Сергей Рачков, «Татпроф»: «О Сергее Шнурове я узнал только после того, как посмотрел клип наших ребят!»
Для чего рабочие «Татпрофа» сняли клип-«ответку» «В Питере — пить, в Челнах — пахать» и как, растеряв половину кадрового состава из-за кризиса, компания намеревается расширять производство
В конце апреля группа «Ленинград» опубликовала клип «В Питере — пить», который сразу же стал хитом Рунета, вызвав, впрочем, неоднозначную реакцию со стороны властей (в частности, за «пропаганду алкоголя» и проч.). Позднее, чуть больше месяца спустя, некие неизвестные рабочие Набережных Челнов опубликовали клип-ответ Сергею Шнурову «В Питере — пить, в Челнах — пахать», который также вызвал бурление в Интернете. Позднее выяснилось, что написали песню и сняли клип рабочие «Татпрофа». В самой компании, пригласив СМИ на завод, накануне отрицали факт какого-либо финансирования, участия и вообще вирусной рекламы «Татпрофа». Корреспондент «Реального времени», попытавшись разобраться в ситуации, узнал у Рачкова-младшего, как просела алюминиевая отрасль, почему оборот компании упал в 2 раза, сколько людей пришлось уволить. А Рачков-старший нам рассказал о том, какие чувства вызвал у него клип Шнура.
Как в «Татпрофе» признавались в авторстве «ответки» Сергею Шнурову
Часть посмотревших челнинскую « ответку» оценили посыл и качество клипа положительно, другие — обвиняли в пиар-ходе со стороны властей и «комсомольцев», когда «заводы закрываются — людей увольняют». Из клипа только сведущий в челнинском производстве мог опознать цеха компании «Татпроф» Сергея Рачкова, которая позднее призналась, что именно ее рабочие написали песню и сняли клип. Сегодня компания «Татпроф» провела пресс-тур, пригласив журналистов познакомиться с рабочими-авторами. При этом в рамках пресс-тура неоднократно давали понять, что рекламный отдел не является автором идеи клипа, а сами рабочие, как и казанский режиссер, клип снявший, не получили за этот клип ни рубля.
Понятно, что нынешний пресс-тур был вызван, как это называется, «хайпом» в сети: компания попыталась поймать волну по-настоящему бесплатного «пиара». Как выяснилось, на заводе, рабочие которого активно пропагандировали в клипе ценности пролетариата, в последние года два в результате кризиса прошло почти двукратное сокращение, упал в два раза и оборот «Татпрофа». Впрочем, в итоге компания, судя по всему, выкарабкивается из кризисной ямы, и ее топ-менеджмент дает положительный прогноз на 2016 год. Во время экскурсии по цехам корреспондент «Реального времени» успел не только расспросить рабочих-«актеров» клипа, его режиссера, но и директора «Татпрофа» Евгения Рачкова и его отца Сергея Рачкова об экономической ситуации на предприятии.
Как отрасль пострадала от курса рубля
Экскурсию по цехам вел Евгений Рачков, и начал он ее с плавильно-литейного цеха, в и так жаркий день явно не привлекавший особенно экскурсантов температурой в помещении. Если ранее на предприятии закупали готовые формы, то теперь благодаря закупке трех печей — «Татпроф» закупает алюминиевые «чушки» непосредственно у «Русала», единственного поставщика алюминия в России — уже делает столбы-заготовки для производства (на предприятии полный его цикл, вплоть до готовой продукции для конечного потребителя). «Откройте одну печь», — попросил Рачков-младший рабочего, со лба которого пот лил градом (а работают тут по 12 часов за среднюю зарплату от 45 тыс. руб.: «Выдерживают не все…», — отметил Рачков-старший). Печь открыли, оттуда пахнуло немыслимым жаром. А для теле- и фотокамер открывали одну из трех печей трижды… Отчего все изрядно вспотели (включая самого Рачкова-младшего). «Конечно, условия труда тут непростые, чувствуете, жарко? — обливаясь потом, заметил Рачков, — летом тут еще жарче…». Алюминий тут плавят при 450—500 градусах. Объем производства, рассказал нам Рачков, составляет в этом цехе 3600 тонн в месяц. Обслуживают печи семь человек. «У нас тут был, по-моему, участник клипа? — вспомнил вдруг Евгений Рачков. — Он плавильщик!». Плавильщика прямо во время рабочего процесса атаковали телекамеры. На наш вопрос, чья идея была снять клип (и не замешаны ли в этом пиарщики самого «Татпрофа»?), Рачков заверил нас, что идея принадлежала самим рабочим. Всего таковых в настоящий момент (после жестких кризисных 2014-2015 годов) в «Татпрофе» работает 420 человек.
