Новости

22:17 МСК
Все новости

«Единственное, чем наше оружие отличается от средневекового, — оно не заточено...»

Коммерческая цена на реплику рыцарского доспеха — 1,5—4 тысячи долларов

«Единственное, чем наше оружие отличается от средневекового, — оно не заточено...» Фото: Максим Платонов

Сегодня на территории Болгарского музея-заповедника стартовал фестиваль средневекового боя «Великий Болгар». Накануне старта фестиваля «Реальное время» встретилось с участниками украинского клуба «Князь» — одного из фаворитов соревнований. «Рядовой» участник клуба Павел Бесаго и руководитель команды Ильяс Вышутин рассказали о правилах исторических средневековых боев, о допущениях в оружии и амуниции и о том, почему их средневековые бои больше соответствуют олимпийскому духу, чем популярные виды спорта.

«Люди надевали себе на голову ведра, брали в руки палки и назвали это историческим боем»

— Ребята, расскажите о себе и о вашем клубе.

Павел Бесага (ПБ): Мы представляем клуб исторического средневекового боя «Князь», который базируется в Харькове. Он был создан в 2000 году. Поначалу он объединял несколько человек, которым было по 16—17 лет, и которые занимались «исторической реконструкцией» — делали щиты из фанеры, надевали на себя какие-то кольчужки из проволоки, сделанные из ведра и кусков металла шлемы, выходили в лес, и там друг с другом они на палках бились.

Ильяс Вышутин (ИВ): При этом никаких правил в помине не было. Были разрешены, например, колющие удары. Были случаи, когда людям такими ударами пробивали легкое или ломали ребра. До наших дней дошла история, как кому-то какой-то деревянной каркалыгой сломали основание черепа, и человек остался инвалидом. После все поняли, что пора что-то менять. Создатель, директор и хозяин клуба Антон Трубников съездил в Россию, в Беларусь, посмотрел на железные фестивали и вернулся с убеждением «загнать» этот процесс в жесткие рамки правил и принципов. К примеру, были запрещены колющие удары. И появились различные номинации боев.

— Сколько членов клуб «Князь» объединяет сейчас?

ИВ: Порядка 25 человек. К нам и девочки ходят. И детская секция у нас тоже есть. Сначала ездили тренировались куда попало, а сейчас у нас есть своя база, где мы тренируемся, где хранятся доспехи. Мы часто проводим показательные выступления в Харькове. В этом году планируем даже делать свой фестиваль.

— Как-то получается свою деятельность монетизировать?

ИВ: Пока нет. Если город приглашает нас на какое-то свое мероприятие, мы просим, чтобы нас хотя бы довезли, покормили, если возможно, дали что-то сверху. Если невозможно — позволили дать клубу рекламу. Потому что чем больше адептов — тем больше возможностей для развития.

— У вас есть турнирные имена?

ПБ: Нет, мы этим не занимаемся. Есть рыцарские клубы, они, да, себе их придумывают. Мы больше по спорту. Мы друг другом по именам. Для нас такие турниры больше представляют спортивный интерес.

Ильяс Вышутин: «Сначала ездили тренировались куда попало, а сейчас у нас есть своя база, где мы тренируемся, где хранятся доспехи. Мы часто проводим показательные выступления в Харькове. В этом году планируем даже делать свой фестиваль»

ИВ: Я поясню. Есть много клубов, которые занимаются в чистом виде исторической реконструкцией — это направление называется «ливин хистори» (от англ. living history — живая история, — прим. ред.). Там люди углубляются в историю средневековья — шьют одежду, делают предметы быта по образцам и технологиям средневековья. Мы себе, костюмы тоже сами шьем, но у нас допускаются, к примеру, не ручные швы, а машинная строчка.

Мы пешие воины, которые участвуют в массовых соревнованиях — бугуртах, то есть боях на незаточенном оружии. Такие бои в средние века тоже проводились, но уже после рыцарских турниров — после них на ристалище выходили ремесленники, простые жители или стража. Это позволяло разнообразить бои, ввести спортивно-боевую составляющую для простых людей, и, в то же время, поддерживать нерегулярное войско в форме.

В бугуртах есть три номинации — 5 на 5, 10 на 10 и 21 на 21. То есть на поле выходят две команды по 5, 10 или 21 человеку. Мы будем рубиться в номинации «пять на пять».

— Уже знаете, с кем?

ИВ: Нет. Просто знаем, что на «Великом Болгаре» будет 12 таких команд.

«Исторические бои – это очень молодой вид спорта»

— «Великий Болгар» — молодой фестиваль. Насколько он значим в календаре подобных событий?

ИВ: Это наш пробный фестиваль. Если все понравится, думаю, в календаре наших выездов он станет постоянным.

ПБ: Тут надо пояснить, что и фестиваль ваш молодой, но и само движение — не ливен хистори, а именно средневековые исторические бои, официально оформилось не так давно. У истоков стояли четыре страны — Россия, Украина, Беларусь и Польша; в 2009 году лидеры движения в этих странах собрались и решили, что надо «легализоваться», проводить турниры, которые бы всех объединяли, разрабатывать единые для всех правила боев и т. д. Сегодня на крупные фестивали приезжают представители 30 стран, а вообще спорт представлен в 49 странах мира.

— То есть средневековые исторические бои уже официально зарегистрированы в качестве самостоятельного вида спорта?

ПБ: Пока только на Украине, и то произошло это всего 8 месяцев назад, в декабре прошлого года. Но сейчас несколько стран активно работают в направлении признания боев видом спорта. К примеру, в Финляндии этого пока не произошло, но они сотрудничают с Национальным олимпийским комитетом, и с ними считаются. В Чехии, насколько я знаю, ребята тоже собираются регистрироваться. Быстро это не будет — это долгая бюрократическая процедура. Многие официально зарегистрированные сегодня виды спорта по несколько раз отклоняли свои заявки, и регистрирующий орган их несколько раз отклонял.

ИВ: Вообще, очень многие участники нашего движения спят и видят, что исторический средневековый бой будет признан Международным олимпийским комитетом.

Мы пешие воины, которые участвуют в массовых соревнованиях — бугуртах, то есть боях на незаточенном оружии. Такие бои в средние века тоже проводились, но уже после рыцарских турниров

— И у вас есть своя федерация?

— Есть, и международная, и национальная. В России она тоже есть.

— Сколько команд на Украине входят в национальную федерацию исторического средневекового боя?

— Как минимум, пять.

Дуэли и бугурты

— По каким правилам ведутся исторические средневековые бои?

ИВ: В нашем виде спорта есть два основных класса категорий — дуэльные и бугуртные бои. В дуэльных, как следует из названия, дерутся один на один. Причем не обязательно оба сражаются на мечах. Это может быть «щит — меч», «щит — баклер», «меч — алебарда» и т. д. Как и в любом другом единоборстве задача бойца — набрать максимальное количество очков. Очки присуждаются, также как в классическом фехтовании, за каждый сильный, акцентированный удар сопернику в поражаемую зону. Время боя стандартно — полторы минуты. Кто больше ударов нанес, тот и победил. Сами дуэли подразделяются на классические дуэли, где больше элементов фехтования, и профессиональные поединки, где несколько расширен арсенал приемов. То есть в дополнение к ударам оружием разрешены удары руками, ногами, коленями, броски — полный контакт с минимальными ограничениями — нельзя, например, бить в пах, нельзя колоть человека. Мы следим за тем, чтобы спорт людей не калечил, а делал их сильнее и здоровее.

В бугурте арсенал приемов тоже практически не ограничен — здесь разрешены удары оружием, броски, пикни, удары ногами и руками, можно в спину толкнуть человека, сбоку. Главная цель в бугурте — осадить соперника на землю или заставить его коснуться земли третьей точкой опоры, например, рукой или щитом. Если это произошло, человек из боя выбывает.

Максимальная продолжительность боя — 10 минут; каждый бой состоит из нескольких сходов. Каждый сход — от 15—20 секунд до, если команда сильно профессиональная, одной минуты. Побеждает та команда, которая выиграла два схода, причем не обязательно подряд.

— В бугурте допускается сшибка, допустим, трое на одного?

ПБ: Да. Одного можно бить и вдвоем, и втроем. Но если в команде остался один человек, а в другой — четверо, она признается побежденной.

— Сколько битв вы проводите за год?

ИВ: Стабильно у нас три-четыре турнира, где мы участвуем регулярно. А так бывает и до 10 выездов за год.

— Насколько выстроена система судейства в вашем виде спорта? Он же такой молодой.

ПБ: В международной ассоциации HMBIA есть несколько рабочих комитетов, в том числе, и судейских. Судьи в нашем виде спорта называются маршалами. Маршальский комитет занимается разработкой правил и их последующей адаптацией, т. е. наложением на существующую базу дополнений, изменений и т.д. Комитет, в том числе, проводит аттестацию новичков, и если человек практическую и теоретическую часть сдает успешно, он получает звание официально признанного, аккредитованного маршала национального или международного уровня, и он может судить на официальных соревнованиях. Кстати, «Великий Болгар» — это официальное мероприятие под эгидой HMBIA России. Соответственно, на фестивале будут только аккредитованные, опытные, досконально разбирающиеся в правилах маршалы. То есть те, кому можно довериться, не думать о том, насколько справедливым будет судейство, а спокойно рубиться.

ИВ: Судейская составляющая на фестивалях и соревнованиях очень важна. Не только потому, что маршалы определяют судьбу команды. Если на маршальской трибуне будет сидеть человек, о котором бойцы ничего не слышали, нормальный клуб на такой фестиваль не поедет. Значит, это снижает уровень мероприятия, в том числе в чисто зрелищной составляющей. Тут все как в футболе — чем опытнее арбитр, тем качественней и зрелищней игра.

Павел Бесага: «Великий Болгар» — это официальное мероприятие под эгидой HMBIA России. Соответственно, на фестивале будут только аккредитованные, опытные, досконально разбирающиеся в правилах маршалы. То есть те, кому можно довериться, не думать о том, насколько справедливым будет судейство, а спокойно рубиться»

Битва номер один

— Какое соревнование, фестиваль, мероприятие в вашем виде спорта являются наиболее авторитетным?

ПБ: Это, конечно, «Битва наций» — Первый международный чемпионат по историческому средневековому бою. По числу стран-участниц «Битва» является самым масштабным в мире соревнованием. На «Битве наций» участвуют национальные сборные стран по историческому средневековому бою.

Из крупнейших соревнований, проводимых в России — это Кубок «Динамо», который проводится в номинации «пять на пять». Это «клубный» чемпионат — в нем участвуют порядка 35 команд из 10-11 стран мира. В номинации «пять на пять» Кубок «Динамо» считается самым серьезным соревнованием в мире.

Еще один российский турнир, который бы я выделил — это «Битва на Неве», который проводит местная ассоциация «Доблесть веков». Туда тоже приезжают из разных стран — Беларуси, Израиля, Польши…

Вообще соревнований в России проводится очень много, в том числе отборочных турниров на «Битву наций». Чтобы обеспечить всем равные возможности для попадания в сборную на «Битву», участвовать в отборочных турнирах могут абсолютно все. Поэтому количество участников на отборочных турнирах не ограничивается. А вот на «Битве» число участников ограничено 50-ю бойцами мужской сборной и девятью — женской.

— А исторически средневековым боем женщины тоже занимаются!?

ПБ: Да, решение о допуске в наш вид спорта женщин было принято в 2014 году.

ИВ: В средние века были даже женские рыцарские ордены. Ну, и если мы движемся в сторону официального признания исторического средневекового боя в качестве вида спорта, мы должны следовать одному из основных принципов МОК, чтобы мужской и женский спорт развивались на равных условиях.

«Душ и кормежка — это для воина святое»

— Какие отзывы вы слышали о нашем фестивале?

