Дмитрий Суслов: «Мы знаем, что любое расширение добавляет разноголосицу мнений»

Страны БРИКС вступают в новую эпоху после казанского саммита. С чем они столкнутся — рассказали эксперты

Фото: Мария Зверева

Итоговая Казанская декларация, принятая на саммите БРИКС, очерчивает конкретные цели развития для стран-участниц и намечает пути взаимодействия на долгую перспективу. Эксперты проанализировали результаты саммита и рассмотрели достижения России в рамках председательства, перспективы развития экономики стран-участниц, а также определили круг ключевых партнеров объединения. Подробнее — в материале «Реального времени».

Пять ключевых аспектов успеха саммита

— Саммит стал большим успехом российской внешней политики и председательства в БРИКС, — сказал главный эксперт рабочей группы Экспертного совета БРИКС Дмитрий Суслов. Он выделил пять ключевых аспектов этого достижения:

  1. в Казань приехало более 30 делегаций из разных стран;
  2. гармоничная интеграция новых стран в БРИКС;
  3. баланс между амбициями роста и сохранением ядра;
  4. всеобщее признание реформы главных регулирующих институтов мира;
  5. общая позиция стран по вопросам нацбезопасности.

«В БРИКС все решения принимаются консенсусом, а не большинством»

Россия успешно реализовала главную задачу своего председательства. И при этом смогла сохранить эффективность и внутреннее согласие в организации.

— По опыту других организаций и институтов мы знаем, что любое расширение добавляет разноголосицу мнений. Например, если взять Иран и ОАЭ или Египет и Эфиопию, между которыми сохраняются непростые двусторонние отношения. Все страны суверенные, что важно подчеркнуть, в БРИКС все решения принимаются консенсусом, а не большинством, — сказал Суслов.

Объединение перешло от «пятерки» к «девятке», сохраняя при этом единогласное принятие решений, что усиливает его влияние и делает более представительным. К такому мнению пришла руководитель Экспертного совета БРИКС — Россия, проректор НИУ ВШЭ, шерпа России в «Женской двадцатке» Виктория Панова.

— Мы видели посыл и усилия стран БРИКС. Они предлагают новые пути развития текущих взаимодействий. Этот саммит показал, что БРИКС и его партнеры — «архитекторы новой модели международных отношений», — рассказала спикер.

Безусловно, БРИКС имеет амбиции роста, но в данный момент приоритет отдается укреплению ядра организации, чтобы сохранить ее эффективность. Для стран, желающих присоединиться к БРИКС, создан формат «партнерства».

— Сегодня утром я видел, что одна из важнейших стран мирового большинства, а именно Индонезия — крупнейшая мусульманская страна по численности населения, крупнейшая страна Юго-Восточной Азии, главная страна Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ASEAN), заявила, что она хочет стать членом БРИКС. Это очень важное достижение, — заявил Суслов.

Пункты финансового сотрудничества, требующие доработки

Директор по научной работе Национального комитета по исследованию БРИКС Ирина Ярыгина обратила внимание, что президент России Владимир Путин справедливо отметил уважение, которое страны БРИКС заслуживают в мировом сообществе. Это отражается в многочисленных инициативах, направленных на развитие финансового сотрудничества между странами.

Ключевые темы, обсуждаемые в этой сфере, включают налоговую и страховую политику, развитие технологий, обеспечение безопасности финансового сотрудничества. Ярыгина предложила создать специальные агентства, которые будут заниматься трансфером технологий и управлением долговыми проблемами, чтобы облегчить бремя задолженности для некоторых стран.

Особое внимание было уделено развитию Нового банка развития, расширению клиентской базы и укреплению партнерских отношений. Ярыгина также высказалась о важности развития инвестиционной платформы и использования новых инструментов, таких как механизмы исламского финансирования.

— По вопросам создания зерновой биржи — важно понимать, что финансирование осуществляется не только с участием посредников банков, но и с рынка. И вопрос формирования биржевых проектов и их развития — важные темы, которые требуют дальнейшей разработки, — рассказала Ярыгина.

Казанская декларация не отвергла G20 и МВФ

При этом Дмитрий Суслов подчеркнул, что документ признает роль «большой двадцатки» как ключевой платформы для диалога между развитыми и развивающимися странами по вопросам глобального экономического управления.

Интересно, что в декларации говорится о Международном валютном фонде как о главном инструменте обеспечения макрофинансовой стабильности. Это особенно важно, учитывая, что МВФ является частью Бреттон-Вудской системы, находящейся под влиянием США. Суслов задается вопросом о том, как, учитывая эти факторы, можно говорить об «антизападном» характере БРИКС.

Рената Валеева
Общество

Читайте также

Все новости за сегодня