Новости

08:54 МСК
Все новости

Инклюзия по-казански: адаптация особенного ребенка довела до родительской ссоры и полиции

Конфликт произошел в школе, где запустили специальную программу для детей-аутистов, но мальчик в нее не попал

Инклюзия по-казански: адаптация особенного ребенка довела до родительской ссоры и полиции Фото: kzn.ru

Девять родителей казанских четвероклассников из школы №1 потребовали от Управления образования обеспечить их детям безопасность на уроках и качественный учебный процесс. Сейчас этому, по их заявлению, мешает агрессивное поведение новичка — мальчика с особенностями здоровья. Мол, по той же причине уволился педагог. Мама ребенка в ответ винит в травле самих заявителей и намерена отстаивать право на инклюзивное образование. Директор школы поддержал ее, но рекомендовал пройти комиссию. «Реальное время» с экспертами разбиралось в конфликте и тонкостях деликатной темы.

Благое начинание и ложка дегтя

Проблему инклюзивного образования в Казани поднимают не первый год. Еще недавно дети с расстройством аутистического спектра (РАС) были обречены на обучение на дому или в коррекционных школах. Но вот, казалось бы, забрезжил свет надежды: с 1 сентября сразу в пяти школах столицы открылись ресурсные классы, призванные помочь таким детям адаптироваться к жизни в обществе.

В школах №1 и №97 специализированные помещения создали на средства благотворительного фонда «В твою пользу». Обустройство классов обошлось в 1,66 млн рублей. Это и специально оборудованные парты, и комнаты для релакса. Еще почти 335 тыс. рублей фонд выделил на подготовку 17 учителей и тьюторов. По словам гендиректора фонда Дарины Табаковой, программа, по которой работают педагоги, хорошо зарекомендовала себя как в России, так и в международной практике.

— Совместно с Управлением образования Казани нами был подготовлен социальный проект по обучению детей с расстройством аутистического спектра в рамках средних школ города. Мы полностью оборудовали кабинеты, обучили персонал (учителей и тьюторов), которые работают с детьми ежедневно. Это позволяет социализировать детей, полностью давать инклюзию, чтобы в дальнейшем они могли жить в обществе, — приводит слова Дарины Табаковой сайт мэрии.

Словом, для детей-аутистов создали прекрасные условия и наконец-то на них обратили внимание, что похвально. Тем страннее выглядит конфликтная ситуация, которая произошла в стенах той же 1-й школы с участием особенного ребенка. Родители его одноклассников взбунтовались не против самой инклюзии, а против того, что мальчик почему-то оказался за бортом этой специальной хвалебной программы, то есть ходил на уроки без тьютора, не к обученному педагогу и, по их словам, вел себя агрессивно по отношению к детям.

По словам Дарины Табаковой, программа, по которой работают педагоги, хорошо зарекомендовала себя как в России, так и в международной практике. Фото vk.com

Летающие циркули и вилки

О том, что в школе с углубленным изучением отдельных предметов, с 1 сентября начался эксперимент по внедрению инклюзивного образования, родители узнали из прессы, рассказала одна из мам. На общешкольном родительском собрании от 12.09.17. об не было произнесено ни слова. Дирекция школы и учредитель настаивали, что ресурсные классы открыты лишь в 1-2 классах. Однако ученики 4А класса с 1 сентября жаловались на неадекватное поведение нового одноклассника, что зародило сомнения у родителей. На сайте мэрии сообщается, что в ресурсном классе 1-й школы учатся 7 воспитанников: четыре ребенка в первом классе, два во втором и один в третьем. Получается, мальчика, о котором идет речь, среди них нет — он восьмой и учится в четвертом классе. Правда, по словам матери, диагноз аутизм ему уже сняли, поставили другой — «более легкий диагноз», и тьютор им уже не требуется. Родители других четвероклассников с этим не согласны.

— В пятницу 8 сентября наш ребенок вернулся из школы в состоянии крайнего волнения. Он был сильно напуган, рассказал, что Борис (имя изменено, — прим. Ред). стучит по столу, смеется необычно, бросает вещи в окружающих. Сын заявил: «Я его боюсь, не хочу ходить в школу, т.к учитель не знает, как нас защитить от Бориса. На замечания учителя новый ученик не реагирует», — говорит Милеуша Хабутдинова.

В тот же день она обратилась с вопросами к администрации школы. Директор Д.А. Князев и завуч Сиразиева Д.А. отрицали наличие в классе «особенного ребенка» и пообещали разобраться со сложившейся ситуацией. В субботу в 8 часов утра родительница написала заявление на имя руководства школы, но ввиду его отсутствия вручила дежурному учителю. В 9.30 ей снова позвонил сын в слезах и попросил забрать домой. Пока он передавал трубку учителю, мама услышала необычный шум, в классе царила паника. Сын признался, что «не может передать трубку учителю, так как она грудью защищает других детей от Бориса, который разбрасывает вещи, а мне попало пеналом по голове», — пересказывает ситуацию родительница.

Стремясь обеспечить безопасность детям в классе, женщина подала три заявления к руководству школы, но поддержки с их стороны не нашла. В школу дважды вызывали полицию, ее сотрудники опросили детей и факты опасного для окружающих поведения ребенка подтвердились, говорит мама. По её словам, специалист Управления образования отрицала наличие «особенного ребенка» в 4 А классе. Во время встречи с администрацией школы в присутствии представителя учредителя группа родителей пожаловалась на агрессивное поведение Бориса. Классный руководитель уволилась, а руководство пообещало назначить в класс другого педагога. Однако с его появлением в классе спокойней не стало.

— В среду сын снова позвонил и попросил забрать домой, так как Борис начал снова бросать в окружающих вещи. Я объяснила сыну, что рядом с ним, судя по всему, находится «особенный ребенок» и надо с этим научиться жить. Пока сын передавал трубку учителю, я услышала крики девочек о помощи. В классе явно царила паника, но учитель не смог дать этому внятных объяснений. Когда я приехала в школу и поднялась в кабинет, дети были заперты изнутри. Когда я добилась, чтобы детей выпустили в коридор, то они рассказали о ЧП: Борис на третьем уроке бросил циркуль в учителя и попал другому ребенку в руку, а до этого на большой перемене успел вонзить вилку в средний палец другого ученика, — говорит Милеуша.

Позднее, по ее словам, эти факты подтвердили дети во время опроса полицией. Девять родителей 14 сентября подписали заявление на имя министра образования и науки РТ Фаттахова Э.Н. с требованием обеспечить их детям качество учебного процесса и безопасность на уроках. В школу в этот день пришли не все учащиеся 4 А класса. 15 сентября из класса стали забирать детей, чтобы устроить их на учебу в более безопасные учебные заведения. Родители 4А класса уверены, что в сложившейся ситуации нарушены права как «особенного ребенка», так и «обычных детей».

— Да, мальчик ведет себя очень агрессивно. Это мой ребенок поймал циркуль, циркуль летел во взрослого человека. Он шумит, мешает детям учиться, а школа все списывает на инклюзивное образование. Но нас даже не предупредили, что у нас такой ребенок. Детям и новому педагогу не разъяснили. Когда учитель вызвала маму, та начала жаловаться, и директор предложил учителю уволиться. Вчера этот мальчик на уроке выставил стул около моего ребенка, привлекая внимание. Взрослый человек, который с ним был, — это библиотекарь, она его не понимает, сама боялась. Мальчику тоже некомфортно, а мы не можем достучаться до его родителей. Мне вчера объяснили, что мама не подписывает какой-то документ, чтобы у ребенка был сопровождающий. Пусть мальчик учится, он имеет право, но пусть будет человек, который сможет подавить его агрессию, — говорит еще одна мама, подписавшая заявление, Лилия Сабирова.

Главный вопрос родителей: как ребенок после коррекционной школы попал сразу в четвертый класс обычной общеобразовательной школы.

На сайте мэрии сообщается, что в ресурсном классе 1-й школы учатся 7 воспитанников: четыре ребенка в первом классе, два во втором и один в третьем. Фото kzn.ru

«Не ожидали, что здоровая среда окажется нездоровой»

«Реальное время» связалось с мамой особенного ребенка. По ее словам, раньше сын посещал школу для детей с нарушениями речи. Но для адаптации к жизни в обществе мальчика решили перевести.

— Никак не ожидали, что здоровая среда, к которой мы стремились, окажется совсем нездоровой. Потому что ребенок и в бассейн ходит с обычными детьми, и в художественную школу третий год ходит. Никаких нареканий, даже косых взглядов не было. До того все лояльные были. Мой ребенок ничего плохого не делал, но он особенный. Мы работаем, но пошла только вторая неделя. Учителя нет в школе, чтобы все это объяснить детям. Была учительница, но она уволилась. Не смогла донести до детей, что в классе особенный ребенок. Другая учительница только во вторник появилась, а в среду на нас опять заявление подали, — рассказывает мама мальчика.

Родителей, с которыми у нее конфликт, женщина обвиняет в травле ее сына, которая привела к стрессу у ребенка: «Они все раздули, из ничего сделали скандал. Что, обычные дети не могут карандашами кидаться?» Считает, что в данном случае не доработал учитель, который не проконтролировал ситуацию. По поводу сопровождения пояснила так:

— Нет у него диагноза «аутизм», нам его сняли и нам не положен тьютор по диагнозу. Нам не положен сопровождающий, но я буду его сопровождать с понедельника. Сама буду ходить в школу ради его безопасности. Потому что надо подготовить детей. Его немного провоцируют. Обычные дети что только не творят, им ничего, а мой из-за диагноза стал изгоем. Самое главное — он не агрессивный и не представляет угрозы. Он за это время никого не убил, не ударил, и не может себя защитить. Его обидят, а он не может подойти, взять за шкирку. Он может кинуть ручку, пенал, постучать ногой. И это их раздражает. Они не понимают, что этим он дает им отпор, защищает себя, — оправдывает поведение сына мама.

Родителям рекомендовано пройти комиссию

Мы попытались связаться с директором школы, но в приемной объяснили, что он занят с комиссией. Позднее никто из администрации заведения так и не перезвонил. Ситуацию прокомментировали в мэрии Казани.

«Родители мальчика подали заявление в школу, и в соответствии с законом об образовании ребенок зачислен в образовательное учреждение. Решение о посещении городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) принимает только родитель. Администрация школы рекомендовала родителям мальчика пройти ПМПК, которая может вынести решение о прикреплении тьютора. На сегодняшний день ситуация в классе находится под контролем администрации учебного заведения и специалистов управления образования. На каждом уроке рядом с мальчиком присутствуют психолог и ресурсный педагог», — говорится в ответе пресс-службы исполкома.

Также сообщается, что всего по городу подано 19 заявлений от родителей детей с РАС о получении стандарта начального образования — все дети устроены в соответствующих классах. С 1 сентября 2017 года в Казани ресурсные классы для детей с аутистическими заболеваниями открылись в школах №1, 65, 97, 156, 168. В пример приводится эффективность инклюзивного образования: множество случаев в мировой практике, когда у детей-аутистов, с которыми занимаются, происходит коррекция, и даже снимаются диагнозы (в том числе и в Казани).

Ольга Тимуца говорит о праве любого родителя выбирать форму обучения своего ребенка. Фото Романа Хасаева

«Родители сильно ошибаются, видя инклюзивное образование и думая, что можно расслабиться»

У Гульназ Сабировой ребенок тоже аутист. С шести лет учился в реабилитационном центре «Солнышко» в нулевом классе. Сейчас по основной программе учится на дому, но часть уроков: окружающий мир, труд, физкультуру — посещает в обычной общеобразовательной школе. Мальчик занимается по этой системе уже несколько лет, учится в пятом классе. На занятиях у него нет сопровождающего, его провожают только до школы. С одноклассниками очень дружен, никаких жалоб. По словам мамы, добиться успеха помогла долгая подготовка и воспитание.

— Одноклассники все его любят, встречают, очень приятно это наблюдать. Первый год, конечно, было небольшое неприятие у детей. Я поговорила с ними, с преподавателем, это для нее было внове. Сказала: пожалуйста, не удивляйтесь, не обижайтесь и не злитесь, если что-то не так. Где-то он может засмеяться без причины, но самое главное — он не опасен для общества. Родители сильно ошибаются, видя школу с инклюзивным образованием и думая, что можно расслабиться: о, все, я закинула своего ребенка, и пусть, что хотят, делают. Ничего подобного, это неправильно — надо менять отношение. Я очень много сталкивалась с этим. Школа вправе отказаться от нас и вывести на комиссию, и потом пинком подальше, в 142-ю в коррекционную, — говорит Гульназ.

Родителям мальчика она советует наладить отношения в школе, а беспокойное поведение ребенка связывает с неприятной ему обстановкой: «Педагог и детки не готовы, гнобят его, где-то отбирают что-то, а у аутистов нельзя ничего отбирать без спроса, такие моменты есть, поэтому он агрессирует». Похожие случаи, когда это приводило к тяжелым конфликтам и вражде, уже были.

В то же время Ольга Тимуца, член Общественной палаты РТ, доцент КИУ (ИЭУП) им. В.Г. Тимирясова, к. с. н., руководитель АНО «Ассоциация синдрома Ретта» говорит о праве любого родителя выбирать форму обучения своего ребенка.

  • Ольга Тимуца

    Ольга Тимуца член Общественной палаты РТ, доцент КИУ (ИЭУП) им. В.Г. Тимирясова, к. с. н., руководитель АНО «Ассоциация синдрома Ретта"

    Есть определенные стандарты обучения, и комиссия, которая его тестировала. А выбирают по знаниям, а не по состоянию психическому. Если он выполняет школьную программу, комиссия ему рекомендует обучаться в обычной школе, а у школы есть обязательства принимать такого ребенка к себе, школа должна его обеспечить ассистентом, все это законодательно закреплено, если у нас в Казани это редко встречается, в Москве широко распространено, там такие проблемы быстро рассматривают и разбирают.

    В данном случае проблема не учителя, а администрации. Если администрация знала, что такой ребенок придет в школу, они должны были для него создать все условия. Это права, которые гарантированы всеми российсикми законами. Право на образование, на создание дополнительных условий, а это ассистент, плюс подготовка дружеской среды. И если администрация будет спустя рукава относиться к таким вещам, у нас и родители обычных детей будут не готовы, и обстановка будет недружественно, и мы еще долго не сможем этих детей адаптировать. Хотя они могут и учиться, и быть адаптированными к окружающей среде. И это миф, что аутисты не могут находиться в окружении других людей. В современном мире это не проблема. У ребенка должен быть ассистент, который ему поможет.

Василя Ширшова
ОбществоОбразование
комментарии 20

комментарии

  • Анонимно 17 сент
    Сложная ситуация конечно, тут лучше советы не давать. И учителя должны быть более подготовленными.
    Ответить
  • Анонимно 17 сент
    За циркуль и за вилку пусть родители в суд подают на школу. Тогда и разберутся нужен сопровождающий или нет. А то скинула ребенка, диагноз сняли у него, и спокойно отправила одного в школу. Вот пусть мамашу и привлекают и выплачивает она за вред здоровья, раз ответственности не несет никакой.
    Ответить
    Natalya Tuneva 17 сент
    Интересно, а с каким диагнозом вообще пришел ребенок в школу, если диагноз аутизм сняли. И почему его тогда должны понимать как аутиста, если он уже не аутист. Пусть мама сперва разберется какое заболевание у ее ребенка, а потом уже начинает требовать понимание от окружающих одноклассников. Также мне интересно как умудряются скорректировать так, что у детей снимают диагноз аутизм? Вроде бы заболевание пока неизлечимо.
    Ответить
  • Анонимно 17 сент
    Инклюзивное образование не должно создаваться в ущерб учебному процессу в школе, когда обычные дети лишены возможности учиться и выступают лишь в прикладной функции - создания среды для "особенного ребенка". По словам отца ребенка, мальчику надо 6 месяцев, чтобы вписаться в жизнь класса. Получается, наши дети вместо учебы вовлечены в эксперимент "выживаемости". В школе нет квалифицированных кадров, которые в силах наладить нормальный учебный процесс в новых условиях. Это кропотливый труд, а к нему администрация школы оказалась не готова. В результате жизнь детей за 10 дней стала невыносимой. Родители "особенного ребенка" все взваливают на плечи учителей и рассчитывают на понимание детей. Дети, как и классный руководитель, терпели эту ситуацию 10 дней, испытывая ежедневный стресс... Нам приходится уговаривать идти их в школу. Класс стал распадаться... Поданы первые заявления... Родители теперь озабочены не качеством учебного процесса, их волнует безопасность ребенка в школе. Школы - место, где учат и учатся, а не "экстремальное место ", где занимаются выживанием. Жаль особенного ребенка, жаль других детей, оказавшихся в руках не специалистов.
    Ответить
  • Анонимно 17 сент
    Никто не имел ничего против этого ребёнка в начале, даже ни смотря на то что родителей не предупредили о том, что в классе теперь такой "особый" ученик. Но ведь он наносит реальный физический вред детям. Один удар вилкой другого ребёнка чего стоит. Если бы у директора этой школы, или у завуча, их сына или дочь, или внука ударил вилкой такой же "особый" ребёнок, как бы они отреагировали на это?
    Ответить
  • Анонимно 17 сент
    Взрослым надо успокоиться, и продуктивно преодолеть свой эгоизм в интересах детей. Ведь проблема не в аутизме, а в комплексе "кто на новенького" и возрасте подростковом. Ну раз класс ищет жертву, уберут этого ребенка, любой из гонителей станет жертвой.
    Ответить
  • Анонимно 17 сент
    До этого никаких жертв в классе не было. Не выдумывайте! И не пытайтесь на детей свалить! Никакого комплекса там нет. И дети ещё не подростки. Это 4-ый класс, а не 7-ой, 8-ой. И это не эгоизм, а простой страх за своих детей. Кроме того, в класс в этом году пришло сразу 6 новых детей, а не один. Но другие из этих детей, кроме "особого", никого вилками и циркулем травмировать не пытались.Посмотри, какие хитрые! На детей, на псевдокомплекс, на родительский эгоизм решили всё свалить! О чужих детях легко рассуждать, а если свои окажутся в подобной ситуации? Своему ребенку, травмированному вилкой, тоже скажете: ничего страшного, это же "особый" ребенок, в следующий раз ты ему другую руку подставь, ему можно, а тебе нет. Этого ребенка никто не травмировал. С первого дня он кидал в других вещи, дети об этом рассказывали, но родители вначале не реагировали, думали что это пройдет, все успокоится. В итоге стало только хуже. А нас хотят ещё и виноватыми сделать. Выставить чёрное белым.
    Ответить
  • Анонимно 17 сент
    А как так получилось, что за 10 дней этого ужаса к работе над ситуацией не был привлечен ни один специалист из ресурсного класса, где, согласно идее такого класса, должны работать поведенческие аналитики или хотя бы специалисты, знакомые с подобной проблемой? Почему не было проведено никакого анализа поведения этого ребенка - что именно провоцировало его на такое поведение, какие факторы возможно было исключить, какие добавить для коррекции? Почему не были выработаны соответствующие рекомендации для педагогов? Судя по комментариям мамы этого ребенка, работа в семье ведется, и немаленькая. Понятно, что школе, которая только начала внедрять модель ресурсного класса, сложно вытянуть все внештатные ситуации сразу, но втыкание вилок в одноклассников - это, извините, за рамками, это требует срочного вмешательства всех специальных педагогов. Сочувствую всем - и семье мальчика, и родителям одноклассников, и самим одноклассникам, и учителям. Но надо помогать друг другу, а не жалобы строчить.
    Ответить
  • Анонимно 17 сент
    Поймите родителей правильно! Вначале они обращались к директору школы и завучу, но они просто уволили учителя и всё. Её сделали крайней. Хотя учитель нравилась детям. После этого ничего существенного не было сделано. Сопровождающего к "особому" ребенку не назначили. Он продолжил кидать в других детей вещами. Только после этого родители были вынуждены обратиться в вышестоящие органы. Так что все жалобы от безысходности.
    Ответить
  • Анонимно 17 сент
    Учитель оказался один на один с проблемой, т.к. диагноз ребенка был озвучен лишь после вмешательства полиции, когда нависла опасность административной ответственности за поступки ребенка. Дети, особенно девочки, мальчику поначалу сочувствовали. А "специалист", не оказав никакой помощи, посоветовал учителю "быть артисткой", напомнил, что в дипломе есть предмет "психология", поэтому она должна знать и уметь работать с разными детьми. Дирекция обвинила учителя в неумении работать с классом. Вот такой уровень специалистов в школе №1, взявшихся за инклюзив... Родителям в пору задуматься, в чьи руки они доверили образование детей. Бедный "Борис", бедные дети-его одноклассники... С подобным отношением к проблеме можно на корню зарубить благое начинание...
    Ответить
    Анонимно 18 сент
    В точку))))
    Ответить
  • Анонимно 18 сент
    На инклюзию были выделены огромные деньги. Где тьюторы, ресурсные педагоги и класс разгрузки? Казань в бюрократии погрязла по горло. Одни отписки. Реальной помощи детям организовано очень мало. А ведь на это деньги выделили ещё три года назад.
    Ответить
    Анонимно 18 сент
    Вроде финансирования хватает только на тьютор в 1и 2 классах, а потом уже нет возможности каждому ученику с РАС предоставить еще особого педагога. То есть потом надо принять решение, может ли ребенок учиться в обычной школе без скидок на особенности или нет, а не давить на жалость. Если нет, тогда учиться надо или в коррекционной школе, или дома. Родители, которые стремятся "адаптировать" своего ребенка, должны помнить, что программа будет усложняться и подростковые гормональные изменения могут привести к психологическому срыву. В коррекционных школах программа попроще, учеников поменьше, требования ниже и учителя подготовлены к работе с больными детьми. Поэтому и почасовая нагрузка у учителей там в 2 раза ниже и пенсия раньше.
    Так же не ясно, почему о особенностях ребенка вспомнили только когда появилась угроза административного наказания. Может ребенка ни кто не приучал правильно себя вести в обществе и просто придумали способ ухода от ответственности, сославшись на наличие особенностей?
    Ответить
  • Анонимно 18 сент
    Как всегда-хотели как лучше, получилось..
    Ответить
  • Анонимно 18 сент
    Ошибки в организации инклюзивного образования бывают, но к чему мы готовим детей отправляя в школу? Я жду не только знаний и сидения по линеечке, но и знаний жизни, умения контактировать, видеть жизнь в разных проявлениях, в том числе и детей с ОВЗ.
    Ответить
  • Анонимно 18 сент
    Как же особенный мальчик учился до этой школы 3 года? Ходил в столовую, сидел за партой. Если бы он был опасен, как пишется в статье, в этом случае данный ребенок не смог бы получить зеленый цвет и учиться среди детей. Были другие родители, в другой школе и такое поведение давно вызвало бы вопросы от этих родителей. "Поймать рукой летящий циркуль." Задумайтесь, кто будет ловить летящий циркуль рукой. Детям 9-10 лет. А про вилку вообще сверх выдумка. Тогда бы уж написали и про травмпунк, если это действительно имело место быть. Все за уши притянуто.
    Ответить
    Анонимно 22 сент
    Поймал рукой летящий циркуль тот ребенок, который который занимается спортом - вратарь футбольной команды. А вилкой попало ребенку - беженцу из Сирии. Можно о много говорить и о много рассуждать.
    Ответить
  • Анонимно 18 сент
    «Джибрииль спустился к Адаму и обратился к нему: «О Адам, мне приказано предложить тебе три вещи, чтобы ты выбрал одну из них и оставил две другие». Адам спросил его: «О Джибрииль, что это за три вещи?». Джибрииль ответил: «Разум, скромность и вера». Тогда Адам сказал: «Я выбираю разум». После этого Джибрииль обратился к скромности и вере: «Вернитесь и оставьте разум». Но они сказали: «О Джибрииль, нам было велено всегда быть рядом с разумом». Тогда Джибрииль сказал: «Поступайте, как было велено вам» и поднялся вверх». (Аль-кафи) Если отделить разум от веры, то очень скоро от веры ничего не останется и из-за незначительного происшествия она развеется по ветру. Или же в результате невежества и глупости вера претерпит существенные искажения. Скромность в свою очередь является препятствием, которое удерживают человека от совершения мерзостей и скверных поступков. С уверенностью можно сказать, что скромность это ничто иное как плод познания, разума и способности размышлять.
    Ответить
  • Анонимно 19 сент
    В этой ситуации жалко детей, Класс не был подготовлен к тому, что у них в классе появиться новый "особенный" ученик. В этом классе каждое 1 сентября начинается со стресса. У этого класса нет постоянного классного руководителя.
    Ответить
  • Анонимно 21 сент
    Да, случилась такая ситуация. Да, обе стороны постарали в эмоциональном плане. Но, все же обошлось! И Слава богу! Дети с ОВЗ - это не больные дети! Очень много известных ученых, композиторов с диагнозами и со странностями, однако сколько открытий, которые принесли известность той или иной стране! Все мы люди и разные ситуации влияют на нас по разному! Мой жизненный опыт: когда на мою семьи было совершенно нападение с холодным оружием. Наши стражи порядка мне сказали, никто же не пострадал. И всё............ Поэтому, уважаемые родители, будьте терпимее и добрее, начните менять общество, причайте к толерантности, уважению и вщаимопомощи. Попробуйте договориться! Каждый ребенок приходит в этот мир с целью изменить мир в лучшую сторону! А, какой он вырастет - это уже зависит от родителей и окружения!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии