цивилизациям дает более полное понимание их развития. К сожалению, учитывая историческую значимость «востоковедения» для истории России, отсутствие научной и общественной дискуссии о необходимости существования или закрытия данной дисциплины наводит на мысль о других причинах, чем продекларированная минобром реформа, приведение к западным стандартам и т. д.

«Именно России в силу ее географического положения суждено быть интерпретатором и посредником между двумя цивилизационными направлениями развития мира. Отказываясь от «востоковедения» как отрасли науки, мы принципиально отказываемся от этой роли». Фото museuminspector.ru

«Одна из причин — заинтересованность в здании Института востоковедения РАН, находящемся в центре Москвы»

Возможно, это происходит потому, что именно среди ученых-востоковедов наиболее сильная критическая позиция к существующему внешнеполитическому и внутреннему курсу страны. То есть это некое продолжение борьбы с «инакомыслием». Пока были живы патриархи типа Примакова, посягательств на «востоковедение» не наблюдалось. Тем более это странно в тот момент, когда власть заявляет о духовном родстве с азиатскими и восточными соседями и когда критически не хватает специалистов по восточным странам.

Одна из причин может быть очень прозаическая — заинтересованность ФУМО в здании Института востоковедения РАН, находящемся в центре Москвы. Ради 30 серебряников продать и уничтожить часть российской истории? В то время, когда общество пытается найти опоры для поднятия патриотического духа и найти новые цели. Какая каша в головах сотрудников министерства образования относительно целей реформы в образовании и науке, каков их непрофессионализм — ярко показывает эта ситуация с закрытием специальности «востоковедение».

Я согласна с мнением Густерина о том, что «главное назначение востоковедения — осуществление обратной связи между восточным типом менталитета и типом западным. Востоковедение изначально было призвано объяснять миры восточных цивилизаций миру цивилизации западной». Это определение как раз подчеркивает особенность научного направления, которым Россия гордится по праву, ибо внесла в него огромный вклад. И именно России в силу ее географического положения суждено быть интерпретатором и посредником между двумя цивилизационными направлениями развития мира. Отказываясь от «востоковедения» как отрасли науки, мы принципиально отказываемся от этой роли.

«Всемирно известны достижения российских китаеведов, маньчжуристов, тангутоведов, японистов (один из них Сергей Елисеев стал первым европейцем, закончившим Токийский университет, и основал американскую школу японистики), индологов и буддологов». Фото japanblog.su (Сергей Елисеев в Японии,
1910/11 г.)

Казань у истоков востоковедения

Востоковедение в России началось с… Казани и Казанского императорского университета. Университетское преподавание восточных языков, введение которого предлагалось М.В. Ломоносовым еще в 1754 г., было введено с 1804 года именно на базе Казанского университета (с 1807 г.), а затем переведено в Петербургский университет (с 1819 г.). В 1818 г. в России было создано хранилище восточных рукописей и монет — Азиатский музей, ставший академическим востоковедным центром. Россия благодаря своему евразийскому положению стала основоположницей множества направлений в изучении как Ближнего, так и Дальнего Востока: всемирно известны достижения российских китаеведов, маньчжуристов, тангутоведов, японистов (один из них — Сергей Елисеев — стал первым европейцем, закончившим Токийский университет, и основал американскую школу японистики), индологов и буддологов. Простой пример: знаменитый китайский трактат Сыма Цяня «Исторические записки» так и не переведен окончательно и не издан на европейских языках, но начал издаваться в советской России, а последний том вышел совсем недавно, в 2010 году. Это уникальное мировое востоковедческое достижение принадлежит именно России.

Существует несколько востоковедческих школ — московская, санкт-петербургская, дальневосточная (Восточный институт во Владивостоке); можно говорить и о пока малоизученной харбинской (эмигрантской) школе. И в имперский период России, и в советский период востоковедение было самым элитарным направлением как в силу сложности изучаемых языков, так и принципиально иной от европейской и российской изучаемой культуры.

«И в имперский период России, и в советский период востоковедение было самым элитарным направлением как в силу сложности изучаемых языков, так и принципиально иной от европейской и российской изучаемой культуры». Фото Гуландам Зариповой

«Татароведение и татаристика и есть по сути востоковедческая отрасль»

Так как востоковедческую школу из Казани перевели в Санкт-Петербург в XIX веке, ее восстановлением озадачились лишь после распада СССР. В немалой степени с воссоздания татароведческого факультета началось и воссоздание тюркологии, китаеведения и арабских, мусульманских исследований. Ибо татароведение и татаристика и есть по сути востоковедческая отрасль, неправильно определять ее регионоведческой. Об истории, достижениях Казанской востоковедческой школы писал профессор Р.М. Валеев, не буду повторяться, можно найти его работы. Просто подчеркну, что за последние 20 лет было изучено и возвращено из эмиграции на родину огромное духовное наследие татарского народа, которое в советское время изучалось ограниченно либо идеологически ущербно. А также изучено и переведено большое количество древних рукописей на старо-татарском, арабском, персидском, тюркских языках, которые хранились в казанских архивах. Не говорю уж об археологических раскопках на территории Татарстана, Алтая, которые являются также частью востоковедческих исследований казанских ученых.

По сути, все только началось и набирает темпы своего развития. И снижение значимости одним только обесцениванием понятия «востоковедение» до «регионоведения» сильно препятствует дальнейшему развитию востоковедения в Казани. Наоборот, нужно выделять востоковедческое направление в приоритетное направление образования и науки, как это и планировалось делать в 90-е годы.

Лариса Усманова
Справка

Лариса Рафаэлевна Усманова — востоковед, регионовед-социолог.

  • Доктор социологических наук (диссертация «The Türk-Tatar Diaspora in Northeast Asia, Transformation of Consciousness. A Historical and Sociological Account Between 1898 and the 1950s (Тюрко-татарская диаспора в Северо-восточной Азии)», 2006).
  • Кандидат политических наук (диссертация «Безопасность в Северо-восточной Азии: Шанхайская организация сотрудничества», 2003).
  • Кандидат педагогических наук (диссертация «Формирование и развитие коммуникационных способностей журналиста в новых информационных условиях», 1999).
  • В 1992 году окончила Казанский государственный университет, факультет журналистики.
  • 1992—1996 гг. — аспирантура КГУ, кафедра педагогики.
  • 2001—2003 гг. — Университет Аояма Гакуин, факультет международной политики и экономики, магистратура «Международные отношения». Квалификация «социолог-международник (глобальные процессы)».
  • 2003—2006 гг. — Университет префектуры Симанэ, факультет регионоведения Северо-восточной Азии, докторантура, социология. Квалификация «регионовед (международник)-социолог».
  • Знает японский, английский и французский языки.

Новости партнеров