Новости

01:06 МСК
Все новости

​Предшественник Саратова: забытая северная столица ордынских ханов

​Предшественник Саратова: забытая северная столица ордынских ханов Фото: radugasar.ru (Ордынский город Укек близ Саратова на Волге XIII—XIV вв. Реконструкция)

10 сентября Саратову исполняется 427 лет. Считается, что он основан в 1590 году князем Григорием Засекиным и боярином Федором Туровым. В то же время Али Хабибуллин, кандидат исторических наук, решил напомнить о том, что появлению русского города предшествовал золотоордынский город Укек. Предлагаем вниманию читателей «Реального времени» размышления колумниста.

Светлое Средневековье на Волге

Накануне очередных торжеств по случаю празднования Дня города хотелось бы еще раз обратиться к страницам истории саратовской «Помпеи», к городу-легенде Укеку, существовавшему в XIII—XIV веках на территории современного Саратова. Укек (Увек) принадлежал Золотой Орде (Улус Джучи), которая насчитывала более чем 120 городов, и располагался на Волжском пути между городами Булгар и Сарай — столицей Орды. В 1334 г. здесь побывал арабский путешественник Ибн Баттута, который записал, что Укек — город «средней величины, но красивой постройки, с обильными благами и сильной стужей». Численность населения города, по дошедшим до нас сведениям, составляла около 9—10 тыс. человек.

В пору своего расцвета Укек демонстрировал достигнутый к тому времени уровень городской цивилизации молодого государства мусульманского мира. Жители города использовали все имеющиеся преимущества географического, природного характера, благоприятствовавшие развитию торговли, ремесла. В строительстве города был использован максимум достижений потенциала человеческой мысли, максимум технологий и мастерства специалистов средневекового общества. В центральной части города находились крупные аристократические усадьбы, окруженные высокими стенами, с бассейнами-водоемами, с богатыми домами из сырцового кирпича. Дома отличались пышностью и роскошью отделки. В Укеке функционировал водопровод из глиняных труб и, видимо, со сточной системой.

Особый интерес с точки зрения духовного и социально-политического наследия вызывает уровень установившихся в городе конструктивных общественных, межконфессиональных и межэтнических взаимоотношений.


Город являлся центром сельскохозяйственной округи, на территории которой по сей день сохранился ряд тюркских топонимов. Фото humus.dreamwidth.org

Следы истории в названиях

Город Укек, являвшийся экономическим, политическим и духовным центром края, располагался на территории, исторически планомерно заселяемой и осваиваемой тюркскими этносами, начиная с гуннов и заканчивая половцами, татарами и башкирами. Население города общалось между собой преимущественно на тюркских языках. Город являлся центром сельскохозяйственной округи, на территории которой по сей день сохранился ряд тюркских топонимов, берущих начало с золотоордынских времен: Алтынная гора, Ахмат, Идолга, Караман, Карамыш, Колышлей, Кумысная поляна, Усть-Курдюм, Саратов, Тарлык, Тарханка, Терешка, Увеша, Улеши, Чардым. На территории самой Саратовской области также немало названий рек и населенных пунктов имеют тюркское происхождение: реки Большой и Малый Узень, Иргиз, Каралык, Баланда, города и поселки Балаково, Аркадак, Турки, Малыковка (ныне Вольск), Базарный Карабулак, Балтай, с. Мечетное (ныне Пугачев) и т.д. Наряду с тюркскими, в Укеке использовались финно-угорские и древнерусский языки. Судя по надписям на керамике, бронзовых зеркалах и других изделиях, в Укеке, как и в целом в Золотой Орде, были хорошо известны арабский и персидский языки.

Северная ханская столица

Как известно, еще с VIII в. народы тюркской языковой группы один за другим начали принимать ислам, отдавая ему предпочтение в силу сложившихся религиозных традиций единобожия в форме тенгрианства. Официально на берегах Волги мусульманская религия утвердилась с 922 г. в Поволжском государстве Волжская Булгария, проникнув сюда из Средней Азии вместе с торговцами и купцами. На следующей ветке истории принятие ислама Золотой Ордой при хане Узбеке в XIV в. стало, пожалуй, ключевым этапом, определившим дальнейшую форму исповедания религии для всех тюркских этносов, проживающих на территории между Уралом и Волгой. Город Укек, значительная часть жителей которого к середине XIV в. исповедовала ислам, конечно же, относился к типу восточных городов, присущих мусульманской культуре, с мечетями, медресе, общественными банями, караван-сараями и ремесленными мастерскими. И это несмотря на наличие здесь, впрочем, как и в других золотоордынских городах, кварталов жителей русской и армянской национальностей, исповедовавших христианство, а также последователей шаманизма, которого придерживалась монгольская верхушка. Последнее, пожалуй, было преимуществом, нежели источником проблем, поскольку обеспечение гарантии безопасности жизнедеятельности, свободы вероисповедания для немусульманских народов являлось одним из базовых принципов ислама, определенных еще во времена пророка Мухаммада (мир ему).

Схематический план Увекского городища. В начале ХХ века близ Саратова проводились широкие археологические исследования и разведочные работы. Фото историк.рф

Объединение усилий и стремлений полиэтнического Укека в повышении благосостояния горожан достигло своего апогея в годы утверждения и распространения норм ислама в рамках института золотоордынского, условно — татарского, государства в первой половине XIV века. Вплоть до 70-х гг. этого века в Укеке чеканилась собственная монета, что свидетельствовало о важном политическом значении города. Укек в определенное время являлся северной столицей, или резиденцией ханов, до перенесения ее в г. Наровчат (Мокша) (располагался на территории современной Пензенской области), где хан Узбек в 1312 г. официально объявил о принятии государством ислама.

Поработать и заработать на истории

Сегодня вопросы исторической преемственности Укека и Саратова вызывают немало оживленных споров. Но самое ценное — духовное наследие многонационального Саратова, переданное нам предками, культура диалога между представителями различных цивилизаций, традиции межконфессионального взаимоуважения, многовековой бесценный опыт взаимопонимания между носителями различных ментальностей и обычаев, столетиями складывавшиеся на берегах Волги. Умение договариваться, созидать во благо будущих поколений, поступать согласно нормам традиционных религий, действовать в лоне существующих государственных правил — это то, что во все времена являлось залогом процветания страны.

В конце XIV в. города Укека не стало, хотя, согласно мнению некоторых исследователей, в XV веке он продолжал существовать в виде небольшого поселения. Как бы то ни было, располагавшийся на одной территории с Саратовом, близкий к последнему по своим функциональным и символическим характеристикам, Укек продолжает сегодня поражать воображение людей своим масштабом, красотой, благоустройством, своей прекрасной и трагической судьбой!

«Мы должны ставить перед собой две задачи <> Во-первых, приложить совместные усилия для дальнейшего изучения прошлого города Укека, а во-вторых, превратить его в историко-археологический и туристический центр российского и международного масштаба». Фото ukekfest.ru

Знание истории полезно лишь тогда, когда общество извлекает из нее уроки для практического применения в различных областях жизни, будь то политической, социально-экономической или области морали и права. На сегодняшний день, понимая эту истину, мы должны ставить перед собой две задачи на ближайшую перспективу. Во-первых, приложить совместные усилия для дальнейшего изучения прошлого города Укека, а во-вторых, превратить его в историко-археологический и туристический центр российского и международного масштаба.

Али Хабибуллин, кандидат исторических наук
ОбществоИстория
комментарии 189

комментарии

  • Анонимно 09 сент
    Русский народ пытается представить начало городов с момента своего захвата, умные. У Татар были государства задолго до русских, и Ислам мы приняли раньше чем они христианство. Саратов исконно татарская земля!
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Казахи говорят, что это их земли. Исконные.
    Так же как и Омск, Томск, Волгоград и другие. В чем-то они правы.
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Кaзахи выдумывают, они не татары! Татары-мы и империя была татаро-монгольской! Это татарские земли!
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Надо как можно больше и чаще писать такие исторические статьи о татарах, о нашей жизни, о наших городах, о нашей культуре и быту! Пусть наш народ, наша молодежь знают всю правду о родном Великом и Просвещенном ТАТАРСКОМ народе!
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    татары - казахи - башкиры, одна нация!
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    казахи в большинстве тюркоязычные монголы
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    казахи и башкиры - черные татары.
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    А так называемых татар до 1917 года не было вообще.
    Ответить
    Анонимно 13 сент
    хохол и русский - тоже одно и тоже...
    Ответить
    Анонимно 14 сент
    Казахи до сих пор на племена делятся. Сарачик и тот ногайский.
    Ответить
  • Анонимно 09 сент
    Классная статья, спасибо автору, Али Хабибуллину, и РеальноеВремя за публикацию!
    Ответить
  • Анонимно 09 сент
    Татарские историки должны изучать не только Cаратов, но и Тюмень и Астрахань, и Сибирь, Урал, Алтай, там где были татарские города задолго до захвата русскими. Это каждый татарин и татарка в Татарстане должны знать и изучать с начальных классов школы!
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Ну хватит провоцировать, невежда - "русские захватили татарские земли".

    Каждый образованный человек знает, что "татары" пришли на Волгу как "захватчики" лишь в 13 веке.

    Кстати славянские племена "именьковцев" жили на Волге задолго до того, как туда пришли тюркские племена болгар.

    Секретарь багдадского посольства Ибн Фадлан в своих Записках прямо пишет, что в 922 году на средней Волге добровольно приняли ислам племена "сакалибов", т.е. славян, хотя руководящей элитой у них и были тюрки-болгары.

    Ваши постоянные провокации уже даже не смешны своей безграмотностью, а просто вызывают смех...
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Одни из предков современных татар это булгары, и также татары пришедшие после! Наши предки создали и Волжскую Булгарию, также как и Татарские государства! Сакалибы никогда не были славянами!
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Не было никаких "татарских" государств - были Монгольские государства, в которых татары были обычными подданными, платящими монголам дань.
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    09:29 вы ничего не знаете о татарских государствах, книги хоть почитайте не позорьтесь!
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    каждый знает русскую правду от Крупской и Луначаоского - татары это кочевники - вот по всей хазарской земле и расселились, а Укек - это почти Укок на Алтае - это странное совпадение: там уже ковры и чулки нашли - в Питере исследуют русское наследие с 2004 года - результат ошеломительный - русские изобрели чулки пять тысяч лет назад! На Алтае - доказано!
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    согласен - казаки - это славяне, что видно по их костюмам - и лошадям - русские основали конный строй!
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Не смешите! Ни в генах русского народа (после 300 лет так называемого ига), ни у татар нет монголоидной гаплогруппы. Поэтому забудьте про монголов, как про страшный сон. Это были татары, и только татары.
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    09:44 приведите пример хоть одного "татарского государства" 13-16 вв., которым правили бы татары - нет таких.

    И это знает каждый образованный человек.

    Но задача 09:44 провоцировать, а не поиск истины.
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Русские никогда и ничего не основывали. Казаки это бывшие ордынцы. Уже позже к ним присоединилось огромное количество беглых холопов и они стали составлять большинство. Ермак татарин крещенный, а у Степана Разина мать татарка и похоронен он после казни, не русскими, а татарами на Татарском кладбище в Москве (территория Парка Культуры).
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Первое татарское государство - Кимакский каганат.У русских государство появилось намного позже, и то только после упадка Золотой Орды.
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Это были татаро-монголы. Это не нынешние монголы.
    Об этом же написано в фундаментальных трудах : 7-томнике Истории Татар и т.д. Само слово Монгол-мэнгел-мэнге -вечный- татарское. Это название носило одно из племен татар.
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    у Вас образование?
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Верно и Чингиз-хан с внуком Бату-ханом и Джучи-улус русские были, носили лапти на голую ногу, без чулков.
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    100%!!!
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Не лопни от смеха! Какая Волга? Не было тогда никакой Волги, была река Идел!
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Русские еще вывели монгольскую породу лошадей......
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    для русского, есть все русское - и реки и моря, лето и русская зима! русская баня с русским березовым веником да в русских сапожках в русскую Вселенную на русской печи полетел русский иванушка - дурачек!
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Точно, сам видел, как нынешний министр с\х Ткачев на своей краснодарской ферме выводил монгольскую -мини лошадку.
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Носителями булгарского языка являтся современные ЧУВАШИ а не люди носящие кличку "татарин"
    Ответить
    Анонимно 12 сент
    Как всякий человек, ибн Фадлан мог ошибаться и он не преминул это сделать.
    Так что, Сары Тау исконно татарская земля. Виват!
    Ответить
    Анонимно 14 сент
    1. жоржик. врать тоже надо уметь. пользоваться темнотой народа свойственно не только профессорам научного коммунизма, энтот коммунизм не построившим даже для ..но и другим. плохое делать просто и не надо проявлять мужества.
    2. Доныне знали мы только путешествия Европейцев к Монголам, начиная с Плано-Карпини — вот, если не ошибаемся, первый, сделавшийся нам известным, письменный памятник путешествия, совершенного в Монгольскую Орду жителем Востока, мусульманином, теологом и писателем восточным. Любопытность его умножается обстоятельствами, при которых совершено было путешествие. Абу-Абдалла-Мугаммед Ибн-Абдалла эль-Лавати, вообще называемый Ибн-Батута, уроженец Тангера Африканского, влекомый желанием видеть отдаленные страны и изучить нравы и обычаи народов, отправился из родины в 725 году эгиры (1321 году от Р. X.), проехал в Египет северною Африкою, посетил Сирию, Персию, Аравию, Малую Азию, Крым, Золотую Орду, Бухарию, Индию, Цейлан, Суматру, Яву, Китай (куда посылан был послом от Деглийского Двора), и на обратном пути обозрел Испанию и внутреннюю Африку до Томбукто. В 1353 году возвратился он на родину, принятый везде с почестью, удостоенный милостей и привета при всех посещенных им Дворах, с мудростью опыта и огромным описанием всего виденного им. Книга Ибн-Батуты нам остается неизвестною, и мы знаем ее только по двум сокращениям земляков его, Ибн-Даези эль-Кельби и Ибн-Феталлаха эль-Бейлуни. Бурхардт первый вывез их в Европу. Козегартен и Апетц издали их сокращенно, а в 1829 году напечатан в Лондоне полный перевод их г-м Ли (The Travels of Ibn-Batuta, translates by Samuel Lee, in 4, XVIII и 243 стр.). Из сего перевода передаем читателям нашим любопытное извлечение — путешествие Ибн-Батуты в Золотую Орду, описание того грозного Двора Ханского, куда с трепетом являлись тогда наши Князья, и приволжских и южных стран России за 500 лет до нашего времени. — В Орде царствовал тогда роскошный, гордый, кровожадный и прихотливый Узбек, сын Тохты, наследовавший престол отцовский в 1313 году, в умерший в 1341 году. Перед его суд смиренно являлась Петр Митрополит, Михаил, Димитрий, Александр Тверские, Георгий и Иоанн Калита Московские; он изрек смерть Михаилу, Димитрию, Александру, Иоанну Рязанскому, Феодору Стародубскому. Орда только что приняла тогда исламизм. Поэты громко славили Великого Узбека. Папа льстил ему в своих грамотах. Дочь Императора Греческого была его супругою, и многие ханы принимали потом имя его вместо титула, называясь Узбеками. Быстрое падение Орды следовало за роскошным и своевластным Узбековым царствованием.
    3. изучите арабский и прочитайте труды Ибн Баттута в подлиннике может легче станет понимать людей которых осточертело "коммунистическое " враньё. а тут ещё и знатоки появляются...
    Ответить
    Анонимно 14 сент
    Да , ещё когда на отдыхе были , на балалайках комаринского отплясывали , и квас соленными огурчиками закусывали!
    Ответить
    Анонимно 22 сент
    Как раз наоборот. Татар - название монгольского племени из меркитского союза, полностью уничтоженного чингисханом. Монголы называли себя татарами для того, чтобы проклятия завоеванных народов не достигали цели. Это написано в Большой Ясе.
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Молодец! Верно рассуждаешь! НАДО ТАТАРАМ ЗНАТЬ ВСЮ ИСТОРИЧЕСКУЮ ПРАВДУ О САМИХ СЕБЯ. Вся предыдущая история о нас, сплошные - лож и заблуждения.
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Ну господа про чувашей заливаете ! Такое разводилово, вы хоть раз в Чувашии были? Так на всю вселенную насвсители в уши , аж прикольно стало ! Да хватит дурачить , со своим булгарские происхождением . Вы хотя бы для начала на национальные одежды взгляните , и найдите с десяток отличий от одежды финно-угорских народов , естественно в первую очередь марийцев, затем мордвы , удмуртов, финов, карелов ,коми пермяков. И естественно обратное , что у вас общего в одежде с балкарцами и карачаевцов северного Кавказа,происхождение которых от приазовских болгар наверно глупо отрицать, даже судя по названию их этносов , хотя вы и ваши ученные с таким упорством хотите у нынешних татар их историю на себя притянуть . Далее разговорный язык , сопоставьте их, балкарцев и карачаевцев с современным чувашским, что же у вас общего с языками этих народов, да вообще ни чего. А вот язык на котором разговаривают современные татары один в один точь такой же . Ради интереса когда нибудь сездите в эти северо кавказские республики и все сами поймёте кто прав !
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Не в бровь- а в глаз, вижу вы грамотный ,умный человек скорее всего вас можно и нужно назвать представителем нации ТАТАР
    Ответить
    Анонимно 13 сент
    Спасибо ! Национальность моя тут не причём . Просто есть неопровержимые убойные факты . И не брать их в счёт, это просто уже на махинации похоже. Ещё один убойный факт: наверно ни кто не будет оспаривать фино угорские народы ещё раньше чувашей проживали по соседству с предками нынешних татар , это раз . Так вот как марийцы и удмурты называют татар по сей день , не догадаетесь : марийцы татар называют татар ,"сюасы", это не тоже самое что слово чуваш , а означает воины , удмурты называют татар , "бигер", что скорее всего раньше предки удмуртов называли булгар , вот такие факты , против них не попрешь.
    Ответить
  • Анонимно 09 сент
    Интересная статья. Для меня тема хорошо знакомая, но публицистика нужна однозначно.
    Ответить
  • Анонимно 09 сент
    08:36 08:36 нет Волги, есть Идель или Итиль, это наша река была задолго как туда пришли русские племена кривичей, вятичей и так далее
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    на картах Европы Волга тоже отсутствует до 18 века - там только Кама...
    Ответить
  • Анонимно 09 сент
    Почему все история Великих Татарских государств не преподаётся в каждой школе, ведь так много материалов о ней. Даже просто напросто переведите американские и европейские книги и все! Я читаю их на английском все время, а татары Татарстана всего боятся, почему такие пугливые? почему не идет популяризация нашей истории???
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Всеми "татарскими" государствами 13-16 вв. управляли монголы, которые были элитой - военной, государственной и политической.
    Татары были в Монгольских государствах простыми подданными.

