Новости раздела

«Казань — невеселый крупный город, малоинтересный, с однообразными прямыми улицами и безвкусными домами»

Эксклюзивные выдержки из готовящейся к печати книги французского путешественника о нескромности татар, увлечении карточной игрой и смирных чувашах

«Реальное время» продолжает знакомить читателей с очерками французского путешественника Поля Лаббе, которые он написал в книге «По дорогам России от Волги до Урала» (1905 год). В начале 2017 года в издательстве «Паулсен» выходит сочинение на русском языке. Редактор готовящегося издания Игорь Кучумов предлагает нашим читателям очередной фрагмент этого труда (перевод с французского — Алсу Губайдуллиной).

«Татары не отличаются скромностью»

Пейзаж, открывающийся с борта судна на пути между Нижним Новгородом и Казанью, довольно скучный, чего не скажешь о творящемся на палубе парохода. А сколько интересного можно увидеть на остановках! В этих местах живут русские, татары, чуваши и черемисы (марийцы — прим. Кучумова)…

На пристанях Казанской губернии часто можно встретить чувашей, народ тоже довольно ярко выраженного финского типа. Они переняли одежду и привычки от русских, и потому их с ними часто путают. Смирного нрава, они стараются как можно меньше привлекать к себе внимание.

Татары, напротив, не отличаются скромностью. Их численность в этих местах доходит до полутора миллионов человек. Они хорошо сохранили свой расовый тип, почти не испытав влияния других народностей. Склонные к торговле, они живут в городах, сельские жители землепашеством не занимаются, а тоже промышляют торгом и ростовщичеством, добившись в этом превосходных результатов.

Казань встречает прибывающего в нее путешественника низкими и грязными берегами, на которых стоят на сваях почерневшие дома. У причала торговцы криками зазывают купить у них предметы религиозного культа, картинки, пирожные, хлеб, молоко, колбасу. Нищие и калеки демонстрируют всем свои ужасные язвы и раны. Экипажи, предлагаемые гостям города, кажется, попали сюда из далекого прошлого — настолько они разбиты, отвратительны и неудобны; кучера, судя по их чудовищной неопрятности, видимо, еще старше своих повозок. Вытерпев езду по усеянной рытвинами дороге и насмотревшись на огромную мрачную равнину, странник, в зависимости от погоды покрытый грязью или пылью, в конце концов прибывает в гостиницу, расположенную на главной улице (скорее всего, имеются в виду так называемые «меблированные комнаты» Александровского пассажа в самом центре города. Ныне это место ограничено улицами Кремлевская, Мусы Джалиля, Лобачевского и Дзержинского — прим. Кучумова).

Нескучная история «малоинтересной» Казани

Казань — город очень древний; известно, что он был разрушен в 1396 году князем Василием Дмитриевичем [Василий I Дмитриевич (1371—1425) — великий князь московский и владимирский с 1389 г. На самом деле Казань была полностью разрушена в 1395 (по другим данным, в 1399 г.) в ходе похода сына Дмитрия Донского, московского князя Юрия Дмитриевича (1374—1434 г., на булгар — прим. Кучумова], а после восстановления стал столицей татарского ханства, основанного Улу-Махметом [Улу-Мухаммед хан (Улуг Мухаммед, 1405—1445) — золотоордынский (до 1436), крымский (1437) и казанский хан (1438—1445), основатель (1438) Казанского ханств — прим. Кучумова]. Его преемники часто воевали с русскими и безжалостно преследовали христиан. Цари неоднократно пытались обеспечить защиту православия, и в 1552 году Иван IV взял город и захватил все ханство.

Казалось, что теперь жить в нем стало безопасно, но в 1774 году казак Пугачев, ставший известным на весь мир благодаря прекрасной повести Пушкина «Капитанская дочка», занял Казань и полностью разрушил ее. Сегодня она полностью восстановлена, пожары больше не грозят ее историческим памятникам, и теперь это довольно невеселый крупный город, малоинтересный, с однообразными длинными прямыми улицами и столь же безвкусными просторными домами, похожими на казармы.

Университет, знаменитый своими профессорами и ставшими известными выпускниками, с архитектурной точки зрения не менее убог. Кроме Казани университеты существуют в Петербурге, Москве, Варшаве, Одессе, Киеве, Харькове, Вильно, Дерпте, Тифлисе и Томске. Горожане любят хвастаться своей образованностью, и один русский автор утверждает, что в Казани увлеченно изучаются иностранные языки; по моим же наблюдениям, казанцы сегодня страстно увлечены не языками, а карточной игрой.

Казанский кремль был построен вышеупомянутым Улу-Махметом, но неоднократно разорялся и сгорал. Его современное состояние не представляет большого интереса. Широкую известность приобрела кремлевская башня Сююмбеке (Башня Сююмбике — дозорная (сторожевая) башня в Казанском кремле — прим. Кучумова). Согласно легенде, княжна Сююмбеке (Сююмбике (1516—1557) — правительница Казанского ханства в 1549—1551 гг. — прим. Кучумова), не сумев отстоять независимость своей родины и потеряв власть, бросилась с этой башни вниз. На самом же деле, Сююмбике умерла в московской неволе. Говорят, что под башней похоронен татарский святой, и из его черепа раньше бил чудодейственный ключ (по одному из преданий, башня Сююмбике была построена на месте могилы святого шейха, из черепа которого бил ключ. Этот так называемый Тайницкий ключ находился у подножия кремлевских стен. Считается, что во время осады Кремля в 1552 г. русскими войсками осажденные брали из этого родника воду. К роднику из крепости вел потайной подземный ход, который был взорван русскими войскам с целью лишить жителей Казани питьевой воды. К началу XX столетия родник находился в запущенном состоянии, а в 1954 г. в связи со строительством Куйбышевского водохранилища и вовсе был засыпан — прим. Кучумова). Мне захотелось проверить это, но каждый раз, когда я пытаюсь лично убедиться в каких-то чудесах, оказывается, что незадолго до моего приезда они закончились. А ведь я уже был готов поверить, что башня действительно относится ко временам Сююмбике (вопрос о дате постройки башни является дискуссионным: часть ученых датирует башню XVII—XVIII вв., некоторые — второй половиной XVI в., другие — до 1552 г. — прим. Кучумова).

После открытия Транссибирской железной дороги Казань оказалась несколько в стороне от международных торговых путей, но зато теперь она напрямую связана с Москвой, а сама дорога протянется до Урала. Комиссия Императорского русского технического общества недавно решила установить прямое железнодорожное сообщение между Санкт-Петербургом и сибирским городом Курган. Вскоре поезда свяжут Санкт-Петербург с Вяткой: решено пустить составы через Каму на юг, чтобы уже в ближайшее время соединить Москву и Казань с Уралом. Это приведет к дальнейшему развитию торговли в Казанской губернии, которая и без того уже немалая: в Казани, которая сегодня насчитывает приблизительно 150 000 жителей, производится большое количество кож, сукна, хлопчатобумажных тканей и мыла, на нее приходится значительная доля товарооборота в Закамье.

«Татарские женщины намного привлекательнее, чем кажутся на первый взгляд»

Мне неоднократно приходилось бывать в этом городе. Однажды я провел там больше месяца и завязал полезные знакомства с местными мусульманами. Татарский квартал (имеется в виду Старая Татарская (Старо-Татарская) слобода, которая располагалась в центре Казани, в южной части современной территории Вахитовского района города — прим. Кучумова) Казани все еще дышит стариной, на его пыльных улицах всегда полно бойких и жизнерадостных людей. Казанских татар нельзя считать некрасивыми. Они среднего роста и правильного телосложения, у них своеобразная походка, заключающаяся в естественности и изящности движений. Русский не может нести груз столь грациозно и непринужденно, как татарин. У татар широкая грудь, короткая шея, черные блестящие глаза, не слишком выдающиеся скулы, как правило, тонкие губы и жиденькая бороденка, которую они обычно бреют.

Татарские женщины намного привлекательнее, чем кажутся на первый взгляд, и они об этом знают: хотя религия запрещает им открывать лицо, когда мужа нет рядом, они могут украдкой показать его чужаку. Во всяком случае, я имел возможность убедиться в их красоте. Глаза у них обычно живые и с хитринкой, ресницы и брови накрашены. Зубы они чернят, а руки красят хной. Женщины занимаются домашним хозяйством и рукоделием. Они постоянно пьют чай, едят жирную пищу и сладости, от чего сильно толстеют и потому стесняются выходить на улицу. Но татары, как, впрочем, и русские купцы, любят упитанных женщин, напоминая мне нотариуса Аристида Фрессара (персонаж пьесы «Незаконный сын» (1858) — прим. Кучумова) из пьесы Александра Дюма-сына, который признавался:

— Да, моя жена толстая, но вы знаете, когда очень любишь женщину, чем ее больше, тем лучше!..

Татары носят белую или голубую рубаху, бедняки поверх нее надевают длинную безрукавку из зеленой или желтой китайки, а богатые — из яркого и пестрого шелка. Верхней одеждой является халат из бухарской ткани, на голове у них всегда маленькая шапочка (имеется в виду тюбетейка — прим. Кучумова), поверх которой уже настоящая шапка, иногда украшенная бобровым мехом. Головным убором мулл является белый тюрбан. Все татары-мужчины любят кольца, настоящие и поддельные драгоценные камни, украшенные бирюзой и аметистами пояса из металлических пластин, женщины питают к украшениям не меньшую страсть и носят на себе целую коллекцию колец, серег и ожерелий.

Игорь Кучумов, использованы иллюстрации с сайта testore.me

Новости партнеров