Новости раздела

Григорий Глухов: «Бречалов в Удмуртии должен как можно чаще «ходить в люди»

Главный редактор информагентства «Сусанин» – о политическом будущем Удмуртии

Накануне в Государственный совет Удмуртской Республики был направлен законопроект о назначении даты выборов главы региона и депутатов местного парламента на 10 сентября. В интервью «Реальному времени» шеф независимого общественно-политического интернет-издания Susanin.news Григорий Глухов размышляет о том, как назначенному президентом РФ врио главы региона Александру Бречалову сохранить и упрочить уже завоеванную народную симпатию.

«Можно сказать, Соловьев на недовольство и критику вообще никак не реагировал»

— Григорий, каковы основные итоги недолгого правления предыдущего главы региона Александра Соловьева, возглавлявшего республику с 2014 года?

— На мой взгляд, главное, что произошло в республике в этот период, — это смена политических элит. Он практически наполовину обновил состав правительства и администрации кабмина и главы региона. Власть покинули практически все, кто входил в команду предыдущего губернатора Александра Волкова. Появились новые молодые министры — здравоохранения и финансов, с которыми журналистам стало работать проще и интереснее.

Соловьев инициировал достаточно интересный, с моей точки зрения, проект «Открытое правительство», в рамках которого провозглашалось, что любой желающий может попробовать себя в качестве министра. Впрочем, в новый состав кабмина посредством участия в проекте вошли всего два или три человека.

Наконец при Соловьеве стали строить мостовой переход через Каму и реку Буй, который его в итоге и погубил.

«Соловьев инициировал достаточно интересный, с моей точки зрения, проект «Открытое правительство», в рамках которого провозглашалось, что любой желающий может попробовать себя в качестве министра». Фото nac.gov.ru

— Произошли ли за три «соловьевских» года изменения, приведшие к улучшению качества жизни, к сдвигам в региональной экономике?

— Приход Соловьева к власти был отмечен достаточно серьезным всплеском общественного интереса к тому, чем, собственно, власть занимается. Высокая явка на выборы и большой процент проголосовавших за Соловьева очень хорошо это иллюстрируют (на пост врио главы республики Александр Соловьев был назначен 19 февраля 2014 года; в сентябре того же года он победил на выборах с 84,84% голосов избирателей, — прим. ред.). Прежний глава, а Александр Волков возглавлял Удмуртию с 2000 года, приелся, примелькался, интереса к тому, что делает власть, в регионе не было никакого. А тут — новый человек. Люди встали и пошли на выборы.

— Долго ли сохранялся этот интерес?

— Он достаточно быстро сошел на нет, а на смену ему пришла серьезная критика, которая Соловьевым и командой недостаточно эффективно «отрабатывалась». Можно сказать, Соловьев на недовольство и критику вообще никак не реагировал. Его реакция сводилась к банальному «Это все происки врагов и оппозиции». А критика была, и в ряде случаев очень серьезная. В частности, много вопросов у жителей республики вызывала организация системы здравоохранения — вопросы задавались в соцсетях, тему постоянно вели местные СМИ. В итоге все ограничивалось «публичной поркой»: Соловьев заявлял о том, что к министру здравоохранения у него, как и у простых жителей, много вопросов, однако время шло и ничего не менялось. Министр и отраслевые чиновники продолжали работать на своих местах.

«Эти годы были отмечены массовым оттоком из республики юридических лиц»

— Насколько острой была критика в части дорожного строительства и ЖКХ?

— Соловьев сам по своей первой профессии дорожник. Во время его предвыборной кампании в Ижевске была отремонтирована одна из ключевых городских магистралей. Впоследствии многие дороги были реконструированы. Так что здесь к нему претензий со стороны населения не было.

В сфере ЖКХ за годы правления Соловьева случился только один крупный скандал, но с главой региона он был практически никак не связан. Зимой 2015—2016 года в Ижевске происходили постоянные аварии на сетях, из-за чего город замерзал. Коммуникации не были подготовлены к отопительному сезону из-за того, что мэрии столицы и руководству ПАО «Т плюс», являющегося основным акционером ООО «Удмуртские коммунальные системы», не хватило года, чтобы договориться об условиях работы (в сентябре 2016 года глава энергохолдинга «Т Плюс» Борис Вайнзихер был арестован по делу о многомиллионных взятках экс-руководству республики Коми, — прим. ред.).

«Достаточно активно шла реконструкция производства на Ижевском автозаводе, но шла она на деньги Сбербанка и АвтоВАЗа». Фото avtoreliz.com

— Претерпела ли экономика республика сколько-нибудь заметные изменения в 2014—2017 годах?

— Все положительные изменения, которые произошли в экономике, случились практически без участия Соловьева. Это были федеральные проекты, осуществляемые на федеральные или частные деньги. За счет частных инвестиций началась реконструкция концерна «Калашников». Достаточно активно шла реконструкция производства на Ижевском автозаводе, но шла она на деньги Сбербанка и АвтоВАЗа.

Что касается негативных тенденций, то эти годы были отмечены массовым оттоком из республики юридических лиц: предприниматели, фактически осуществляющие свою деятельность на территории региона, регистрировали бизнес в соседних субъектах.

Региональный Минпромторг так и не смог добиться принятия республиканского закона о налоговых каникулах для предпринимателей, хотя этот законопроект ведомство лоббировало года три. В итоге люди стали искать более комфортные условия для ведения бизнеса.

