Новости раздела

Кисточку вам в руки: «Том Сойер Фест» вырос из провинциального волонтерства во всероссийское движение

В Казани проходит слет представителей фестиваля

В Казани прошла конференция «Том Сойер Феста», которая ставит задачей объединить и осмыслить опыт проведения одноименного фестиваля. В основе движения лежит авантюрная идея силами горожан ремонтировать дома, до которых не дошли руки ни у владельцев, ни у городских властей. «Авантюру» уже поддержали волонтеры в 11 городах. Подробнее — в репортаже «Реального времени».

В пятницу в Казани начала работу конференция «Том Сойер Фест», на которую собрались представители движений в городах, где фестиваль получил распространение. Приехали представители даже тех городов, где организовать волонтерство пока не удалось. Фестиваль, который зародился в Самаре, за лето 2017 года прошел уже в 11 городах. Помимо Самары он состоялся в Казани, Бузулуке, Томске, Саратове, Хвалынске, Калуге, Боровске, Костроме, Димитровграде и Оренбурге. Масштабы движения в каждом городе разные: где-то за сезон удалось отремонтировать несколько домов, как, например, в Самаре и Казани, где-то сил организаторов хватает пока только на окраску одного забора. Как бы то ни было, «Том Сойер Фест» уже можно назвать одним из самых ярких примеров волонтерского движения в сфере, где на помощь государства рассчитывать почти не приходится.

— Из того, что мы называем наследием, государственным вниманием охвачено максимум 5-6%. Гораздо меньше объектов передано порядочным собственникам. Большая часть исторического наследия по большому счету брошена. Это и деревянное зодчество русского севера, инженерные памятники, это сады, парки, ландшафты, — перечислил Артем Демидов, председатель центрального совета ВООПИиК. — Все это наследие без активного деятельного внимания гибнет. Что же делать? Есть золотое правило, если хочешь что-то изменить, начни с себя, с того, что находится на расстоянии вытянутой руки. И, конечно, «Том Сойер Фест» (ТСФ) — яркий пример тиражируемого волонтерского движения, деятельного подхода гражданского общества к сохранению наследия.

В Казани фестиваль летом-2017 прошел уже во второй раз. В 2016 году силами волонтеров удалось отремонтировать три дома, этим летом — четыре. Но когда Олеся Балтусова, помощник президента РТ, и Фарида Забирова, зампредседателя ТРО ВООПИиК, впервые задумались о проведении фестиваля в Казани, у них были сомнения, удастся ли «раскачать» Казань. Но удалось раскачать не только волонтеров, но даже партнеров и спонсоров, благодаря которым в минувшем году удалось выполнить работы на 2 миллиона рублей, в этом — на 3 миллиона. По признанию многих участников конференции из других городов, доступ к ресурсам пока остается крайне сложной задачей. В первую очередь потому, что на работу со спонсорами не хватает времени и знаний.

В рамках встречи, которая прошла в открытом формате, представители фестиваля из других городов рассказали о том, как организуют работу в своем регионе.

— Мы каждый день получаем заявки на проведение «Том Сойер Феста» в других городах, уже на этот момент поступило 20 заявок, — рассказал Андрей Кочетков, идеолог фестиваля. Таким образом, в будущем году масштаб фестиваля может вырасти втрое, а это значит, что пора формировать основные принципы работы волонтерских организаций.

Чудаки или черные риелторы

Как ни странно, одна из основных проблем, которую было принято вынести на обсуждение, — это организация общения с жителями домов, которые волонтеры выбирают для ремонта. Каждый, кто вчера делился опытом развития движения в своем городе, начинал свой рассказ с упоминания, что одной из главных задач всякий раз было убедить жителей, что волонтеры не черные риелторы, что они не имеют корыстных задач. Поверить в это многим жителям было довольно сложно, поскольку сама идея, что кто-то может прийти бесплатно покрасить чужой дом, казалась им дикой. В результате часто взаимопонимание приходилось налаживать до последнего. Там, где это удавалось, местные жители оказывали поддержку: питанием, стройматериалами, собственным трудом.

