Новости раздела

Музей ИЗО вернулся в Серебряный век

Музей ИЗО вернулся в Серебряный век
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Накануне в ГМИИ РТ открылась выставка полотен мастеров Серебряного века. Экспозиция создавалась в сотрудничестве с Русским музеем, подавляющее большинство работ из его собрания. Подробности — в репортаже «Реального времени».

По законам конкуренции?

Итак, в эти дни в Казани работают две выставки, экспозиции работ которых в основном хронологически совпадают. Это «Гений века» в Центре «Эрмитаж-Казань», выставка, начавшаяся в апреле, будет работать еще до 27 сентября, и экспозиция, открывшаяся в Музее ИЗО.

С одной стороны — вроде бы конкуренция, но с другой — и в первом, и во втором случае выставлены работы не только из российских ведущих музеев, но и из собрания ГМИИ РТ, это говорит о том, что Казань обладает бесценной коллекцией. Что до публики, то любители живописи, несомненно, оценят и первую, и вторую выставку. Тем более, что осмотр этих двух экспозиций создает очень полное представление об искусстве конца позапрошлого — первой трети прошлого века.

Музей ИЗО готовится к большой реконструкции, второй этаж уже закрыт, но от проекта с Русским музеем не отказались. Новая экспозиция занимает без малого почти весь первый этаж и на вернисаж собралось довольно много публики.

Заведующая отделом Государственного Русского музея Марина Красовитая, открывая выставку в Казани, пообещала, что казанскую публику ждет большая лекционная программа, с которой выступят ведущие сотрудники этого петербургского музея. Причем, на лекции ждут не только любителей живописи, но и сотрудников других казанских музеев.

Русский музей курирует работу около 250 российских музеев, но первый свой Культурно-просветительский центр он открыл в Казани. Выставка «Русская живопись конца ХIХ — начала ХХ века» — это третий совместный проект Русского музея и ГМИИ РТ.

«Это будет не только площадка для любителей искусства, но и профессиональная площадка. На ней будут проходить научно-практические и образовательные семинары, в Казань приедут лучшие специалисты Русского музея», — отметила она. Выставка будет работать до конца января будущего года.

«Ни для кого не секрет, что Русский музей уже много лет работает с региональными музеями», — прокомментировала директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева. То, что именно казанский музей стал первым местом, где был открыт Культурно-образовательный центр, говорит о том, что наша коллекция заинтересовала петербургских искусствоведов.

Неизвестный Фешин и другие

На новой выставке можно видеть около шестидесяти работ, по площади она занимает три зала. Есть работы хорошо известные по залам Русского музея или каталогам, но есть и такие, что очень редко покидают запасники, хотя являются ярчайшими примерами живописи Серебряного века. Например, казанцы могут увидеть работу В. Зарубина «Богомольцы», она была отреставрирована в 2015 году и с тех пор выставлялась всего единожды.

Художественный мир Серебряного века был многопланов и, как мы бы сейчас сказали, толерантен к разным направлениям и стилям. Реализм, символизм, модерн, авангард, русский сезанизм — все эти направления представлены на выставке в Казани.

Имена художников, чьи полотна можно сейчас видеть в трех залах музея ИЗО, более чем впечатляют. Это Репин, Серов, Кустодиев, Головин, Бенуа, Сомов, Бакст, Добужинский — главные представители и законодатели художественной моды Серебряного века.

Можно предположить, что особый интерес казанцев вызовут работы Николая Фешина. Хотя в Казани, пожалуй, самая большая в России коллекция его работ, те, что прибыли из Санкт-Петербурга, тем не менее дополнят наше представление о художнике, который так тесно был связан с нашим городом и создал здесь львиную долю своих лучших полотен.

Серебряный век — манерный, противоречивый, весь на полутонах и на контрастах, с его особой пряностью и каким-то потусторонним предчувствием грядущих катастроф запечатлен русскими художниками разных направлений. От реализма Репина до абстракционизма Кандинского. От манерной усталости Сомова до резкости Альтмана. Он очень разный, но всегда манящий и интересный.

1/32
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
Татьяна Мамаева, фото Олега Тихонова
ОбществоКультура

Новости партнеров