Новости раздела

Альберт Валиуллов: «Цель — ввести самбо в программу Олимпийских игр 2024 или 2028 годов»

Исполнительный директор федерации самбо РТ раскрывает секреты этого вида спорта, подводит итоги спортивного года и делает прогнозы на будущее в эксклюзивном интервью спортивной редакции «Реального времени».

«Самбо есть даже в Иннополисе»

— Как сейчас самбо поживает в нашей республике, Альберт Дамирович?

— Сейчас у нас самбо занимается более 3000 человек. Это и спортивные школы, и студенческие команды, и спортивные клубы, секции по самбо, команды при университетах и институтах. В 17 районах Татарстана существуют отделения федерации самбо и наш спорт культивируется. Так что развиваемся массово и повсеместно, не забываем никого. В апреле команда по самбо появилась даже в Иннополисе, это первый вид спорта в городе после футбола и плавания. Там очень хороший спортивный зал, уже запланировали различные соревнования.

— Какие значимые успехи татарстанских самбистов вспомните в уходящем году?

— У нас есть призеры и победители первенств России и Европы. В категории до 23 лет победила Ангелина Воробьева из Чистополя, затем она взяла и Кубок России. В прошлом году первой была Александра Гималетдинова, студентка ПГАФКСиТ (Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и турзма — прим. ред.). Мария Шакирова из СК «Ак Барс» была третьей на Европейском первенстве. Инсаф Адбулрашидов — неоднократный чемпион страны по боевому самбо. Это самые большие успехи, что могу вспомнить за последнее время.

— А что важнее: массовый спорт или спорт высших достижений?

— Без массового спорта не будет и спорта высших достижений. Это напрямую взаимосвязанные вещи. Поэтому активно набираем детей для занятий в группы. Через массовость мы получим и профессиональных самбистов. Чем больше детей, тем больше конкуренция, чем больше конкуренция, тем больше шансов, что кто-то из наших ребят станет звездой. Открываем новые программы по развитию самбо, новые спортшколы. На днях у нас было селекторное совещание в кабинете министров, обсуждали концепцию «Самбо — в школу». Это мой проект, я на него ставлю большие надежды.

— И в чем же соль, основная идея?

— В том, что три урока классической физкультуры по программе ОФП — это много. Чересчур много. Это не приносит должного эффекта, ребятам надоедает заниматься, они устают, на уроках плохая посещаемость. Я же считаю, что половину курса нужно давать в игровой форме. Спорт — это лучший мотиватор. Когда дети соревнуются, на уровне инстинктов хочется доказать всем, что именно ты лучший. А самбо — это отличный вариант для общеобразовательной школы. В него включены все элементы других единоборств. Самбо развивает пластику и выносливость. Профессиональные тренеры самбо будут приходить и давать открытые уроки детям, с учителями физкультуры будут проводиться методические собрания. Таким образом, и самбо будет развиваться, и в школах физкультура «оживет», и ребята, девушки будут у нас крепкими, физически сильными. Экспериментально уже в некоторых школах так работаем.

«Сейчас у нас самбо занимается более 3000 человек. Это и спортивные школы, и студенческие команды, и спортивные клубы, секции по самбо, команды при университетах и институтах». Фото Романа Хасаева

«Это был год единоборств в Казани»

— Это был большой год для татарстанского самбо, прошел чемпионат Европы в Казани. Это помогает в вашем деле?

— Конечно же, помогает. Это был большой толчок, лучшая реклама для нас, которую можно только придумать. Многие только на европейском первенстве узнали о существовании самбо и повели своих детей в секции, после того как увидели, насколько это зрелищный и красивый вид спорта. Тем более наши ребята выступили, как всегда, успешно, подтвердив лидерство России. Когда смотришь на победы своих соотечественников, всегда берет гордость. Чемпионат Европы по самбо стал неделей праздника спорта в наше городе, соревнования мы провели на очень высоком уровне, планку снижать не намерены. Теперь думаем над тем, чтобы провести в Казани и мировое первенство. Поддержка московской федерации есть, теперь стоит заручиться поддержкой у нас, в Татарстане. Работа движется, это очень для нас важно. Ведь после проведения чемпионата по плаванию люди пошли плавать, а в этом году, помимо самбо, были чемпионаты по дзюдо, тхэквандо, кубок мира по тайскому боксу. Это был год единоборств! Воспитанники школ работали волонтерами, выступали с показательными встречами, это так зарядило и вдохновило их!

— Проблем с организацией не было? В СМИ высказывалось некоторое недовольство, насколько я помню.

— Без проблем не бывает никогда. Но, как говорит наш министр спорта Владимир Леонов, Казань поставила большие турниры на конвейер. Все знают что, где и как нужно делать, мы только курируем сверху и направляем. Поэтому и международная федерация, и делегации оставили только положительные отзывы. Спортсмены жили в деревне атлетов. Соревнования проходили в прекрасном Дворце единоборств «Ак Барс», построенном к Универсиаде. В Казани знают самбо, в Казани любят самбо, у нас умеют бороться и умеют организовывать чемпионаты абсолютно любого уровня и масштаба.

«Самбо в России это основа, база»

— Давно подмечено, что многие самбисты выступают и как дзюдоисты. Как часто эта практика работает в наших спортшколах? Возможно ли совмещение разных видов единоборств?

— Возможно, но это, скорее, редкость, хотя самбо во многом строится на принципах дзюдо. Что такое самбо? Это самооборона без оружия, как мы все помним. Это комплекс приемов из различных боевых искусств, поэтому самбисты вполне могут принимать участие и в соревнованиях по другим видам борьбы. К примеру, Беслан Мудранов (чемпион ОИ-16 по дзюдо — прим. ред.) является мастером спорта международного класса по дзюдо. Он выиграл юниорское первенство, был чемпионом мира и Европы, только потом он перешел в дзюдо. Но к Олимпийской медали он шел 8 лет, занимаясь исключительно дзюдо. Спортсмены выбирают себе направление и развиваются уже в рамках него, а если кто-то и помимо своего основного вида успевает собирать награды — это только плюс, всеми поощряется. А самбо в России — это база, основа. Уже более 80 лет наше самбо занимает первые места на планете. Наша страна — Родина этого вида спорта. Дзюдо же культивируется только последние 20—30 лет.

— Но, в принципе, возможность совмещения дзюдо и самбо присутствует?

— Да, если есть силы и желание можно биться и там, и там. Особенно это популярно у девушек. Виды спорта смежные, я сам имею статус мастера спорта как по самбо, так и по дзюдо. Но обычно тренера считают, что нужна специализация. Лучше быть только самбистом, но чемпионом мира. Тут у каждого своя правда.

— Вы говорите о девушках. Неужели должное развитие получает и женское самбо?

— Безусловно, почему нет? У нас была чемпионка Всемирной Универсиады — 2013, призер европейских первенств и мировых по самбо Анастасия Ковязина. Только недавно она завершила карьеру и перешла на тренерскую работу, сейчас учит юных самбистов в Тюлячах.

«Если есть силы и желание можно биться и в дзюдо, и в самбо. Особенно это популярно у девушек». Фото sambo-fias.org

— А вспоминая свою собственную карьеру, можете ли вы назвать ее успешной?

— Так или иначе, себя я зарекомендовал. Результаты у меня пошли с самых первых тренировок. Сразу был заметен, побеждал всех, кто был на спаррингах. Брал городские соревнования, РСФСР, всесоюзные по разным возрастам. Бился на чемпионатах Европы, мира. Были и медали, если кому-то и проигрывал, то лишь лучшим на планете. Очень обидно было трижды подряд проиграть Джейхуну Мамедову (7-кратный чемпион мира, сейчас является президентом федерации самбо Азербайджана). Я каждый раз был близок, мог его одолеть, но опыт, сила, удача помогали ему в концовках и победа оставалась за ним. Как закончил с большим спортом, стал тренером, работал в этой школе, в других. Потом стал работать в нашей федерации, в основном, курирую детский спорт. Вся жизнь — татарстанскому самбо. У нас многие так: все — кто в федерации, кто тренерами, судьями работает, все сами занимались самбо, все прошли через спорт, знают, что и как у нас устроено.

«Сначала был футбол»

— А чем вас лично привлекло самбо?

— До самбо я занимался футболом, но затем с другом пришел на самбо, попробовал побороться. Понравилось, у меня получалось. Решил остаться и вот уже 40 лет как кручусь в этом виде спорта. И сейчас тянет бороться, но травмы, возраст уже не позволяют. По-белому завидую участникам, у них-то все еще впереди, вся карьера.

— В прошлом месяце вы проводили так называемый Всероссийский день самбо. В чем была его суть, кто был инициатором праздника?

— 16 ноября 1938 года Спортивный комитет СССР подписал приказ о признании самбо официальным видом спорта. Именно с того дня российское самбо ведет свой спортивный отсчет, это была точка начала. В 2008 году с подачи Виталия Леонтьевича Мутко, президента всероссийской федерации самбо Сергея Владимировича Елисеева был организован в Москве и Петербурге первый такой праздник, дату выбрали не случайно — это связано, как я уже говорил, с традициями и историей этого вида спорта в нашей стране. На данный момент более 100 городов по всей России принимают участие в этом ежегодном празднике. Казань не исключение. На следующий год планируется 150 городов-участников. В рамках дня самбо проводятся межрегиональные турниры, подводятся итоги года, награждаются лучшие самбисты, тренеры, работники федераций. В этом году, кстати, награждали и СМИ, которые освещают наш вид спорта на постоянной основе.

