Новости раздела

«Их нравы»: как повелитель османов и его подданные проводили Курбан-байрам

Праздник жертвоприношения в Османской империи

Казанский исследователь Булат Ногманов, публикации которого читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. В сегодняшней колонке он рассказывает о традициях праздника Курбан-байрам в Османской империи.

1 сентября мусульмане всего мира отмечают праздник жертвоприношения Ид аль-Адха, или Курбан-байрам. Не углубляясь в историю праздника, которая многим известна, в этом коротком обзоре постараемся раскрыть некоторые наиболее интересные моменты того, как отмечали Ид аль-Адха в Османской империи.

Для начала стоит отметить, что в качестве официальных праздников в Османской империи с большим размахом отмечали только два праздника — это Рамадан и Курбан-байрам. Однако среди населения, кроме вышеперечисленных, с большой любовью отмечали Навруз и Хыдырэлез. На протяжении всей истории Османского государства официальные праздники отмечались в столице с соблюдением церемониала и протокола и с участием абсолютно всех государственных служащих. Согласно правилам, госслужащие, от малых до больших чинов, обязаны были поздравлять друг друга с Курбан-байрамом. По этой причине, особенно в Стамбуле, выстраивались довольно длинные очереди из чиновников. За нарушение протокола предусматривалось наказание. Данное правило было отменено в 1845 году специальным постановлением султана Абдульмеджида, по которому во время праздника госслужащим надлежало лишь присутствовать во дворце.

Как и во время празднования Рамадана, в первый день Ид аль-Адха султан совершал утренний намаз во дворце Топкапы, рядом с хиркой пророка Мухаммада (с.г.в.), а праздничный намаз совершался в мечети Айия-Софья либо в мечети Султан Ахмет, на выбор падишаха. Однако на этом сходство с празднованием Рамадана не заканчивалось. Во время Курбан-байрама офицерам и чиновникам выплачивалось дополнительное месячное жалование, наподобие 13-й зарплаты в сегодняшней России; заключенным в первый день праздника раздавали халву, а отбывших две трети срока наказания освобождали. В больших мечетях ученым преподносились подарки от имени султана.

Жертвы падишаха

Существует две версии относительно того, сколько животных приносили в жертву от имени падишаха. Согласно первой версии, от его имени резали девять баранов, причем двух из них резали вечером дня Арафа, мясо отправляли в медресе, которое указал султан. Остальных баранов резали утром первого дня праздника после возвращения во дворец.

По другой версии, от имени султана после праздничного намаза приносили в жертву 40 баранов, причем первого барана должен был резать сам падишах.

Среди народных масс

Среди населения подготовка к празднику начиналась за несколько дней. Приводились в порядок улицы, площади, в домах делали уборку. На площадях устраивались народные гуляния, ставились качели и карусели, организовывались выступления акробатов и канатоходцев. Состоятельные люди заблаговременно закупали жертвенных баранов для себя и по одному для каждого члена семьи и умерших родителей. Если состоятельный человек был членом текке (суфийская обитель), то он отправлял туда необходимое количество баранов.

Перед праздником в течение 3—5 дней животное кормили и содержали в чистоте, мыли и расчесывали. Рога барашков жениха и невесты, которые планировали свадьбу сразу после праздника, украшали желтой и золотистой бумагой, а на шерстку прикрепляли несколько ленточек. Обращали внимание на то, чтобы животное было мужского пола, было здоровым и без увечий. Мясо жертвенных животных первого дня состоятельные люди полностью раздавали беднякам. По традиции несколькими каплями крови первого барана смазывали лоб самого маленького члена семьи, а шкуру барана отдавали в текке. После того, как все жертвы были принесены, хозяин возвращался к себе домой, совершал два ракаата шюкюр намаза (намаз благодарности) и приступал к церемонии поздравления родных и близких.

В этот день на столах преобладали мясные блюда, и, чтобы не наедаться и не причинить вред организму, для посещений и поздравлений гости обычно выбирали время между обедом и ужином.

Булат Ногманов, фото cihan.com.tr
Справка

Булат Ногманов — исследователь, переводчик.

  • Родился 31.10.1985 г. в селе Апастово Апастовского района Республики Татарстан.
  • В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения».
  • В 2010 году окончил магистратуру Анкарского университета по той же специальности.
  • Участник этнографических экспедиций.
  • Член Татарстанского отделения Русского географического общества.
  • Владеет английским, турецким и казахским языками.

ОбществоИстория

Новости партнеров