Пока шли из литейного цеха в соседний, Евгений Рачков, ведя за собой толпу журналистов, разоткровенничался и признался в том, «что работать сложно на рынке, так как поставщик «Русал» фактически монополист, и полностью зависеть при таких объемах производства — сложно».
— А от поднятых в 2014-2015 годах цен на алюминий «Русалом» ваша компания пострадала? — поинтересовался корреспондент «Реального времени» у Рачкова.
— Не компания пострадала, пострадала вся отрасль! — эмоционально откликнулся он.— У нас алюминий в РФ торгуется за доллар! Так постановила ФАС: договорилась с компанией «Русал»… И, соответственно, вместе с долларом в 2014 году вся продукция из алюминия подорожала в два раза, у всех. И поэтому вся отрасль раза в два просела. Потому что стали, например, вместо алюминиевых окон ставить пластиковые, вместо алюминиевой опалубки делать стальную опалубку, дерево использовать. Ситуация, думаю, немножко стабилизируется, потому что на дерево, сталь и пластик цены тоже начали подтягиваться.
«Татпроф» из-за кризиса расстался с 400 работниками — потенциальными героями клипа…
— Сколько сейчас стоит килограмм алюминия на рынке?
— Порядка 150—200 рублей. Два года назад стоил 60—70 рублей.
— Прибыль в результате этого в компании упала?
— Оборот компании уменьшился. В 2014 году мы делали продукции на 4,5 тыс. тонн, сегодня это порядка 2,5 тыс. тонн… Оборот уменьшился, потому что понятно, что из-за роста стоимости на сырье выросли и цены на продукцию. Мы работаем только под заказ.
Позднее в административном блоке из информации на стенде стало известно, что в 2015 году «Татпроф» отгрузил продукции на 4,5 млрд рублей. Налогов было уплачено — 364 млн рублей. «А на дороги нам, видите, выделили всего 50 млн рублей», — посетовал Евгений Рачков. В «Татпрофе» заверили, что при снижении оборота средняя зарплата на предприятии не упала. Почему? Тут ему пришлось признаться, что в результате пришлось… сократить численность персонала. На наш уточняющий вопрос о величине сокращения гендиректор вздохнул:
— В 2014 году работало порядка 800 человек. То есть численность сократилась в 2 раза…
— Но в минус компания по прибыли не ушла? — спросили мы у Евгения Рачкова.
— Нет-нет! — покачал он головой, но размер прибыли называть не стал.
«Сидели в столовой и как раз смотрели клип группы «Ленинград»
Позднее, когда мы попали в цех экструзии (здесь расплавленный вязкий алюминий продавливают в формы), выяснилось, что численность этого цеха, к примеру, сократилась за 2 года с 45 до 16 человек, впрочем, частично, уверяют в компании, из-за ввода нового оборудования. Рядом, на участке прессовки работала и одна из участниц и «актрис» видеоклипа Мария Зинатуллина, оперируя немаленьким станком с несколькими мониторами и кучей кнопок: профессия у нее — прессовщица. Понимая, конечно, что отвлекаем человека от рабочего процесса (впрочем, сильно автоматизированного и механизированного), мы решили спросить уже у самой Марии о клипе. Прессовщица призналась, что никакого отношения к рекламе она не имеет, работает на самом заводе, и идея клипа — самой Марии и ее коллег, вдохновленных просмотром в столовой завода клипа Шнурова:
— Мы все вместе работаем, только в разных цехах. Сидели в столовой и как раз смотрели клип группы «Ленинград».
— Понравился Вам клип Шнура и сама песня?
— Понравились, да. Просто, знаете, он (Шнур, — прим. ред.) пропагандирует алкоголь, пьянство, а мы, наоборот, хотели сказать клипом: «Мы — рабочие, мы — работаем!».
— У Вас есть друзья — офисные клерки (один из основных персонажей «В Питере — пить» работает в офисе перед тем, как бросить все и пойти напиться, — прим. ред.), они что думают насчет вашего клипа и клипа Шнурова?
— Есть. Всем моим друзьям понравилось.
— А какой клип больше им понравился — клип Шнура или ваш?
— Мы не сравниваем! Кому что нравится…
— Вы давно работаете на заводе?
— Четыре года.
— А раньше кем работали (по сюжету челнинского клипа Мария исполняет роль модели, которая уходит работать на завод, — прим. ред.)?
— На другом предприятии недалеко отсюда. Но в офисе я никогда не работала.
— Пойдемте, пойдемте дальше, не мешайте работать! — взмолился подошедший к нам Евгений Рачков, пекущийся о росте производства на заводе.
«Татпроф», выбравшись из кризисной ямы, готов нарастить производство на треть
В числе прочего ради роста продаж на «Татпрофе» несколько лет назад открыли цех по производству продукции уже из алюминиевого профиля (у которого даже отдельное юрлицо) — окон, дверей, витражей, светильников, алюминиевых бортов для «Газелей». Отвечая на вопрос корреспондента «Реального времени» о соотношении «госзаказ / коммерческие продажи», Евгений Рачков заметил:
— Напрямую госзакупок у нас нет вообще. Но 60% наших заказов (40% — энергетика, 5—7% — автомобили и оставшиеся проценты — товары народного потребления) — это строительная отрасль, а в строительстве 80% — госзаказы.
— За эти два года больше госзаказов стало?
— Да! Коммерческая недвижимость сильно просела. Но благодаря созданию нами новых интересных продуктов компания «Татпроф» все-таки растет. Сегодня мы даже людей стали набирать…
— Подождите, Евгений Сергеевич, Вы же увольняли половину своих рабочих?
— В 2014 году — да, у нас была определенная оптимизация, но сегодня компания растет…
— И какой план по кадровому росту на 2016 год?
— В этом году мы должны сделать на 30% больше, чем в прошлом. Соответственно, необходимо на 30% увеличить численность работников.
— У нас главный завод в Челнах — КАМАЗ. Вы с ним как-то сотрудничаете?
— К сожалению, нет… КАМАЗ — тот самый гигант, к которому мы периодически приезжаем, предлагаем перейти с железных бортов на алюминиевые, потому что все производители грузовиков давно перешли на них! Но, видимо, у КАМАЗа другие стратегические приоритеты, — вздохнул Евгений Рачков, мечтая о крупном заказчике.
— Сергей Когогин что на ваше предложение говорит конкретно?
— У КАМАЗа — задача быть самым доступным грузовиком. А с алюминиевым бортом он, конечно, будет дороже! Зато он легче, эстетичнее. Снижает нагрузку на ось. Соответственно, меньше используется топлива, меньше выбросов в атмосферу. У нас, видимо, такой проблемы нет… Но был я недавно на питерском экономическом форуме, задал этот вопрос, и министр промышленности Мантуров сказал, что тема актуальна!
«Если попадаем под санкции — почтем за честь!»
На наш вопрос о доле импортного оборудования в «Татпрофе» Рачков заявил, что аналогов импортному оборудованию в РФ нет… Не пострадали ли тогда проекты компании от роста доллара? Нет, уверяют в компании: большая часть проектов была завершена до 2014 года, тогда же закуплено оборудование. Новый проект, который готовится в компании, конечно, будет на практике дороже, чем изначально был на бумаге, в силу того же курса рубля.
— По санкциям у вас никаких проблем не будет? — уточнили мы.
— Нет.
— Ну, вдруг вы для Крымского моста алюминиевый профиль делать будете?
— Мы активно присматриваемся к применению профилей для пешеходных мостов, — рассуждал Рачков. — «Русал» поднял эту тему, и, возможно, в скором времени начнем делать алюминиевые мосты. Возможно, не Крымский мост, но… Изначально «Татпроф» ориентировался на российский рынок, у нас потребление алюминия в 4-5 раз меньше, чем в Европе, и доля экспорта у нас составляет меньше 2%. Основной экспорт — Казахстан, Белоруссия… Если попадаем под санкции — почтем за честь!