    Первым татарским государственным образованием, где вся элита была татарской, стала Республика Татарстан в 1991 г.
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    согласен, монголы до сих пор управляют Кремлем - потому наш народ едет в Америку ( Селезнев Рома) и там вскрывает банки! Признание приходит - Русь - рулит на всех континентах!
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Никогда монголы не управляли татарскими государствами. Их просто не было тогда, их и сейчас -то кот наплакал, этих самых монголов. Татары это предки народов хунну. Население Казанского, Астраханского, Сибирского, Крымского ханств никогда не разговаривали на монгольском языке и внешне не походили на монголов. Антропологические выкладки описаны у Васильева, Марко Поло и др. источников.
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Ложь и провокация!
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Многие не могут читать книги на анг яз а преподовать в школе это некто не разрешит
    Ответить
  • Анонимно 09 сент
    Как всегда!Названия городов,рек,гор,вся топономика говорит об одном,а некоторые говорят,что ваших государств здесь не было.Летописи пишут об одном,а читают опять же некоторые по своему.И довод как аргумент у них-езжай в Монголию.Начитаются самими же подделанной истории и Жириновского и аргументируют.
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    на русском история не как на других языках - тут самая правда - а они врут!
    Ответить
  • Анонимно 09 сент
    в 1392 году Чингизхан завоевал 2 многочисленных племени ТАТАР (более многочисленных чем монголы), он убил знать, взял остальных в войско, даже взял татарского ребенка на воспитание в свою семью и они вместе с монголами завоевывали мир! Астраханское ханство, Сибирское, Казанское - это наши ТАТАРСКИЕ, там монголов почти не было, монголы сидели у себя в Монголии! Это наши государства, мы участвовали в завоевании, образовании, управлении и так далее!
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Крымским, Казанским ханствами и другими "осколками" Монгольской империи и монгольской Золотой Орды управляли монголы-чингизиды.

    Татары были простыми данниками монгол.
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Сколько человек управляли татарами? 2-3 монгола? Не надо дурить голову, изучай историю. Неужели кто-то поверит в твой бред, когда есть источники в открытом доступе! Не надо нести отсебятину, только потому, что у самих нет истории.
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Русские были данниками татар очень долгое время. Только при Петре 1 они перестали платить дань Крымскому ханству. Внимательно изучай историю, не надо работы историков глазами гладить.
    АС
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    10:26 - истерия и хамство не являются аргументами и доказательствами в научной дискуссии.

    Они являются свидетельствами низкого интеллектуального уровня их "носителя".

    Если у Вас есть " источники в открытом доступе" о "татарских" государствах приведите их, а не упражняйтесь в хамстве.
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    русский язык возник при петре - молодой они весь матерный сейчас. А Англицкий - он всемирный давно... как Испанский...
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Истерия похоже у вас!)) Я спокоен, как удав. Заниматься вашим образованием нет никакого желания. Всё есть в открытом доступе. «Ищите и обрящете стучите и отворят вам». Васильев, Марко Поло, Плано Карпини, Рубрукс, Вернандский, Бартольд, Тизензгаузен, Гумилев, Еникеев, Кляшторный, Рашид-ад Дин и тд. Но вы, похоже, читаете только Краткий курс истории КПСС и историю СССР, состряпанную еще в сталинские времена, когда вышел запрет на изучение Золотой Орды (1944 год).
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    12:11 - все приведенные Вами авторы писали о Монгольской империи, монгольской Золотой Орде и её осколках (Крымском, Казанском и др. ханствах), управляемых монголами-чингизидами.

    Все Казанские ханы были монголами-чингизидами кроме последнего.

    Наследниками монголов-чингизидов стали русские викинги-рюриковичи.
    Правда с большой "примесью" монгольской и тюркской крови.
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Это были тюрки (татары) , но уж никак не монголы. Татаро-монголы и халка-монголы не один и тот же народ. В Короне ордынской империи Еникеева приведены ссылки на первоисточники, а именно Марко Поло, китайский дипломат Мей Кун, Плано Карпини, Рашид-ад-Дина, которые непосредственно контактировали с так называемыми "монголами". А более поздние выдумки историков не так интересны.
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    а Укры? Они до русских были тут.
    Ответить
    Мәңгел Олыс 11 сент
    Что-ж вы так голословно, с пеной у рта, несете чушь! Сами-то, на какие источники опираетесь?
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Может и платили, но не приволжским же народам по кличке "татары".
    Ответить
    Анонимно 13 сент
    Великороссы. Племя великороссов или русский народ, как он сегодня называется, появилось около XV-XVII вв. среди финских племен: мурома, мере, веси и др.. Тогда появляется его история. И Киевская Русь это не русские! История великороссов начинается с «Залещанськои земли», с Московии, которые никогда не были Русью. Татаро-монголы, пришедшие на эти земли, внесли значительный вклад в формирование «великороссов». Русские это и есть кличка. Такого народа никогда не было.
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Еще и еще раз надо повторять для "особо продвинутых" в науке про монгол.
    Нынешние монголы не есть монголы-татары 11-13-14 веков. Те монголы были одним из родов татар, к которому относился Чингиз хан.
    Нынешние монголы получили великое название, так как остались на территории тех татаро-монгол. Ничего в этом плохого нет, это хорошо. Но мы же разумные, образованные люди. Так же можно величать всех живущих у Татарского пролива татарами. У Байкала -бай куль -богатое озеро, у Алтая- алтын тау-золотое гора. Мы знаем, что все эти названия-тюркские слова.
    А между тем, сородичами нынешних монгол (хальхэ) являются калмыки,,буряты и др . Это говорит о том, калмыки пошли вместе с татаро-монголами на запад, а остальные остались.
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    13:01 - не надо "Еще и еще раз надо повторять для "особо продвинутых" в науке про монгол".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/75890-istoriya-zabytoy-severnoy-stolicy-ordynskih-hanov#comments

    Особенно про современных монгол, о которых никто и слова не сказал.

    Просто дайте ссылку на авторитетные научные издания (энциклопедии, монографии и т.д), где говорится, что монгол Чингизхан был тюрком-татарином.

    Пока все авторитетные научные печатные труды свидетельствуют, что Чингизхан был монголом, а не тюрком-татарином.

    Жду ссылку на энциклопедию, монографию или статью в авторитетном научном издании.

    Ваше частное мнение уже давно понятно, но не признано в научных трудах востоковедов и просто ученых.
    Ответить
    Мәңгел Олыс 11 сент
    Вот краткая история создания Монголии:
    В 1911 году в Китае произошла Синьхайская революция, разрушившая империю Цин.
    В 1911 году в Монголии произошла национальная революция. Во главе провозглашённого 1 декабря 1911 года монгольского государства находился Богдо-хан (Богдо-гэгэн VIII). По Кяхтинскому договору 1915 года Монголия была признана автономией в составе Китайской республики. В 1919 году страна была оккупирована китайцами, а автономия была ликвидирована генералом Сюй Шучжэном. В 1921 году дивизия российского генерала Р. Ф. фон Унгерн-Штернберга совместно с монголами выбила китайцев из столицы Монголии — Урги. Летом 1921 года войска РСФСР, Дальневосточной республики и красных монголов нанесли ряд поражений Унгерну. В Урге было создано Народное правительство, власть Богдо-гэгэна была ограничена. После его смерти в 1924 г. Монголия была объявлена народной республикой.

    Вплоть до окончания Второй мировой войны единственным государством, признавшим независимость Монголии, был СССР. Угроза воссоединения Внутренней и Внешней Монголии заставила Китай пойти на предложение о референдуме по признанию статус-кво и независимости Монгольской Народной Республики. Референдум состоялся 20 октября 1945 года, и (в соответствии с официальными цифрами) 99,99 % избирателей, внесённых в списки, проголосовали за независимость. После создания КНР, обе страны взаимно признали одна другую 6 октября 1949 года. После признания независимости со стороны Китая Монголию признали другие государства. Китай несколько раз ставил вопрос о «возвращении» Внешней Монголии, но получал категорический отказ со стороны СССР.

    Как можно понять, Монголия – это бывшая часть Китайской империи. Искусственно созданная страна. Кто-нибудь может привести примеры, были ли упоминания об этой территории как о Монголии до начала 20в.?
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Не было ни каких монголов!
    Ответить
  • Анонимно 09 сент
    "...мы участвовали в завоевании...".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/75890-istoriya-zabytoy-severnoy-stolicy-ordynskih-hanov#comments

    Ну вот 09:43 и признался, что он пришелец, агрессор и завоеватель.

    И самое главное провокатор и безграмотный писака.
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    10:21 невежда вы! татары современные это и потомки булгар и потомки татар завоевателей и местных племен!
    Ответить
  • Анонимно 09 сент
    "Знатоки" истории, прежде чем с пеной у рта отрицать все Татарское, ответьте пожалуйста на следующие вопросы: 1. Кого вы считаете Монголами? Если жителей Монголии, то они себя называют -Халхами, 2. Почему до Чингисхана слово Монгол не упоминается ни в одном источнике? 3. Почему Тимерчин и Чингисхан - Это Татарские имена даны с рождения и после вступления в ханство, а не Монгольские? 4.Почему все Пра-Пра-правнуки Чингисхана, ханы Крымского,Казанского,Астраханского,Сибирского и Касимовского Ханств оказались Татарами и к с воему народу обращались со словами Татар! Если Вы найдёте ответ, вот тогда можете что, то утверждать и может перестанете отрицать очевидное!
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    живите как знаете - зачем русским эти смыслы?
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Если судить по именам, то нынче в России живут почти одни греки.

    Поэтому все ханы - татары, потому что все решили, что у них имена татарские.
    Ответить
    Valeev Alim 11 сент
    Иван - еврейское имя. Возьмите словарь личных имен и почитайте на досуге.
    Ответить
    Анонимно 22 сент
    Это что ли правда! у русских даже имена не родные! Позор вам!
    Ответить
  • Анонимно 09 сент
    Восточная пословица:

    "Один дурак может столько задать вопросов, что и семь мудрецов не смогут ответить".

    Эту восточную пословицу кстати использовал и В.И.Ульянов-Ленин относительно рабкриновцев, впавших в манию величия.
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Вы имеете ввиду, что манией величия страдают русские, везде видя русские "исконные земли" по всей территории Евразии?
    Ответить
  • Анонимно 09 сент
    На Волге (Болге) жили разные племена :финно-угры ,болгары (булгары) ,кыпчаки(половцы) ,но татар до завоевания там не было. Когда к власти пришли кыпчаки при так называемой "Золотой Орде",а затем после 1552 года ,когда Казань завоевали русские ,кыпчаки сумели встать у власти при Иване Грозном ( так называемая московская группировка),и потом они приняли это прозвище Это известно всем от мало до велика .Почему они назвались татарами, потому что они себя считали монголо - татарами.Кыпчаки и монголо- татары -одной крови -монгольской.То что здесь нам говорит татаровед, о всесущих татарах - это фейк татаризма и г Исхакова.
    Чингизхан и Тимерчин -это тюркские названия монголо- татар))
    Татары - это монголы!!! Одно из монгольских племён.!!!

    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Еще одна история замаячила на горизонте. Пиши историю, но только в трезвом состоянии, может что-то и получится))
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Все знает 12:49 - может знает подробности и о 3-х мощных вспышках на Солнце?

    Ответить
  • Анонимно 09 сент
    Получается, сто Саратов старше Казани, что-ли?
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Саратов может быть и не старше Казани.

    А вот Москве скоро будут праздновать 1200-летие по "схеме" 1000-летия Казани.
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Москву построил Чингиз - хан!
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Хуснуллин строит,вот это факт,и достаточно удачно...
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Укеком вообще-то называли нынешнюю Уфу
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    нет Париж!
    Ответить
  • Анонимно 09 сент
    Ивашка грозный или четвертый тоже был татарином . носил тюбетейку халат шаровары имел кумган как всякий татарин знал татарский язык .почему гроб ивашки замурован в стене а другие гробы так называемых (рюрковичей ) можно лецезреть в кремле . в москве если плюнешь с высоты то обязательно попадешь на татарина даже анекдот есть такой татары москву захватили главное не это главное чтоб мы дружно жили необежали друг друга а историю как женщину можно переварачивать итуда и сюда как истории не чего небудет
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    С русскими в дружбе жить очень даже тяжело. Татары со всей душой к дружбе, а они обманом, подкупом и коварством свое продвигают. Опаздываем, пора татарам просыпаться!
    Ответить
  • Анонимно 09 сент
    настоящая и вкусная история есть в Саратове - уникальный комплекс и на территории большого города - а власти и горожане в упор не видят это чудо - почти Бухара и Хорезм и на берегу великом... а там баки нефтяные и пустота... ну и жители необразованные и ленивые...
    Ответить
  • Анонимно 09 сент
    Из Википедии:

    "Чингисха́н (монг. Чингис хаан [tʃiŋɡɪs χaːŋ]), собственное имя — Тэмуджин[1][2], Темучин[3], Темучжин[4] (монг. Тэмүжин) (ок. 1155 или 1162 — 25 августа 1227) — основатель и первый великий хан Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские племена; полководец, организовавший завоевательные походы монголов в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и Восточную Европу.

    Все-таки Чингизхан монгол...
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Да нет вы, что Чингиз-хан был нанайцем , а родился он в Бразилии.
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Нет , в Телави или может в Иерусалиме? Вообще супер бойс типа Аля Трамп , всех загосю!
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Высота монгольской породы лошадей той самой на которой якобы завоёвывали разные страны ," монголы" 120 -130см,пони лошадки с очень большими животами и густой шерстью.Не быстры,не сильны.У современных монголов есть забава повалить коня.Берут своего пони и за шею валят на землю.Посмотрите в интернете " Монгольская порода лошадей".На некоторых фото у всадников верхом ноги до земли достают.
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Сам ты пони.
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Высота лошади монгольской 120-130см. это факт.Никаких завоеваний на этих лошадях,(стран) быть не может ,кроме как соседних стойбищ,или дальних .Народ был другой и лошадки были другие.
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Татарстану надо археологов в Саратов направлять ,по НТВ года два назад показывали, что обычная семья на участке раскопала золотоордынскую усадьбу дом со статуями львов на входе.История татар их предков никому не нужна кроме как самим татарам и честным профессиональным историкам.
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Если там нашли со львами, то это вам с этим к башкирам надо обращаться.
    По их жутко древнему эпосу, который в стане с нуля состряпали в 50-х годах прошлого века, все ихние герои ездили верхом на крылатых львах.
    Ответить
    Valeev Alim 11 сент
    На крылатых конях. Придурков развелось, как собак нерезаных.
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Да и ещё , пусть разяснят смысл слова "башкорт",пусть дословную рсшифвровку , какой такой корт бывает на баше(голове), насколько всем известно что пчелы ни на какую человеческую голову не садятся, если им, пчёлам, надо ужалить то жалят в открытые части тела. И ещё по исламу , братья башкиры уверяют ,что ислам впервые появился не в Волжском болгаре , а в башкирском шульган таше, как он ислам туда добрался ? Во ,времена , чуваши у татар пытаются отжать болгарское происхождение , башкиры - ислам , скоро наверно любая нация в РФ будет претендовать на всё татарское !
    Ответить
    Анонимно 13 сент
    В действительности количество идиотов ограничивается одним человеком, который пишет одно и то же, а главное против татар, под кличкой "становец". Ему здесь всё с рук сходит.
    Ответить
    Анонимно 13 сент
    В действительности количество идиотов ограничивается одним человеком, который пишет одно и то же, а главное против татар, под кличкой "становец". Ему здесь всё с рук сходит, возможно это пишет модератор.
    Ответить
    Анонимно 14 сент
    Да ещё удмурты на арск прицеливается ! Жириновский ,(по родному отцу еврей ,который похоронен в Израиле) на Елабугу.
    Ответить
    Анонимно 16 сент
    А что на Арск нацеливаться? Это надо быть настоящим идиотом. Арск это житница татар. Мой отец и все его предки выходцы из Арска. Арча это настоящие татары, даже не столько казанлы, сколько жители Арска.
    Ответить
    Анонимно 16 сент
    Да, я то с вами согласен, но почитайте сайты про удмуртов. Им то кажется что арск ,от слова ар ( так татары называют удмуртов) , хотя арча ,скорее всего от словосочетания арт ягы(казани). Кстати насчёт жирика , это не прикол , точно не скажу когда ,но само лично видел по телеку ,где жирик,доказывал что якобы его пра , пра ,жили в краях где Елабуга и были там какими то важными персонами!
    Ответить
    Анонимно 13 сент
    Нашел источник Википедию, сразу видно историк!))))
    Ответить
  • Анонимно 09 сент
    земли всем хватит живите дружно все равно мы здесь не на вечно главное оставаться разумным как человек
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Все верно!!!
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Согласен
    Ответить
  • Pol Roger 10 сент
    Ребята,вы слезли с ишачков то недавно! Ни письма ни элементарной метематики не знали,на хрена печатают всякую фантастику?? Какие монголо-татары?? Если русские князья нанимали дикарей для грязной работы,как недавно чечен,то лет через 200 нам расскажут о "чечено-арабском иге"?! Конечно приятно всякие сказки о "великих чингисханах" и огромных городах прекрасных выстроенных в 100500 милиардных веках,"великими казахскими эмирами" от которых ни болта не осталось,они типа древнее пирамид! А потом все забыли!?? залезли на ишачков и так жили,пока СССР не придумал историю для всяких папуасов.
    Ответить
    Мәңгел Олыс 11 сент
    Присвоение всему, что видит глаз, этнического оттенка весьма любопытное явление, не встречающееся у других народов. Его можно было бы назвать этнической приватизацией — что-то увидел новенькое и быстро его назвал русским. В научной литературе не встречается описание и анализ подобных явлений. На мой, пока еще весьма поверхностный взгляд, в подобном стремлении все и вся обрусить проявляется желание самоутвердиться, хотя русским никто не угрожает. .. В стремлении подражать Западу, видимо, заложен комплекс неполноценности, чему сопротивляется обратная тенденция хулить все западное и называть все подряд русским…Если кругом все русское, то почему бы и коррупцию, воровство и бездарное управление тоже не называть русскими? Все же лучше русским называть только позитивное, а негативное оставить в качестве татарского наследия...
    Р. Хакимов
    Ответить
    Valeev Alim 11 сент
    К сведению папуасов. Брокгауз и Ефрон жили в СССР и были коммунистами.
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Мужики, вы недавно спустились со своих универсальных русских печей ( на них готовили еду и грелись, на них всей семьей спали и размножались, при печи еду употребляли и в них умывались, возможно на них и алгебру с физикой изучали, но точно! на них вы истории разные ( свою и татаро-монгольскую ) сочиняли!
    Ответить
    Анонимно 22 сент
    А ты до сих пор на ишаке? Не слезай, еще упадешь после литра водки! АС
    Ответить
  • Анонимно 10 сент
    А куда делся большой город Сары Тау ( Саратов= Сары Тау) ?! А изучения безусловно надо продолжать и, видимо, придется переписать эту "великоросскую" легенду, да и извиниться многократно перед монголами, что их так необоснованно втянули в эту "историю"..
    Ответить
  • Анонимно 10 сент
    кандидат исторических наук, решил напомнить о том, что появлению русского города предшествовал золотоордынский город Укек
    ------------------------------------------------------
    Все города и веси, да и само российское государство, всё это сделано тюрками для русских, которые в основном отдыхали и поэтому сохранились числом, а тюрки же порвали все свои жилы на общественных работах, и им было не до размножения.
    Ответить
  • Анонимно 10 сент
    У всех историков , сказки красиво звучат, только когда начинаешь более приземлённые вопросы задавать, так сразу в ответ может быть ,может и не быть! Простой пример: в августе был на экскурсии в Татарстане в болгаре , всё конечно круто , пампезно на на мой вопрос какие монгольские завоеватели забрались так далеко на север и что они вообще там делали ? Мои аргументы были такие: у монгольских воинов было как минимум по 4 лошади , а их надо и кормить и поить по нескольку раз в день , иначе какая бы выносливая лошадь не была без еды быстренько капыта протянет, да и самим воинам что то брать надо было , иначе из седла выпадешь да и сражаться не сможешь. А ведь раньше в те времена огромные территории были не заселены , да и дорог в нашем понимании не было , и климат ну совсем не в тему , а году из 12 месяцев только 5 с натяжкой более менее благоприятны для дальних походов , да и то если не заливает сверху , а ведь расстояния не малые ,даже сейчас то Казани до Саратова 500 с лишним км .кажутся очень долгими . Всё таки чем же кормили своих боевых коней , и чем сами питались воины , на северах кругом леса и безлюдье . Да и останков монгольских завоевателей в Татарстане , в частности в болгаре не найдено. Сразу возникает вопрос : а вообще били ли могольские завоеватели или нет , если были то куда же они в итоге подевались. Сдается мне что это из серии сказок Шехерезады .
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    ""Историки утверждают, что, якобы, монгольская орда передвигалась с большой скоростью, до ста километров в день, а потому появлялась внезапно под стенами городов и лихо, с наскоку брала их, используя китайской работы осадные орудия, которые тащили вереницы волов, или быков, или буйволов.

    Итак, идут на рысях железные тумены, со скоростью сто километров в сутки, или двенадцать в час, а за ними, задрав хвосты, с диким ревом, мотая рогами, мчатся вереницы быков с тяжеленными осадными машинами...

    Представили этих быков с турбонаддувом? Теперь понимаете, почему монголо-татарское нашествие имело такой резонанс?
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Полная чушь . Я сам в детстве каждое лето в деревню (татарскую) в Башкирии проводил , и что такое ,на лошади , знаю не по наслышке . При всем желании даже на самом крутом коне , не навьюченном , а верхом можно максимум чуть более 40 км.проскакать , а там и конь свалится и задницу себе так натрешь что сидеть потом не сможешь. Кстати ни кто наверно не задумывался почему между населёнными пунктами расстояния как правило км.40 (+,-), а это как раз такое расстояние которое преодолевает лошадь , а потом надо отдохнуть иначе конь с ног свалится или просто тупо ни куда от усталости не сдвинется , будь то монголы или славяне , живой организм у всех одинаковый , а терминаторы в те далёкие времена не водились. Так что историки много , что втюхивают ,сами даже не задумываются над простыми деталями , а мы за чистую правду всё принимаем , ну что же ,хороший привлекательной бизнес .
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Вот вот, так и было.
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Да насчёт быков с турбонаддувом , почти в цель , только вы ещё наверно забыли , что впереди всей этой огромадины наверно на тачанках с двуручными пилами прокладывая путь в непроходимых лесах или финно-угры , или какие то другие народности для многотысячного монгольского войска , интересно какой ширины должны были бы быть просеки в северных лесах ,что бы со своими конями и быками в день преодолевать по 100км.и какое покрытие дорог должно было быть что бы они себе и своему скоту не переломали ноги . Да наверно ещё куча людей с косами - литовками по ходу движения сено для скота заготавливали . Ну прямо как в бывших колхозах - фантастика, да и только . Нам даже про Иван Грозного всю правду не говорят, а между тем , при всей его крутости Казань он взял при помощи Касимовский татар - мишар, в его 150тыс.войске мишар было почти 50тыс. Да и взятие Казани больше нужно было мишарам чтобы на казанский престол своего посадить , так как их ставленников из Казани местные вытюривали. Вам это что то из нынешней жизни ничего не напоминает. Вот вам и ангажированность историков , однобокое , в угоду кому то вышестоящим , также и сказки про огромные монгольские полчища с многотысячными табунами коней , боевых быков , да ещё про верблюдов спасём позабыли и про овец (одежду то тоже надо было из чего то мастерить)!
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Все логично про мишар,только численность их была 3.000 . и шли подневольно . Я читал из русских источников ,что в штурме они не участвовали ,а охраняли ногайскую дорогу ,так как русские опасались подхода помощи от ногайских татар.
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    А вы про каких мишар, я то про касимовских . У этих с войском полный нармуль был , и
    Ответить
    Анонимно 17 сент
    Касимовский татары были не многочисленны вместе с мишарами их и набралось три тысячи.
    Ответить
    Анонимно 13 сент
    Были, но не монголы, а татары. Марко Поло: «Случилось, что в 1187г. татары выбрали себе царя, и звался он по-ихнему Чингисхан, был он человек храбрый, умный и удалой; когда, скажу вам, выбрали его в цари, татары со всего света, что были рассеяны по чужим странам, пришли к нему и признали его своим государем» То есть получается, что татары, будучи кочевым народом не жил на одном месте и был рассеян по всей Степи, там, где были пастбища. Поэтому и продвижение татар с Алтая и не было таким уж трудным.
    АС.
    Ответить
  • Анонимно 10 сент
    10 сентября Саратову исполняется 427 лет.
    ---------------------------------
    Надо или глубже копать, тогда как Уфе можно будет нарисовать 5 тыщ годов, или найти пол мешка римских монет, а например, в Казани вАААще сами запростА сбацали монетку с нужной датой, и отпраздновали тыщу годов.
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Да , да абсолютно согласен, ещё потом жириновскому дать тему разрулить! И все мы в итоге окажемся потомками наверно Моисея. А вместо Саратова , Уфы , Казани стояли вигвамы какого нибудь племени чарроки. Раскопали же в челябинской области неведомый город Аркаим , да и на Алтае что то подобное нашли . Была бы моя воля я бы историкам вообще зарплату не платил , итак на пургометстве , себе на хлеб заработают. Будучи в болгаре ,с удивлением узнал , что всех кого сейчас называют татарами были так прозваны с подачи , кого бы вы думали , оказывается шагабутдина марджани. Это оказывается он дал утвердительный ответ что татары это и есть татары , видимо сей почитаемый старец - богослов тоже был не в ладах с историей. Чем дальше и глубже копнешь тем больше офигеешь.
    Ответить
    Анонимно 12 сент
    А ты не фигей, а почитай источники. Там все четко описано, кто есть who. Тем более китайцы уж точно знали, с кем они соседствовали и на каком языке разговаривали соседи. А недавно Минниханов в Уйгурском автономном округе КНР общался с уйгурами. И догадайся с первого раза, на каком языке они общались? АС
    Ответить
  • Анонимно 10 сент
    Настоящие монголоязычные татары были вырезаны по приказу Чингисхана полностью 1202 году . Об этом подробно написано в Сокровенном сказании Монгол.
    Татарами китайцы , а через них европейцы стали называть МОНГОЛ .
    Ни каких татар в войске Батыя и других ханов -не было .
    Татары в 13 , 14 веках - это кличка монгол
    С 14 века термин "татар "европейцы и русские начали распрастранять на все тюркское население Зол.Орды, в том числе на булгар (предков казансих татар ) и буртасов (предков мишар )
    К 14 веку монголы в Золотой Орде приняли Ислам и перешли на тюркский язык . По сути монголы в Золтой Орде стали МУСУЛЬМАНАМИ И ТЮРКАМИ . Их прямые потомки -ногаи (включая ногаев Крыма ) , казахи , каракалпаки , кочевые узбеки
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    К 14 веку монголы в Золотой Орде приняли Ислам и перешли на тюркский язык
    -------------------------------------
    При этом, точно такие же монголы в Монголии до сих пор поклоняются Будде и разговаривают на своём монгольском, плюя на все приказы и указания собственного предводителя.

    Стал быть, все эти новые заморочки были только для командированных в Россию монгол?
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Не складно у вас получается ,уже в 13 веке татар,по-вашему ,,монгол,, называют татарами.Если по ,,сокровенному сказанию монголов ,, татар вырезали,почему же наместник Чингизхана Мухали называет себя татарином.Какой в этом смысл?Это есть в китайской хронике.Сокровенное сказание ,,найдено,, отцом Палладием в 1872 г.,многие ученые считают китайской подделкой,расходится с древней китайской хроникой.Казахские учёные тему пробили четко,скорее всего ,,древние монголы" это и есть татары( тюрки) казахи,узбеки,ногаи,башкиры и т.д плюс калмыки,джунгары как союзники.Куда делись монгольские гены ,ДНК.И ещё вопрос зачем монголам города?Свои? Чужие понятно дань брать.Массовое строительство городов в Золотой орде с ее основания Батыем с чем связано.Казань в русских летописях обозначается как Саинов(Батыем) .йорт.дом. Много вопросов а у вас примитивные ответы.
    Ответить
  • Анонимно 11 сент
    В Монголии ни кто из местного населения не знает по Золотую Орду Чингиз-хана и походы на Запад. Да и самого Великого хана ранее монголы не видели и не знали. Все эти басни про татаро-монгольское нашествие придумано отпрысками шайтана - хасидами.
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Начало всем байкам положили засланные иноземцами романовы, которые хапанули власть в стане и истребили её население с верху до низу, одновременно исковеркав всю историю России, чтобы сломить и изменить у народа его волю и характер.

    То что начали романовы цари - продолжили комуняцкие секретари, ибо тАвАрищи также были засланы в Россию иноземцами с целью ликвидации самого российского государства.
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    "становец" проснулся!
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Врешь "становец" мы живы!
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Да почти правильно! Недавно , по центральному телевидению, по каналу "история" были циклы передач про императора и.т.д. , так вот , оказывается ,что когда императрица Елизавета заступила на российский престол она с собой привезла так называемых учёных историков. И вот эти кадры шастали по всем монастырям и прочим значимым культурным объектам , якобы для изучения российской истории и культуры уперли почти все исторические рукописи и , выражаясь современным языком всю архивную документацию , а затем то ли уничтожили всё , то ли увезли в Европу. И вот , как не печально это звучит , переписали российскую историю , как им было выгодно . А цель была одна ,стравить народы России друг с другом. Как это сделать? Да просто : придумать про татаро монгольские иго . Волжских болгаров прозвать татарами , что бы вызвать ненависть соседних народов, таким образом заложить " долгоиграющую мину замедленного действия". А почему именно волжских болгар , да потому что наряду с русскими , (не в обиду другим народам ) , волжские болгары имели какую то , отличную от европейских , форму государственности , которая влияла на судьбы всех народов Поволжья , а кому это в Европе было невыгодно, да понятно кому , германо норманской верхушке. Так , что вся история вымышленная германо норманнами.
    Ответить
  • Анонимно 11 сент
    А вообще-то сейчас гены исследуют, и вот по анализу генома выходит, что с татарами мы (русские ) - родня. А монгольского типа генов у нас практически не встречается. Так что выходит - не ходили на нас походами далекие монголы, а Орда - это наши разборки с применением нанятых или договорных татарских войск. Поэтому, как описано в летописи, и выходили навстречу "иноземным захватчикам" с христианскими хоругвями, а на Калке представителем "монголо-татар" был воевода Плоскиня. И на медалях, чеканенных в Польше и Чехии в честь победы над татарами эти самые "татары" все сплошь с окладистыми бородами и в русской одежде.
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    А вообще-то сейчас гены исследуют, и вот по анализу генома выходит, что с татарами мы (русские ) - родня.
    ----------------------------------
    Сенсационное открытие ученых: Раскрыта тайна русского генофонда

    В январском номере журнала The American Journal of Human Genetics была опубликована статья об исследовании русского генофонда, проведенного российскими и эстонскими генетиками. Результаты оказались неожиданными...
    ....довольно удивительный и, можно даже сказать, сенсационный момент - типичного для азиатов (в том числе, пресловутых монголо-татар) набора генов ни в одной из русских популяций (ни в северной, ни в южной) в достаточном количестве не обнаружено.

    Получается, поговорка «поскреби русского - найдешь татарина» не верна.
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Мы вам, русским уже неоднократно доказывали, что татары и русские не родня даже не дальняя. Мы разные по вере и крови и, по нужде по разному ходим.
    Ответить
    Анонимно 16 сент
    У них нет ни родни, ни друзей! "Пьянство, малограмотность, тупость и убожество русского мужика, отставшего от Европы лет на двести, и до сих пор еще не совсем уверенно застегивающий собственные штаны, в очередной раз показывает, что с ним дружить нельзя, так как он рассматривает дружбу как слабость". (А.П. ЧЕХОВ.)

    Ответить
    Анонимно 20 сент
    Чехов в точку попал!
    Ответить
    Анонимно 14 сент
    Фоменковщина ринулась в бой!))
    Ответить
    Анонимно 14 сент
    воевода Плоскиня)))))))) Ну и буффонада! Но настроение поднял, молодец!
    Ответить
  • Анонимно 11 сент
    Татары внебрачные дети Сталина и пытаются прилипнуть к славе Чингиз-хана,Бату-хана. Вот и лепят себе горбатого. Всех болгар уничтожили и вместо них натягивают на себя историю Болгар.Монголы говорят, что татары это сброд,чужие всегда были у них конюхами.Болгары разбили войска Чингиз-хана и его самого загнали в могилу. Бату -хан целых 10 лет штурмовал Волжскую Болгарию с Русью.Только предательство Болгарского царевича помогло монголам взять их столицу Болгар. Татары пируют на могилах и костях болгар и русских.
    Ответить
    Анонимно 12 сент
    Ложь, ложь, ложь... Ложь – во спасение, ложь – во искупление вины, ложь – достижение цели, ложь – карьера, благополучие, ордена, квартира... Ложь! Вся Россия покрылась ложью как коростой. Василий Шукшин
    Ответить
  • Анонимно 11 сент
    Татары радоваться и пировать на могилах близких кардашей и чужих усопших не будут, а вот вы, русские радуетесь и пируете! Простой, только один и всем нам известный пример - в Болгарах, фундамент - снование вашей церкви выложены из надгробных плит-памятников наших дедов. Вам захватчики - стыд и позор! Или для вас все с руки сойдет! Нет, это нашим потомкам пример и урок! Больше не пишите такую чушь!
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Просто ЖУТЬ!!! Ещё чё-нить побрешите про такое.
    На русском царском оружии арабская вязь и суры Корана.
    На русских надгробиях, до романовых, писали арабскими буквами.
    Все религии разделились от ХРИСТИАНСКОЙ всего лет 500-700 тому назад.
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    бред!
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Всё можете сами поглядеть на карточках или сходить в музей.
    Про разделение религий читали лекции в пед институтах.
    Сами гляньте на православные кресты церквей.
    Внизу полумесяц, как у правоверных.
    Всё различие - у одних, крест, а у других, звезда.
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Татары радоваться и пировать на могилах близких кардашей и чужих усопших не будут
    --------------------
    Ну, да. А домик какой свой на церковном фундаменте, или вовсе церквушку себе хапануть, это уже не практикуете?
    Ответить
    Мәңгел Олыс 11 сент
    Это про вас:
    «Невежество — лучшая в мире наука: она дается без труда и не печалит душу»
    Джордано Бруно
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Тогда это вам и становым академикам настряпавшим семь томов баек..

    "Пока одни воевали и побеждали, другие проигрывали, но писали историю." Мавро Орбини
    Ответить
    Анонимно 12 сент
    Сёма, ну шо ты все вякаешь?!
    Ответить
  • Анонимно 11 сент
    Ещё у меня есть предложение. Давайте проведем эксперимент, соберём всех учёных историков с их высокостатусными званиями из Татарстана , Башкортостана, Чувашии, Саратова, и.т.д., в том числе из Москвы , предложим на лошадях , пусть и без холодного оружия и доспехов, пусть даже только летом проделать верхом путь , который якобы преодолевали татаро монгольские войска начать можно с южно казахстанских степей , которые татаро монголы никак не могли пропустить , ну а закончить конную экскурсию где нибудь в болгаре или Казани . Тогда никому что чего , с важнвыми видами ,доказывать ничего не придется! Ну как вам всем моё предложение?



    Ответить
    Анонимно 12 сент
    Пусть каждый историк ещё тащит на себе свои труды и цитирует их по дороге.
    Если его умозаключения не совпадут с реалиями, то он должен съесть свою рукопись.
    Ответить
    Анонимно 12 сент
    -Полнейшая ахинея.
    Ответить
    Анонимно 12 сент
    Ну, авторы всю её по дороге с кочками и переплётом и сожрут-с.
    Ответить
    Анонимно 12 сент
    Глупейшее предложение!)))) Второй класс, третья четверть....
    Ответить
    Анонимно 14 сент
    Это для вас первый класс! Такое враньё , которое уже превратилось в правду , гигантские количество людей получили учёные степени ,звания ,награды. Конечно , как дать задний ход?
    Ответить
    Анонимно 15 сент
    Тада придётся всех стипендиатов отжать для возврата полученного халявного бабла и посадить в клетку для дальнейшей профилактики.
    Ответить
    Анонимно 16 сент
    И юмор у тебя плоский, как у школьника. Учи историю, школяр, да не фэнтези, а настоящую. А то получается, что кроме русских и народов никаких не существовало.
    Ответить
  • Анонимно 13 сент
    А как переводится название города Москва, оно финно-угорское, и слово Mosque интересно слышится.
    Ответить
    Анонимно 13 сент
    Москва переводится с финно-угорского, как коровий брод. Ва - вода.
    Москва как поселение была основана 1272. В этом году был проведена третий перепись населения Золотой Орды. При первой переписи (1237-1238 pp.) и второй (1254-1259 pp.) поселение - Москва не упоминается.
    Московия, как княжество, возникшее в 1277 г. по приказу татаро-монгольского хана Менгу-Тимура и было обычным улусом Золотой Орды. Первым Московским князем стал Даниил (1277-1303) (младший сын Александра т.н. «Невского»).
    АС
    Ответить
    Анонимно 13 сент
    И вАААще, татары Москву построили под ключ для русских, а сами после этого опять кочевниками заделались.
    Всё это татарам из улуса КурамЩи их предводитель хан МенЕнгит приказал.
    Ответить
  • Анонимно 13 сент
    Mosque- в переводе на русский -Мечеть.
    Ответить
    Анонимно 13 сент
    Добавлю, на красной площади купола собора Василия блаженного что напоминают, вспомните Бухару, Самарканд, Багдад, и от куда же и почему эти купола там возведены?
    Ответить
  • Анонимно 13 сент
    уважаемые татары, зачем мусолить и вспоминать очень и очень далекую свою история. не забывайте, Кто из Великих русских царей вас прибрал к рукам. с этих времен все татарские города и земли являются Русскими, т к были присоединены к нам силой и политы русской кровью. вот если бы татары добровольно присоединились к русскому государству, вот тогда и можно было бы вспоминать и называть их своими городами. А так забудьте.
    Ответить
    Анонимно 13 сент
    И кто же из царей ? И вообще внимательно разберитесь с каждым царем и каких национальностей они были ! Если имели ввиду про Ивана Грозного, так он с помощью мишар и взял Казань , если кто то не знает в 150тыс.войске мишар было почти 50тыс. И это мишары помогли подрывникам Грозного в нужное место казанского кремля заложить бочки с порохом. Казнь то больше нужна была Касимовский мишарам ,чем Ивану Грозному, всех мишарских ставленников казанцы вытюривали из Казани , так вот они и Ивана Грозного настропалили на Казань. Самому Ивану грозному она ,Казань ,на фиг не нужна была ,у него и без Казани было чем заняться. Читайте и очень внимательно изучайте историю тех кого вы так не перевариваете!э
    Ответить
    Анонимно 17 сент
    Откуда 50,000 мишарей пролечись пожалуйста! Как Иваньку 4 Казань не нужна была ?,почему после взятия не посадил своего правителя из татар и не ушел обратно как обычно в войнах делалось,а вырезал все население,и заселял сюда колонистов.
    Ответить
    Анонимно 14 сент
    Бату хан сжигал Москву.ю и Тохтамыш хан тоже. Как минимум Москву 2 раза брали и сколько там татарской урови пролито...
    Ответить
    Анонимно 15 сент
    Казаки=татары - род войск тогдашней кавалерии, тогда и гусары - тоже будет национальность, а поручик Ржевский их национальный герой?)))
    Ответить
    Анонимно 17 сент
    Есть ли смысл без знаний здесь пыхтеть? Подучись, почитай известных историков по казачеству, а потом и строй из себя знатока казачества и вообще истории. А повторять из постав пост слово "становый", это не есть признак ума, мальчик! Бегом в школу!
    Ответить
  • Анонимно 14 сент
    Собор Василия Блаженного, это копия мечети, которую взорвали в Казани при Иване грозном.
    Ответить
    Анонимно 14 сент
    Спасибо! Не знал!
    Ответить
    Анонимно 15 сент
    Так и бУло. Копия - один в один.
    У собора православные луковички на крышах, потому что Казань основали казаки ХРИСТИАНЕ.
    Ответить
  • Анонимно 14 сент
    Надо писать правдивую историю, а не заказную. И изучать, и знать свою историю очень важно для сохранения народа, страны, не бояться того что было в прошлом, а мы боимся. Цель то какова везде будто бы жили русские, а остальные как -то непонятно появились откуда -то.
    Ответить
    Анонимно 15 сент
    Ну, ясно дело, что 5 (ПЯТЬ) процентов нынешнего населения - всю Россию собрало и оформило как государство, пока остальные отдыхали.
    Причём, эти собиратели русских земель, для себя даже улуса не оставили, и всё у них только на бумаге получилось.

    На этом умозаключении и основаны все становые истории и байки, которые шлёпаются в сумасшедших объёмах и тиражах, как истинная история государства российского..
    Ответить
  • Анонимно 15 сент
    1. жоржик. казахи - потомки половцев-кипчаков. Если изъявите желание, почитайте, что сами казахи о себе пишут. Есть чудесные произведения в том числе на казахском языке. Кстати кипчаки входили в состав руководства и были в составе государства Хорезм;
    2. и правильно тут пишут про провокаторов- города эти построены монголами по тойже технологии. Что и в уже не средевековой Европе, а именно за счёт торговли рабами. и тут поднимите книги прихода и расхода – сколько через Золотую орду ушло рабов (взятых в полон в результате набегов и получения дани) в Среднюю Азию за три столетия.
    3. везде был нужен БЕСПЛАТНЫЙ труд и то, что сейчас госудврство не решает по 421 стаье ТК из той же оперы;
    4. подневольный труд –покажите мне КОЧЕВНИКОВ- специалистов по набегам, которые своим трудом выращивали хлеб.
    5. так покажете? Фиг грабить и воровать легче, а трепаться мы все можем , кто лучше, как Вы, кто хуже, как я, а где и как кочевники выращивали хлеб - ответьте не мне, себе..
    6. про ислам. Тонкое такое дело. В последние мгновения существования Великой Булгарии она попадала под зависимость Хазарского каганата, руководство которого исповедовало иудаиз, и как бы в противовес угнетателям когда одна из орд, состоявшая преимущественно из кутригурских племён, под началом Котрага двинулась с территории Великой Булгарии на север и обосновалась (VII—VIII века) районе средней Волги и Камы, рассеявшись среди преимущественно финно-угорских племён, где впоследствии образовалось государство Волжская Булгария жители которой уже исповедовали ислам, на бытовом так сказать уровне. Понятно что мы ВСЕ любим красивости и …НАЧАЛЬСТВО.. и все мы люди и не очень отличаемся от наших предков…
    7. к примеру 10 марта 1932 года – Зеленодольск преобразован в город. Ну и отмечай день города в дату получения им статуса города. Ан нет, ну как про Когогине день города стало 30 августа, а при тыгине день города отмечали в день города Москвы, может потому, что там марат Шикирзянович, а может ещё почему. День ВМФ в Зеленодольске при Емельянове отмечали на день раньше, чем вся страна…продолжать не буду, как скажем когда отмечают День победы в ВОВ..
    8. про появления термина «ТАТАРЫ» и как он стал самоназванием народов тут и без меня и до меня и со всех сторон изложили;
    9. есть в законодательстве понятия «объекты культурного наследия», археология так надо исходить из материальных данных, но не как Челентано в блефе..
    10. причём кинофильм? А при том, что многие тут себя ведут здесь так же…и вдобавок, как «коммунисты» подменяют понятия.
    11. а надо как у путешественников … 13 века: «…Отсюда отправился я в Сануб, обширный город, принадлежащий правителю Кастамунии, Сулейману Бадшану, и пробыл там некоторое время. Оставя сие место, переплыл я морем в город эль-Кирам (Крым), много потерпевши опасностей в пути. Наконец прибыли мы в гавань эль-Кираш, принадлежащую к пустынной стране Кипчацкой (Kifjak). Степи ее покрыты зеленью и плодоносны, но только нет на них ни дерев, ни лесов, ни холмов. Обитатели жгут траву. Путешествуют по сей степи в телегах называемых араба. Пространство степи будет на полгода пути, и половина ее принадлежит Султану Мугаммеду-Узбеку Хану, а другая неверным. Я взял себе арабу, для переезда из гавани Кирашской до Эль-Кафы, города принадлежащего Мугаммеду-Узбеку. Большая часть жителей христиане, живущие под его покровительством. Отсюда приехал я в город Эль-Кирам, один из огромнейших и прекраснейших, какие принадлежат Султану Мугаммеду-Узбеку Хану. Потом отправился я на арабе в город Эль-Сарай, местопребывание Мугаммеда-Узбека. Трава на степях служит здесь пищею многочисленным стадам. Если кто украдет у другого овцу, или барана, обязан, по уличении, отдать девять штук за одну, а не то берут у хищника детей, или когда их нет, отдают его самого в рабство.» последнее предложение есть одно из положений Яссы Чингиза..
    12. так что и дальше будем трёпом, как профессор научного коммунизма, который коммунизм для нас не построил, заниматься?
    13. очень многие хотели бы чтобы эти «изыски», которые тут, в том числе не соответствуют истине, РАЗДЕЛЯЛИ БЫ НАС. Есть же притча про отца, сыновей, метлу и прутики. Что имеем не храним. Потеряем будем плакать…эх ребята. По жизни желательно быть СЧАСТЛИВЫМ, а не кто над кем конец то у нас у всех один.. где Сарай Бату? Где Сарай Берке? Думаю не надо делать печальный для нашего многонационального народа перечень УТРАЧЕННОЙ ПАМЯТИ о наших предках..Надо просто жить сейчас и возможно, как сказано выше СЧАСТЛИВО. Счастье на несчастье другого, тем более соседа НЕ ПОСТРОИШЬ…
    Ответить
    Анонимно 15 сент
    Думаю не надо делать печальный для нашего многонационального народа перечень УТРАЧЕННОЙ ПАМЯТИ о наших предках..
    -------------------
    Ну,да, а русские как-нить утрутся от этой всей брехни и плевков и будут дальше жить по придуманным иноземцами байкам и эпосам, каждодневно снимая лапшу с ушей, слушая становые сказки.
    Ответить
    Анонимно 16 сент
    Байки вам титульным писали действительно иноземные историки, Бауэер, Миллер и т.д. Ой как не нравится, когда стали писать правду об истории татар. Ничего, сказочники, утретесь и скоро напишите правдивую историю о всех народах , населяющих Россию. О не об одном "богоизбранном русском" народе.
    Ответить
    Анонимно 16 сент
    Историю не пишут, высасывая её из пальца по обкомовской разнарядке.

    Как всякая наука, история основывается на материальных доказательствах.
    Нынче гены - лучшее всему доказательство, камешки и железки дополняют, а численность индивидов - окончательно всё подтверждает.

    Ни в жисть 5 (ПЯТЬ) процентов населения России не потянет те байки, которые они сами придумали и на себя натянули.
    Хоть вы тресните с досады. Селява.
    Ответить
    Анонимно 17 сент
    Не весь народ такой тупой! А правда историческая не 5%, а все 95% населения притянет, ибо ложь никому не нужна, даже отъявленным мерзавцам (возможно только политикам). АС
    Ответить
  • Анонимно 15 сент
    О чем спор, господа! Русь - это земля где проживало много племен - территория большая! Вдумайтесь... сколько людей должно быть в племени или народе - для тех кого оскорбляет слово "племя" - чтобы на всей этой территории пахать землю, строить города, воевать, умирать от болезней - а тогда умирали чаще, но и воспроизводили себя активнее... Это сколько человек...пусть это будут монголы, татары,булгары....кого еще хотите добавить, китайцев? Их тоже в то время было маловато чтобы покрыть Китайскую территорию и Русь одновременно... СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ДОЛЖНО БЫТЬ В ПЛЕМЕНИ, ЧТОБЫ ПРОЖИВАТЬ И ВЕСТИ ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТАКОЙ ТЕРРИТОРИИ? РУСЬ - ЭТО ТЕРРИТОРИЯ, ГДЕ ПРОЖИВАЛО МНОГО ПЛЕМЕН!!! А казахи желают и Поволжье и Сибирь забрать...осталось за малым....чтобы количество казахов сравнялось с китайским количеством населения... и тогда все коренные народы Сибири и Поволжья будут у Вас в рабстве!
    Ответить
    Анонимно 16 сент
    Казахи даже свои земли отдали китайцам, их мало. Зачем им еще чужие земли, не очень понятно.
    Ответить
    Анонимно 16 сент
    Порядка 150-ти индивидов считают себя абсолютными владельцами Тундры, потому что им комуняки её после 1917 года всю, не глядя, от балды отрисовали.
    Ответить
    Анонимно 16 сент
    Молодца! Всё правильно, железобетонная логика ! Ну а тех , пустоголовых дуболомов , ихний бред насчёт татаро монголах можно воспринимать как сказки Пушкина о царе солтане!
    Ответить
    Анонимно 16 сент
    О чем спор, господа! Русь - это земля где проживало много племен -
    ------------------
    Так одни и те же, по ихним бумажкам, были оккупантами и местной флорой и фауной.
    Из-за этого и идёт вся идеологическая возня.

    Ибо флора и фауна не может быть одновременно местным оккупантом.
    Если ей сказки, про её более двухсот летнюю оккупацию, милей, то тогда ей придётся отказаться от всех своих баек про своё коренное происхождение в нарисованных от балды станах.

    Вот така шекспировска трагеть получилась.
    Ответить
  • Анонимно 15 сент
    Да, кстати, меня всегда смущало, что наши рыжие евреи внешне очень похожи на наших рыжих татар, особенно в старости! Ну одно и тоже лицо...не отличить...может они тоже тюркского происхождения?
    Ответить
    Анонимно 16 сент
    Вообще то в те времена такое понятие и слово "казак"вообще не было! И слово"христьяне" так то пришло из Европы . Ну что , можете ещё лохотронить почитаем! Заливать на весь инет , это весело , но не правдоподобно!
    Ответить
    Анонимно 16 сент
    Не, поскольку тюрки были всегда, а стал быть все слова тоже были изначально ими придуманы для русского языка.
    Поэтому сначала тюрки написали Библию для христиан, а потом с неё оформили Коран для мусульман.
    Ответить
    Анонимно 16 сент
    Ни фига ! Нос и уши у первых вышеперечисленных ни с кем не перепутать. А то ,что ,рыжики ,так вся Скандинавия почти из таких состоит, так что по твоему эти тоже тюркского происхождения ? Морда лица вообще ни о чём не говорит. Да же в мультиках, " ребята ,давайте жить дружно" !
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии