Новости раздела

У «Конкордии» появился польский акцент

Международный фестиваль в Казани открыл композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий

У «Конкордии» появился польский акцент
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Вчера в ГБКЗ им. С. Сайдашева открылся Международный фестиваль современной музыки им. Софии Губайдулиной. Первый вечер — и сразу сенсация. Фестиваль открыл легендарный Кшиштоф Пендерецкий, польский композитор и дирижер. Подробности — в материале «Реального времени».

«Легенды обрастают легендами»

Пан Кшиштоф Пендерецкий, живая легенда, один из самых ярких композиторов Восточной Европы, был приглашен на фестиваль в Казань. Само по себе это уже сенсация, но Пендерецкий был не просто почетным гостем, «свадебным генералом», чью музыку исполняют. Он репетировал с ГСО РТ и даже продирижировал оркестром во время исполнения одного из своих сочинений.

На небольшом пресс-подходе, когда к журналистам вышли и гость, и главный дирижер и художественный руководитель ГСО РТ Александр Сладковский, он же художественный руководитель «Конкордии», Пендерецкий дал высокую оценку татарстанскому оркестру, который, как он выразился, «хорошо понимает его музыку».

Музыка Кшиштофа Пендерецкого сложна, и существует легенда, что музыканты иногда отказываются ее исполнять, потому что боятся испортить инструменты. «Пан Пендерецкий — сам живая легенда, а легенды всегда обрастают легендами», — пошутил Александр Сладковский. Но Пендерецкий подтвердил: «Да, отказывались».

В ГСО РТ подобного не произошло, потому что оркестр привык ответственно подходить к исполняемому материалу и приходит на репетиции готовым к работе. Сложная музыка Кшиштофа Пендерецкого с ее неким алогизмом оказалась для казанских музыкантов вполне по силам. Сказалась выучка последних лет.

У Пендерецкого поинтересовались его отношением к Софие Губайдулиной. Уроженка Чистополя, которую казанцы все равно считают своей землячкой — София Асгатовна много лет прожила в Казани, — необычайно популярна на Западе. Более популярна и даже чаще исполняется, чем в России. «София Губайдулина на Западе стоит сразу после Шостаковича и Шнитке», — пояснил Пендерецкий.

Кстати, фестиваль «Конкордия», на котором музыка Губайдулиной всегда присутствует и в этом году также будет исполняться, и был задуман как инструмент популяризации сочинений Софии Асгатовны. И не только. Для оркестра важно показать весь спектр современной музыки, ту среду, в которой произрастают музыкальные идеи такого неоднозначного композитора, как Губайдулина. Этот композитор действительно не так часто исполняется в России, до «Конкордии» казанские залы не были исключением, так что возникновение фестиваля определенным образом вернуло Губайдулину российскому слушателю.

Маэстро за пультом

Программа из произведений Кшиштофа Пендерецкого началась с исполнения его скрипичного концерта, за дирижерским пультом был ассистент композитора. «Метаморфозы» — так назвал свой сложный философский концерт для скрипки с оркестром Кшиштоф Пендерецкий. Солировала одна из топовых скрипачек мира, выступающая со многими известными коллективами, — кореянка Е-Юн Чой. Легкий, летящий звук ее скрипки стал украшением первого отделения концерта.

В свое время корейская скрипачка, ребенок-вундеркинд, поступивший в семь лет в университет в Сеуле, стала самым молодым участником конкурса им. П. Чайковского. Позже она попала под крыло Анне-Софи Муттер, которая говорит о Е-Юн Чой, что она не просто исполняет музыку, а «пропускает ее через себя».

Напомним, что Анне-Софи Муттер — одна из тех скрипачек, что часто исполняет музыку Софии Губайдулиной. Несколько лет назад она выступала в ГБКЗ им. С. Сайдашева с симфоническим оркестром Мариинского театра и Валерием Гергиевым, в программе как раз была музыка Губайдулиной, а композитор присутствовала в зале. Вот такие переплетения творческих судеб бывают на казанском фестивале.

У первого фестивального концерта была четко выстроенная драматургия. Публика ждала самого маэстро Пендерецкого и увидела его во втором отделении, когда пан Кшиштоф под шквал аплодисментов занял место за дирижерским пультом.

«Когда я дирижирую своими произведениями, я могу попытаться довести отдельные элементы композиции до сформировавшегося в моем воображении идеального образа. Только я знаю, как должно развиваться во времени звучание моего произведения», — так говорит о своем дирижировании Кшиштоф Пендерецкий.

Четвертая симфония Пендерецкого, как и его скрипичный концерт, впервые исполнялись в Казани. Симфония поражала мощью и полифоничностью. С первых минут музыка была сродни сильному шторму, который завораживает и заставляет дышать и чувствовать в его отчаянном ритме.

Пендерецкий скрипичного концерта сложен, но эту сложность можно разгадать и понять. Она больше восходит к интеллекту, чем к эмоциональной природе слушателя. Пендерецкий в четвертой симфонии страстен, пронзителен, он управляет нашими эмоциями магическим образом. Конечно, музыка Кшиштофа Пендерецкого рассчитана на слушателя, который приходит в концертный зал не ради развлечения, а за новым духовным опытом. Впрочем, за семь сет существования фестиваля «Конкордия» такой слушатель в Казани появился.


1/24
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов


Татьяна Мамаева, фото Олега Тихонова
ОбществоКультура

Новости партнеров