Новости раздела

«Динамо-Казань»: жизнь по средствам, или Приземленные мысли на Высокой Горе

Хоккеисты казанского «Динамо» завершили первый сбор в Зеленодольске и уже на следующий день начали очередной цикл тренировок на клубной базе. Теперь команда делает основной упор на выносливость и совершенствует тактико-технические навыки на льду дворца спорта «Биектау» в Высокой Горе. Льда в расписании подопечных Сергея Фирсова стало больше, хотя он по-прежнему «маленький» — игроки занимаются в коробке для хоккея с шайбой. На одной из тренировок побывал известный телекомментатор и постоянный автор «Реального времени» Александр Норден.

Денис Слаутин: «Хорошо, что заканчиваем»

В 8.30 утра меня забирает начальник команды «Динамо» Андрей Макуненков и любезно подвозит до клубной базы, которую «динамовцы» арендуют на стадионе «Ракета» в Дербышках. На 9.20 назначен отъезд в Высокую Гору — опаздывать нельзя. Около девяти мы на месте, пью кофе в тренерской, пока игроки в раздевалке переодеваются в спортивную форму и берут с собой коврики. Перед любимым льдом их ожидает занятие по фитнесу — посмотрим, насколько он любим хоккеистами.

9.20 — отъезд. Клубный автобус покрывает дорогу до высокогорского спорткомплекса за 15 минут, а кажется, что едем и того меньше — время буквально летит за разговорами с тренером Косынчуком, игроками Поскребышевым и Слаутиным. В ДС «Биектау» не чистота, а стерильность, присущая какому-нибудь элитному санаторию. В 9.50 игроки в соседствующем с ледовым дворцом спорткомплексе — маленькие гимнастки уже привыкли к «большим дядям» и даже не смотрят, когда «динамовцы» проходят мимо них в отгороженную сеткой часть зала, где их уже ждет миловидная Гульшат Хузина, — в течение следующих 45 минут она (с неизменной улыбкой) будет буквально выжимать соки из подопечных.

9.50. Косынчук врубает ритмичную музыку на бумбоксе и следит, как выполняют хоккеисты команды инструктора. Занятие по фитнесу длится по времени как школьный урок, и уже в середине «урока» мастера клюшки и мяча начинают постанывать: «может, просто полежим?», «пора взять коврики…», «живот сводит…». При этом на лицах «ворчунов» улыбки — видно, что тренировка им по вкусу, да и нельзя ударять лицом в грязь перед миниатюрной энергичной блондинкой, которая, как кажется, вообще не знает усталости.

За пять минут до окончания занятия происходит забавный диалог между ветераном Слаутиным и инструктором. «Может, полежим, а потом поработаем?» — интересуется полузащитник. «Да вы еще ничего не делали», — парирует Гульшат, а после завершения занятий уделяет внимание корреспонденту «Реального времени» для небольшого интервью. Ребята сворачивают коврики и буквально бегом устремляются в ледовый. «Сергей, а в Швеции вы фитнесом занимались?» — «Что вы?» — удивляется знаменитый нападающий Обухов и одаривает меня обаятельной улыбкой.

Гульшат Хузина: «Фитнес для хоккеистов — как гуляш для каши. Есть одну кашу — устаешь, положишь гуляш — уже интересней»

— Гульшат, несколько слов о себе.

— Я инструктор по фитнесу, работаю в этой сфере с 95-го года. А в прошлом я кмс по художественной гимнастике. Была «универсальным солдатом» — аэробика, степ, силовые тренировки. Потом стала выходить на функциональные тренировки — пилатес, йога, работа с беременными. Сейчас я больше специализируюсь на йоге, но так как в прошлом году выпал такой счастливый случай работать с профессиональной командой, я все это вспомнила, и все навыки и знания, которые у меня были, я здесь воплощаю.

— А с другими командами работаете?

— С «Динамо» — второй сезон. А так с детскими — «Зилант» 2003 года по хоккею с шайбой и уже 10 лет с командой по бальным танцам. С детьми работаю в направлении «функционал»–стрейчинг, акробатика, гимнастика, с «бальниками» больше в направлении «стрейчинг» (растяжка).

— Что дают хоккеистам ваши занятия с учетом специфики их вида спорта?

— Очень многое, потому что здесь в основном идет функциональная тренировка. Она дает координацию, выносливость, ловкость, на функциональной тренировке можно применить гибкую силу. Аэробная тренировка дает очень хорошую нагрузку кардио-респираторной системе, то есть сердцу. Это опять же выносливость, дыхательная система.

— А у игроков вопросов или сомнений не возникает по поводу того, что фитнес, как принято считать, — для стройности фигуры, накачки мышц, но мало применим к игровым видам спорта и, в частности, к бенди?

— Ребята не задают таких вопросов, потому что они чувствуют разницу, чувствуют, что это им идет на пользу. Наверное, это надо спросить у самих хоккеистов. Но я много лет работаю со спортсменами и вижу, что у них есть результат. Те же растяжка, стрейчинг хорошо воздействуют на организм. Потренировали, потренировали, вытянули — и уже ничего не болит. А так износ организма идет, и его нужно восстанавливать.

— «Динамовцы» послушны?

— Очень послушная команда. Мне очень нравится работать со спортсменами, потому что у них с детства выстроена дисциплина, а дисциплина — прежде всего. И для них занятия фитнесом — это разнообразие. Есть одну кашу устаешь, а когда в нее положишь гуляш, становится интересней. Это другая энергетика.

