Новости раздела

Троцкого и Ларису Рейснер одел Рустам Исхаков

Сериал «Троцкий», показанный некоторое время назад по Первому каналу, вызвал немало претензий в отношении исторической правды. Тем, кто хочет докопаться до сути, можно посоветовать поехать на Свияжск, где в музее гражданской войны скрупулезно изложены подлинные факты месячного пребывания Льва Давидовича на казанской земле. Подробности в материале «Реального времени».

Месяц в Свияжске

Музей гражданской войны на Свияжске — это, по сути, музей Льва Троцкого, он здесь главный герой экспозиции. Жаль, что создатели сериала, который, несомненно, украшает работа Константина Хабенского в главной роли, и это стало самой сильной стороной фильма, не обратились к создателям музея за достоверной информацией. Но что сделано, то сделано.

Музей расположился в уютном особняке, памятнике архитектуры позапрошлого века, находящемся на перекрестке дорог. На втором этаже особняка балкон, есть информация, что именно в этом доме летом 1918 года в течение месяца бывал, а иногда и жил Лев Троцкий, с балкона этого дома он принимал парад, здесь же у него постоянно обитала «богиня русской революции» Лариса Рейснер.

Создателями музея, где информативен каждый квадратный метр, стали дизайн-студия «Айбат» и ее ведущий дизайнер Алексей Мещеряков, руководитель студии Сергей Насекин, директор Свияжского музея-заповедника Артем Силкин и его заместитель Елена Карташева.

В 1918 году Свияжск неожиданно стал местом военных событий, ситуация в конце лета того года сложилась для частей Красной армии не самая приятная. Практически все Среднее Поволжье находилось под контролем войск Комуча и восставших чешских соединений, по этой причине в район стратегически важного железнодорожного моста через Волгу вблизи Свияжска были стянуты части красных, а также суда Волжской военной флотилии. Сюда же, на станцию Нижние Вязовые, прибыл бронепоезд Льва Троцкого.

Сам он полагал, что битва за Казань решается возле Свияжска, одна из глав его автобиографии так и называется — «Месяц в Свияжске». Троцкий позже писал: «После падения Симбирска решена была моя поездка на Волгу, откуда грозила главная опасность. Я занялся формированием бронепоезда… Из Москвы я выехал 7 августа, еще не зная, что пала Казань».

Музей расположился в уютном особняке, памятнике архитектуры позапрошлого века, находящемся на перекрестке дорог. realnoevremya.ru/Михаила Козловского

Фирменный стиль от Льва Троцкого

Первый этаж музея гражданской войны — несколько небольших комнат. В прихожей выбеленная печь, на которой проступают буквы — рассказ жительницы Свияжска о событиях тех лет на острове. «Белые пришли — грабили, красные пришли — грабили», — вот такая ситуация была на острове.

Рядом с печью фигура красноармейца — красный кожаный бушлат, красная буденовка из кожи, естественно, красные кожаные сапоги и пояс с портупеей. Таких молодцов-гвардейцев в личной охране у Троцкого было 40 человек. Форму для них Лев Давидович придумал сам.

А вот и сам поезд — в одной из комнат выстроен подробнейший макет станции Нижние Вязовые, на рельсах стоит бронепоезд, на нем прибыл Лев Троцкий. Бронепоезд Троцкого стал первым агитпоездом, которых потом множество колесило по стране. Троцкий ехал из Москвы трое суток, но узнав, что Казань пала, естественно, остановился в безопасном месте. Таким местом оказалась станция Нижние Вязовые вблизи Романовского моста через Волгу.

Дизайнеры создали действующий макет — бронепоезд, пыхтя, двигается по рельсам. «Клином красным бей белых» — такой слоган был написан на броневагоне. Расписывал его знаменитый Эль Лисицкий. Бронепоезд пестрел лозунгами: «Все на защиту мировой революции!», «Да здравствует мировая революция!». Наглядная агитация была продумана тщательно. Кстати, на этом же бронепоезде прибыл и революционный поэт Демьян Бедный.

В поезде было несколько штабных вагонов, была своя типография, Троцкий выпускал свою газету, у всех прибывших на бронепоезде были свои нагрудные знаки, возможно, это были прообразы наших нынешних бейджей. На платформе бронепоезда прибыл личный автомобиль Троцкого, кроме этого, было еще два автомобиля, позже был доставлен самолет Льва Давидовича для оперативных нужд. Троцкого можно назвать первым топ-менеджером в пиаре, по этой части в его агитпоезде все было выстроено идеально, включая даже столовую посуду, выполненную специально с определенными логотипами.

Приблизительная стоимость работы художника при росписи агитвагонов в этом период составляла около 700 тысяч рублей. Для сравнения средние зарплаты в провинции в этот период варьировались от 600 до 800 рублей. Так что суммами Троцкий располагал вполне внушительными.

В течение месяца Троцкий постоянно бывал в Нижних Вязовых, выстраивая стратегические планы, но наезжал он и на Свияжск. Воспоминания о том, где он жил на Свияжске, разнятся, но большая часть указывает именно на тот дом, где сейчас разместился музей гражданской войны.

Одновременно с Троцким в Казанском крае в это время находилась и Лариса Рейснер, приплывшая по Волге на императорской яхте. Поэтесса, публицист, политработник Красной армии, комиссар Морского генерального штаба, прообраз главной героини в пьесе Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия». Существует легенда, что, находясь на яхте, она начертала алмазным перстнем на стекле рядом с подписью императрицы Александры Федоровны свой автограф.

Компания в это время в Казанском крае собралась знаменитая, о чем говорит череда фотографий в музейном зале. Помимо Троцкого и Рейснер, от Федорова Раскольникова, Лацетиса до малоталантливого генерала Старка, Каппеля и Бориса Савинкова.

Письмо от внука Троцкого

Интерьеры музея, выполненные дизайнерами, требуют особого разговора. Были выписаны специальные обои, изготовленные по английской технологии позапрошлого века, теоретически в этом особняке могли быть такие. Шторы с советской символикой воспроизводят эскизы Варвары Степановой, жены Родченко. Рама, обрамляющая макет станции с бронепоездом, выполнена в стилистике стола и большого книжного шкафа — предметов позапрошлого века.

К работе над созданием экспозиции был привлечен даже… внук Троцкого Эстебан Волков, живущий в Мексике. Сергей Насекин, найдя адрес Волкова, обратился к нему с просьбой, на которую потомок Троцкого тут же откликнулся. Просьба состояла в том, чтобы прислать точные размеры скульптурного бюста Троцкого, который выполнила Клэр Шеридан — британка, симпатизирующая левым взглядам. Она приезжала в Москву и создала несколько бюстов известных в то время людей, в том числе и Троцкого.

Было решено по фотографиям выполнить копию бюста, но никто не знал размеры, оригинал же бюста хранится в доме-музее Льва Давидовича в Мехико. Эстебан Волков — директор этого музея. «Мы нашли в интернете адрес музея и написали Волкову письмо, перевели на английский и испанский, описали, что создаем музей и попросили прислать точные размеры бюста. В конце приписали «с пролетарским приветом». Ответ пришел через два дня. Волков тщательно снял все размеры», — рассказывает Сергей Насекин. Была даже идея пригласить внука Троцкого на открытие музея, приглашение ему отправили, но он отказался, объяснив, что ему трудно в его возрасте перенести перелет из Мехико в Казань.

Сам Лев Давидович тоже «присутствует» в музее. Во-первых, на экране можно посмотреть пятиминутный документальный фильм, рассказывающий о поездке Троцкого в Казанский край, где герой постоянно находится в кадре. Во-вторых, в одном из залов выстроен кабинет Троцкого, где за письменным столом можно видеть реконструированную фигуру Льва Давидовича.

У окна — женская фигура в льняном костюме цвета экрю — Лариса Рейснер. Костюмы для героев сшил казанский дизайнер Рустам Исхаков, изучив исторические фотографии. По замыслу создателей музея, эта сцена, напоминающая доклад Рейснер Троцкому, могла происходить в реальности. Троцкий отправлял Рейснер на разведку в Казань, она шла пешком и, естественно, вернувшись через четыре дня, отчиталась о том, что видела и слышала в городе.

Рядом с Троцким на письменном столе аппарат Морзе — французский, 1916 года выпуска. Чтобы достать его, дизайнерам пришлось потрудиться. Были аппараты более позднего выпуска, но хотелось именно такой. В результате аппарат купил на блошином рынке в Париже один из друзей Сергея Насекина и привез его в Казань. Таких удивительных историй при создании музея было много, словно кто-то свыше помогал дизайнерам.

Например, в музее можно видеть реальную штабную карту 1918 года, которую тоже долго искали. И однажды Артем Силкин, находясь в Санкт-Петербурге, зашел в антикварную лавку неподалеку от Эрмитажа. И обнаружил там штабную карту наших мест! Именно имеющую непосредственное отношение к военным операциям во время пребывания Троцкого.

Парад под балконом

В музее частично проливается свет на таинственную историю, которая давно уже занимает умы — был или не был по инициативе Троцкого установлен на Свияжске памятник Иуде Искариоту? В экспозиции можно видеть уникальную книгу «Красный сад», переведенную и изданную несколько лет назад по инициативе Артема Силкина, с рассказом об этом эпизоде.

Ее автор — Хенниг Кейлер, представитель датской дипломатической службы, которому было поручено заниматься делами военнопленных в России, коих здесь после Первой мировой войны было много. В связи с этим Кейлер колесил по стране и оказался и в бронепоезде Троцкого, и на Свияжске, который в книге назван Свиягород. Автор явно обладал писательским даром, явно что-то домысливал и дофантазировал, но есть вещи, которые он точно передает.

Он описывает дом с колоннами, на балконе которого президент местного Совета и комендант города принимал парад. В этом персонаже угадывается Лев Троцкий, Лариса Рейснер выведена в книге под именем Долли Михайловны. Дом с колоннами — это тот самый дом, где сейчас находится музей гражданской войны.

Вот как Кейлер описывает Троцкого: «Особенно странными были его глаза. У него не было взгляда в обычном понимании, зато глаза его по временам вспыхивали и, казалось, излучали красный свет. Он производил впечатление незаурядного, одаренного человека, правда, не совсем нормального».

Автор пишет о том, что после парада, на который он был приглашен, состоялось открытие памятника Иуде «как первому революционеру». Если это действительно было, как же вел себя Троцкий? Кейлер описывает это так: «Неожиданно лицо его просветлело. Он наклонился вперед и таинственно произнес: «Я несу вам послание, потому что во мне истина. Разве вы меня не узнаете? Я — Спаситель нашего времени. Это я», — прошептал он. Сомнений быть не могло — этот человек был безумен. Он верил в то, что был Иудой». К сожалению, больше свидетельств об установке памятника Иуде в Свияжске создателям музея найти не удалось.


Татьяна Мамаева, фото Дмитрия Резнова
ОбществоИсторияКультура

Новости партнеров