ПБ: Мы о нем не слышали ничего плохого, а если мы ничего плохого не слышали, значит, фестиваль хороший — в нашей среде люди между собой общаются очень тесно, и если бы в прошлом или позапрошлом году были какие-то большие «косяки», мы бы об этом точно узнали.

ИВ: К тому же, «Великий Болгар», насколько я знаю, проходит при поддержке вашего Госкомитета по туризму, так что уровень фестиваля как минимум будет добротным — татары такие вещи плохо не делают. Да что там, мы прилетели — нас встречает девушка, трансфер, сегодня (разговор состоялся 10 августа, — прим. ред.) нас везут на экскурсию по Казани. Чего плохого-то?

— Где в будете жить во время проведения фестиваля? В гостинице?

ИВ: Ну не. Мы будем жить в лагере, в шатрах, спать на сене, как средневековые воины. Взяли с собой спальники.

— То есть вы отмахались — и отдыхать на сеновал? У средневековых воинов душа же не было.

ИВ: Нет, душ — это святое. Для меня вообще три важных составляющих крутости фестиваля — это дух, насыщенная боевая часть и кормежка. Такой вот пир и тела, и духа.

Сопровождаются ли большие исторические спортивные турниры помимо непосредственно боев другими мероприятиями — детскими, музыкальными танцевальными?

ПБ: Конечно. Если бы публика смотрела только на рубилово, она бы быстро заскучала. Поэтому, как правило, сначала идет бой, потом перерыв на танцы, потом снова бой, потом какой-нибудь интерактив с детьми, потом бугуртная номинация и т. д.

В средние века были даже женские рыцарские ордены. Ну, и если мы движемся в сторону официального признания исторического средневекового боя в качестве вида спорта, мы должны следовать одному из основных принципов МОК, чтобы мужской и женский спорт развивались на равных условиях

ИВ: Обычно территория фестиваля разбивается на три основных зоны. Для участников, конечно, самая важная из них — это зона арены. Вторая зона — это исторический лагерь, где участники боев живут, где реконструирован средневековый быт. Иногда в эти лагеря разрешается зайти и зрителям — посмотреть, сфотографироваться. И третья зона — это средневековая ярмарка. Есть масса людей, которые этим увлечены — они прямо там делают посуду, украшения, всякие сумочки, в общем, предметы быта и там же их продают. Если эти три составляющие есть — фестиваль отличный. А уж если есть и культурная программа, и какие-нибудь мастер-классы, чисто ремесленные или даже боевые — то вообще….

«Ну что, юнцы, напинали дедушке?»

— В традиционных видах спорта спортсмены — это люди, которые только этим живут и зарабатывают. Вы тоже занимаетесь только боями?

ИВ: Это чисто наше хобби — и Павел, и я обычные менеджеры. И вообще, у нас нет профессиональных спортсменов; для всех это такая отдушина. У нас полно врачей, бизнесменов, обычных работяг. Днем работают, вечером идут в зал или доспехами занимаются.

ПБ: Собственно, в этом и прелесть нашего движения, что в нем сохранилось больше олимпийского духа, чем в видах спорта, входящих в олимпийскую программу. Если копнуть в историю, Олимпиада — это изначально соревнования аматоров, то есть любителей. Для наших ребят исторический бой — это психологическая и физическая разгрузка, возможность подраться в доспехах, помахать кулаками, как мужику.

— Если вы за год выезжаете по 10 раз, при этом не занимаетесь спортом непрофессионально, насколько это вообще затратно?

ИВ: Определенно сказать довольно сложно. Организаторы некоторых турниров возмещают участникам проезд к месту соревнований, обеспечивают жильем и даже иногда питанием. А если еще и призовые будут — вообще замечательно, хоть они по размеру и несопоставимы с теми, что платятся в традиционных видах спорта. На Кубке «Динамо» платят только за первое место, на «Битве наций» призовые зависят не только от места, но и от номинации. То есть дорогу ты по любому отобьешь, а если повезет, то еще и заработаешь. Кстати, на «Великом Болгаре» нам с дорогой помогли.

