Новости раздела

«Правь, Британия!»: почему англичане скажут «ЕС»

23 июня в Великобритании состоится судьбоносный для нее референдум о выходе из Европейского союза

Несмотря на связанные с предстоящим завтра референдумом волнения, экономический обозреватель интернет-газеты «Реальное время» Альберт Бикбов спокоен. Его прогноз: референдум будет выигран сторонниками интеграции с Евросоюзом. А значит, и особых штормов на мировых финансовых рынках мы не увидим. Хотя жаль, ведь России раскол Евросоюза был бы стратегически выгоден.

Что такое brexit?

Brexit — британский референдум (это смесь двух слов Britain и exit), который пройдет 23 июня по вопросу возможного выхода Великобритании из Европейского союза (ЕС). Еще в прошлом году, победив на выборах и сформировав правительство, Консервативная партия пообещала провести референдум о членстве в ЕС. Вопрос серьезный и касается каждого — а значит, должен быть референдум. Надо сказать, что референдум вообще для Великобритании — экстраординарное событие.

В Великобритании за всю новую историю референдумов состоялось два. Первый — о вступлении в Европейское сообщество (прото-ЕС) в 1975 году. Второй — в 2011 г. —был технический: об изменении процедуры выборов в Британский Парламент. Экстраординарен референдум и для ЕС. Ни одна из стран-членов ЕС его не покидала. Но Гренландия, будучи заморской территорией Дании, после получения большей автономии в 1982 году проголосовала 52% голосов за выход. Так что выход был, но не страны как таковой.

Ставки, действительно, очень велики — и в Европе, и в мире все очень по этому поводу переживают.

Расслабьтесь, шторма не будет!

Но Brexit, которым нас так пугали в последнее время, похоже, не состоится. Об этом говорят не только котировки британской валюты, а они стали расти в последние дни.

Курс английского фунта стерлингов к доллару по состоянию на 20.06.2016:

Pound.PNG

Как видите, после падения на прошлой неделе английский фунт значительно укрепился (+3,5%), что означает уверенность инвесторов в том, что Brexit не состоится.

Более того, данные социологических опросов свидетельствуют о падении вероятности Brexit.

Данные на 16.06.2016 — вероятность Brexit составляла 42%:

16Brexit.PNG

Данные на 18.06.2016 — вероятность Brexit составляла уже 37%:

18Brexit.PNG

Как видите, вероятность падает. За то, чтобы остаться в ЕС, всемерно агитируют власти Великобритании и больше всех сам глава Британского Правительства Дэвид Кэмерон. Население запугивают крайне мрачными прогнозами: мол, в случае отделения прогнозируется снижение ВВП Велико­британии к 2020 году в пределах от 3 до 9,5%; па­дение основного фондового индекса FTSE на 15%; удорожание заимствований; сокращение экспорта на 10–15%; рост безработицы на 1,5–2 п.п.; серьезные пертур­бации на рынке финансовых услуг; обес­ценивание лондонской недвижимости и многое другое…

Президент Совета Европы Дональд Туск публично заявил: «Как историк я опасаюсь, что выход Британии может стать началом конца не только для ЕС, но и для всей западной политической цивилизации».

Уже сам президент США Барак Обама в своей статье, опубликованной 22 апреля в британской The Daily Telegraph под заголовком «ЕС приумножает мощь Великобритании в мире», уговаривал британцев остаться. Ранее американский лидер неоднократно выступал за сохранение британского членства в ЕС.

Аргументация достаточно серьезная и на британцев действует отрезвляюще. Не равен и политический вес вожаков общественных мнений.

Кто возглавляет лагерь противников Brexit? Ответ: глава Британского Правительства Дэвид Кэмерон, который потратил массу сил и времени на то, чтобы выторговать для Британии особые условия членства в ЕС, и теперь утверждает, что в составе ЕС Британия будет лучше, богаче и сильнее.

Кто возглавляет лагерь сторонников Brexit? Ответ: бывший мэр Лондона Борис Джонсон, который активно и громогласно утверждает, что вне ЕС Британии будет только лучше: прав больше, а торговать можно и со всем миром, а не только с Европой.

Силы лидеров не равны. Доходит даже до намеков о подготовке крупных фальсификаций в пользу противников Brexit.

