Новости раздела

Как итальянцы увидели в Казанском ханстве Булгарию и нашли кочевников

Тюрко-татарские государства Восточной Европы глазами европейцев. Часть 2

Ярослав Пилипчук продолжает цикл статей, посвященных ключевым этапам тюркской истории. Сегодня «Реальное время» публикует вторую статью из цикла тюрко-татарские государства Восточной Европы глазами европейцев. Она посвящена истории Казанского и Астраханского ханств.

Ногайцы в Крымском ханстве

Шарль де Пейсонель (1727—конец XVIII в.) писал, что ногайцы занимают всю часть Малой Тартарии от Дуная до Кубана. Буджак находится на пространствах от Дуная до Ньестра (Днестра). Йедсан от Нестра до Борифена (Дона). Янболук от Борисфена до Азофа (Азова). Орда Кубана находилась на пространстве от Азовского моря до Кубана (Кубани). Каждая орда делилась на многочисленные племена, а племена на аулы. Орда Едсана делилась племена Сарису, Делигеуир, Бересен, Хаджидере, Сарилар, орда Янлобука — на Дьерд, Ялиныз, Агалдже, Косткакумлар, Канилтшак, орда Кубана — на Бшетерек, Каплу, Лабата, Джилан. Француз указывал, что во время Менгли-Гирея уже не существовало разделения на отдельные орды. Каждая орда управлялась сераскером за исключением Янболука, которым правил каймакам. Земли орды разделены на земли племен, которые однако не имеют четко определенной территории.

Ногайцы каждой орды платили десятину со сбора зерна. Едисанская орда не платила дани натурой. Она оценивалась в 12 тыс. пиастров. Ранее эту дань получал хан, а во время Пейсонеля ее получал султан. Хан получал десятину с Янболука и употреблял ее на почтовые станции. Десятина с Кубана идет на содержание сераскеров. Ногайцы останавливаются там, где планируют сеять зерно, и каждый аул останавливается в определенном месте. Ногайцы делятся на свободных, вольноотпущеников и рабов. В каждой орде есть знатные роды и среди них есть наиболее знатный. Его возглавляет баше мирза, к которому остальные дворяне относятся с благоговением. Сераскер всегда проживает в его ауле. Сераскер приглашает баш-мирзу в свой диван (совет) и отдает ему первое место. Он не имеет права наказать какого-то мирзу без его ведома и ничего не может делать, не посоветовавшись с ним.

У ногайских дворян нет земель для возделывания. Их имущество состоит в скоте и рабах. Возделывание земли для знатных является позором. Мирза, то есть глава аула, требует у местного населения дань, которая состоит из двух быков, жаренного проса, десяти баранов, десяти связок кислого молока. Мирзы, не имеющие аулов, живут за счет главы их семейства, который выдает им часть из их доходов. Все ногайцы должны служить в войске и следуют за главой своего аула. Набор войск производится, как в Крыму. Хан отправляет послания к сераскерам, те отправляют же воззвания к баше-мирзам. Ногайцы всегда выставляют войск больше, чем от них требуют. Когда воюют с христианами, то все, кто в состоянии владеть оружием, идут на войну. Некоторое количество мужчин остается в аулах. Ногайские семейства не образуют отряда, но ногайцы делятся на байраки. Вся одежда одинакова, и носят они одежду, принадлежащую доминирующему племени орды. Менгли-Гирей приказал буджакцам осесть в домах и оставить свои дома. Дворяне этой орды получают десятую часть со сбора зерна и имеют право барщины над своими вассалами и имеют те же привилегии, что и дворяне Крыма. Ногайцы невежды в своей религии. Ногайцы в Крыму считались плохими мусульманами. Шарль де Пейсонель долгое время находился при дворе крымских ханов, поэтому смог оставить подробное описание административного деления и быта ногайцев, а также слабое их знакомство с мусульманским богословием.