Основной потребитель «Татпрофа» — «не в Татарстане и тем более (!) не в Челнах, а в Москве, Петербурге, на Юге России и на Урале».
«Он дал мне послушать песню, я поржал, а потом придумал и сделал»
В одном из цехов Рачков показал тот самый погрузчик — участник клипа, вызвавший у ряда комментаторов на «Ютубе» возмущение нарушением техники безопасности. Мы поинтересовались у директора, не согласен ли он с ними?.. Рачков нас заверил, что погрузчик был вывезен в безопасную зону. Путешествуя по цехам, мы попытались узнать причины съемок клипа и источники финансирования у его режиссера. Им оказался бывший корреспондент ТНВ и главный редактор Tatarstan Business Channel Роман Королев, ныне возглавляющий продакшн-студию Kingof Media. Именно компания Королева в последние два года занимается, к примеру, проектом «Бизнес и власть. Откровенный разговор» с Тимуром Нагумановым и Рустамом Миннихановым. Однако Королев уверяет, что его основная работа никак не связана со съемками челнинского клипа, пародирующего шнуровский. И деньги «Татпрофа» также не имеют к нему никакого отношения.
— Я тут как независимый режиссер, — объяснял Роман, перекрикивая шум цеха.
— Но ты же фактически от своего рабочего времени отрывал время для съемок клипа, а время — деньги, разве нет?
— У нас в автограде много заказов. Мы в мае приехали в Челны на кластерную конференцию, которая была недавно. Там и обсудили этот вопрос с Ильсуром Аминовым (руководитель группы продаж «Татпроф», — прим. ред.), который в клипе сыграл орущего директора. Он дал мне послушать песню, я поржал, а потом придумал и сделал.
«О Сергее Шнурове я узнал только после того, как посмотрел клип наших ребят, ответ Шнурову!»
Сам Сергей Рачков, отец-основатель алюминиево-отельной империи (которая пару лет назад построила и трехзвездочный отель Open City), гендиректор ЗАО «Расстал», председатель совета директоров ЗАО «Татпроф», заверил на пресс-конференции, что не имел к созданию клипа никакого отношения. Мы, конечно, засомневались в этом и начали с наводящего вопроса о группе «Ленинград»:
— Сергей Геннадьевич, как Вы относитесь к творчеству Шнура, и понравился ли его клип «В Питере — пить»?
— О Сергее Шнурове я узнал только после того, как посмотрел клип наших ребят, ответ Шнурову! Причем я посмотрел оригинал, клип Шнурова — пришлось даже прервать просмотр… Потому что рядом оказались жена и дети (в клипе звучит нецензурная брань, — прим. ред.). Сказал: «Извините, я выйду в другую комнату». Наверное, у Шнурова есть своя аудитория, не берусь судить художественные качества произведения, но я не сторонник творчества Шнурова, не любитель…
Сергей Рачков на пресс-конференции выглядел вполне живым, чего нельзя сказать о зажатых рабочих, впервые оказавшихся перед телекамерами. При этом на ряд вопросов, обращенных к ним, отвечал сам Рачков, еще и еще раз давая понять, что клип — инициатива самих работников, которых пока даже никак за него «не поощрили» (и, возможно, не будут: «достаточно высокой зарплаты»). Никаких молодежных организаций на предприятии также нет (комментаторы на «Ютубе» назвали рабочих «новоявленными комсомольцами» и «молодогвардейцами»). Мы решили напрямую обратиться уже к самим «виновникам торжества» — молодым рабочим:
— В комментариях к клипу на «Ютубе» его не только хвалили, но и критиковали. Писали, что это все проплачено властями, партией власти, депутатом Госсовета РТ Сергеем Рачковым. Что бы вы возразили им в ответ?
— Кто из присутствующих член «Единой России»? — вмешался в диалог Сергей Рачков, рабочие рук не подняли. — Я тоже не член «Единой России», хотя сочувствую и поддерживаю, но в партии не состою. Вряд ли кто-то нам денег на такое видео даст!
— Пусть думают, что хотят, — философски ответил на критику сидящий рядом с Рачковым бригадир одного из цехов Артур Муллахметов, «актер» клипа и автор идеи.
— Но Вы сами-то за пропаганду «рабочих ценностей»? — спросили мы у молодого человека.
— Хотелось поддержать рабочих и рабочий класс. Мы же не только пить, мы работать умеем! Хотели сделать пародию — получилось, по-моему. Идея-то была не в том, пить в Питере или не пить! Просто понравился клип Шнурова, и решили снять свой…
— Ну, то есть, вы с Сергеем Геннадьевичем по-разному оцениваете творчество Сергея Шнурова?
— Некоторые его песни мне нравятся, — не побоялся озвучить свои вкусы в присутствии шефа Артур. — И клипы его некоторые более-менее сносные.
Как «вирусняк» про драку «мультиков» «опорочил честь» родного города
Всего в клипе участвовало четверо рабочих: помимо Марии и Артура ими стали оператор погрузчика Валерий Данилов и бригадир литейного цеха Радик Гибадуллин.
На прямой наш вопрос «за чей счет этот банкет?» — то есть съемка видеоклипа — Рачков развел руками, заявив, что понятия не имеет. А Роман Королев заверил, что его работу «никто не финансировал». Режиссер рассказал, что на съемку фактически потратил свои деньги, не получив ни рубля от «Татпрофа», и стоил клип гроши: аренда студии 700 рублей, плюс пара тысяч рублей на аренду костюмов мультипликационных персонажей. В кадре эти персонажи дерутся между собой, после чего один из них, плюнув на такую работу, также отправляется работать в цеха.
Что интересно, само видео драки аниматоров в костюмах американского «Губки Боб Квадратные Штаны» (в роли которого снялся сам режиссер) и российского «Ежика» из «Смешариков» попало в Сеть еще 1 июня, став вирусным за какие-то часы. Его как реальную новость опубликовал ряд СМИ, включая «Медузу» и РИА «Новости», и даже какие-то украинские сайты с примечанием, что «в Челнах — бардак!». Чего, уверяет Королев, он никак не ожидал. Как и не думал о том, что клип-«ответка» Шнурову окажется таким популярным. В настоящий момент на «Ютубе» у челнинского видео — более 180 тыс. просмотров, причем понравился он 2 тыс. человек, а не понравился — 450. Тогда как у клипа Шнура — 14 млн просмотров, «понравилось» — 165 тыс., «не понравилось» — 17 тыс. Шнуров никак не прокомментировал челнинское творчество, но ретвитнул новость, что это видео появилось, очевидно, с ним ознакомившись.
«Позиция «главное — продать!» привела к тому, что у нас легкая промышленность потеряна»
Комментируя саму идею челнинского клипа и пропаганду рабочей профессии, Сергей Рачков заявил:
— Потому что главное — «сделать!». У нас лозунг был в 1990-х: все, что было в СССР, — неправильно. Изготавливать и производить ничего не нужно, главное, мол, «уметь продавать!». После этого появились менеджеры по продажам, экономисты и юристы. Позиция «главное — продать!» привела к тому, что у нас легкая промышленность потеряна, авиация потеряна, станкостроение потеряно… И дальше можно продолжать загибать пальцы. Заводская труба — это основа экономики! Главное — сделать! Качественная вещь, сделанная качественно, продающаяся недорого, не нуждается в рекламе.
Наконец, из Сергея Рачкова мы под конец вытянули «коммерческую тайну» — размер прибыли «Татпрофа» в настоящий момент. Он нехотя озвучил данные по прибыли в июне: «В пределах 5—10 млн рублей мы заработали чистой прибыли». И предложил экстраполировать цифры на год, хотя «месяц на месяц не приходится, но примерно так работаем». Таким образом, прибыль в 2016 году в «Татпрофе» может составить 60—120 млн рублей.
При этом какой-либо коммерческой отдачи от клипа Сергей Рачков, по его собственному признанию, не почувствовал, кроме разве что «легкой иронии со стороны коллег-бизнесменов».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.