Фактически brexit уже состоялся

Самое интересное, что еще 19 февраля этого года глава Британского Правительства Дэвид Кэмерон после нескольких месяцев переговоров заключил соглашение с Евросоюзом об особом статусе Великобритании.

Соглашение включает в себя три пункта:

  1. Британия вводит ограничение доступа к системе социального обеспечения для трудовых мигрантов из ЕС. В течение 4 лет со дня прибытия новые мигранты не будут получать никаких социальных пособий. Это означает, что тем, кто пожелает перебраться на туманный Альбион ради работы, нужно поднакопить деньжат или же сразу заручиться гарантией работодателя о немедленном приеме на работу с контрактом сроком не менее чем на четыре года.
  2. Великобритания, как известно, не входит в зону евро, а пользуется собственными фунтами стерлингов. Однако, по словам Кэмерона, его стране приходилось невольно участвовать в поддержке евро. Теперь же британская финансовая система обрела независимость от европейского Центробанка.
  3. Кэмерон выторговал для Британии право не участвовать в процессах евроинтеграции, если это противоречит интересам Британии.

По сути, глава Британского Правительства добился ровно того, за что борются сторонники выхода Великобритании из Евросоюза. Все эти пункты служат им аргументами в агитационной кампании. Спрашивается, не станет ли выход страны из ЕС лишь формальностью, если с февраля ее обязанности перед единой Европой будут сведены к минимуму?

Аргументы недовольных и выгоды сочувствующих

Так почему же некоторые британцы так хотят убежать из ЕС? Ведь цифра вероятности такого исхода в 37% — это очень много для народного мнения. Понятно, что преодолеть былой имперский комплекс «Правь, Британия!» как-то необходимо, ведь времена-то уже другие. Но память о былом величии все еще живет в британцах, а потому и лозунги суверенитета находят в их сердцах самый горячий отклик. Британцы, сторонники Brexit, высказывают и другие аргументы:

  • Мы заключим с ЕС такие же договоры, как у Норвегии и Швейцарии. ЕС заинтересован в нас не меньше, мы — пятая-шестая экономика мира. И еще подпишем договоры с Китаем, Индией, США — самостоятельно, без диктата евробюрократии.
  • Мы платим ЕС 13 млрд фунтов в год. Мы отдаем евробюрократам 350 млн фунтов каждую неделю. Давайте отдадим эти деньги нашему здравоохранению!
  • Трудовые иммигранты из ЕС являются нагрузкой на наше здравоохранение и социальную сферу, это в конце концов подорвет их. Давайте введем балльную систему для всех иммигрантов, как в Австралии!
  • Весь мелкий и средний бизнес — за нас! Его душат евробюрократы, регулирующие кривизну огурцов. Британцы освободятся от этих удушающих евронорм. И еще мы отменим НДС, и британский бизнес очень быстро компенсирует возможные потери.
  • Мы — великая нация и оплот демократии, а нами управляют сидящие в Брюсселе чиновники, которых мы не выбирали и которых мы не можем сместить. И вообще, эти там, на континенте, не собираются отказываться от идеи европейского супергосударства, в котором великая Британия просто растворится, станет одной из провинций.

Но, заключив очень выгодное для Великобритании соглашение с Евросоюзом об особом статусе Великобритании, глава Британского Правительства Дэвид Кэмерон уже, как показано выше, выбил почву под многими вопросами сторонников отделения. Кроме того, даже в случае провала Brexit Британское Правительство будет серьезно продолжать работать над «исправлением ошибок», а значит, сторонники Brexit хоть что-нибудь, да извлекут для себя. Игнорировать большой процент хоть и проигравших в Великобритании не будут — не те традиции.

Нам, в России, стратегически будет выгоден Brexit как очень сильный раскол Евросоюза. Потому что это — ослабление Европы, противостоящей России, в частности, по санкциям и прочим другим инструментам глобальной политической борьбы. Любой раскол в рядах соперников по мировой арене — благо, ведь тонкие игроки всегда стараются играть на противоречиях. Но пока, как видим, Brexit не состоится, а значит, надежды эти преждевременны.

Альберт Бикбов
Аналитика

Новости партнеров