Достаточно детальное описание ногайцев оставил и немец Иоганн Тунманн. В Западном и Восточном Ногае живут ногайцы. В Восточном Ногае жили Едишкул и Джембойлук. В Западном Ногае жили орды Едисан с городами Хаджибей, Балта и Дубоссары. Буджак и Кубань — это отдельные орды. В Буджаке поселения Каушан, Татарбунар, Паланка, Тобак, Салкуца, а на Кубани — Тамань, Темрюк, Барбацемия, Кызыл-таш, Эски-Копыл, Беледе-кеви, городки некрасовцев. В подчинении у Крымского ханства находятся черкесские племена. Ногайцы охарактеризованы как мусульмане, но с некоторыми пережитками язычества.

Мишаре московитам помогли завоевать Астрахань?

Петр Петрей де Эрлезунда (1570—1622) отмечал, что Астрахань когда-то была отдельным царством и получила название по имени своего царя. Местные татары, живущие вокруг Каспийского моря, имели прежде свою династию, происходящую из династии крымских ханов. Между Астраханью и Казанью жили татары, называемые нагаями. Их владения простираются до Яика и Каспийского моря. Там не было царя, а только влиятельные семейства и князья. Нагаи состояли из орд Кассун, Шихмамай, Шидах. Кассун находилось от Камы и до Яика, Шихмамай — владело землями в области сибирской, а Шидах между Волгой и Яиком и центр имело около Сарайчика. Из третьей орды и избирался повелитель нагаев. Отмечалось, что он овладел Казанью и Астраханью, но эти царства непосредственно ему не подчинялись и не платили дани, а поставляли воинов. Правитель нагаев мог выставить до 20 тыс. воинов. Соседями нагаев были ургенцы и заволжские татары. Касательно географического нахождения Большой Ногайской Орды: о оно целиком правильно описано, как и происхождение биев от Шейх-Мамая. Отмечено, что кроме него существовал ряд других кланов. Не исключено, что он пользовался сочинением Александра Гванини. Касательно же ошибок шведа, то ногайцы как раз имели некоторые доходы в виде дани с Казанского и Астраханского ханств. Казанцы не ходили в походы с ногайцами. Тесные союзнические отношения были у ногайцев с астраханцами, но случались и конфликты. Также он ошибся и в отношении династической принадлежности астраханских ханов. В период независимости Астраханского ханства там правил некоторое время только Ислам-Гирей. Возможно, швед знал о претензиях Гиреев на овладение Казанью и Астраханью и предположил, что это имеет легитимное обоснование. Кроме того, крымские татары осуществили ряд походов против Астраханского ханства.

Павел Иовий упоминал о владении Цитракань (Астрахань). Мацей Меховский не знал о Астраханском ханстве. Иосафат Барбаро (1413—1494) называл правителем Цитракани (Астрахани) хана Мордассу (Муртазу). Венецианец упомянул Астраханский улус Большой Орды, где некоторое время правил Намаган (династия потомков Тимур-Кутлуга) Муртаза. Михалон Литвин считал Астраханское ханство одной из татарских орд и называл его Астраханами. Александр Гванини указывал, что владения Астраханского ханства лежали за землями ногайских и заволжских татар и в нем было много богатых городов, среди которых главным был город Астрахань. В 1554 г. им овладели московиты, а в 1569 г. к нему подступили турки и крымцы. Франческо Тьеполо упоминал Читракан как южного соседа Кассана (Казани). Григоре Уреке знал Астраханское ханство как одноименную татарскую орду. Исаак Масса упоминал, что между правителем Астрахани и морзейскими (мещерскими) татарами была вражда. При помощи морзейцев московиты и завоевали Астрахань.

Об Астрахани европейцы часто знали только само название. Лишь немногие знали немногим больше, например, некоторые детали из политической истории. Европейцы рассматривали ногайцев как одну из татарских орд. Они изображены как кочевники и монголоидами, коими они и были. Отмечено отсутствие у них монарха наподобие крымского хана. В источниках упоминался Малый и Большой Ногай. Отмечались их контакты с русскими, особенно войны. Для поздних географов характерно то, что они начинали наблюдать оседание ногайцев. Отмечалось также существование ногайских орд Буджак, Едисан, Едичкуль, Джембойлук.

Как в Казанском ханстве увидели Булгарию и нашли кочевников

В сочинении Франческо Тьеполо Казанское ханство названо как страны Булгария и Кассан, которые граничат с Московией и Куманией. Булгарией была названа территория Мордовии. О Кассане (Казани) сообщалось, что раньше это было царство, а теперь провинция. Говорилось, что Кассан стал независимым после того как преемники Бату и перекопиты (крымцы) воевали. Кассан недолго был независимым и его сделали своим вассалами московиты герцога Басилио (Василия ІІІ), который вынудил казанцев платить дань. В зависимости от Кассана находилась провинция Вяткан (Вятка). Куманией были степи Дешт-и Кыпчак. В сочинении итальянцы отображена борьба между Джучидами за власть, а также русско-казанская война в 20-х гг. XVI в. Зависимость Вятки, причем довольно условная, была фактом из XV в. Впрочем, в сочинении Франческо Тьеполо много анахронизмов. Марко Фоскарино отмечал, что до Ивана IV Васильевича Кассан за Волгой был независим от Московии. Павел Иовий писал, что казанские татары на севере граничат с шибанскими татарами (кочевыми узбеками) и их владения лежат за Волгой. Они зависят от правителя русских и дорожат его дружбой. Итальянцем зафиксирована зависимость Казанского ханства от русских, которая стала реальностью после ряда воин.

Иосафат Барбаро же указывал, что северными странами правят язычники татары и что за двадцать лет до написания его книги московиты подчинили своей власти город Казан. Сведения о язычниках можно объяснить тем, что автор был вообще малоинформирован о землях за причерноморьем. Иосафат Барбаро говорил о русско-казанской войне 1467—1469 гг., в результате которой казанцы оказались в зависимости от русских.

Альберто Кампезе писал, что Москве подвластна татарская орда при городе Казани. Местные татары кочуют по степям, соблюдают обычаи древних татар и являются мусульманами. Они могут выставить по приказанию московского герцога 30 тыс. всадников. Сообщение итальянского голландца содержало ряд ошибок. Казанцы были оседлым, а не кочевым населением. 30 тыс. воинов — цифра для Казанского ханства нереальная, даже при привлечении марийцев. Голландец Исаак Масса сообщал, что при отце Ивана Васильевича татары платили дань московитам. Пользуясь смертью Василия, Казань отпала от русских, и Иван задумал поход, чтобы вернуть татар в подданство. Француз Блез де Виженер (1523—1596) знал, что существует отдельная татарская орда по имени города Казань на Волге. Она выставляет 12 тыс. воинов, но при желании может собрать 30 тыс. воинов, призвав на помощь своих союзников. Эта Орда находится в полной зависимости от московитов, правитель которых делает ханом, кого пожелает. В целом француз правильно описал ситуацию в Казанском ханстве второй половины XV—начале XVI вв. При составлении своего сочинения он, вероятно, пользовался данными итальянцев. Михалон Литвин называл среди татарских орд козаниев, то есть казанских татар. Ему было известно, что существует отдельное ханство, и только. О них также сообщал Мацей Меховский. Он говорил, что из орда названа по имени замка Козан над рекой Волгой около Московии. Казанцы произошли от заволжских татар. Эта орда выставляет до 12 тыс. воинов, а вместе с союзниками — 30 тысяч. Об их правителях, их деяниях и генеалогии не пишут, поскольку они данники князя Московии и зависят от него и на войне, и когда мир. Мацей Меховский описал зависимость Казанского ханства от русских во второй половине XV в.—начале XVI в. Несколько преувеличены силы Казанского ханства с союзниками.

Как казанская пехота из чувашей и черемисов заманила московитов в ловушку

Основным западным сочинением по отношениям русских и казанскихи татар являются «Записки о Московии» (1549) австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна. Одна из глав его сочинения получила название «О татарах». Собственно, описание татар сделано по шаблону и изображает их кочевниками. Нас же более интересуют конкретные сведения о казанских татар. Казанское ханство он стал называть не ордой, а царством. Указано, что на юго-востоке оно граничит с шибанскими (узбеки) и казахскими (казахи) татарами. Около этого государства находились степи. Правитель Казани может выставить 30 тыс. воинов, преимущественно пеших стрелков из черемисов (марийцев) и чувашей (чуваша в XVI в. обозначала не столько этноним, сколько сословное положение). Казанские татары образованнее других, занимаются промыслами и живут в домах. Давно правителем Казани был некто Хелеалек (Халил), однако он умер бездетным оставив вдовой царицу Нур-Султан. Некто Ибрагим женился на ней и овладел царством. У него было два сына — Махмет-Амынь (Мухаммед-Эмин) и Абдыл-Летиф (Абд ал-Латиф). Кроме того, у него был сын от первой своей жены Батмасасолтан по имени Алегам (Ильхам). Именно Алегам стал правителем после смерти отца, однако подданные его напоили и отвезли в Москву. На его место поставили Абдыль-Летифа, а после того как московский князь был недоволен им, то его сменили на Махмет-Амыня, которого выпустили из ссылки в Белоозере. Он правил до 1518 г. После этого Нур-Султан вышла за Менгли-Гирея и казанцы отложились от московитов. Между ними были многие войны, и Василий III послал против них войско. Татары, зная, что им не одолеть московитов в поле, пошли на хитрость. В своем лагере они оставили часть воинов, а лучшие воины спрятались в лесах в засадах. Татары снялись с лагеря, и московиты попались на их уловку. Пока московиты грабили оставленный лагерь, татары и черемисы (марийцы) вышли из засады, напали на них и произвели большое кровопролитие. Московиты бежали, бросив пушки и снаряды для осады.

Шиг-Алей (Шах-Али), который женился на вдове Махмет-Амыня, продержался на престоле четыре года и то благодаря московитам и брату жены. Он опирался на чужих и презирал татар, вследствие чего казанцы ему и изменили, и передали трон Саип-Гирею (Сахиб-Гирею). Шиг-Алей вместе со своей женой бежал в Москву 1521 г. Перекопские татары же овладели Казанью. Их отряд вместе с казанцами взял также Владимир и Нижний Новгород. Под Коломной Саип-Гирей соединился с войсками своего брата Мехмет-Гирея. Он участвовал в осаде Москвы и продал перекопским татарам всех своих пленников. Василий вернулся в Москву, только когда татарские цари оставили Московию. В 1523 г. московский правитель задумал отплатить татарам и воздвиг на Суре в владениях татар крепость и собрал большое войско больше прежнего. Саип-Гирей бежал из Казани в Турцию, надеясь привести подкрепление, а на свое место призвал из Крыма своего племянника (Сафа-Гирей) тринадцати лет отроду. Этот юноша прибыл к Гостинову озеру. Там сейид, одно из духовных лиц, хотел его схватить и отправить в Москву, однако был схвачен сам. Русские дошли до Гостинова озера и местная крепость была сожжена татарскими сторонниками московитов. Племянник Саип-Гирея стоял у крепости у реки Казанки. Против московитов он отправлял пеших черемисов. Ших-Алей, человек чудовищных габаритов, убеждал его отказаться от царства, на что получил ответ, что уступит свое царство, только если тот победит его в бою. Черемисы сначала разбили одного воеводу с пятью сотнями всадников, и среди русских распространились панические настроения и желание отступать. Бегство было предотвращено подходом подкрепления из конницы. Московиты начали осаду Казани. Однако осада не была полной, и татары беспокоили московитов действиями своей конницы. В конце концов было решено добиться мира переговорами. Мир был заключен в 1524 г. Василий запретил своим подданным бывать на Казанской ярмарке, хотя и сам понес значительные убытки. У Сигизмунда Герберштейна был описан порядок правления казанских ханов, начиная с Халила. Отмечена зависимость Казанского ханства от великого московского князя. «Записки о Московии» также являются важным источником по русско-казанским войнам в 1505—1507 и 1521—1524 гг. Хотя относительно периода 1505—1507 гг. два события были сведены в одно и количество воинов у казанцев преувеличено, но это не умаляет значение источника. Наиболее детально описан поход 1521 г. на Москву и воцарение в Казани Гирея.

Строительство Васильсурска

Александр Гванини оставил более полное описание. Он сообщал, что страна Вятка когда-то была под татарской властью, но Василий Иванович сделал ее своей провинцией. Границей между Московией и Казанским ханством он считал реку Суру. Казань находится у рек Волга и Казанка.

В отличие от других татар, казанцы обрабатывают поля и сады, живут в домах и более человечны. На ярмарках они торговали с московитами, другими татарами и турками. Вплоть до правления Василия Ивановича у них были свои цари и они никому не подчинялись. Однако первым казанским правителем признавшим власть московитского правителя стал Хелеалек (Халил), за ним Абрагаим (Ибагим), а после него Ильхама (Ильхам). Ильхам недолго правил и его же подданные выдали его московитам, которые отправили его в ссылку в Вологду. Царем стал Абдельлатиф (Абд ал-Латиф), который также недолго правил и был сменен Мехмедином (Мухаммед-Эмином), при котором в 1504 г. казанцы сбросили власть московитов. Василий отправил в поход против них большое войско с пушками. Однако оно было окружено и уничтожено татарами и черемисами (марийцами). Они овладели большим количеством огнестрельного оружия, а множество пленных продали в Астрахани туркам и персам. После смерти Махмедина царем стал Шеая (Шах-Али). Он был сторонником московитов и его сместили с престола, сделав ханом Сафа-Гирея. Сафа-Гирей вместе с Махмет-Гирем совершил поход на Москву. В 1523 г. Василий пришел с большим войском на границы ханства и на Суре соорудил Василевгород из которого делал нападения на татар. В 1524 г. московиты подошли к Казани и осадили ее. Они подожгли казанский замок, но татары смогли отремонтировать его. Тем временем черемисы, которые были хорошими стрелками из лука, напали на флотилию московитов, которая везла провиант, и перебили много тысяч воинов. Через несколько лет русские снова подошли к Казани. Они начали осаду, ведя сильный огонь из пушек и мушкетов. Они вышли на штурм, и татары были вынуждены пойти на мир. Они были вынуждены были платить дань Василию. После смерти этого правителя они снова стали независимыми и прекратили уплату дани. Александр Гванини повторил ряд известий Сигизмунда Герберштейна. От себя он датировал дату столкновения Мухаммед-Эмина с русскими 1504 г. (учитывая отставание его хронологии от реальной в один год, мы получаем реальную дату 1505 г.), а также более детализировал описание русско-казанскую войну 1521—1524 гг., в которой очертил особую роль марийцев.

Среди европейцев, кроме Сигизмунда Герберштейна и Александра Гванини, было мало что известно о Казанском ханстве. Итальянцы знали, что существует отдельное ханство и его столица в Казани, а также что оно платит дань русским особенно Василию ІІІ Ивановичу. Голландец Исаак Масса и итальянец на польской службе Александр Гванини знали, что после смерти этого великого князя казанцы сбросили русскую власть. Общим местом было то, что черемисы (марийцы) играли большую роль в войске Казанского ханства. Численность воинов оценивалась в 30 тыс. Итальянец спутал Сахиб-Гирея с Сафа-Гиреем, однако, в отличие от Сигизмунда Герберштейна, знал про войну казанцев против русских в правление Мухаммед-Эмина. Более детальны, конечно же, сведения Сигизмунда Герберштейна, который получал информацию от русских, в то время как информаторами Александра Гванини были поляки и литовцы. Выгодным отличием от других татар считался оседлый образ жизни татар казанских. Их считали цивилизованным народом.

​Ярослав Пилипчук
Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».

ОбществоИстория

Новости партнеров