«По утрам Бречалов бегает в парке, как самый обычный горожанин, без сопровождения и без охраны»

— С момента назначения нового врио главы региона прошло почти полтора месяца. Можно ли, опираясь на уже принятые Александром Бречаловым решения, сделать прогноз, как будет развиваться регион дальше?

— Конечно, оценивать политическое будущее республики пока рано. Однако Бречалов уже инициировал несколько довольно крупных проектов, призванных если не изменить ситуацию в корне, то, по крайней мере, улучшить имидж региона. Так, им было принято решение провести зимой в республике крупные соревнования имени Галины Кулаковой (советская лыжница, четырехкратная олимпийская чемпионка, уроженка Удмуртии, — прим. ред.). Бречалов уже привозил в регион своих друзей — спортсменов с мировыми именами, которым, как я понимаю, поручено «продвигать» проект, привлечь к нему внимание в том числе и бизнеса.

«О том, что Бречалов интересен людям, говорит резко возросшее количество его подписчиков в соцсетях, где он весьма активен». Фото facebook.com/a.brechalov

Кроме того, Бречалов открыл в Ижевске проектный офис, который возглавил его советник Александр Свинин. 26 мая здесь будет презентована карта инвестиционных возможностей Удмуртии. В том числе и с целью возвращения юридических лиц «на родину».

— Как вообще жители республики восприняли нового главу?

— По меньшей мере, они отнеслись к этому с интересом, а не со скепсисом. Для них отставка Соловьева была, мягко скажем, неожиданной. До его ареста республика считалась эдаким «ламповым» регионом, политическим «болотом» — в хорошем смысле слова. Здесь не происходило ничего, что могло бы привлечь внимание федеральных СМИ. И тут — такой сюжет, взятка на 140 миллионов!

О том, что Бречалов интересен людям, говорит резко возросшее количество его подписчиков в соцсетях, где он весьма активен. Он импонирует людям тем, что от одного правительственного здания к другому, а они в Ижевске расположены в пешей доступности, ходит пешком, а не перемещается на автомобиле, как это делали его предшественник и его окружение. По утрам он бегает в парке, как самый обычный горожанин, без сопровождения и без охраны. Я не знаю, перевез ли он в Ижевск свою семью, но на крупных публичных мероприятиях Бречаловы появляются в полном составе. Наконец, он предлагает нетривиальные решения насущных вопросов. К примеру, чтобы решить острую проблему в одном из поселков, он предложил продать автомобили из одного из ведомственных гаражей. У него молодые, активные помощники, которые на сообщения людей в соцсетях отвечают живыми оперативными комментариями, а не отписками, как это обычно бывает. Он и сам старается поддерживать интерес к себе, встречаясь с людьми. Когда в ходе медиафорума журналист из Удмуртии рассказал о том, как живут люди в поселке Симониха, микрорайоне города Сарапула (а живут они там без больницы, без школы, без дорог и в аварийном жилье), Бречалов через три дня надел болотные сапоги, сел в «КАМАЗ» и поехал в поселок, чтобы лично поговорить с его жителями. В общем, люди отзываются о нем минимум как о приятном человеке.

«На мой взгляд, Бречалов должен как можно чаще «ходить в люди»»

— Удмуртия — национальная республика. Предпринял ли новый глава региона попытки выстроить коммуникации с представителями национальных сообществ и движений?

— На мой взгляд, этот человек понимает всю важность и значимость национального вопроса. Буквально на второй неделе работы он встретился с президентом ассоциации «Удмурт кенеш» («Удмуртский совет») Татьяной Ишматовой. Несмотря на то, что он «варяг», никакой критики в этом ключе — ни публичной, ни подковерной — в его адрес не наблюдается. Соловьев, удмурт по национальности, позиционировал себя как национальный кадр.

«Если за четыре месяца, оставшихся до выборов, Бречалов сможет побывать в каждом из 25 районов Удмуртии, конкуренции на выборах не будет». Фото facebook.com/a.brechalov

— Есть ли вероятность, что Бречалов не сможет поддерживать на должном уровне интерес к своей персоне до выборов?

— Практически нет. Бречалова назначил Путин, у которого огромный рейтинг доверия. Значит, это доверие автоматически распространяется и на врио главы республики. Для людей он человек, которого Путин прислал, чтобы тот «спас» республику.

Бречалов сам не скрывает, что в каких-то вещах и процессах, происходящих здесь, до конца еще не разобрался, однако это в глазах жителей региона только добавляет ему очков. На мой взгляд, Бречалов должен как можно чаще «ходить в люди». Ижевск его уже знает, но сейчас ему надо ездить в районы, встречаться с коллективами предприятий. На заре своего губернаторства Соловьев в этом плане был достаточно активен, однако потом закрылся в своем кабинете. Если за четыре месяца, оставшихся до выборов, Бречалов сможет побывать в каждом из 25 районов Удмуртии, конкуренции на выборах не будет.

— Как вы думаете, будут ли со стороны конкурентов Бречалова попытки разыграть карту «варяга» в преддверии выборов?

— Пока никто о себе как о кандидате на пост главы республики сколько-нибудь серьезно не заявлял. Хотя обычно основные кандидаты становятся известны задолго до назначения даты выборов. В борьбе за кресло губернатора другие политические силы и движения себя пока никак не проявили.

Татьяна Колчина
ОбществоВластьТехнологииМедиа

Новости партнеров