— А в чем особенность данного первенства?

— Это Кубок Федерации самбо Республики Татарстан. Соревнования проходят уже 21 год. Турнир носит имя Анаса Габдуловича Шарафутдинова, воспитанника татарстанского самбо. Он сам тренировался здесь, в СК «Батыр». Выступал на всесоюзных и мировых первенствах, был мастером спорта международного класса. Затем стал тренером, был сооснователем татарстанской федерации самбо. Он и организовал первый турнир для детей Поволжья в Татарстане, курировал соревнования не один год. Сейчас его с нами нет, но дело его живо, мы продолжаем развивать детско-юношеское самбо, профессиональное самбо в Татарстане и Поволжье и будем развивать впредь. За столько лет про наш турнир узнали во всей стране, приехало 400 участников, здесь они берут разряды, на соревнования приезжают тренеры сборных команд, поэтому успешное выступление в Казани может стать для ребят путевкой в большой спорт.

«Вот уже 40 лет как кручусь в этом виде спорта. И сейчас тянет бороться, но травмы, возраст уже не позволяет. По-белому завидую участникам, у них-то все еще впереди». Фото mdms.tatarstan.ru

«Не все, что хорошо японцам, подойдет нам»

— Самбо как неолимпийский вид спорта уделяет ли внимание номенклатурным статусам мастера спорта, спортивных разрядов, нет ли желания установить собственную систему, как, допустим, в восточных единоборствах?

— Зачем? Система, организованная нашим министерством спорта, вполне рабочая и полезная, идет ранжирование спортсменов по их достижениям и заслугам, это дополнительный толчок, стимул к развитию. Несколько побед — и тебе дают третий юношеский разряд, подиум на региональных турнирах — второй. Победа на турнире имени Анаса Шарафутдинова может дать и старший юношеский разряд, поэтому спортсмены долго готовятся и ждут этого кубка. В самбо нельзя «перескочить» через ступень, все звания даются последовательно, это правильно, на мой взгляд. Мастер спорта, МСМК, ЗМС — это уже прерогатива больших спортсменов, регулярно выступающих за сборную команду России и выступающих успешно. Юниорам мы даем только КМС, и то в редких случаях, нельзя сразу же признавать молодежь состоявшимися спортсменами, иначе они остановятся и перестанут расти. Система «поясов», иные формы ранжирования борцов восточных единоборств — это часть их культуры. Но у нас своя культура, не все, что хорошо японцам, будет так же хорошо и нам.

— А что насчет олимпийских перспектив самбо, есть ли подвижки? Ведь было уже несколько попыток ввести самбо в программу Игр, но МОК пока их отвергал.

— Да, пока не все ладно на этот счет, но вместе с всероссийской федерацией, международной федерацией самбо мы поставили себе цель ввести самбо в программу Игр 2024 или 2028 годов. Спорт популярен во многих странах, у нас более 100 федераций на планете, почему же не включить тогда наш спорт в олимпийский список? Когда была Универсиада, спортсмены бились в «Татнефть-Арене». Приходило до 12 тысяч зрителей, это было нечто удивительное! Это будет большой победой для самбо. Есть надежда, скорее даже уверенность, что все получится

— Наверняка это важно с имиджевой точки зрения, с финансовой, ведь олимпийский статус сразу поднял бы престиж самбо?

— Да, вероятнее всего. Но и сейчас наша федерация получает достаточное финансирование. Вернее, достаточным оно не будет никогда, денег мало в спорте не будет, сколько бы ни вкладывали в него. А сейчас российское самбо — это как семья. Мы все вместе и держимся рука об руку. Если где-то есть проблемы, то совместно их решаем. Не слышал ни от одного президента федераций слов: «У нас много денег». Все просят об увеличении поддержки, ведь затрат много, необходима и поддержка школ, и поддержка сборных команд. Но самбо сильно единством, поэтому наш спорт будет жить в любом случае, но если найдутся щедрые спонсоры, то мы только «за», естественно.

— Завершая разговор, что, на ваш взгляд, главное в самбо?

— Главное в самбо — это вера в себя и в свой успех. Взаимоуважение, труд. Самбо — это наука, особая философия. Нужно полюбить самбо сердцем, воспринять душой.

Рустам Имамов
Спорт

Новости партнеров