Новости

09:47 МСК
Все новости

Сергей Когогин консолидирует лизинг КАМАЗов в одних руках

При этом ликвидируется самый привилегированный дилер автозавода

Сергей Когогин консолидирует лизинг КАМАЗов в одних руках Фото: Сергей Афанасьев

Камский автозавод переводит обслуживание крупнейших VIP-клиентов, использующих автомобильную технику под брендом «КАМАЗ», на прямое взаимодействие с «Торгово-финансовой компанией (ТФК) «КАМАЗ». С 7 ноября ликвидируется самый привилегированный дилер автозавода — «КАМАЗ-ЛИЗИНГ-Сервис», изначально «заточенный» на обслуживание интересов крупных российских корпораций. Что предложит им взамен ТФК, пока неизвестно, но от прежнего инструмента сбыта — льготного лизинга — головной продавец отказался.

Крупных заказчиков «отняли» от КЛС

Имея в виду предстоящий запуск новых и более дорогостоящих модификаций грузовой техники, КАМАЗ продолжает перестраивать дилерскую сеть, избавляясь от собственных убыточных сбытовых дивизионов в структуре «Торгово-финансовой компании». Вчера головная сбытовая компания КАМАЗа сообщила о реорганизации московского дилерского центра «КАМАЗ-ЛИЗИНГ-Сервис» (КЛС), который предоставлял эксклюзивные финансовые программы продаж грузовой техники крупным корпоративным клиентам. Его ежегодный оборот продаж составлял порядка 2 млрд рублей. Как следует из официального сообщения компании, КЛС будет присоединен к АО «Торгово-финансовая компания «КАМАЗ». А проще говоря, ликвидирован с 7 ноября этого года. До сих пор его постоянными партнерами являлись такие корпорации, как «Транснефть», «Российские железные дороги», «ГАЗПРОМ», «Роснефть», «Лукойл», «РусГидро», «Алроса», «ФСК Единой энергетической системы», «Холдинг МРСК». Каким объемом лизингового портфеля обладал КЛС на момент закрытия, выяснить не удалось.

Являясь официальным дилером КАМАЗа по полному обслуживанию VIP-клиентов, КЛС, как 100-процентная «дочка» ОАО «Лизинговая компания «КАМАЗ», получил в 2008—2010 годах эксклюзивные условия по лизингу камазовской техники. Поэтому крупные корпоративные клиенты выигрывали от сотрудничества с «КАМАЗ-ЛИЗИНГ-Сервисом»: им предлагались не только продажа автотехники и помощь в обучении персонала в учебном центре «КАМАЗ», но и послепродажное сопровождение в течение всего «жизненного цикла» приобретенной автотехники. Обладая привилегированным положением, КЛС обрел уникальную клиентскую базу заказчиков КАМАЗов. По данным системы «Спарк-Интерфакс», начиная с 2012 года компания сумела довести ежегодный объем выручки с 1 млрд до 2 млрд рублей. Правда, в последние два года динамичный рост продаж оборачивался убытками. Так, в 2015 году «КАМАЗ-ЛИЗИНГ-Сервис» ушел в минус на 18,2 млн рублей, а в 2016 году и вовсе погрузился в пучину потерь, «заработав» убыток в 154,3 млн рублей.

Являясь официальным дилером КАМАЗа по полному обслуживанию VIP-клиентов, КЛС, как 100-процентная «дочка» ОАО «Лизинговая компания «КАМАЗ», получил в 2008—2010 годах эксклюзивные условия по лизингу камазовской техники. Фото пресс-службы КАМАЗа

Возможно, к финансовым потерям могли привести кадровые рокировки в сбытовой структуре КАМАЗа, вызванные трансформацией всей стратегии продаж автозавода. Бессменный гендиректор «КАМАЗ-ЛИЗИНГ-Сервиса» Андрей Игнатьев, сумевший выстроить эффективное взаимодействие с VIP-клиентами на протяжении многих лет, в 2015 году получил повышение и перешел на руководящий пост в ТФК КАМАЗа. При этом он оставил за собой управление КЛС, однако после двух лет в ТФК стало ясно, что ему больше нет смысла содержать «дублирующую» структуру в Москве.

