Новости раздела

«Их нравы»: как символом османского Стамбула стала питьевая вода

Жемчужины водной архитектуры империи Османов

Казанский исследователь Булат Ногманов, публикации которого читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. В сегодняшней колонке он рассказывает о водной архитектуре в общем и о себилах (открытый или специально обустроенный источник воды).

Несмотря на то, что «три четверти планеты — моря и океаны», а «человек на 80% состоит из воды», довольно трудно переоценить значение воды в жизни любого человека. На протяжении всей истории человечества шла борьба за доступ к водным ресурсам и за право обладать этими ресурсами. Многие футуристы также полагают, что войны будущего — это войны за доступ к чистой воде… Однако, вернемся к нашим османам и поговорим о водной архитектуре в общем и о себилах (открытый или специально обустроенный источник воды) в частности.

В Османской империи, можно сказать, существовал культ воды, который был напрямую связан с исламским вероисповеданием жителей этого государства. Согласно исламу, напоить жаждущего человека свежей водой, считается благим деянием, за которое предусмотрена награда от Аллаха. Поэтому все, от султана до обычного жителя, в надежде получить довольство Всевышнего, строили фонтаны, открывали себилы, финансировали строительство водных каналов, дамб, рыли колодцы и старались обеспечить доступ к чистой воде для каждого жителя страны. Но обо всем по порядку.

Сердце Стамбула

Каналы для распределения воды, сделанные из мрамора, в Османской империи назывались «максем». Это была своеобразная система «водопроводов». Каналы, которые распределяли воду за пределы города, назывались «маслак», а те, что распределяли воду внутри города, назывались «таксим». Именно от водной составляющей и происходит нынешнее название сердца Стамбула — площади Таксим.

Свой след в водной архитектуре Стамбула оставил и немецкий кайзер Вильгельм II, который в память о своем втором визите в 1898 году в Великую Порту подарил городу фонтан, ныне называющийся немецким. Данный монумент, разработанный архитектором Спиттой и построенный архитектором Шоелем, был сконструирован в Германии, затем по частям перевезен в Стамбул и собран на площади Султанахмет, напротив мавзолея султана Ахмеда I.

Отрада путника

Одними из наиболее значимых явлений в водной архитектуре Османской империи являются «себилы». Стоит отметить, что данные постройки характерны только для турецкой архитектуры. Себилом именуют сооружения, построенные для того, чтобы усталые путники могли безвозмездно утолить жажду во время своего путешествия. В нынешнем турецком языке себилом называют практически все, что является бесплатным. Обычно себилы проектировались как части школ, мечетей и медресе, однако встречаются и отдельно построенные себилы. На протяжении столетий внешний вид этих сооружений менялся в соответствии с модными веяниями в архитектуре своего времени, поэтому существуют себилы, построенные в стиле барокко, рококо и ампир. Что касается формы этих построек, то тут разброс был не таким большим. Они имели форму квадрата, многоугольника, круга и полукруга. Основоположником восьмиугольных себилов считается знаменитый османский архитектор Мимар Синан.

Данные сооружения были довольно популярными, они строились как на частные, вакуфные, так и на государственные средства. Например, только в районе Фатих было построено 16 себилов. Конечно же, со временем многие здания ветшают и приходят в негодность, однако, как и в прежние времена, государство и частные лица берут на себя расходы по реставрации и восстановлению себилов, которые являются одним из важнейших элементов материальной культуры Турции.

Во время священного месяца Рамадан султаны Османской империи, а также их жены, на протяжении всего месяца после наступления времени разговения устраивали в себилах раздачу сладостей и прохладного шербета. Говорят, что во времена правления одного из султанов из немецкого фонтана вместо воды тек шербет и что в наше время восстановлением этой славной традиции планирует заняться администрация города Стамбул.

Булат Ногманов
Справка

Булат Ногманов — исследователь, переводчик.

  • Родился 31.10.1985 г. в селе Апастово Апастовского района Республики Татарстан.
  • В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения».
  • В 2010 году окончил магистратуру Анкарского университета по той же специальности.
  • Участник этнографических экспедиций.
  • Член Татарстанского отделения Русского географического общества.
  • Владеет английским, турецким и казахским языками.

ОбществоИстория

Новости партнеров