ПБ: И вот тут вспоминается еще один олимпийский принцип — главное не победа, а участие. Поверьте, мы едем рубиться не за призовые — нам хочется вместе подраться, ощутить себя частью команды, ощутить плечо товарища рядом. Призовые — это приятный бонус, не более.

ИВ: Я вот с собой на крупные фестивали еще и жену вожу. Если грубо, то, наверное, 3-4 тысячи долларов или евро в год все-таки на поездки уходит. Тут ведь еще как? Вот ты в этом движении первый год, и первый год тебя ничего, кроме боев и доспехов ничего не интересует. К примеру, видишь ты на ярмарке полный аналог средневековой кружки и думаешь — ну кружка, ну и что такого? На второй год ты говоришь — какая классная кружка! А на третий год ты уже знаешь, что тебе эта кружка нужна позарез. На доспехи фетиш тоже есть. Сделал себе шлем, вроде доволен. А потом начинается — не хочу сваренный, хочу цельнокованный, и чтобы вот тут латунь была, а в этом месте травление, и буду я на следующем фестивале круче всех.

Ильяс Вышутин: «Душ – это святое. Для меня вообще три важных составляющих крутости фестиваля — это дух, насыщенная боевая часть и кормежка. Такой вот пир и тела, и духа»

— Насколько ваша команда титулована?

ПБ: Мы являемся членами сборной по средневековому бою Украины. Регулярно участвуем в европейских и мировых чемпионатах. Самое большое наше достижение — это, наверное, золото в номинации «21 на 21» на самом масштабном соревновании в нашем виде спорта «Битве наций» в составе сборной Украины. В альянсе с другим клубом из Киева мы два года подряд брали серебро на «Битве наций» в номинации «пять на пять». В крупнейшем российском соревновании по средневековому бою, Кубке «Динамо», в альянсе с той же командой брали «бронзу». В 2015 году нам не хватило буквально пары очков, чтобы на Кубке «Динамо» взять бронзу только своим составом.

— Вы сами как давно занимаетесь этим?

ИВ: Я пятый год, Павел — четвертый. Нам по 26 лет. В украинской команде средний возраст — 23 года примерно.

— А возрастные ограничения в вашем спорте есть?

ПБ: Есть нижняя граница — организаторы нормальных соревнований стараются не допускать на ристалище бойцов моложе 18 лет. Верхнего возрастного ценза нет. В России средний возраст бойца — 25 лет. А вот в Америке это 30 лет. Там вообще дерутся 60-летние дедушки. То там типична картина, когда пенсионер дерется с 20-летним парнем. Как-то дрались с американцами, победили их, один такой боец к нам подходит и говорит: «Ну что, юнцы, напинали дедушке?». Весовых категорий в бугурте нет, только в дуэльных — в одной команде могут рубиться и худощавые парни, и довольно плотные мужики.

«Кому приятно смотреть на бойца в ржавых доспехах?»

— Сколько и какие виды оружия вы используете в боях?

ПБ: Это реплики средневекового древкового и клинкового вооружения. Древковое — это топоры, шестоперы, алебарды. Клинковое — мечи, фальшионы, сабли.

— Не тяжело таскать все это на себе? Сколько вообще весит комплект доспехов и оружия воина?

ИВ: У нас большие походные рюкзаки на 160 литров. В среднем такой рюкзак с оружием, доспехами, поддоспешником, сапогами и прочим весит в среднем 30 кг. Если воин крупный — то и 40. Зависит еще от материалов, которые использовались в изготовлении.

— А из каких материалов делаются доспехи?

ИВ: Обычно доспехи делаются из рессорной технической стали 65-Г, которая используется для изготовления пружин и рессор. Ее преимущество в том, что она под ударом пружинит, поэтому больших вмятин на доспехах не остается. Сейчас еще начали использовать титан — он легче, в нем не так устаешь, можно долго бегать.

— Ваши доспехи насколько легче тех, что использовались в Средние века?

ИВ: Те, что из стали, наверное, ни насколько.

— Что входит в комплект доспехов?

ИВ: Защита голеней, бедер, корпуса, кистей, наручи, защита плеча, перчатки, естественно, шлем, плюс щит и оружие. И еще поддоспешное — стеганая курточка, кожаные штаны и кожаные сапоги. Все это — аналоги исторических доспехов. Вообще, и ассоциации, и клубы, и организаторы турниров борются за достойный внешний вид бойцов. Не всем приятно смотреть на бойца, который выйдет на ристалище в ржавых доспехах, непонятных железяках, которые могут отвалиться в самый неподходящий момент. Как-то для бойца это не комильфо.

— После турнира доспехи идут под замену?

ИВ: Ну почему? Вмятины выбиваются, доспехи заново красятся и полируются, натираются маслом и кладутся на полочку в оружейке до следующего боя. Если что-то где-то порвалось, кожа меняется.

Павел Бесага: «Наше оружие — это реплики средневекового древкового и клинкового вооружения. Древковое — это топоры, шестоперы, алебарды. Клинковое — мечи, фальшионы, сабли»

— Сколько турниров может выдержать один комплект?

ИВ: Все зависит от качества турнира и бойцов. Качество бойца — это количество ударов, который он пропустил. Если его постоянно забивают, как в мясорубке, понятно, что долго такой комплект не протянет. А если ты нормальный боец, больше побеждаешь, чем проигрываешь, в тебя за весь турнир попали один раз — ты уходишь с ристалища, а у тебя целый (!) синяк — то такой доспех может и три, и пять сезонов прослужить. Многие вообще один и тот же комплект по 10 лет носят.

— Вообще исторический средневековый бой — это травматичный спорт?

ПБ: Не более, чем сноуборд или какие-нибудь лыжи. Самые распространенные травмы — это ушибы и рассечения.

ИВ: Еще у нас есть культ колена — из-за того, что на тебе 30 кг амуниции и ты еще постоянно делаешь какие-то ротационные движения на ногах, происходит растяжение связок. От этого у нас страдают все. А так, конечно, многое зависит от снаряжения. Если у тебя, к примеру, шлем сидит на лице в облипочку, то от первого же удара тебе лицо твоим же шлемом и разбивает.

— У команд есть медицинское сопровождение?

ПБ: Пока нет — мы еще не доросли до профессиональной клубной структуры, мы не зарабатываем на это достаточно денег.

ИВ: Но у нас есть друзья из числа врачей, которые с нами ездят на «Битву наций», и в клубе есть участники, которые по жизни доктора.

— Вы доспехи делаете сами или где-то заказываете?

ИВ: Есть клубы, которые могут позволить себе собственные мастерские по изготовлению доспехов — на Украине таких штуки три-четыре. Доспехи могут делать и сами бойцы, если у них руки растут, откуда надо. Делают и для себя, и часто на продажу. Основная масса людей заказывает доспехи за свой счет — на Украине очень много подобных мастерских, в России тоже. Но если человек приходит в клуб «голый», то клуб выдает ему доспехи — пусть старенькие, пусть потрепанные, но для новичка сойдет. Потом он уже дальше под себя начинает строить комплект.

— Сколько в среднем стоит комплект доспехов?

ПБ: Коммерческая цена — от полутора до трех-четырех тысяч долларов в зависимости от «обвеса».

— Что в комплекте самое дорогое?

ИВ: Шлем. Голова — это самый главный элемент, который надо защищать. Он является и самым сложным в изготовлении. Плохой шлем — это в потенциале черепно-мозговая травма, и не дай бог смерть бойца.

— Понятно, что металлические доспехи делаются по историческим образцам. А средневековой технологии вы тоже придерживаетесь, куете амуницию?

ИВ: Для шлема, к примеру, берутся две половинки, определенным образом выбиваются, подгоняются, свариваются, потом он закаливается, полируется, на него ставятся всякие обвесы — защита, бармица, подшлемник, ремешки. Можно, конечно, сделать и цельнокованый шлем, как это делали в Средние века, но и стоить он будет раз в пять дороже сваренных. Такой шлем вырезается из одного куска стали, потихоньку присаживается, ему придается форма головы и т. д. Да и не только в дороговизне дело у нас бои, а здесь уже полная историческая реконструкция, это уже «ливен хистори».

