Новости раздела

«Первым делом в фильме «Неотосланные письма» Кутуя мы избавились от навязанной политической идеологии»

Завершена работа над экранизацией популярного произведения татарского классика

Совсем скоро на телеканале «ТНВ» стартует показ фильма «Неотосланные письма», снятого по мотивам знаменитого произведения Аделя Кутуя. Проект, финансируемый Минобразом и «Татмедиа», завершился в ноябре. «Неотосланные письма» готовы к показу и в виде полного метра, и в виде сериала, состоящего из четырех частей. Сейчас решается вопрос прокатного удостоверения фильма. Как небольшая повесть превратилась в сценарий для многосерийной киноленты, с какими трудностями столкнулась съемочная группа и актеры в процессе съемок фильма — на эти и многие другие вопросы сегодня ответили создатели картины на пресс-конференции.

На первый кастинг поступило более 700 заявок

«Неотосланные письма» — наиболее популярное и известное произведение советского татарского классика Аделя Кутуя. Повесть многократно издавалась не только на татарском и русском, но и на многих других языках мира. В конце декабря, под Новый год, зрители ТНВ увидят ее экранизацию, которая уже стала одним из ожидаемых событий в культурной среде республики. По словам руководителя кинопроекта Фарида Галиева, поднятые в повести темы актуальны по сей день, именно поэтому было принято решение о выводе произведения на телеэкраны. К слову, это первая попытка экранизировать произведение Аделя Кутуя.

Действие картины разворачивается как в городе, так и на деревенских просторах, поэтому съемочный процесс условно можно разделить на два блока. Основную часть деревенских сцен отсняли в селе Большие Ковали Высокогорского района, городских — в Казани. Процесс подготовки к фильму, или, как говорят в киносреде, пре-продакшн, длился два месяца. «Все это время мы готовили локации, искали их, договаривались, ездили по разным деревням и районам Татарстана», — рассказала звукорежиссер фильма Ильсияр Дамаскин. Всего в картине можно увидеть около 80 локаций. По словам Дамаскин, в сценарии было представлено порядка 230 сцен, некоторые из которых пришлось вырезать. Сейчас сцен — 215.

«Избавились от навязанной политической идеологии»

Полный актерский состав получился свыше 50 человек, включая исполнителей эпизодических ролей. По словам руководителя проекта Фарида Галиева, самыми «сложными» актерами оказались дети, их в картине задействовано 15 человек.

Итак, сценарий утвержден, актеры отобраны — съемки стартовали в сентябре. «Начали снимать 10 сентября, потому что 12-го был Курбан-байрам, а нам нужно было овец заснять живыми и еще энергичными», — раскрыл детали Рустам Рашитов. В картине показывается достаточно длительный период жизни главной героини — Галии, поэтому съемки были нужны разноплановые, в вариантах погодных условий, времени, состояния природы. Как рассказал режиссер-постановщик, все это слегка растянуло съемки.

«Мы никак не можем отказаться от того, что живем в 2016 году, что у нас присутствует интернет и телефон, и все остальное. Но мы старательно минимизировали современные средства массовой коммуникации, чтобы это было органично. На историю это никаким образом не работает. Да, в век интернета героиня Аделя Кутуя пишет письма, но это часть ее образа. В принципе, сейчас многие люди пишут письма, это современно. Даже психологи применяют такую методику — написания писем, выписывание рукой, как продолжение самого себя», — отметил Дамаскин.

«Мы, наверное, очень дерзкие»

Сейчас идет монтажный период. По словам Фарида Галиева, кино бы не состоялось, если бы изначально все не было продумано и организовано с учетом всех рисков. «Четыре серии по контракту за полгода, это очень мало времени. Все было настолько систематизировано, работа четко налажена, только благодаря этому удалось завершить картину. Потому что, когда на площадке 50 актеров, 80 локаций, погода постоянно меняется, — рискуешь не только не выполнить условия контракта, но и художественную задачу», — поделился Галиев. Все риски на съемочной площадке просчитывала Ильсияр Дамаскин. В Казани такая подготовка с расчетами пока что в новинку, ведь съемки подобного масштаба здесь еще не проводились. «Замахнуться на такой масштаб в столько короткий период, — мы, наверное, очень дерзкие», — сказал Галиев.

В чем состоит особенность подхода, рассказала Ильсияр Дамаскин. «Сначала составлялся календарно-постановочный план, затем утверждались графики актеров, а дальше — самое сложное — нужно было совместить в кадре несколько персонажей. Потом шло объединение по локации. Так, в одной локации могло проходить несколько виртуальных дней. Если актер не в материале, то перестроиться по игре бывает очень сложно. Плюс перевоплотить образ из одного дня в другой и не допустить киноляпов — задача не из легких», — поделилась звукорежиссер.

Маленький бюджет и привередливая погода

О сложностях, которые возникали в процессе съемок, журналистам рассказал Фарид Галиев. Как оказалось, основные трудности создавала актерам погода. «Период съемок пришелся на осень. Обычно все кинопроекты в основном летом снимаются, когда тепло, хорошо. А у нас грязь, слякоть, холодно. В этих условиях люди работали и никто не ныл», — уточнил Галиев. «Если мы говорим о театре, то это условность, и язык драматургический, все воспринимается нормально. А кино — это реальность, и декорации должны быть реальными. И если мы будем говорить на языке драматургов, зрители скажут, что «телеспектакль сняли». Вставляли и русские слова, они и у Кутуя в первоисточнике имеются», — добавил руководитель проекта. Кроме того, по словам Галиева, бюджет кинокартины составляет 4 млн 100 тыс. рублей, из которых на реальную съемку остается лишь чуть больше 3 млн рублей. «Это при том, что на московских проектах стоимость одного съемочного дня меньше миллиона не бывает», — прокомментировал сценарист Дамаскин.

Алина Губайдуллина
ТехнологииМедиа

Новости партнеров