ТФК: лизинговые сделки КЛС потеряли актуальность

Впрочем, как пояснили «Реальному времени» в руководстве ТФК, причиной ликвидации КЛС явилось то, что его технологии продаж «утратили свою актуальность». «С его присоединением ТФК становится универсальным правопреемником всех прав и обязанностей КЛС, — отметили в компании. — Но продавать в лизинг мы не собираемся», — удивил неожиданным поворотом в разговоре представитель компании. По его словам, теперь этот формат не актуален и вместо него будут использованы другие формы реализации. «Мы переориентируемся на новые технологии. У нас другая концепция продаж», — сказал он. Правда, в чем она заключается, представитель ТФК раскрывать не стал. По его словам, перед реорганизацией КЛС выполнил все договорные обязательства перед заказчиками.

С упразднением КЛС право на предоставление лизинга от КАМАЗА останется у одной дочерней компании — ОАО «Лизинговая компания «КАМАЗ». Каким портфелем лизинговых сделок она обладает, выяснить не удалось. Между тем в ТФК заметили, что теперь полномочия между двумя конкурирующими «продавцами» строго разграничены.

Лизинг автотехники остается по большому счету единственным способом продаж дорогостоящей грузовой техники. Фото kamaz.ru

ТФК собрала продажи в кулак

На усиление тенденции по централизации полномочий в руках ТФК указал и руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев. По его словам, до сих пор функции по продаже и сервису между камазовскими структурами были «несколько раздроблены». «И КАМАЗ, и ТФК, и КЛС занимались сервисным обслуживанием. Так исторически сложилось. Но сейчас это упорядочили», — подчеркнул он. На КАМАЗе рассчитывают, что эти решения приведут к повышению эффективности товаропроводящей сети. «Еще пару лет назад была подвергнута аудиту деятельность дилеров КАМАЗа, с ними были заключены новые договоры, — рассказал глава пресс-службы автозавода. — При этом их ранжировали по категориям и виду деятельности: кто-то может продавать только грузовики, а кто-то — только запчасти. Все дилеры должны соответствовать определенным требованиям КАМАЗа. Так мы стремимся довести торговую сеть до лучших мировых стандартов».

Между тем лизинг автотехники остается по большому счету единственным способом продаж дорогостоящей грузовой техники. По оценкам дилеров КАМАЗа, почти 90% автомашин продается в рассрочку на 3 года, поэтому они удивлены решением ТФК отказаться от лизинга. «Мы видим восстановительный рост лизинга по сравнению с предыдущими годами. Это объясняется тем, что повышается доступность ресурсов для лизинговых компаний и снижается стоимость фондирования», — отметили в нескольких дилерских компаниях КАМАЗа. По их мнению, фактором роста продаж стали государственные программы поддержки транспортной отрасли, дорожной и строительной техники. Популярными остаются госпрограммы Минпромторга РФ «Русский тягач», «Фермер», «Свое дело», по которым можно получить скидку до 12,5% от цены автотранспортного средства отечественного производства. А это серьезная экономия для любого хозяйствующего субъекта, указывают дилеры. Программы работают с 2015 года и распространяются на автомобили, собранные на территории России.

Луиза Игнатьева
ПромышленностьМашиностроение
комментарии 6

комментарии

  • Анонимно 09 нояб
    Завод Камаз будет на грани рентабельности, а вся прибыль будет оседать в ТФК. Смотрите кто владелец тфк юридически
    Ответить
  • Анонимно 09 нояб
    Камаз уже совершенно не тот
    Ответить
  • Анонимно 09 нояб
    Сейчас эти машины очень похожи на игрушечные
    Ответить
  • Анонимно 09 нояб
    Нерентабильно становится выпускать столько машин
    Ответить
  • Анонимно 09 нояб
    Любое предприятие должно избавляться от убыточного производство. В современных условиях руководители ищут новые формы реализации-нужна прибыль.
    Ответить
  • Анонимно 09 нояб
    Камазы пользуются спросом в нашей стране. Зачем еще содержать армию нахлебников дублирующих работу диллеров
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии