История автомобиля в Казани: согрев спиртом, хлебовозы для федерального центра и памятник «скотовозу»

Транспорт татарстанской столицы: от революции до начала метшинской реформы


История автомобиля в Казани: согрев спиртом, хлебовозы для федерального центра и памятник «скотовозу»

Автомобиль, как известно, — не роскошь, а средство передвижения. Колумнист «Реального времени» Лев Жаржевский снова знакомит нас с историей автомобиля в Казани. Его сегодняшняя колонка — продолжение предыдущих публикаций в нашей интернет-газете о первых городских безлошадных каретах. В этот раз краевед рассказывает о развитии автотранспорта в столице Татарстана после революции.

Выявить, починить и грамотно использовать

В начале этих заметок самое время предупредить читателей о том, что дальше пойдет речь об организационных пертурбациях, связанных с автотранспортом. Сейчас все эти перманентные преобразования в управлении ничтожным для такой страны количеством машин кажутся диковатыми. Но войдем в положение властей огромной, голодной и тифозной страны с истощенным хозяйством и еле-еле сохранившимися остатками инфраструктуры.

Перед революцией 1917 года по всей России из числящихся на учете 21 тысячи машин лишь четверть были исправны. Скудость транспортных ресурсов заставляла, во-первых, выявлять их действительное наличие, а во-вторых, обеспечить наиболее рациональное их использование. И все это на меняющемся политическом и экономическом фоне: гражданская война и интервенция, военный коммунизм, НЭП. Поневоле с калейдоскопической быстротой менялись формы управления автотранспортом в центре и на местах.

В декабре 1917 года Всероссийский съезд шоферов избрал Автоцентр и его коллегию, которая сыграла важную роль в контроле за автотранспортом в армии, в организованной эвакуации автомобилей, мастерских и автоимущества в условиях угрозы германского наступления. 31 мая 1918 года был принят декрет «О реорганизации и централизации автомобильного хозяйства Республики» и в рамках ВСНХ была создана Центральная автосекция с отделениями на местах. В 1919 году Советом обороны была проведена Всероссийская автоперепись. Вот как выглядело постановление Совета обороны:

О переписи автомобилей, тракторов и мотоциклов

Для выяснения наличного состава автомобилей, тракторов и мотоциклетов в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике… назначается однодневная перепись на следующих основаниях:

В ходе переписи было зарегистрировано всего 12 тыс. автосредств, из них исправными было лишь 4,4 тыс.

Без Остермана никак

Создание местного отделения Центральной автосекции в Казанской губернии стало возможным после взятия Казани красными 10 сентября — уже 15-го местное отделение заработало. В конце октября 1918 года председатель автосекции докладывал в ВСНХ: «…в данное время в Казани 150 легковых и грузовых машин. Часть из них находится в распоряжении военного комиссариата и обслуживает Восточный фронт». Остро стоял вопрос ремонта машин. Автосекция обратилась в президиум Казанского губсовнархоза и предложила национализировать завод Остермана: «В данное время в городе около 100 автомобилей требуют капитального ремонта. Необходимо немедленно экспроприировать завод Остермана. На его базе можно открыть автомастерские и восстановить транспорт». В результате заводы Остермана были переданы автосекции. Так была создана первоначальная ремонтно-восстановительная база автотранспорта в Казани.

Автотранспорт Казанской губернии по распоряжении Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии обслуживала 5 армию Восточного фронта. Именно тогда, в феврале 1919 года, Казанская автосекция сообщила в ВСНХ: «автомобили отапливаются смесью спирта и эфира». Причем эта смесь, изготовленная в Казани, использовалась и за пределами губернии и даже в авиации.

«Окажите давление на Автоцентр…». Оказали

В историю местного автотранспорта вошел драматический эпизод декабря 1918 года, когда самым острым образом встал вопрос снабжения хлебом Москвы. Губпродком поставил перед автосекцией задачу: «Выслать пробный автомобильный отряд в Лаишев за хлебом. Захватить с собой 2000 порожних кулей».

Недоброй памяти чекистка Вера Брауде (Булич) сообщала: «Москва. Автоцентр. Ввиду продовольственного кризиса от Казанской власти требуется максимальная поставка хлеба. Война и белые не дали возможности использовать водный транспорт на Волге и Каме. Лошадей нет. Организуется автомобильная тяга по зимнему пути Чистополь — Казань. Дорога хорошая и очищена от заносов. Настоятельно прошу отпустить 5 легковых и 15 грузовых машин». Через неделю она же посылает вторую телеграмму в Москву: «Москва. Кремль. Совнарком. Организуется автомобильная тяга по зимнему пути. Хлебные уезды не использованы ввиду набега белых банд, закрывших водный транспорт. Один Чистопольский уезд обещает дать 9 миллионов пудов. Перевозить не на чем. Окажите давление на Автоцентр в отпуске просимых 20 машин». В Казанский совнархоз пришел ответ из Москвы: «…направляется 21 грузовик Компрода».

Первые автобусы Казани

Ремонтная база автосекции укрепилась передачей ей автомастерских Поволжского военного интендантского управления, а позднее — мастерских Запасной армии Республики. В 1919 году в помещении бывшей пряничной фабрики открылась мастерская, где из восстанавливаемых разбитых машин создавался автопарк, на базе которого был организован Гортранс. Мастерские эти впоследствии стали известным заводом ГАРО (гаражного оборудования).

Страна постепенно выходила из хозяйственного коллапса. В условиях НЭПа менялась система управления транспортом. В феврале 1923 года была открыта татарская контора акционерного общества «Транспорт». Наряду с этим обществом в Казани действовали и другие транспортные организации, среди которых было и местное отделение общества «Автопромторг», самой мощной автотранспортной организацией тех лет. Правительство Татарии стало пайщиком этого общества. Это дало некоторый толчок развитию автомобильного транспорта в республике. Так, стали налаживаться систематические грузовые перевозки, а в апреле 1925 года открылось первое в Татарии регулярное автобусное сообщение Казань — Пороховая. В 1926 году управляющий Казанской конторой автотранспорта Ф.Ф. Рудольф докладывал председателю горсовета: «За 1925—26 операционный год автобусами и моторными лодками перевезено 270 668 человек. В настоящее время контора обслуживает линии: Пороховую — тремя автобусами собственного изготовления, и Волжскую — четырьмя». Так в Казани к барабусам прибавились автобусы. Первыми автобусами были «Фиаты» с самодельными кузовами.

Со вторых ролей на первую

Нет никакой возможности в рамках заметок последовательно отследить все управленческие и организационные зигзаги, поэтому дальнейшее повествование поневоле будет пунктирным.

Вот некоторые вехи дальнейшего развития автомобильного транспорта в Казани.

Возраст позволяет мне иметь некоторые впечатления о казанских автобусах пятидесятых и шестидесятых годов. Автобус в Казани в те времена был на вторых ролях: он ходил в основном в удаленные поселки в городской черте, иногда немного выходя за нее. В самом начале пятидесятых это были в основном «ЗИС-16», помню их голубыми. Были и красно-желтые «ЗИС-155», а кроме них имелся и великий автобус «ЗИС-154». Длинный, дымный, шумящий с каким-то писком. Да, это было не слишком удачное подражание американскому автобусу, но это был автобус-мечта.

В шестидесятых были 652-е «Пазики», «Икарусы»-гармошки ранних моделей середины семидесятых, когда жилищное строительство на окраинах набрало серьезные обороты, начинается быстрое развитие автобусной сети. Потом стали появляться «ЗИЛ-158». Вообще же, впечатление такое, что самая массовая в стране марка городского автобуса «ЗИС-155» была в Казани редка. А семидесятые-восьмидесятые прошли под знаком «Икарусов» и «ЛиАЗов». Последний «ЛиАЗ», в обиходе ласково называвшийся «скотовозом», удостоился в Казани даже установки на постамент (фото на постере). Что было потом, помнят все: подержанные турецкие «Мерседесы», чешские «Каросы», со сборкой которых что-то не срослось в Зеленодольске, потом прибавились «Форды». Все, что позже, — еще не история, и тут самое время поставить точку в заметках.

Автор: Лев Жаржевский, иллюстрации предоставлены автором


Ссылка на материал: https://realnoevremya.ru/articles/50317/print

© 2015 - 2025 Сетевое издание «Реальное время» Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 - 79627 от 18 декабря 2020 г. (ранее свидетельство Эл № ФС 77-59331 от 18 сентября 2014 г.)