Правда часто звучало, что жители домов продолжали вести себя отстраненно с волонтерами, а в некоторых ситуациях и враждебно, воспринимая их работу как агрессивное вторжение в их частную жизнь. Случаются и совсем неприятные ситуации, о которых, правда, представители волонтерского движения говорят с усмешкой.

— На второй день после начала нашей работы у нас своровали баннер, и он, видимо, послужил цели восстановления чьей-то дачи. На седьмой день исчезли инструменты, — рассказал представитель фестиваля из Калуги Даниил Кузнецов.

В этом городе в текущем сезоне удалось отремонтировать один дом, причем не только покрасить, как планировалось изначально, но и укрепить фундамент, перебрать доски на фасаде. Это типичная история. Дома, за которые берутся волонтеры, XlX — начала XX века. Они не ремонтировались десятилетиями и многие из них пришли в ужасное состояние.

Калужский пример оказался и вовсе печальным. Волонтеры привели в порядок дом снаружи, но из-за состояния внутри городские власти приняли решение снести здание.

— Это печально и обидно. Но этот объект искусства родился, возродился и, видимо, быстро умрет, — констатировал калужский волонтер, добавив, что на какое-то время дом стал самым привлекательным на улице, архитекторы называют такие дома доминантой.

Но если в основном волонтеры не испытывают проблем с поиском объекта для ремонта, в Рязани ситуация оказалась парадоксальной. Одной из причин, по которой в этом году движение не было пущено, стало то, что волонтеры не смогли найти пригодный для ремонта дом, который бы не планировался к сносу.

Фестиваль должен быть не корпоративным, а гражданским

Исключительно на волонтерских порывах судьбу подобных домов решить невозможно. «Том Сойер Фест» берется за ремонт тех домиков, которые не признаются памятниками, их не включают в городские и региональные программы по сохранению наследия. Но денег, которые удается собрать волонтерами в своих регионах, не хватает, чтобы производить капитальный ремонт строений. Озвученные участниками конференции бюджеты, которые были направлены на восстановление фасадов, были весьма скромными — около 300 тысяч рублей на дом. Главные источники финансирования — государство, бизнес и власть. Например, в Хвалынске, самом малочисленном городе, принимающем участие в «Том Сойер Фесте», удается привлекать на свои цели гранты.

Корпоративные жертвователи предпочитают выделять помощь в натуральном виде, «живые» деньги, которые очень нужны, направляют редко. Но в основном волонтеры признавались, что очень поверхностно уделяли внимание вопросу поиска инвестирования. Как правило, главными инвесторами они сами и становятся. В Казани, по словам Олеси Балтусовой, волонтеры «живых» денег также не видели, спонсорская помощь поступала в виде стройматериалов или оплаченных работ. Некоторые специалисты вкладывались собственным участием, например, кузнец, который восстановил ковку на одном из домов по ул. Волкова.

И все-таки главной задачей волонтеры «Том Сойер Феста» видят привлечение обычных жителей города в процесс восстановления среды. Городские власти, как правило, занимают выжидательную позицию и наблюдают, получает ли движение массовый характер. Как только это происходит, фестиваль поддерживают СМИ и его невозможно игнорировать. Например, в Казани произошло именно так, констатировали участники казанского «ТСФ», есть внимание и есть фронт работы на 2018 год. Самый оптимистичный вариант, если в нашей стране возродится идея смотрительства, которая существовала в России до революции и была утрачена позже. Тогда, отметила Ханифа Надырова, завкафедрой реконструкции, реставрация архитектурного наследия и основ архитектуры КГАСУ, люди не выжидали капитальных ремонтов десятилетиями. Конференция продолжает работу до воскресения.

Айгуль Чуприна, фото vk.com
НедвижимостьОбществоИнфраструктура

Новости партнеров