Полвека внутри века

— Какой исторический период вы представляете?

ИВ: Вообще в исторических средневековых боях три основных направления географии — Европа, Русь и Восток. Промежуток времени, который «используется» в нашем движении — это XIII—XV вв. Этот как раз тот период истории, когда доспехи, можно сказать, достигли уже своего совершенства — они хорошо защищали воина. Наши доспехи — это доспехи европейского рыцаря XIV века. А вообще, организаторы боев выдвигают к участникам требование, чтобы их костюмы соответствовали 50-летнему временному промежутку в пределах одного века.

ПБ: Скоро еще появится четвертое направление — недавно китайцы заявили о создании сборной по историческому средневековому бою.

— Вся команда должна представить один и тот же регион?

ПБ: Нет. Внутри одной пятерки могут рубиться и воины Италии, и русские витязи, и монголы. Главное, чтобы внешний вид каждого соответствовал историческому образцу. При этом есть понятие бугурт-оптимальности. Это такая адаптация исторических догм под современные нормы. К примеру, монголы не защищали ноги, потому что были конниками, а в пеших боях это делать необходимо. Поэтому допускается, и даже настаивается, что бы под шаровары «монголы» надевали латную защиту. Но «лепнину», конечно, делать нельзя — то есть нельзя надевать на себя куски доспехов европейского рыцаря, голову защищать русским шлемом и т. д.

Или к примеру металлическая перчатка. С исторической точки зрения правильно, что это именно перчатка — каждый палец отдельно. Но если тебе попадут под перчатку, пальцы гарантировано будут переломаны. Поэтому сейчас делается варежка, из мягкого велюра, а сверху на нее надевается как бы имитация пальцев. То есть для зрителя это перчатка, по сути — варежка.

Самое дорогое в комплекте — шлем. Голова — это самый главный элемент, который надо защищать. Плохой шлем — это в потенциале черепно-мозговая травма и не дай бог смерть бойца

— Сколько у каждого воина комплектов доспехов?

ПБ: Как правило, по одному. Это даже больше, чем надо — у многих нет собственных доспехов. Для выступлений собирают комплект у других участников клуба — у кого-то берут шлем, у кого-то голени и так далее.

— О, как это по-спортивному! Или не по-спортивному — фигуристы вон свои коньки в сейфах хранят, и даже речи быть не может, чтобы они их кому-нибудь дали попользоваться.

ИВ: Ну не знаю. Если люди из разных клубов между собой хорошо дружат, то почему нет? На фестивалях это обычное дело, когда к тебе подходит человек из другой команды, допустим, фехтовальщик, говорит — какие классные у тебя варежки, дайте попользоваться, а то мне в моих все пальцы отобьют.

ПБ: Тут еще зависит от уровня мероприятия. Если это Битва наций – то вообще никаких вопросов. Отдашь все что просят. Особенно если есть «лишний» комплект, который взяли для запасного бойца.

— А разве комплект делается не под индивидуальным меркам? Или у вас стандартная размерная сетка, как в обычной одежде?

ИВ: Конечно, по индивидуальным меркам. Делается подгонка, чтобы не было щелей, чтобы элемент защиты нигде не натирал и т. д. А то, бывает, новый комплект получаешь, а он в одном месте жмет, в другом трет. В идеале, в процессе изготовления комплекта должно пройти 5-6 примерок, как в хорошем ателье по пошиву мужского костюма.

— Сколько времени занимает изготовление одного комплекта?

ПБ: Тут зависит от загруженности мастерской. В принципе, комплект можно сделать и за месяц., или даже недели за три. Это в том случае, если изготовлением занимается артель, где каждый специализируется на чем-то одном — кто-то делает руки-ноги, кто-то шлемы и т. д.

«Напряженка была в 2014 году»

— Ребята, сами понимаете, не задать этот вопрос я не могу. События на Украине и в Крыму как-то повлияли на вашей активности в России? Были ли у вас сложности со въездом в РФ, или у наших, российских воинов – со въездом к вам?

ИВ: И вот опять я вспомню олимпийские принципы: спорт отдельно, политика отдельно. Спорт никакого отношения к политическим заварушкам иметь не должен. Некоторая «напряженка» была сразу же после известных событий, в 2014 году — никто просто ничего не понимал, что будет дальше. Но поскольку все клубы между собой тесно общаются, это напряжение рассосалось довольно быстро.

ПБ: В 2014 году, кажется, на «Битве наций» в Хорватии, к нам приехал главный полицейский города, в котором проходили бои, собрал сборные Украины и России, и говорит — вот у меня есть донесение, что планируются массовые заварушки с обеих сторон. Просил нас этого не делать, у русских ребят даже хотели паспорта собрать. Потом выяснилось, что кто-то сильно умный донес в полицию, что русские хотят покалечить украинцев. Мы только посмеялись — ну явно это делают какие-то дурачки.

Ильяс Вышутин: «Спорт никакого отношения к политическим заварушкам иметь не должен. Некоторая «напряженка» была сразу же после известных событий, в 2014 году — никто просто ничего не понимал, что будет дальше. Но поскольку все клубы между собой тесно общаются, это напряжение рассосалось довольно быстро»

ИВ: А что касается прохождения границы, так тут все зависит от смены, на которую попадешь. Бывает, проходишь быстро, а бывает «маринуют» по полчаса, даже на своей стороне. Говорят, раз везете оружие, оно же боевое, его декларировать надо. Просят показать. Но это, наверное, больше из любопытства — таможенники ж тоже люди. Ну да, по форме, по весу наши орудия полностью соответствуют первоисточнику. Но наше главное отличие от настоящего средневекового оружия — это отсутствие остро заточенных предметов. Ну и еще, пожалуй, горящей смолы.

Татьяна Колчина, фото Максима Платонова
Общество Культура
комментарии 16

комментарии

  • Анонимно 12 авг
    Интересное хобби у людей) им бы родиться на пару тысяч лет раньше, во времена спартанцев, Цезаря и великих завоеваний)
    Ответить
  • Анонимно 12 авг
    На такой вид спорта я ходил бы регулярно
    Ответить
  • Анонимно 12 авг
    — Ой! Вань! Смотри, какие клоуны!...
    ...В джерси одеты — не в шевьёт,...

    ...А это кто в короткой маечке?
    Я, Вань, такую же хочу...
    Ответить
  • Анонимно 12 авг
    Такой контраст между верхней частью одежды и шортами)
    Ответить
    Анонимно 12 авг
    Когда тебя позвали на войну в твой выходной
    Ответить
    Анонимно 12 авг
    Это когда на защиту ног денег уже не осталось. Шутка ли, пару тысяч долларов...
    Ответить
  • Анонимно 12 авг
    Все равно уж не сравнится со средневековыми боями
    Ответить
    Анонимно 12 авг
    Ага, тебе нужны расчлененка и убийства?
    Ответить
  • Анонимно 12 авг
    Да не только заточенностью уж, сталь полюбому более низкого какчества
    Ответить
    Анонимно 12 авг
    Думаете раньше повсеместно только валирийская сталь и использовалась?)
    Ответить
  • Анонимно 12 авг
    Да за такую сумму машину можно купить нормальную...
    Ответить
    Анонимно 12 авг
    Какую тачку ты купишь то за 200 штук? Тем более "нормальную"
    Ответить
    Анонимно 12 авг
    Подержаную можно купить, и весьма недурственную. И не 200, а около 240 тысяч
    Ответить
  • Анонимно 12 авг
    Тут же должно быть огромное количество травм...
    Ответить
    Анонимно 12 авг
    Так именно для этого и нужно покупать доспехи за пару тысяч долларов
    Ответить
  • Анонимно 12 авг
    Если уж одеваться, то полностью. Совсем глупо выглядит правильный верх и шорты с кроссовками снизу!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Рекомендуем