Сергей Фирсов: «Живем по средствам и ставим задачи, исходя из этого»

11.00. Хоккеисты в полной «боевой» амуниции выходят на лед. Освещение во Дворце спорта намного ярче, чем было в зеленодольском «Ледоколе», и поэтому площадка даже кажется больше в размерах.

Перед тренировкой спрашиваю вратаря Виктора Яшина, почему он с коллегой по амплуа Александром Темниковым не присутствовал на занятии по фитнесу. В ответ слышу: «Мы занимались с теннисными ракетками, тренировали реакцию. После фитнеса немного забиваются ноги, и нам становится трудно «оторвать» их ото льда. Полевые игроки все время в движении, у них скорость взрывная, а мы стоим, и ноги теряют подвижность».

Наставник «Динамо» Сергей Фирсов, как всегда, развешивает на заградительном стекле листы ватмана со схемами, его ассистент Александр Косынчук расставляет на льду конусы, и после того, как команда получает инструкции от наставника, начинается отработка взаимодействий. Наставник «Динамо» Фирсов очень эмоционален и чуть не срывает голос, подгоняя хоккеистов и указывая им на недочеты в выполнении упражнений. «Продолжай, продолжай!», «Один на один надо забивать!», «Второй поехал!», — кажется, сейчас «главком» сам выскочит на лед для наглядного примера. В то же время он не диктатор — прислушивается к мнению игроков, и когда, к примеру, Максим Семенов, предлагает передвинуть конусы подальше, Фирсов незамедлительно просит Косынчука сделать это. Успевает Сергей Иванович, одновременно с общим руководством процессом, находить время и для индивидуальных инструкций подопечным: «Рамиль, — обращается тренер к Ибрагимову, — ты начинаешь атаку с мячом, ты видишь партнера, ты отдаешь ему пас, он уходит, и тебя он уже не интересует. Ты открываешься под завершающую стадию атаки и ждешь передачу для выхода один на один. А ты что-то без мяча. Мы же не первый раз это делаем, не проснулся, что ли? Давай!» — и он хлопком по плечу запускает форварда на более качественную работу.

11.50. Первая часть ледовой тренировки завершена. Игроки пьют приготовленный доктором напиток, восстанавливают силы и готовятся к «двусторонке». Пока заливочная машина не начала гудеть, присаживаемся с Фирсовым на лавку и беседуем.

— Сергей Иванович, перед началом этого сбора вы сказали, что будете работать по выносливости и восстанавливать технические навыки. Получается?

— Пока ребята свежие, пока не загрузились в первую, основную часть занятия на льду, мы восстанавливаем технику. Под конец этой первой части — игровая тренировка, иногда в усеченном режиме, играем 4 на 4, 5 на 5. Отрабатываем действия в атаке, в защите. Пока свеженькие, выходим и пытаемся восстановить все технические навыки. Пока не устали и пока лед еще хороший.

— Времени на льду проводите больше, чем на сборе в Зеленодольске?

— Да, ледовые тренировки сейчас каждый день. Остальную нагрузку тоже перенесли сюда, в «Биектау», — здесь же занимаемся и фитнесом.

— Я разговаривал с вашим инструктором. А на ваш взгляд, какое место занимает фитнес в подготовке хоккеистов?

— Все футбольные тренеры, физиотерапевты, врачи, к примеру, «прописывают» фитнес, потому что им лучше «прокачивать» мышцы, которые нам не удается задействовать. Их в какой-то момент надо разогреть, в какой-то — расслабить, а как это сделать самостоятельно, сами спортсмены не понимают. Мы знаем свои основные группы мышц, а инструкторы по фитнесу — специалисты по другим. Главное, чтобы не было перебора. И готовить игроков, и расслаблять их, чтобы продуктивнее велась работа на льду, — вот главная задача этих занятий. Гибкость, растяжка, восстановление — на это и направлен фитнес.

— В Зеленодольске вы говорили, что ветеранам делаете некоторые послабления. А сейчас?

— В чем там было послабление? Проводили по две тренировки, и времени на восстановление между ними более возрастному организму требовалось больше, чем молодому. А так выполнять можно все что угодно, просто учитывать вот это время на восстановление.

— После 12 сентября у команды будет недельный сбор на большом льду. На чем там сделаете основной упор?

— Первое — привыкать к большому полю. Объяснять, что не три—четыре шага надо сделать, как в хоккейной коробке, а 20—30. То есть привыкать к большим размерам. Ну и налаживать командную игру, потому что у нас опять фактически новая команда. Мы здесь видим, какая у кого техническая оснащенность, одаренность, а на большом льду будем смотреть, как игрок вписывается в командные действия, как выполняет предназначенный объем работы.

— У вас в голове уже есть наметки основного состава?

— Есть. В нем должно быть как минимум 14—15 человек, но хочется, чтобы любой из всех 20 мог в нужный момент выйти и заменить, подстраховать, сыграть на команду, на результат. Если все из этих 20 будут в порядке, тогда на всех более равномерно распределится нагрузка. Других-то мы не найдем.

— Пока об этих других речи нет?

— Пока нет. Не все у нас легко и гладко. Мы не обладаем теми ресурсами, в том числе и финансовыми, которые есть у элитных команд. Это позволяет им проводить сборы там, где им надо, набирать в состав тех хоккеистов, которых они хотят видеть на определенных позициях. Мы же себе людей подбираем, исходя из своих финансовых возможностей. Мы бы и хотели взять кого-то еще, и сам этот игрок хочет у нас играть, но финансовая составляющая не стыкуется. Большие команды ставят большие цели, мы же живем по средствам и ставим перед собой задачи, исходя из этого обстоятельства.

Александр Норден, фото dinamo-kazan.ru
СпортХоккей

Новости партнеров